СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родной русской литературе 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по родной русской литературе 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования (с изменениями и дополнениями).

2. Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-6 классов. Составитель – Соболева М. А.

3. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.

4. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.

С учетом:

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).



Место предмета в учебном плане

На изучение предмета учебным планом ГБОУ Гимназия № 10 выделено 34 часа в году (1 час в неделю).


Интернет - ресурсы

1. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС: http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-

2. http://www.krugosvet.ru








Результаты обучения по предмету

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

 






Планируемые результаты

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Современная литература.

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).













Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Значимость родной литературы как способа познания жизни.

Славянская мифология (2 часа).

Воплощение в мифологических произведениях народных представлений о мире. «Миф о матери – земле».

Выразительное чтение произведений.

Теория литературы: миф, сказка. Развитие речи: выразительное чтение.

Древнерусская литература (1 час)

«Сказание о Кожемяке». Своеобразие жанра.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летопись, сказание). Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Литература XVIII века (1 час)

Г.Р. Державин. «Кузнечик». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб). Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Литература XIX века (16 часов)

В. А. Жуковский. «Кубок», «Перчатка». История создания стихотворений. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.

Теория литературы: баллада, художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.

Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».

Теория литературы: эпитет, сравнение. Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан». Художник – Е. Демаков.

Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

А.С. Пушкин. Стихи о Крыме. «Узник». Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь». «Три пальмы». Европейские традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений. Отношение автора к родной природе.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

А.В. Кольцов, И.С. Никитин, Я.П. Полонский о родной природе. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворений.

Теория литературы: художественная идея, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История создания рассказа. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы.

Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.

Станюкович. «Максимка».

Историческая основа рассказа. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, портрет. Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.

Н.А. Некрасов. «Школьник». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Любовь и уважение поэта к простому человеку.

Теория литературы: эпитет, инверсия, диалог, характеристика-портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: выразительное чтение.

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, портрет. Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.

Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Ясной Поляне. Связь с другими искусствами: экранизации повести.

В. Г. Короленко. «Слепой музыкант».

История создания повести. Нравственный выбор героя. Особенности произведения.

Теория литературы: художественная идея. Развитие речи: пересказ эпизодов, составление цитатного плана.


Литература XX века (13 часов)

А. Платонов. «Корова». История создания рассказа, эмоциональное состояние героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

А. Гайдар. «Тимур и его команда». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки.

Теория литературы: повесть как жанр литературы. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. 

Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа. Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Проблема уважения ко времени.

Теория литературы: художественная идея. Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

К.Г. Паустовский. М. М. Пришвин. Рассказы о природе.

Проблема уважения к родной земле.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея. Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина.

Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея. Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.

Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.

Теория литературы: рассказ, композиция, (завязка, кульминация, развязка). Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: заочное знакомство с памятниками собакам-космонавтам в России

Г. Черкашин. «Вкус медной проволоки». История России. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Развитие речи: выразительное чтение, пересказ.

В. П. Крапивин. «Трое с площади Карронад». История России. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Проблема выбора.

Развитие речи: выразительное чтение, пересказ.

Ю. Яковлев. «Цветок хлеба», «Память», «Девочка с Васильевского острова». Значение поступков главного героя. Позиция автора.

Развитие речи: выразительное чтение, пересказ.

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея. Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.














Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов


Планируемые результаты. УУД

Контроль знаний

1

Введение

1




Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: уметь характеризовать роль книги в жизни человека.






2

Мифология

1

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. Предметные: осуществлять подбор ключевых слов и словосочетаний, использовать различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.


3

Из древнерусской литературы

1

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: уметь осуществлять подбор ключевых слов и словосочетаний, использовать различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.


4

Из литературы 18 века

1

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: знать краткие сведения о поэте; иметь представления об автобиографических мотивах.


5

Из русской литературы 19 века

16

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно - следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.

Письменный ответ на вопрос.

6

Из русской литературы 20 века

13

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений, творческих работ.

Тест.


ИТОГО

34










11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!