СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс (по специальной (коррекционной) программе VIII вида)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Изобразительное искусство 5-7 классы под ред. В.В. Ворон­ковой, 2000.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс (по специальной (коррекционной) программе VIII вида)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1


«Принято»

Руководитель МО

__________Т.В.Солдатенко


Протокол № ___ от

«____»____________2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Г.Р.Петрова


«____»____________2019 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________А.В.Меркушева


Приказ № ___ от «___»____2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)

учителя изобразительного искусства

Солдатенко Татьяны Викторовны


(высшая квалификационная категория)


по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

5-7 класс

(по специальной (коррекционной)

программе VIII вида)








2019 - 2020

учебный год

Данная рабочая адаптированная программа ориентирована на учащихся 5-7 класса, обучающихся по программе VIII вида и реализуется на основе следующих документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Изобразительное искусство 5-7 классы под ред. В.В. Ворон­ковой, 2000.


























1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

1.1. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Изобразительное искусство" " в основной школе

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по изобразительному искусству, являются:

- коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строе­ния, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- развитие умения находить в изображаемом существенные признаки отличия, устанавли­вать сходство и различие между предметами;

- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последователь­ном выполнении рисунка;

- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства;

- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;

- формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства выпускниками основной школы проявляются в:

- в развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

- в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;

- в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков;

- улучшение зрительно-двигательной координации путем исполь­зования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по изобразительному искусству являются в сфере:

познавательной

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять себе место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

- различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;

- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;

- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобрази­тельного, декоративно-прикладного и народного искусства, скуль­птуры, архитектуры, дизайна;

- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специ­альной лексики, совершенствование фразовой речи;

ценностно ориентационной

- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравствен­ному и эстетическому воспитанию;

- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и по­нимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведени­ях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональ­но-эстетическое отношение к ним;

коммуникативной

-  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специ­альной лексики, совершенствование фразовой речи;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.

эстетической

-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию на эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах высокого и массового изобразительного искусства, уметь выявлять ассоциативные связи и осознавать их роль;

- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;

-  развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

трудовой

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- содействие нравствен­ному и трудовому воспитанию.

























1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

5 класс

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

- находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.


6 класс

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоратив­ном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространствен­ную композицию в рисунках на темы;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправ­лять замеченные в рисунке ошибки;

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом терми­ны, принятые в изобразительной деятельности;

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительно­го искусства, особенности изделий народных мастеров.


7 класс

Учащиеся должны уметь:

- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в про­странстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательны­ми линиями при построении рисунка, выполняя его в определен­ной последовательности (от общего к частному);

- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, кони­ческой, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного ха­рактера, стилизовать природные формы, выполнять построение узо­ров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с уче­том их зрительного уменьшения;

- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусст­ва и высказывать о них оценочные суждения.




































2. Содержание курса


5 класс

  1. Рисование с натуры

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности вы­полнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропор­ции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивно­сти цвета путем добавления воды в краску.

  1. Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элемен­тов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершен­ствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

  1. Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри­сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предме­тов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возни­кающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наибо­лее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать аква­рельными и гуашевыми красками.

  1. Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего по­нятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произ­ведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувство­вать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.


6 класс

  1. Рисование с натуры

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружа­ющей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершен­ствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно пла­нируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисун­ке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

  1. Декоративное рисование

Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоратив­ного характера; формирование понятия о построении сетчатого узо­ра с помощью механических средств; развитие у детей художествен­ного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирова­ние элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и на­выка пользования материалами в процессе рисования, подбора гар­монических сочетаний цветов.

  1. Рисование на темы

Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы эле-менты рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг дру­га, передавая связное содержание; развитие умения отражать в ри­сунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения paботать акварельными и гуашевыми красками.


4. Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного воспри­ятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными про­изведениями; продолжение знакомства детей с народным декора­тивно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гар­моничных цветовых сочетаний.


7 класс

  1. Рисование с натуры

Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструк­цию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последователь­ность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совер­шенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных пред­метов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и ком­бинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисун­ке цветовых оттенков изображаемых объектов.

  1. Декоративное рисование

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перераба­тывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

  1. Рисование на темы

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения раз­мещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление поня­тия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

  1. Беседы об изобразительном искусстве

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстети­ческого отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном ис­кусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях про­изведений декоративно-прикладного искусства.


















№ п/п


Раздел

Тема


Количество часов

1

5 класс


2

Рисование с натуры

12

3

Декоративное рисование

11

4

Рисование на темы

6

5

Беседы об изобразительном искусстве

5


6 класс


6

Рисование с натуры

12

7

Декоративное рисование

10

9

Рисование на темы

6

9

Беседы об изобразительном искусстве

6


7 класс


10

Рисование с натуры

14

11

Декоративное рисование

8

12

Рисование на темы

5

13

Беседы об изобразительном искусстве

7

14

Резервное время

3

Тематическое планирование








Приложение №1 к рабочей программе

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

5 класс по программе VIII вида, утвержденной приказом

№_________от ________________


«Принято»

Руководитель МО

__________Т.В.Солдатенко


Протокол № ___ от

«____»____________2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Г.Р.Петрова


«____»____________2019 г.


«Утверждено»

Директор школы

_________А.В.Меркушева


Приказ № ___ от «___»___2019 г.





Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» по программе 8 вида 5 класс


п/п

Дата

Тема

Вид и тип занятия

Оборудование

Примечание

По плану

Дано

Наглядные пособия, ЦОР

ТСО, средства Интернет

1

06.09


Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»

урок сообщения новых знаний.

презентация


ПК, ММП


2

13.09


Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



3

20.09


Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов

урок творчества



4

27.09


Рисование геометрического орнамента в круге

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП



5

04.10


Рисование простого натюрморта

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



6

11.10


Рисование симметричного узора по образцу

урок творчества




7

18.10


Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм

урок фантазирования




8

25.10


Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП


9

01.11


Беседа «Декоративно-прикладное искусство»

выставка


фотоаппарат


10

15.11


Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



11

22.11


Рисование с натуры объемного предмета конической формы

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



12

29.11


Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство»

урок сообщения новых знаний

презентация:

ПК, ММП


13

06.12


Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета

игра




14

13.12


Рисование новогодних карнавальных очков

урок фантазирования




15

20.12


Рисование на тему «Лес зимой»


урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



16

27.12


Рисование на тему «Следы на снегу»

игра




17

10.01


Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье. Портрет как жанр живописи»

выставка


Фотоаппарат


18

17.01


Рисование с натуры фигуры человек

урок сообщения новых знаний

Презентация

ПК, ММП


19

24.01


Рисование на тему «Зимние развлечения»

урок творчества




20

31.01


 Рисование с натуры цветочного горшка с растением

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП



21

07.02



Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



22

14.02


Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


23

21.02



Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета

урок творчества




24

28.02


Декоративное рисование плаката «8 Марта»

урок творчества

презентация

ПК, ММП


25

06.03



Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом

урок сообщения новых знаний

презентация


ПК, ММП



26

13.03



Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП

фотоаппарат


27

20.03


Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

урок фантазирования

презентация

ПК, ММП


28

03.04


Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

выставка





29

10.04


Рисование с натуры игрушки


урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


30

17.04



Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме

урок творчества




31

24.04


Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


32

08.05


Рисование симметричных форм: насекомые по выбору

игра




33

15.05


Рисование с натуры весенних цветов несложной формы

урок- фантазирования

презентация

ПК, ММП


34

22.05


Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП


35

29.05



Экскурсия

неурочная деятельность


фотоаппарат


Итого: 35 часов

неурочных занятий – 7 (25%)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!