Внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность «Гражданин, общество, право» 10 КЛАСС
Количество часов за год в соответствии с учебным планом 35 часов
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. №613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»; Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з (Реестр примерных основных общеобразовательных программ/Министерство образования и науки Российской Федерации), приказа Министра образования Московской области от 20.03.2017 №911 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2017-2018 учебном году», приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и Программы по внеурочной деятельности для 10 класса.
УМК:
Обществознание. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, М.Ю.Телюкиной— М.: Просвещение, 2017.
Право.10-11классы :учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Н.А.Никитина, Т.И.Никитиной— М.: Просвещение, 2017.
Конституция Российской Федерации
Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 10 кл., ООО «Кирилл и Мефодий».
Михайлова Н.Н., Иоффе А.Н.,Королькова Е.С., Уколова А.Е., Вакуленко В.А. Организация внеурочной работы по праву. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2014
Цели изучения курса «Гражданин. Общество. Право» в 10 классе:
1.Равитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2.воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3.Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4.Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
5.Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско- общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения курса «Гражданин. Общество. Право» в 10 классе:
1.Формирование целостного восприятия мира;
2.Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
3.Формирование культуры общения;
4.Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
5.Выработка этических принципов на основе правовой культуры; в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
6.Приобщить обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в краеведческой и общественной работе.
7.Знать историю родного края и историю развития правового поля в своем регионе.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностные результаты выражаются в следующих убеждениях и качествах:
1.Умение сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
2.Умение применять на практике социальные навыки,
3.Осмысление совокупности моральных и правовых норм и гуманистических ценностей;
4.Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
К важнейшим метапредметным результатам изучения учебного курса «Гражданин. Общество. Право» относятся:
1.Владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
2.Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на занятиях и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
4) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
5) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
6) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
7) выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
8) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
9) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
10) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
II. Содержание курса внеурочной
При организации учебного занятия используются различные формы организации и виды деятельности: деятельности
«Гражданин. Общество. Право»
Формы организации и виды деятельности
Перечисленные формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга.
Введение. Роль права в жизни человека и общества (2 ч)
Тема 1. Как и почему зарождается право? (На примере краеведческого материала Серпуховской земли). (2 ч)
Возникновение правовых регуляторов в истории человечества, формирование права в настоящее время. Потребность общества в правовых нормах.
Тема 2. Я - гражданин страны. (На примере краеведческой истории г.Серпухова). (4 ч)
Правовой статус гражданина России. Конституция РФ. Символика страны.
Права и обязанности несовершеннолетних.
Работа в группах . Анализ материалов из газет и журналов, Интернет-ресурсов и телевизионных передач о нарушениях и соблюдении конституционного права.
Тема 3. Работодатели и работники на рынке труда.(Выезд на Лифтовый завод в г.Серпухове). (4 ч)
Трудовой кодекс РФ. Основные принципы правового регулирования труда в РФ. Особенности правового поведения работников и работодателей. Юридические правила, регулирующие трудовую деятельность.
Решение правовых задач. Порядок трудоустройства, оформление трудового договора, порядок увольнения и решение проблем, возникающих при расторжении правоотношений работников и работодателей.
Тема 4 . Правовые основы брака. Родители и дети. (Встреча с работником ЗАГСА г.Серпухова). (4 ч)
Правовое регулирование семейных отношений, порядок заключения и расторжения брака РФ.
Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей.
Лабораторная работа. Составление брачного контракта
Тема 5. Судопроизводство в нашей стране. (Встреча с работниками прокуратуры г.Серпухова).(4 ч)
Формы осуществления защиты прав и интересов личности в РФ. Система судебной власти в России. Компетенции судов РФ. Суд присяжных.
Ролевая игра «Изучаем гражданский судебный процесс»
Тема 6. Из мира юридических профессий. (На примере краеведческой истории г.Серпухова). (4 ч)
Разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе. Основные аспекты профессиональной деятельности юристов: юрист, адвокат, судья, юрисконсульт, прокурор, нотариус, частный детектив, следователь.
Лабораторная работа. «Составление юридических документов (заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.)»
Тема 7. Мировое сообщество на защите прав человека. (Встреча с работниками прокуратуры г.Серпухова). (4 ч)
Система мировой защиты прав человека. Международные документы об основных правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. События мировой истории, которые привели к борьбе за права человека.
Анализ международных документов и норм международного права с целью классификации основных прав человека: гражданских, политических, социально-экономических, культурных.
Тема 8. Почему я должен следовать закону? (4 ч)
Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности и наказуемости. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в результате физического принуждения и проч.). Важность правовых знаний у граждан РФ.
Итоговое занятие (Экскурсия в прокуратуру г.Серпухова). (2 часа)
Разработать систему мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупреждению.
(проект- презентация).
III. Тематическое планирование
№ уроков-кол-во часов | Наименование разделов и тем | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1-2 | Роль права в жизни человека и общества? (На примере краеведческого материала Серпуховской земли). | Регулятивные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; Познавательные: менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. | Идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. | сентябрь | |
3-1 | Как зарождается право | Регулятивные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; Познавательные: менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. | Идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. | сентябрь | |
4-1 | Почему зарождается право | Регулятивные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута Познавательные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Коммуникативные: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. | Идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. | сентябрь | |
5-2 | Правовой статус гражданина России. Конституция РФ. Символика страны. (На примере краеведческой истории г.Серпухова). | Познавательные: строить доказательство: прямое, косвенное, от противного Коммуникативные: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат. | Идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. | октябрь | |
7-2 | Права и обязанности несовершеннолетних. | Познавательные: строить доказательство: прямое, косвенное, от противного Коммуникативные: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат. | | октябрь | |
9-2 | Трудовой кодекс РФ. Основные принципы правового регулирования труда в РФ | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Сформировать ответственное отношения к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | ноябрь | |
11-2 | Особенности правового поведения работников и работодателей. Юридические правила, регулирующие трудовую деятельность. (Выезд на Лифтовый завод в г.Серпухове). | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Сформировать ответственное отношения к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | ноябрь | |
13-2 | Правовое регулирование семейных отношений, порядок заключения и расторжения брака РФ. | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов. | декабрь | |
15-2 | Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей. (Встреча с работником ЗАГСА г.Серпухова). | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов. | декабрь | |
17-2 | Формы осуществления защиты прав и интересов личности в РФ. | Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: сохраняют доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Регулятивные: анализируют предпосылки успеха публичного выступления. | Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов. | январь | |
19-2 | Система судебной власти в России. Компетенции судов РФ. Суд присяжных. (Встреча с работниками прокуратуры г.Серпухова). | Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: сохраняют доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Регулятивные: анализируют предпосылки успеха публичного выступления. | Использовать коллективно-распределенную деятельность для решения разноплановых задач: познавательных, исследовательских, проектных, профессиональных. | январь | |
21-2 | Разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе. ( На примере краеведческой истории г.Серпухова). | Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: сохраняют доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Регулятивные: анализируют предпосылки успеха публичного выступления. | Конструировать процесс диалога как конвенционирование интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров. | февраль | |
23-2 | Основные аспекты профессиональной деятельности юристов: юрист, адвокат, судья, юрисконсульт, прокурор, нотариус, частный детектив, следователь. | Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: сохраняют доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Регулятивные: анализируют предпосылки успеха публичного выступления. | | февраль | |
25-2 | Система мировой защиты прав человека. | Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: сохраняют доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Регулятивные: анализируют предпосылки успеха публичного выступления. | Конструировать процесс диалога как конвенционирование интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров. | март | |
27-2 | Международные документы об основных правах человека. | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Конструировать процесс диалога как конвенционирование интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров. | март | |
29-2 | Важность соблюдения закона и уважения права в стране. | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Конструировать процесс диалога как конвенционирование интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров. | апрель | |
31-2 | Проблемы преступности и наказуемости. (Встреча с работниками прокуратуры г.Серпухова). | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Конструировать процесс диалога как конвенционирование интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров. | апрель-май | |
33-3 | Итоговое занятие | Познавательные: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Коммуникативные: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта деятельности. | Развивать творческую деятельность эстетического характера. | май | |
«СОГЛАСОВАНО»
На заседании ШМО
учителей истории и обществознания
Протокол от 30.08.2017г. №1
Руководитель ШМО
---------------------- Т.Е.Пономарева
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УР
---------------------- Г.Т. Гурова
31.08.2017г.