Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
«Принято» Руководитель МО __________Т.В.Солдатенко Протокол № ___ от «____»____________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Г.Р.Петрова «____»____________2019 г. | «Утверждено» Директор школы _____________А.В.Меркушева Приказ № ___ от «___»____2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
учителя изобразительного искусства
Солдатенко Татьяны Викторовны
(высшая квалификационная категория)
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
5-7 класс
(по специальной (коррекционной)
программе VIII вида)
2019 - 2020
учебный год
Данная рабочая адаптированная программа ориентирована на учащихся 5-7 класса, обучающихся по программе VIII вида и реализуется на основе следующих документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Изобразительное искусство 5-7 классы под ред. В.В. Воронковой, 2000.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
1.1. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Изобразительное искусство" " в основной школе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по изобразительному искусству, являются:
- коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развитие умения находить в изображаемом существенные признаки отличия, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства;
- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
- формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства выпускниками основной школы проявляются в:
- в развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;
- в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по изобразительному искусству являются в сфере:
познавательной
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять себе место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
ценностно ориентационной
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и эстетическому воспитанию;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
коммуникативной
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.
эстетической
-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах высокого и массового изобразительного искусства, уметь выявлять ассоциативные связи и осознавать их роль;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
трудовой
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
6 класс
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
2. Содержание курса
5 класс
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
6 класс
Рисование с натуры
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы эле-менты рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения paботать акварельными и гуашевыми красками.
4. Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
7 класс
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
№ п/п | Раздел Тема | Количество часов |
1 | 5 класс | |
2 | Рисование с натуры | 12 |
3 | Декоративное рисование | 11 |
4 | Рисование на темы | 6 |
5 | Беседы об изобразительном искусстве | 5 |
| 6 класс | |
6 | Рисование с натуры | 12 |
7 | Декоративное рисование | 10 |
9 | Рисование на темы | 6 |
9 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
| 7 класс | |
10 | Рисование с натуры | 14 |
11 | Декоративное рисование | 8 |
12 | Рисование на темы | 5 |
13 | Беседы об изобразительном искусстве | 7 |
14 | Резервное время | 3 |
Тематическое планирование
Приложение №1 к рабочей программе
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
5 класс по программе VIII вида, утвержденной приказом
№_________от ________________
«Принято» Руководитель МО __________Т.В.Солдатенко Протокол № ___ от «____»____________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Г.Р.Петрова «____»____________2019 г. | «Утверждено» Директор школы _________А.В.Меркушева Приказ № ___ от «___»___2019 г. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» по программе 8 вида 5 класс
№ п/п | Дата | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
По плану | Дано | Наглядные пособия, ЦОР | ТСО, средства Интернет |
1 | 06.09 | | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» | урок сообщения новых знаний. | презентация | ПК, ММП | |
2 | 13.09 | | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
3 | 20.09 | | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов | урок творчества | | | |
4 | 27.09 | | Рисование геометрического орнамента в круге | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
5 | 04.10 | | Рисование простого натюрморта | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
6 | 11.10 | | Рисование симметричного узора по образцу | урок творчества | | | |
7 | 18.10 | | Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм | урок фантазирования | | | |
8 | 25.10 | | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
9 | 01.11 | | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» | выставка | | фотоаппарат | |
10 | 15.11 | | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
11 | 22.11 | | Рисование с натуры объемного предмета конической формы | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
12 | 29.11 | | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» | урок сообщения новых знаний | презентация: | ПК, ММП | |
13 | 06.12 | | Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета | игра | | | |
14 | 13.12 | | Рисование новогодних карнавальных очков | урок фантазирования | | | |
15 | 20.12 | | Рисование на тему «Лес зимой» | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
16 | 27.12 | | Рисование на тему «Следы на снегу» | игра | | | |
17 | 10.01 | | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье. Портрет как жанр живописи» | выставка | | Фотоаппарат | |
18 | 17.01 | | Рисование с натуры фигуры человек | урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | |
19 | 24.01 | | Рисование на тему «Зимние развлечения» | урок творчества | | | |
20 | 31.01 | | Рисование с натуры цветочного горшка с растением | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
21 | 07.02 | | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
22 | 14.02 | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
23 | 21.02 | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета | урок творчества | | | |
24 | 28.02 | | Декоративное рисование плаката «8 Марта» | урок творчества | презентация | ПК, ММП | |
25 | 06.03 | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
26 | 13.03 | | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП фотоаппарат | |
27 | 20.03 | | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения | урок фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
28 | 03.04 | | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения | выставка | | | |
29 | 10.04 | | Рисование с натуры игрушки | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
30 | 17.04 | | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме | урок творчества | | | |
31 | 24.04 | | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
32 | 08.05 | | Рисование симметричных форм: насекомые по выбору | игра | | | |
33 | 15.05 | | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы | урок- фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
34 | 22.05 | | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
35 | 29.05 | | Экскурсия | неурочная деятельность | | фотоаппарат | |
Итого: 35 часов
неурочных занятий – 7 (25%)