Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол от 28 августа 2017 года № 1 Руководитель МО _________ Н.В. Крылова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ _ Т.В. Трушникова « 29 » августа 2017 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ БГО СОШ № 3 от « 29 » августа 2017 года № 190 Директор школы ______ __С.Н. Ледовских |
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
3 КЛАСС
СОСТАВИТЕЛЬ: учитель информатики Литвинова Ю.Н.
2017 – 2018 учебный год
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «Введение в информатику».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- готовность и способность к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению и познанию;
-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
понимать, что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
различать источники и приемники информации;
узнает что такое носитель информации;
компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
соблюдать правила работы с компьютером и технику безопасности;
информацию представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
информацию хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
данные - это закодированная информация;
понимать и знать определение объекта;
каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
каждому объекту давать характеристику;
документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
различать назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
электронный документ – это файл с именем;
что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
что компьютерная сеть бывает локальная и глобальная;
определять что такое информационная система и из чего она состоит.
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- называть части компьютера, программы и виды данных;
-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
-уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «Введение в информатику». 3 КЛАСС
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год
В учебном плане на изучение информатики выделено 0,5 часа в неделю. За год 17 часов. Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева 3 класс. Тематическое планирование предлагается в соответствии со структурой учебника согласно линейному изучению теоретического материала. Предусматривается деление класса на группы 10-17 человек.
Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.
Информация, человек и компьютер. (4 часа)
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Знать: что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ; правила работы с компьютером и технику безопасности.
Уметь: называть органы чувств и различать виды информации; различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин. Контрольная работа «Человек и информация»
Действия с информацией. (4 часа).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Учащиеся должны понимать: что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Знать: что данные - это закодированная информация
Уметь: получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Действия с информацией».
Мир объектов. (5 часов)
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах.
Уметь: называть виды имен объектов; различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера. Контрольная работа по теме «Мир объектов»
Компьютер, системы и сети. (4 часа)
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Знать: что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система; что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная; что такое информационная система и из чего она состоит.
Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных; уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы; уметь находить файл в файловой системе; использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети».
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ». 3 КЛАСС
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Информация, человек и компьютер | 4 |
2 | Действия с информацией | 4 |
3 | Мир объектов | 5 |
4 | Компьютер, системы и сети | 4 |
| Итого: | 17 |
Учебный предмет имеет большую практическую направленность. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ В рабочую программу включено 4 контрольные работы:
Контрольные работы
№ п/п | Тема контрольной работы |
1. | Информация, человек и компьютер |
2. | Действия с информацией |
3. | Мир объектов |
4. | Компьютер, системы и сети |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
По плану | фактически |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация. | 1 | | | |
2 | Источники и приёмники информации. Носители информации. | 1 | | | |
3 | Компьютер. Системы и сети. | 1 | | | |
4 | Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер». | 1 | | | |
5 | Получение информации. Представление информации. | 1 | | | |
6 | Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. | 1 | | | |
7 | Хранение информации. Обработка информации. | 1 | | | |
8 | Контрольная работа по теме «Действия с информацией». | 1 | | | |
9 | Объект и его имя. | 1 | | | |
10 | Свойства объекта. Функции объекта. | 1 | | | |
11 | Отношения между объектами. Характеристика объекта. | 1 | | | |
12 | Документ и данные об объекте. | 1 | | | |
13 | Контрольная работа по теме «Мир объектов». | 1 | | | |
14 | Компьютер – это система. Системные программы и операционная система | 1 | | | |
15 | Файловая система | 1 | | | |
16 | Компьютерные сети. Информационные системы. | 1 | | | |
17 | Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети» | 1 | | | |
3 КЛАСС