Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол от __ августа 20__ года № 1 Руководитель МО _________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ «__» августа 20__ года | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ БГО СОШ № 3 от «__» августа 20__ года № Директор школы ________ |
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
4 КЛАСС
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель информатики
Пономарчук А. С.
2018 – 2019 учебный год
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «Введение в информатику».
4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- готовность и способность к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению и познанию;
-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
называть основные источники информации;
определять назначение основных устройств компьютера;
правилам безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающийся получит возможность научиться:
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «Введение в информатику». 4 КЛАСС
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год
В учебном плане на изучение информатики выделено 0,5 часа в неделю. За год 17 часов. Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева 4 класс. Тематическое планирование предлагается в соответствии со структурой учебника согласно линейному изучению теоретического материала. Предусматривается деление класса на группы 10-17 человек.
Содержание курса информатики четвертого класса — это то, ради чего информатика изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир понятий», «Мир моделей», «Информационные модели» формируют представления учащихся о работе с различными научными понятиями.
Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Повторение. (4 часа)
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.
Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами.
Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи. Контрольная работа «Повторение».
Понятие, суждение, умозаключение. (4 часа)
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.
Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь».
Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение.
Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение».
Мир моделей. (5 часов.)
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа.
Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Мир моделей».
Управление. (4часа)
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.
Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Управление».
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ». 4 КЛАСС
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Повторение | 4 |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 4 |
3 | Мир моделей | 5 |
4 | Информационное управление | 4 |
| Итого: | 17 |
Учебный предмет имеет большую практическую направленность. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ В рабочую программу включено 4 контрольные работы:
Контрольные работы
№ п/п | Тема контрольной работы |
1. | Повторение |
2. | Понятие, суждение, умозаключение |
3. | Мир моделей |
4. | Информационное управление |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
По плану | фактически |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере. Человек в мире информации. Действия с данными. | 1 | | | |
2 | Объект и его свойства. Отношения между объектами. | 1 | | | |
3 | Компьютер как система. | 1 | | | |
4 | Контрольная работа по теме «Повторение». | 1 | | | |
5 | Мир понятий. Деление понятия. | 1 | | | |
6 | Обобщение понятий. Отношения между понятиями. | 1 | | | |
7 | Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. | 1 | | | |
8 | Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие». | 1 | | | |
9 | Модель объекта. Текстовая и графическая модели. | 1 | | | |
10 | Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. | 1 | | | |
11 | Виды алгоритмов. | 1 | | | |
12 | Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель. | 1 | | | |
13 | Контрольная работа по теме «Мир моделей». | 1 | | | |
14 | Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления | 1 | | | |
15 | Цель управления. Управляющее воздействие. | 1 | | | |
16 | Средство управления. Результат управления | 1 | | | |
17 | Контрольная работа по теме «Управление» | 1 | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ».
4 КЛАСС.