СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ». 4 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ». 4 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3




РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов


Протокол от __ августа 20__ года № 1

Руководитель МО _________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

________
«__» августа 20__ года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МБОУ БГО СОШ № 3

от «__» августа 20__ года №

Директор школы

________







ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»


4 КЛАСС





СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель информатики

Пономарчук А. С.









2018 – 2019 учебный год

РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «Введение в информатику».

4 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к обучению и познанию;

-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- социальные компетенции;

- личностные качества.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

    • Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.

    • Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

    • Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.

    • Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).

    • В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

  • При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.

  • При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

  • Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».



КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.

  • Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

        • называть основные источники информации;

        • определять назначение основных устройств компьютера;

        • правилам безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;


Обучающийся получит возможность научиться:

        • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;

        • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;

        • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);

        • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

        • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

        • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;

        • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

        • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);

        • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

        • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

        • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

        • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

        • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

        • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

        • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

        • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

        • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

        • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

        • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

        • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.












РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «Введение в информатику». 4 КЛАСС


Рабочая программа для 4 класса составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год

В учебном плане на изучение информатики выделено 0,5 часа в неделю. За год 17 часов. Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева 4 класс. Тематическое планирование предлагается в соответствии со структурой учебника согласно линейному изучению теоретического материала. Предусматривается деление класса на группы 10-17 человек.

Содержание курса информатики четвертого класса — это то, ради чего информатика изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир понятий», «Мир моделей», «Информационные модели» формируют представления учащихся о работе с различными научными понятиями.

Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.

Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.



Повторение. (4 часа)

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.

Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами.

Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи. Контрольная работа «Повторение».

Понятие, суждение, умозаключение. (4 часа)

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.

Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь».

Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение.

Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение».


Мир моделей. (5 часов.)


Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.

Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа.

Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Мир моделей».


Управление. (4часа)


Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.

Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.

Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Управление».





РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ». 4 КЛАСС


п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Повторение

4

2

Понятие, суждение, умозаключение

4

3

Мир моделей

5

4

Информационное управление

4


Итого:

17


Учебный предмет имеет большую практическую направленность. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ В рабочую программу включено 4 контрольные работы:

Контрольные работы

п/п

Тема контрольной работы

1.

Повторение

2.

Понятие, суждение, умозаключение

3.

Мир моделей

4.

Информационное управление











№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

По плану

фактически

1

Техника безопасности при работе на компьютере. Человек в мире информации.

Действия с данными.

1




2

Объект и его свойства. Отношения между объектами.

1




3

Компьютер как система.

1




4

Контрольная работа по теме «Повторение».

1




5

Мир понятий. Деление понятия.

1




6

Обобщение понятий. Отношения между понятиями.

1




7

Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.

1




8

Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие».

1




9

Модель объекта. Текстовая и графическая модели.

1




10

Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов.

1




11

Виды алгоритмов.

1




12

Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель.

1




13

Контрольная работа по теме «Мир моделей».

1




14

Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления

1




15

Цель управления. Управляющее воздействие.

1




16

Средство управления. Результат управления

1




17

Контрольная работа по теме «Управление»

1




ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ».

4 КЛАСС.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!