СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "Родной (русский) язык" 1- 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к урокам "Родного (русского) языка в  1- 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Родной (русский) язык" 1- 4 класс.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Родной русский язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной русский язык» входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».


Цели изучения учебного предмета «Родной русский язык» Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Место учебного предмета «Родной русский язык» в учебном плане

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 67 часов (16 часов в 1-м классе по 0,5 часа в неделю в течение 33 недель, по 17 часов по 0,5 часа в неделю в течение 34 недель, во 2-м, 3-м классах, и 4-м классе).


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык»

Планируемые результаты освоения программы 1-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

    • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

    • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

    • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

    • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

    • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

    • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

    • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

    • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

    • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

    • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.


Личностные, метапредметные результаты первого года обучения.

В результате изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, родной (русский) язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Планируемые результаты освоения программы 1 класса.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

  • осознание языка как основного средства общения людей. Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;

  • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;

  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

  • осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

  • понимания здоровье сберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова,

предложения, текст);

  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

  • различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

звуки;

  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для

упорядочивания слов;

  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

  • производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;

  • применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);

  • выполнять основные гигиенические требования при письме. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;


Составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

  • различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–

действия предметов;

  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать

значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с э

талоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);

  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • оценивать правильность выполнения задания;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную

  • задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики,

словарь, содержание);

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

используя справочные материалы учебника (под руководством

учителя);

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления

(анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,

благодарить.

Обучающиеся получать возможность научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям



Планируемые результаты освоения программы 2-го класса


Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической

красоты и точности русского слова;

  • осознания русского языка как основного средства общения народов России;

  • осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание

разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;

  • понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям

народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • осознавать слово как главное средство языка;

  • осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

  • различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные

твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска

нужной информации (в словарях и др.)

  • производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в

учебнике материала);

  • различать родственные (однокоренные) слова;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи

(существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

  • осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли,

  • связь слов, интонационная законченность);

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок

букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и

переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

  • устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми

морфемами;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место;

  • понимать цель выполняемых действий;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

  • понимать важность планирования работы;

  • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи

(орфограммы в корне слов);

  • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с

выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

  • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы

с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании

творческой работы, создании проектов;

  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;


оценивать выполнение задания по следующим параметрам:

выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя

справочные материалы учебника;

  • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

  • находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей(составление слов);

  • владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя

различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,

справочного бюро;

  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление

предложений);

  • владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим

корнем).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;


  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

(обращение, вежливые слова);

  • озаглавливать текст;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для решения

коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для

реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

  • осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

  • выделять наиболее существенные факты;

  • устанавливать логическую связь между фактами;

  • создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.



Планируемые результаты освоения программы 3-го класса

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;

  • слова, называющие природные явления и растения;

  • слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;

  • наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в 39 современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных 40 с народными промыслами;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

  • приводить объяснения заголовка текста;

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.


Планируемые результаты освоения программы 4-го класса

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;

  • с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

  • осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

  • с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;

  • пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

  • приводить объяснения заголовка текста.


Содержание учебного предмета «Родной русский язык»

1 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (7 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Зачем людям имена, что они означают. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).


2 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Резерв составляет 2 часа.


3 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Резерв 1час.


4 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (3 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне)

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же».

Резерв 1 час.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


1 класс

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Русский язык: прошлое и настоящее - 5 часов

1.

Как писали в старину

1

2.

Как писали в старину. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

1

3.

Дом в старину: что как называлось

1

4.

Во что одевались в старину

1

5.

Проектное задание: «Словарь в картинках».

1

Язык в действии – 7 часов

5.

Выделяем голосом важные слова

1

6.

Как можно играть звуками

2

7.

Где поставить ударение

2

8.

Как сочетаются слова

1

9.

Сравниваем тексты

1

Секреты речи и текста – 5 часов

10.

Как люди общаются друг с другом

1

11.

Вежливые слова

1

12.

Как люди приветствуют друг друга

1

13.

Зачем людям имена

1

14.

Спрашиваем и отвечаем

1


ИТОГО:

17

2 класс

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Русский язык: прошлое и настоящее – 6 часов

1.

По одёжке встречают…

1

2.

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1

3.

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1

4.

Каша – кормилица наша.

1

5.

Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час.

1

6.

Проектное задание: «Почему это так называется?»

1

Язык в действии – 5 часов

7.

Помогает ли ударение различать слова?

1

8.

Для чего нужны синонимы?

1

9.

Как появляются пословицы и фразеологизмы?

1

10.

Как можно объяснить значение слова?

1

11.

Встречаются ли в сказках и стихах необычное ударение? Практическая работа.

1

Секреты речи и текста – 6 часов

12.

Учимся вести диалог.

1

13.

Составляем развернутое толкование значения слова.

1

14.

Устанавливаем связь предложений в тексте.

1

15.

Создаем тексты- инструкции.

1

16.

Резерв.

2


ИТОГО:

17

3 класс

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой.

1

2.

Кто друг прямой, тот брат родной.

1

3.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

1

4.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

5.

Какой лес без чудес.

1

6.

Дело мастера боится.

1

7.

Проектная работа: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»

1

Язык в действии – 5 часов

8.

Для чего нужны суффиксы?

1

9.

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1

10.

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

11.

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

12.

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

Секреты речи и текста – 5 часов

13.

Создаём тексты- рассуждения.

1

14.

Учимся редактировать тексты.

1

15.

Создаём тексты- повествования.

2

17.

Резерв.

1


ИТОГО:

17

4 класс

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Русский язык: прошлое и настоящее – 6 часов

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

3.

Красна сказка складом, а песня – ладом.

1

4.

Красное словцо не ложь.

1

5.

Язык языку весть подаёт.

1

6.

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела: «Откуда это слово появилось в русском языке».

1

Язык в действии – 3 часа

7.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

8.

Можно ли об одном и том же сказать по- разному?

1

9.

Как и когда появились знаки препинания?

1

Секреты речи и текста – 8 часов

10.

Задаём вопросы в диалоге.

1

11.

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

1

12.

Учимся составлять план текста.

1

13.

Учимся пересказывать текст.

1

14.

Учимся оценивать и редактировать тексты.

2

15.

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

16

Резерв.

1


ИТОГО:

17

нтернет – ресурсы.

 

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types 

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru

Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!