СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 9 класс»

Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программой основного общего образования по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов С.Г. Бархударова, С.Е.Крючкова  и др., 2021 г.; основной образовательной программой  основного общего образования МБОУ «Большеберезниковская СОШ»



Планируемые результаты изучения предмета

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, eё значения в процессе получения школьного образования;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлении национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • Формирование:

  • ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, развитие познавательной активности;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии оценки;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

  • умение разделять тексты на абзацы; выделение главного в содержании прочитанного в виде тезисов;

  • анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;



  • осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;

  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;

  • умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Предметные результаты:

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов

произношения;

По лексике: разъяснять значение слов общественно- политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарём и словарём иностранных слов, антонимов;

По словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения

Слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. д. ); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарём;

По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико- орфографическим словарём;

По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-9 классах орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарём;

По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений ;интонационно выразительно призносить предложения изученных видов;

По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.









































Содержание учебного предмета

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+3)

Союзные сложные предложения


Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.


Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и прида­точные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточ­ного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделитель­ные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.


Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)

Ви­ды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и про­стые с обособленными второстепенными членами как синтаксические сино­нимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особен­ности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).


Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые вза­имоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разде­лительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтак­сические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отно­шения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользо­ваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложе­ниями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.


Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (7 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самост. работы, ч

Дата проведения занятий

Планир.

Фактич.

1

Международное значение русского языка.


1

Конспект урока



2

Повторение изученного в 5-8 классах


13




2.1

Устная и письменная речь

Урок повторения

1

Работа в парах



2.2

Фонетика

Урок повторения

1

Работа с тестом



2.3

Лексикология и фразеология

Урок повторения

1

Работа в парах



2.4

Р/р Способы сжатия текста

Подготовка к ОГЭ

Урок повторения

1

Работа с текстом



2.5

Р/р Сжатое изложение №1

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с тестом



2.6

Морфемика и словообразование

Урок повторения

1

Работа над изложением



2.7

Морфология

Урок повторения

1

Проверочный тест



2.8

Синтаксис словосочетания и простого предложения

Урок повторения

1

Работа с тестом



2.9

Предложения

с обособленными членами

Урок повторения

1

Проверочный тест



2.10

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

Урок контроля

1




2.11

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Урок работы над ошибками

1




2.12

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Урок повторения

1

Работа с текстом



2.13

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Урок контроля знаний

1




3

Сложное предложение. Культура речи.


13




3.1

Понятие о сложном предложении

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



3.2

Основные виды сложных предложений

Урок усвоения новых знаний

1

Тест



3.3

Способы сжатого изложения текста

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



3.4

Тезисы. Конспект

Урок усвоения новых знаний

1




3.5

Р.Р. Сжатое изложение

Урок развития речи

1




3.6

Р.Р. Сжатое изложение

Урок развития речи

1

Работа над изложением



3.7

Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения

Комбинированный

1

Работа в парах



3.8

Сложносочинённые предложения

Комбинированный

1

Составление плана



3.9-3.10

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта.

Урок контроля

2




3.11

Рецензия

Урок усвоения новых знаний

1

Работа в парах



3.12 -3.13

Р.Р Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ)

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

2




4

Сложноподчинённые предложения


5+2




4.1

Строение сложно подчинённого предложения

Комбинированный

1

Работа с текстом



4.2

Строение сложно подчинённого предложения

Урок усвоения новых знаний

1

Тест



4.3

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Комбинированный

1

Работа с текстом



4.4

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Урок усвоения новых знаний

1

Работа в парах



4.5

Основные группы сложноподчинённых предложений

Урок усвоения новых знаний

1

Работа в парах



4.6

Подготовка к сочинению по картине И.Айвазовского «Буря у мыса Айя»

Урок развития речи

1

Индивидуальная работа



4.7

Сочинение по картине И.Айвазовского «Буря у мыса Айя»

Урок развития речи

1

Составление плана



5

Сложноподчинённые предложения


5+2




5.1

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок усвоения новых знаний

1

Составление таблицы



5.2

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



5.3

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



5.4

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Урок усвоения новых знаний


1

Работа в парах



5.5

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Урок усвоения новых знаний

1

Проверочный тест



5.6

РР Сжатое изложение

Урок развития речи

1

Составление плана



5.7

РР. Сжатое изложение

Урок развития речи

1




Работа с текстом



6

Основные группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными


26+2




6.1

Придаточные предложения образа действия и степени

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



6.2

Придаточные предложения образа действия и степени

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



6.3

Придаточные предложения места

Урок усвоения новых знаний

1

Работа в парах



6.4

Придаточные предложения времени

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



6.5

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ

Урок контроля

1

Контрольный тест



6.6

Придаточные предложения условные

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



6.7

Придаточные предложения причины

Урок усвоения новых знаний

1




6.8

Придаточные предложения цели

Урок усвоения новых знаний

1

Работа в парах



6.9

Придаточные предложения сравнительные

Комбинированный

1

Работа с текстом



6.10

Сжатое изложение (по упр. 180)

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с текстом



6.11

Придаточные предложения уступительные

Комбинированный

1

Работа в парах



6.12

Придаточные предложения следствия

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



6.13

СПП с придаточными присоединительными

Комбинированный

1

Работа с текстом



6.14

Повторение и закрепление изученного

Комбинированный

1

Работа с текстом



6.15

Контрольный диктант.

Урок контроля

1

Работа с текстом



6.16

Анализ контрольного диктанта.

Урок работы над ошибками

1

Работа с текстом



6.17

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Комбинированный

1

Работа с текстом



6.18

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Комбинированный

1

Работа в парах



6.19

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Подготовка к ОГЭ

Комбинированный

1

Работа в парах



6.20

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

Урок контроля

1

Тест



6.21

Обучающее сочинение-рассуждение

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа над сочинением



6.22

Анализ письменных работ.

Комбинированный

1




6.23

Синтаксический разбор СПП.

Подготовка к ОГЭ

Комбинированный

1

Составление схем



6.24

Пунктуационный разбор СПП.

Комбинированный

1

Составление схем



6.25

Деловые бумаги.

Высказывания на лингвистическую тему

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с высказыванием



6.26

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

Урок повторения и обобщения

1

Контрольный тест



6.27

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

Урок повторения и обобщения

1

Работа с текстом



6.28

Контрольный диктант.

Урок контроля

1

диктатнт



7

Бессоюзные сложные предложения


10+2




7.1

Понятие о БСП. Интонация в БСП.

Комбинированный

1

Работа с текстом



7.2

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.

Комбинированный

1

Работа в парах



7.3

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



7.4

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



7.5

Сжатое изложение с дополнительным заданием

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с текстом



7.6

Сжатое изложение с дополнительным заданием

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с текстом



7.7

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

Урок усвоения новых знаний

1

Тест



7.8

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



7.9

Реферат

Урок усвоения новых знаний

1




7.10

Повторение и обобщение изученного.

Урок закрепления новых знаний

1

Тест



7.11

Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Урок контроля

1




Тест



7.12

Анализ контрольной работы.

Комбинированный

1




8

Сложные предложения с различными видами связи


10+2




8.1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



8.2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом



8.3

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

1

Проверочный тест



8.4

Контрольный тест

Урок контроля

1

Тест



8.5

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связ Подготовка к ОГЭ


Урок усвоения новых знаний

1

Работа в парах



8.6

Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Подготовка к ОГЭ

Комбинированный

1

Работа с текстом



8.7

Сжатое изложение с дополнительным заданием

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с текстом



8.8

Сжатое изложение

с дополнительным заданием

Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи

1

Работа с текстом



8.9

Общие сведения о языке.

Урок развития речи

1

Индивидуальная работа



8.10

Повторение и закрепление изученного.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

1

Тест



8.11

Контрольный диктант.

Урок контроля

1




8.12

Анализ контрольных работ.

Урок контроля

1

Работа в парах



9

Повторение и систематизация изученного в классах


7+2




9.1

Фонетика и графика. Орфография

Комбинированный

1

Работа в парах



9.2

Лексикология (лексика) и фразеология.

Комбинированный

1

Работа с текстом



9.3

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Комбинированный

1

Работа стекстом



9.4

Сочинение на лингвистическую тему.

Урок развития речи

1

Индивидуальная работа



9.5

Морфемика. Словообразование

Комбинированный

1

Работа с текстом



9.6

Морфология.

Комбинированный

1

Работа с текстом



9.7

Синтаксис. Способы передачи чужой речи.

Комбинированный

1

Работа в парах



9.8

Орфография. Пунктуация.

Комбинированный

1

Индивидуальная работа



9.9

Орфография. Пунктуация.

Комбинированный

1

Работа с текстом




Итого


102













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!