СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработана программа по русскому языку для 8 класса по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 8 класс»


Структура рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

2. Содержание образовательной программы.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Календарно-тематическое планирование.

5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

6. Источники информации и средства обучения.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 8 класса составлена на основе

документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Утвержден приказом Минобразования России от 23.06. 2015г. № 1089) с последующими изменениями и дополнениями;

  2. Письмо Минобрнауки РФ от 07.07 2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  3. Образовательная программа МБОУ Фыркальская СОШ №13. Приказ №105 от 31.08.2015г.

  4. Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» утвержденного приказом от 31.08.2015г. №106 по МБОУ Фыркальская СОШ №13.

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Русский язык является предметом федерального компонента учебного плана ОУ. Изучение предмета предусматривается на базовом уровне, на реализацию которого отводится 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю.

     Курс русского языка в 8 классе направлен на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащения словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере ми ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение знаний и умений в жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Контроль уровня обученности отражается в календарно-тематическом планировании.

Рабочая программа за предыдущий год реализована в полном объёме.

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В 8 классе семь учащихся. В классе преобладают дети со средним уровнем способностей. Уровень способностей учащихся позволяет освоить программу по предмету на базовом уровне.

Региональный компонент на уроках используется фрагментарно при изучении нового материала

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего обра­зования и про­граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008) и УМК под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова.

Программа ориентирована на учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Русский язык, под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - М.: Просвещение, 2010

Данный учебно-методический комплект учебников соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных и Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год. Приказ Минобрнауки России №576 от 08.06.2015г.

«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерством образования науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253.







Содержание программы

VIII КЛАСС (102 часа)


темы

(раздела)

Название темы

(раздела)

Содержание темы

(раздела)

Количество часов

Рабочая программа

1.

Функции русского языка в современном мире


1

2.

Повторение пройденного в V-VII классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


7 (6+1)


Словосочетание.

Повторение пройденного материала о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.


7


Простое предложение

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.


5 (4+1)

3.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения


Повторение пройденного материала о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.


10 (8+2)

4.

Второстепенные члены предложения


Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, моста, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

8 (7+1)

5.

Простые односоставные предложения

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему

11 (9+2)

6.

Неполные предложения


Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.


2

7.

Однородные члены предложения


Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).


11 (10+1)

8.

Обращения, вводные слова и междометия.


Вводные и вставные конструкции.


Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.


5 (4+1)




8 (7+1)

9.

Обособленные члены предложения


Понятие об обособлении. Обособленные определения' и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.


17 (16+1)

10.

Прямая и косвенная речь


Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.


8

11.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе


Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).


4


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно политической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «словарь лингвистических терминов» и т.п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слов при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значения, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

- обосновать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средства усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;













































Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Дата


Вид контроля


план

Факт.

1. Функции русского язык 1. Функции русского языка в современном мире (1 ч.)

1.

Русский язык в современном мире

02,09



2. Повторение изученного в V-VII классах (6+1 ч.)

2.

Пунктуация и орфография.

04.09




3.

Знаки завершения, разделения, выделения

07.09




4.

Знаки препинания в сложном предложении.

09.09




5

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий

11.09




6.

Буквы н-нн в суффиксах наречий

14.09




7.

Р/р. Изложение с грамматическим заданием по упр. 26

16.09



Развитие речи

8.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

18.09



Тест


СИНТАКС1ИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

3. Словосочетание (7 ч.)

9.

Основные единицы синтаксиса

21.09




10.

Текст как единица синтаксиса.

23.09




11.

Предложение как единица синтаксиса.

25.09




12.

Словосочетание как единица синтаксиса

28.09




13.

Виды словосочетаний

30.09




14.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

01.10




15.

Синтаксический разбор словосочетаний

02.10



Тест


104. Простое предложение (4+1 ч.)

16.

Грамматическая основа предложения

07.10




17.

Порядок слов в предложении.

08.10




18.

Интонация.

09.10



19

Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение»

14.10



Диктант

20.

Анализ контрольного диктанта. Р/р. Описание памятника

15.10



Развитие речи

ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


5. Главные члены предложения (6+2 ч.)


21.

Подлежащее.

16.10




22.

Сказуемое

21.10




23.

Простое глагольное сказуемое

22.10



24.

Р.р Подготовка и написание сочинения по картине И.Шевандроновой «На террасе».

23.10




 

25.

Простое глагольное сказуемое.

28.10




26.

Составное глагольное сказуемое.

29.10




27.

Составное глагольное сказуемое.

30.10



Развитие речи

28.

Составное именное сказуемое

11.11




Тест

6. Второстепенные члены предложения (7+2 ч.)


29.

Р/р Сочинение по картине И. Шевандроновой «На террасе».

12.11




30.

Тире между подлежащим и сказуемым.

13.11




31.

Роль второстепенных членов в предложении

18.11



32.

Дополнение.

19.11




33.

Определение.

20.11




34.

Приложения. Знаки препинания при нём

25.11




35.

Обстоятельство

26.11




36.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

27.11



37.

Р/р Характеристика человека. Составление характеристики человека (по упр. 166)

02.12



Развитие речи 

7. Односоставные предложения. Неполные предложения (10+3 ч.)

38

Повторение по теме «Второстепенныё члены предложения»

03.12



Тест


39

Главный член односоставного предложения

04.12





40

Назывные предложения

09.12





41

Определённо-личные предложения

10.12





42

Непределённо-личные предложения

11.12



Развитие речи


43

Р/р. Инструкция

16.12





44

Безличные предложения

17.12



Развитие речи


45

Р/р. Рассуждение

18.12





46

Понятие о неполных предложениях

23.12





47

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

24.12





49

Синтаксический разбор односоставного предложения

25.12





48

Повторение по теме «Простые двусоставные предложения»

13.01



Тест или диктант


50

Контрольная работа по теме «Простые двусоставные предложения»

14.01





8. Простое осложнённое предложение (1 ч.)



51

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль

15.01





9. Однородные члены предложения (10+2 ч.)



52

Понятие об осложнённом предложении

20.01





53

Понятие об однородных членах

21.01





54

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

22.01





55

Однородные и неоднородные определения

27.01





56

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

28.01





57

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами

29.01





58

Обобщающие слова при однородных членах

03.02





59

Знаки препинания при обобщающих словах

04.02





60

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами

05.02




61

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

10.02



Тест


62

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

11.02



Тест или диктант



Развитие речи


63

Р/р. Написание контрольного сочинения-рассуждения (на основе сравнительного анализа) упр.281

12.02




10. Обособленные члены предложения (14+1 ч.)



64

Понятие об обособлении.

17.02





65

Обособленные определения

18.02





66

Выделительные знаки препинания при обособленном определении

19.02





67

Р/р. Рассуждение на дискуссионную тему

24.02



Развитие речи


68

Обособленные приложения

25.02





69

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях

26.02




70

Обособленные обстоятельства

02.03





71

Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах

03.03




72

Обособленные уточняющие члены предложения

04.03





73

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

09.03




74

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

10.03





75

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

11.03




76

Синтаксическая синонимия обособленных членов предложения

16.03





77

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

17.03





78

Контрольное тестирование по теме «Обособленные члены предложения»

18.03



Тест


Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11+2 ч.)

11. Обращение (4+1 ч.)

79

Назначение обращения

23.03





80

Распространённые обращения

24.03





81

Выделительные знаки препинания при обращении

25.03






Тест


82

Употребление обращений

06.04




83

Р/р. Составление делового письма

07.04



Развитие речи


12. Вводные и вставные конструкции. Междометия (7+1 ч.)



84

Вводные конструкции

08.04




85

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

13.04




86

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

14.04




87

Вставные слова, словосочетания и предложения

15.04



Тест

88

Р/р. Публичное выступление

20.04



Развитие речи

89

Междометия в предложении

21.04




90

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

22.04




90

Обобщение по теме «Вводные и вставные конструкции»

27.04



Тест

13. Прямая и косвенная речь (8 ч.)


92

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

28.04




93

Комментирующая часть

29.04




94

Косвенная речь

04.05



94

Прямая речь

05.05



95

Диалог

06.05




96

Цитата

11.05




97

Повторение по теме «Прямая и косвенная речь»

12.05




98

Контрольная работа по теме «Прямая и косвенная речь»




Тест (или диктант)

14. Повторение и систематизация изученного в VIII классе (4 ч.)

99

Синтаксис и морфология

13.05



Тест

100

Синтаксис и пунктуация, культура речи и орфография.

25.05



Тест

101

Итоговый контрольный диктант.

26.05



Тест

102

Анализ контрольного диктанта

27.05



Тест















КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) изла­гает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка письменных работ учащихся

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта


Класс

Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в словарном диктанте

слов (самостоятельных и служебных)1

орфограмм2

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами3

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40


До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Нормы оценивания диктанта

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.



2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. – 4 пункт.


*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.


*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.


*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок


При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы


Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок,

или

7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

Допускаются:

7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.


«1»

В работе допущено более 6 недо­четов в содержании и более 7 ре­чевых недочетов.

Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Напри­мер, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунк­туационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправле­ниях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Техника чтения

Класс

Вслух

Про себя

5

6

7

8

9

120

140

140 – 150

150

150

140 – 170

170 – 210

210 – 250

250 – 260

260 – 280


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Отметка «5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Отметка «4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

Отметка «3»


Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Отметка «2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

Отметкой «1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Источники информации и средства обучения и воспитания.

Печатные пособия.

Словари.

Средства технического обслуживания: аудиодиски, компьютер, мультимедиа, проектор.

Репродукции картин.

Раздаточный материал(тесты, карточки).

Художественная литература.

Портреты писателей и поэтов.

Основная литература:

1. Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2009.- 207 с.

Дополнительная литература:

1. Богданова Г.А.. Тестовые задания по русскому языку. – Москва, 2006

2. Научно-методический журнал «Русский язык в школе». - 2010. - № 3.

Интернет-ресурсы

1. http: // rubrikon.com

2. http: //www.ipmce.su/lib/osn prav.htme




20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!