Приложение к ООП ООО
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Я-гражданин»
для 8-9 классов
основного общего образования
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Познавательные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике;
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать
Содержание курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»
Место программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 8 – 9 классах. Всего 35 часов в 8 классах, 34 часа в 9 классах. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания. Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий.
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин;
- экскурсии;
- поиск сайтов и извлечение нужной информации;
- проектная деятельность;
- разработка и проведение экскурсий по стендам;
- встречи;
- подготовка сообщений, презентаций.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.
Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.
Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Мы – россияне.
Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.
Российская государственность.
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Участие граждан в управлении страной.
Россия – демократическое государство.
Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях.
Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Встреча с представителями банка «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».
Современное российское общество.
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире».
Россия в современном мире.Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».
Учебно-тематический план
8 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе |
теоретических | практических |
1 | Мы – россияне | 11 | 4 | 7 |
2 | Российская государственность | 6 | 1 | 5 |
3 | Россия – демократическое государство | 1 | | 1 |
4 | Гражданин в экономических отношениях | 8 | 2 | 6 |
5 | Современное российское общество | 7 | 3 | 4 |
6 | Россия в современном мире | 2 | | 2 |
Итого: | 35 | 10 | 25 |
9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе |
теоретических | практических |
1 | Мы – россияне | 11 | 4 | 7 |
2 | Российская государственность | 6 | 1 | 5 |
3 | Россия – демократическое государство | 1 | | 1 |
4 | Гражданин в экономических отношениях | 8 | 2 | 6 |
5 | Современное российское общество | 7 | 3 | 4 |
6 | Россия в современном мире | 1 | | 1 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Рассмотрено ШМО
заседание №1 от 26.08.2020
Утверждаю
Заместитель директора по ВР
Бабенко Ю.Б.
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Я-гражданин»
для 8-9 классов
основного общего образования
Учитель внеурочной деятельности
Носевич А.Н.
2020 год
Календарно- тематический план
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол- во часов | Форма проведения | Формы контроля | Дата проведения | Дата проведения по факту |
| | всего | теория | практика | | | | |
1. | Граждане России - россияне | 1 | 1 | | беседа | диспут | | |
2-3 | Россия – многонациональное государство | 2 | 1 | 1 | подготовка проектов | проекты | | |
4-5 | Особенности территориального устройства страны | 2 | 1 | 1 | подготовка проектов | проекты | | |
6-7 | Традиции, обычаи, праздники народов России | 2 | | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | сообщения | | |
8-9 | Малая Родина в составе России | 2 | 1 | 1 | рефераты | защита рефератов | | |
10-11 | Россия – Родина моя | 2 | | 2 | стихи о России | конкурс стихов о России | | |
12-13 | Государство на страже закона, прав и свобод граждан | 2 | | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву | | |
14-15 | Органы власти в России. Ветви власти | 2 | 1 | 1 | игра | ролевая игра «Выборы» | | |
16-17 | Власть и политика | 2 | | 2 | встреча с депутатом городской Думы | беседа | | |
18 | Демократия – власть народа: история и современность | 1 | | 1 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | стенгазеты | | |
19-20 | Государство в экономической жизни людей | 2 | 1 | 1 | беседа | дискуссия | | |
21 | Гражданский кодекс РФ | 1 | 1 | | беседа | дискуссия | | |
22-23 | Занятость и трудоустройство в современной России | 2 | | 2 | экскурсия в Службу занятости населения | экскурсия | | |
24-25 | Роль банков в экономике | 2 | | 2 | Встреча с представителем банка, игра | Встреча, игра | | |
26 | Налоговая политика государства | 1 | | 1 | встреча с работником налоговой инспекции | беседа | | |
27-28 | Современное российское общество и тенденции его развития | 2 | 2 | | беседа | дискуссия | | |
29 | Научные открытия и технические достижения | 1 | 1 | | беседа | дискуссия | | |
30-31 | Многообразие религиозных конфессий | 2 | | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | беседа | | |
32-33 | Экологические проекты в России и мире | 2 | | 2 | создание презентаций | презентации | | |
34 (35 в 8 кл.) | Может ли человечество жить без войн | 1 (2 в 8 кл.) | | 1 (2 в 8 кл.) | интеллектуальная неделя | дискуссия | | |
Приложение
к рабочей программе
курса внеурочной деятельности
«Я-гражданин»
для 8-9 классов
основного общего образования
Рассмотрено ШМО
заседание №1 от 26.08.2020
Утверждаю
Заместитель директора по ВР
Бабенко Ю.Б.
Оценочные материалы
курса внеурочной деятельности «Я - гражданин»
для 8-9 классов
основного общего образования
Оценочные материалы при реализации курса внеурочной деятельности «Я-гражданин» разработаны педагогами МБОУ «СОШ №4», рассмотрены и утверждены на ШМО классных руководителей ООО №1 от 26.08.2020.
Приложение
к рабочей программе
курса внеурочной деятельности
«Я-гражданин»
для 8-9 классов
основного общего образования
Методико-дидактическое обеспечение
курса внеурочной деятельности «Я - гражданин»
в 8-9 классах
основного общего образования
Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2017
Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. – М., 2017
Гитис М.С., Моисеев А.П. Краткий справочник. Познай свой край. Челябинская область. – Челябинск: Абрис, 2018
Гражданское образование и социальное проектирование. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М., 2020
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2018
Дегтярев А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры. – М., 2017
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Конституция РФ
29