Программа «Школа открытий»
1.Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.
Планирование внеурочной деятельности «Школа открытий» тесно связано с деятельностью по художественно-эстетическому развитию. Это дает возможность продолжить работу по наиболее интересным темам, осуществлять межпредметные связи с уроками чтения, окружающего мира, музыки, технологии.
Цель занятий – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся; создание благоприятных условий для развития природной любознательности детей, выявление и развитие творческих способностей, сделать увлекательным и интересным процесс познания мира.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
формировать духовные качества личности;
расширять общекультурный кругозор через личностный опыт;
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
вести через самостоятельное творчество к углубленным знаниям;
научить основам работы в различных техниках.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Школа открытий», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для детей.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
2. Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
3.Место курса.
Программа рассчитана на 36 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 20-25 минут.
5.Результаты изучения курса
Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, праздники, выставки.
Формы работы самые разнообразные: это экскурсии, праздники искусства, выполнения коллективной работы, разовой работы.
На занятиях ребята знакомится со следующими видами работ: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, художественное моделирование, плетение из бумаги, беседы, работа с тканью, нитками.
Метапредметными результатами являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
•умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
•способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Планета загадок» являются:
•усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Программа «Школа открытий» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
любовь к природе
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Модели инструментария для оценки достижений:
работы учащихся
деятельность учащихся
статистические данные
Портфолио
Ожидаемые результаты:
Укрепление в каждом ребенке веры в себя, в свои возможности познавать и преобразовывать мир;
Развитие у детей чувства красоты, радости от чего – либо сделанного ими самими для близких, друзей и других людей.
Развивать умения работать в коллективе и чувствовать ответственность; умение работать самостоятельно.
Лучшие работы использовать для выставок в школе, на общешкольных родительских собраниях, использовать для подарков близким.
6.Календарно- тематическое планирование
Тема занятия | Формы и особенности организации | Продукт проекта | Кол-во часов | Неделя | Дата |
Осень – рыжая подружка | Групповая | Экскурсия в природу. Соберем букет из осенних листьев. | 1 | 3 неделя | 19.09 |
«Золотая волшебница Осень» | Групповая | Изготовление панно из природного материала | 1 | 4 неделя | 26.09 |
«Осень вокруг нас» | Индивидуальная | Книжка – малышка (рисунки, загадки, ребусы, стихи) | 2 | 5 - 6 неделя | 3.10, 10.10 |
«Зимующие птицы» | Индивидуальная | Изготовление кормушки. Вывешивание готовых кормушек. | 2 | 7-8 неделя | 17.1024.10 |
«Игрушки из бумаги» | Индивидуальная | Игрушка из бумаги выполненная в технике оригами | 3 | 9 – 11неделя | 7.11. 14.1121.11 |
«Здравствуй, Зимушка – зима!» | Коллективная | Экскурсия по территории лицея. Сбор фотоматериала | 1 | 12 неделя | 28.11 |
«Зима вокруг нас» | Индивидуальная | Книжка – малышка (рисунки, загадки, ребусы, стихи) | 2 | 13-14 неделя | 5.12 12.12 |
«Кто ты, Дедушка Мороз?» | Индивидуальная | Объемная поделка из бумаги. Оформление новогодней выставки. | 2 | 15-16 неделя | 19.12 26.12 |
«Рождество Христово и Крещение» | Индивидуальная | Подготовка к празднику. Праздник. | 2 | 17-28 неделя | 9.01 16.01 |
«Что вырастет из семечка?» | Групповая | Посадка огорода на подоконнике | 1 | 19 неделя | 23.01 |
«Дуют ветры в феврале!» | Индивидуальная | Опытно – экспериментальная деятельность. Создание ветряных игрушек. | 2 | 20-21 неделя | 30.01 6.02 |
«23 февраля – День Защитника Отечества» | Групповая | Создание поздравительной газеты. | 1 | 22 неделя | 13. 02 |
«Есть такая профессия – родину защищать!» | Индивидуальная | Создание коллажа «Защитники родины!» | 1 | 23 неделя | 27.02 |
«Мама – вы слышите слово какое?» | Групповая | Создание поздравительной газеты к 8 марта. | 1 | 24 неделя | 6.03 |
«Весна в окно стучится!» | Коллективная | Экскурсия по территории лицея. Сбор фотоматериала | 1 | 25 неделя | 13.03 |
«Волшебница весна!» | Индивидуальная | Книжка – малышка (рисунки, загадки, ребусы, стихи) | 2 | 26 – 27 неделя | 20.03 3.04 |
«Первые космонавты» | Индивидуальная | Создание макета ракеты | 1 | 28 неделя | 10.04 |
«Сказочная птица» | Индивидуальная | Работа рисование пластилином | 1 | 29 неделя | 17.04 |
«Волшебный мир магнитов» | Групповая | Опытно – экспериментальная деятельность | 1 | 30 неделя | 24.04 |
«В гармонии с природой» | групповая | Викторина | 1 | 31 неделя | 8.05 |
«Весенние цветы» | Групповая | Создание объёмных цветов из салфеток | 1 | 32 неделя | 15.05 |
«Я все сумею, все смогу!» | Групповая | Итоговое мероприятие. | 1 | 33 неделя | 22.05 |