СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по природоведению 5 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по природоведению  5 класса для учащихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Программа по природоведению 5 класс»

Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

№______ от ______20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ

№_____от_______20__ г.

Сазонов С.М._________





Рабочая программа по предмету природоведеие для учащихся 5 класса в адаптивных образовательных учреждениях для обучающихся с нарушением интеллекта.

на 2020 – 2021 учебный год



Составитель программы: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,

учитель природоведения

высшая квалификационная категория

2020 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»

  • Положения о рабочих программах КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Омской области.


Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

Для обучающихся адаптивной школы характерен основной общий признак – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Обучение в специальной школе должно носить коррекционно-развивающий характер. Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех учащихся имеющих нарушения интеллекта, но и недостатки, характерные для отдельной личности (индивидуальная коррекция). В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Основная задача в процессе коррекционно-развивающего обучения – организация учебной деятельности каждого ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений. Биология как предмет имеет ряд преимуществ в выполнении данной важнейшей задачи. Познать природу – значит понять законы, по которым она развивается, осмыслить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и предметами окружающей действительности, овладеть методами самостоятельного изучения объекта. Современная организация обучения направлена не столько на увеличение объема знаний, сколько на обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, обобщению, классификации.

Вследствие нарушений психофизического развития обучающиеся адаптивной школы быстрее утомляются, отвлекаются от главной цели урока при его однообразном ведении. Преподавание биологии направлено также на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе изучения природы происходит развитие у школьников наблюдательности, речи и мышления. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой и влияние на нее.

Природоведение - интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

Курс "Природоведение" ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Основными задачами курса "Природоведение" являются:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязимежду живой и наживой природой;

  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и т.д;

  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, брежного отношения к природе , ее рсурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • воспитание социально значимых качеств личности;

  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;

  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни;

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление и т.д.

Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При ознакомлении с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о прирде: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных , получают элементарные сведения об охране животных.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников.. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученных на уроках "Мир природы и человека" в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной , о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами , между деятельностью чееловека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

Таким образом предполагаемый в программе минимум природоведческих знаний представляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

Курс "Природоведения" для 5 класса состоит из 6 разделов: "Вселенная", "Наш дом-Земля", "Есть на Земле страна Россия".

При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на зесле . Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения этих названий.

В разделе "Наш дом-Земля" изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера, гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами.В разделах "Воздух", "Полезные ископаемые", "Вода", "Почва" учащиеся знакомятся с основными свойствами воды, воздуха и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши, (равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).

Учитель может использовать на уроке глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для начальной школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условныее цвета суши и воды - зеленый, коричневый и синий (не раскрывая особенностей построения географических карт).

В процессе изучения раздела "Есть на Земле страна Россия" предполагается сформировать у школьников элементарные страноведчские понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством , ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с основными геограическими объектами, занятиями населения, достопримечательностями.

Одной из задач курса "Природоведение" является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются эскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания , полученные на уроках.

Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы, что обусловленоо как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (значительная часть изучаемых объектов и явлений , предусмотренных программой, доступна непосредственному наблюдению учащихся).

В том случае, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем , обозначаются специальным знаком "*".

На изучение темы "Сезонные изменения в природе" отдельное время программой не отводится, так как школьники рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы: ежедневное наблюдение за погодой и ведением календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса.

В связи с тем, что курс "Природоведения" решает задачу подготовки учеников к усвоению в дальнейшем биологического и географического метариала, данной программой предусматривается введение в пассивный ловарь понятий, слов и таких терминов как глобус, карта. При изучении раздела "Есть на Земле страна Россия" школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное море, река Волга, озеро Байкал и др..) Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от школьников географической характеристики этих объектов и нахождения их на физической карте.

Содержание материала описано лаконично, без излишней детализации - это дает учителю большое пространство для творчества не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Требования к уровню базовых учебно-познаваттельных действий, уровню подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями по природоведению ориентированы на овладение наиболее значимыми географическими и биологическими знаниями, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика "Знать, понимать, уметь" включает в основном требования репродуктивного уровня , нацленные на воспроизведение основного содержания предмета. Однако в программу включенны и отдельные требования продуктивного характера, к которым относятся формирование предметной деятельности , коммуникативных умений и способов деятельности, связанных с соблюдением нрм экологического поведения в природной среде, сохранением собственного здоровья.







Планируемые результаты освоения учебного предмета "Природоведение" в 5 классе.

Предметные результаты.

Минимальный уровень.

Достаточный уровень.

-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

-представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к опредделенным группам (нефть-горючее полезное ископаемое);

-соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

-узнавание и называние изученных объектов в наттуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об узучаемых предметах по заданию учителя;

-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото-полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

-называние сходных по определенным признакам объектов их тех, которые были изучены на уроках, известны из других источникоов; объяснение совего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предметте изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля) осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-овершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;



Личностные результаты (включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах).

-осознание себя как гражданина России; форирование чувства гордости за свою Родину;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

-принятие и освоение социальной роли обуающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и т.д.). Формирование готовности обращатся к взрослым и сверстникам в бытовых ситуциях на прогулке, в парке, в столовой;

-формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений);

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха);

-формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знаомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны - эклогическое воспитание;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим каем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и т.д.



5 класс

Неживая природа (68 часов)


"Введение" (2ч)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и нежвая природа.

"Вселенная" (6ч)

Небесные тела: планеты, звезды, солнечная система. Солнце.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.

Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы

Зарисовки звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Экскурсии (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдения за звездным небом.

Межпредметные связи

Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.


"Наш дом - Земля" (44 ч)

Планета Земля. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1 ч)

"Воздух" (9ч)

Воздух и его охрана.Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способ защиты.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Соостав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойства не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.


"Полезные ископаемые" (14 ч)

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, , используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойство каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия.: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди:цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

Охрана недр.


"Вода" (14 ч)

Вода в природе. роль воды в питании живых организмов.

Свойства воды как жидкости: непостоянные формы. Способность растворять некоторые твердые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Три состояния воды . Температура и её измерение. Единица измерения температуры-градус. температура плавления льда и кипения воды.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. , расширение при замерзании.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

Охрана воды.


"Поверхность суши". Почва" (6ч)

Равнины, холмы, овраги. Горы.

Почва - верхний слой Земли. Состав почвы: пергной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Лабораторная работа. Давление и движения воздуха.

Практические работы.

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы "Полезные ископаемые".

Заполнение схем "Воды суши".

Изготовление макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов по темам "Охрана воды, воздуха, почвы".

Экскурсии (1ч)

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).

Межпредметные связи

Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.


"Есть на Земле страна Россия" (14ч)

Россия - Родина моя. Место России на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, река Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.

Москва - столица России.

Санкт-Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя).

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.

Население нашей страны . Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности.



Обобщение раздела "Неживая природа" (2ч)


Практические работы

Зарисовка государственного флага России.

Подбор иллюстраций (достопримечательностей городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д.).

Изготовление альбома "Россия - наша Родина".

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне.

Изготовление альбома "Наш город (поселок, село, деревня)".

Экскурсии

Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

Межпредметные связи

Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!