Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная сказка» составлена с учетом направлений внеурочной деятельности, прописанных в основной образовательной программе ООП НОО ФГОС МОУ « Лицей № 1»
Программа рассчитана на 33,5 часов, 1 час в неделю. Срок реализации 1 год.
Выбор данной программы обусловлен тем, что в процессе прохождения материала формируется фундамент музыкальной культуры учащихся как части их общей, духовной культуры. Развиваются творческие способности младших школьников.
Цели внеурочной деятельности:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи внеурочной деятельности:
- выявление и развитие певческих способностей у детей;
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- изучение особенностей музыкального языка;
-формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- развитие творческих активностей во всех видах музыкальной деятельности (передача характерных образов в играх, хороводах, импровизация маленьких песенных попевок);
1. Планируемые результат освоения программы. Личностные результаты
Обучающийся научиться
эмоциональная отзываться на музыкальные произведения;
- эмоционально воспринимать образы родной природы, отраженных в музыке,
- испытывать чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительно относиться к музыкальным занятиям, проявлять интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- развивать чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями. Обучающийся получит возможность научиться
- понимать значения музыкального искусства в жизни человека;
-нравственно-эстетических переживаний музыки;
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначально ориентироваться на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- понимать роли музыки в собственной жизни.
- уважать чувства и настроения другого человека.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научиться
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
Обучающийся получит возможность научиться
понимать смысл инструкции учителя и заданий;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой форме- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности
Познавательные
Обучающийся научиться
осуществлять поиск нужной информации;
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- сравнивать разные части музыкального текста;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Обучающийся получит возможность научиться
- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения
Коммуникативные
Обучающийся научиться
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в групповой работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты:
Обучающийся научатся:
- петь популярные русские народные песни;
-петь современные детские песни;
- рассказывать сказки разных народов;
- определять виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
Обучающийся получат возможность научиться:
- слушать, осознанно отвечать на вопросы;
- освоить детские музыкальные произведения;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
-овладеть практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально - пластическом движении и импровизации.
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
2.Содержание курса
Раздел I «Как зародилась музыка» (19 ч.)
Представление о разговорной и музыкальной речи. Знакомство со строением голосового аппарата. Понятие «вокал» как искусство пения. Воспитывать у детей средствами музыки через тексты песен уважение к одноклассникам, родной школе, друзьям.
Раздел II «Музыка и мы» (14 ч.) Знакомство детей с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел I «Как зародилась музыка» (19 ч.) |
1. | Как зародилась музыка. | 05.09 | |
2. | Сказка о музыкальных капельках. | 12.09 | |
3. | Знакомство с голосовым аппаратом. Голосовые игры. | 19.09 | |
4. | Легенда о «трёх китах». | 26.09 | |
5. 6. | Песенки из мультфильмов. | 03.10 17.10 | |
7. | Осенние забавы. | 24.10 | |
8. | Музыкальные игры и загадки. | 31.10 | |
9. 10. | Волшебная страна звуков. | 07.11 14.11 | |
11. | Необычные звуки и голоса. | 28.11 | |
12. | Весело – грустно. | 05.12 | |
13. | Пластическое интонирование. | 12.12 | |
14 | Хороводные песни, игры, пляски. | 19.12 | |
15. | Новогодний карнавал. | 26.12 | |
16. | «Коляда, Коляда! Отворяй ворота». | 09.01 | |
17.18. | Музыка Зимы. | 16.01 23.01 | |
19. | Русские народные попевки, игры, песенки. | 30.01 | |
Раздел II «Музыка и мы» (14 ч.) |
2021 | Певческая установка. | 06.02 13.02 | |
22 | Дыхательная гимнастика. | 27.02 | |
23 | Мама – солнышко моё. | 06.03 | |
24. | Масленица – встреча весны. | 13.03 | |
25. | Дыхание перед началом пения. | 20.03 | |
26. | Колыбельные песенки. | 27.03 | |
27. | Весёлые песенки о буквах. | 10.04 | |
28 | Музыка Весны. | 17.04 | |
29. | Знакомство с шумовыми инструментами. | 24.04 | |
30. | Русские композиторы детям. | 01.05 | |
31. | Пластическое интонирование | 08.05 | |
32. | Музыкальные игры и загадки. | 15.05 | |
33. | Обобщающий урок по теме «Мир музыки» | 22.05 | |
Учебно – методическое обеспечение
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Зам. Директора по УВР
ГМО учителей _______________/Борисенко О.А./
_________________/
От_____________________№________________