СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности. Работа с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности. Работа с текстом»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селтинская средняя общеобразовательная школа»

Селтинского района Удмуртской Республики

Первомайская ул., д. 17, с. Селты, 427270, Тел (8-34159) 3-14-93,Email: selty-school@mail.ru

ОКПО 39398177, ОГРН 1021800917841, ИНН/КПП 1819002267/182101001




СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР:

___________/Келарева Н.Л./

Протокол № 1

от 31 августа 2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора № 252-ОД

от 31 августа 2023 г.







Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

Чтение. Работа с текстом.

Направление «Интеллектуальное»

Для 3г класса









Разработчик:

учитель начальных классов

Казакова М.А.












Селты, 2023г. 


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Чтение. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Чтение. Работа с текстом» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель данного курса:

 формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. 

Основные задачи:

освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Программа курса внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации год. 

УМК для проведения внеурочной деятельности для педагога:

Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – 3-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект») 

Содержание курса внеурочной деятельности

Чтение

Чтение вслух.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Работа с текстом: оценка информации

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.

Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация программы обеспечивает достижение учениками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного  – чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков  своих и окружающих людей;

- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Средство достижения этих результатов - технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной, текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

 Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

 осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

 самостоятельно находить ключевые слова;

 самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

- формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента);

 составлять простой и сложный план текста;

 создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

 иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- видеть языковые средства, использованные автором

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  определять тему и главную мысль текста;

  делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,

- выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Оценка достижения планируемых результатов

При оценке результатов необходимо помнить, что в 4-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Промежуточный:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности. Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Критерии оценки результатов тестов.

80 - 100% - высокий уровень освоения программы;

60-80% - уровень выше среднего;

50-60% - средний уровень;

30-50% - уровень ниже среднего;

меньше 30% - низкий уровень.

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 Календарно – тематическое планирование 3 класс


Наименование темы урока

Форма проведения

часы

ЦОР\ЭОР


Дата






Вводное занятие

Беседа.

1

https://cdnpdf.com/pdf-15399-chtenie-rabota-s-tekstom-3-klass-krylova-on


2

Работа с текстом «Синица» по Г.Скребицкому.

практикум.

 1

 


3

Работа с текстом «Птицы» по А.Тихонову.

Беседа.практикум.

 1

 


4

Работа с текстом « Фламинго» по Э.Бауэру.

Беседа, дискуссия

в формате

свободного обмена

мнениями.


 1

 


5

Работа с текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии.

Работа в группах.

 1

 


6

Работа с текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии.

Дисскуссия. Обмен мнениями

 


7

Работа с текстом «Волчиха» по А.Чехову.

Работа в парах.

 


8

Работа с текстом «Ответ» С.Михалкова.

Учебная

дискуссия.


 


9

Работа с текстом «Диковинное дерево» по А.Солженицыну.

Практическая

работа.


 


10

Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии.

Беседа, практикум

 1

 


11

Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии. (продолжение).

Работа в группах, обмен мнениями

 


12

Работа с текстом «Олени» А.Старостина

Дискуссия

в формате

свободного обмена

мнениями.


 


13

Работа с текстом «Змеи» по материалам энциклопедии.

практикум.

 


14

Работа с текстом «Синички» по Э.Шиму

Индивидуальная работа

 1

 


15

Работа с текстом «Дрессировка» по материалам энциклопедии.

Творческая работа

 1

 


16

Работа с текстом «И так бывает» по Л.Киселёвой.

Решение

ситуационных

задач. Работа в

группах.


 


17

Работа с научно- популярным текстом «Радуга» по материалам энциклопедии.

Круглый стол

 


18

 Работа с научно- популярным текстом «Радуга» по материалам энциклопедии.  (продолжение) по материалам энциклопедии.

Практическая работа

 


19

Работа с текстом «Конец лета» по А.Тихонову.

Творческая работа

 


20

Работа с текстом «Сосновый бор» по И.Соколову-Микитову.

Фронтальная

работа.


 


21

Работа с текстом «Сосновый бор» по И.Соколову-Микитову. (продолжение) 

Индивидуальная работа

 1

 


22

Работа с текстом «Дельфины» по материалам энциклопедии.

Работа в парах.

 


23

Работа с текстом  «Башмачки» по Л.Киселёвой.

Практическая работа

 


24

Работа с текстом «Немецкая овчарка» по Э.Бауэру.


 1

 


25

Работа с текстом « Осёл и бобр» С.Михалкова.

Учебная дискуссия

 


26

Работа с текстом «Весна» по записям В.Васильева.

Творческая мастерская

 


27

Дискуссия по произведению  «Весна»

Индивидуальная

работа


 


28

Работа с текстом «На катке» В.Осеевой.

Решение

ситуационных

задач. Работа в

группах.


 1

 


29

Работа с научно- популярным текстом «Растения» по материалам энциклопедии.

Практическая работа

 1

 


30

Составление кроссворда по произведению «Растения»

Работа в группах

 


31

Работа с текстом «Калина» по И.Соколову-Микитову.

Беседа,

обсуждение,

работа в группах.


 1

 


32

Работа с текстом «Калина» по И.Соколову-Микитову(виртуальная экскурсия)

Творческая мастерская

 


33

Викторина по пройденным произведениям

Викторина

 1

 


34

Итоговое занятие.

Тестирование.

 1

 


 





















































Содержание занятий.


 

 

Наименование темы урока

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР\ЭОР

Дата

1.

Вводное занятие


1



2.

Работа с текстом. Синица.


1



3.

Работа с текстом. Птицы


1














































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!