СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по подготовке к ОГЭ по географии в 9-х классах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа поможет вам систематизировать подготрвку по географии к итоговой аттестации в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа по подготовке к ОГЭ по географии в 9-х классах»

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии в 9-х классах

на 2023-2024 учебный год

Составитель:

учитель географии

Богданова Е.А.

МБОУ СОШ №160


Пояснительная записка.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

План работы по подготовке к ОГЭ по географии

Месяц

Организационно-методическая работа

Работа с нормативными документами

Работа с учащимися

Работа с родителями

Октябрь

Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.

Организация консультаций.

Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов

Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2020-2021году

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации еженедельно.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.

Знакомство с демоверсиями.

Знакомство с регламентом.

Индивидуальные консультации еженедельно.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.

Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.

Ноябрь

 Оформление информационного стенда.

Отслеживание изменений в демоверсиях.

Анализ результатов ОГЭ по географии за 2019-2020г.

Знакомство с изменениями в демоверсиях.

Консультации еженедельно.

Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»

Декабрь

Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).


Работа по заполнению бланков.

Индивидуальные консультации.

Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.

Январь

Подготовка, обновление, пополнение

 справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.


Тренировочные занятия по заполнению бланков.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.

Февраль

Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2017 года.

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации. Подготовка к пробному экзамену.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.

Март

Подбор заданий различной сложности.

Изучение нормативно-правовых документов

Участие в пробном экзамене.

 Итоги проведения пробного экзамена.

Работа по КИМам.

Консультации.

Информирование родителей о результатах пробного экзамена.

Апрель - май

Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.

Изучение нормативно-правовых документов

Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.

Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.



План

проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии

Цели: повторить изученный материал за курсы географии 6-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ. 



Название темы


Количество часов

I

Физическая география

8

1

Географические открытия путешественников

2

2

Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах

2

3

Географическая ширина и долгота. Изображение высот и глубин

2

4

Природные зоны земли

2

II

География материков и океанов

16

5

Карты материков и океанов

2

6

Мировой океан-главная часть гидросферы

2

7

Географическая оболочка

2

8

Страны мира

2

9

Южные материки

2

10

Северные материки

2

11

Климат и климатические ресурсы России

2

12

Внутренние воды и водные ресурсы

2

III

География России. Хозяйство и население

6

13

Особенности расселения населения России

1

14

Главные отрасли и межотраслевые комплексы России

2

15

Европейская часть России

1

16

Азиатская часть России

1

17

Россия в современном мире

1

Итого 34 часов

               


Календарное планирование

Дата по плану

По факту

Тема

Вид работы

1



Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии.


2



Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии


3



Источники географической информации:

глобус, географическая карта, план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой.

4



Работа по построению профилей рельефа местности

Выполнение заданий из сборника КИМов

5



Географические координаты.

Определение географической широты и долготы.

6



Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России.

7



Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Работа с тектонической картой. Выполнение заданий из сборника КИМов.

8



Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

9



Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

Поверхностные и подземные воды суши.


Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.


10



Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли.

Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.

11



Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами.  Работа с климатограммами.

12



Распределение солнечного света и тепла на Земле

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

13



Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.

Природные зоны Земли

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

Характеристика природных зон Земли.  Работа с картой природных зон.

14



Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

15



Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

16



Основные черты природы Африки,

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков.

17



18



19



Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

20



Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

21



Часовые пояса

Решение задач. Работа с картой часовых поясов.

22



Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

23



Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма.

24



Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.

25



Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой.

26



Пробное ОГЭ

Тренировочное заполнение бланков

27



Население России. Численность, естественное движение населения

Работа с картой населения России.

28



Половой и возрастной состав населения.

Размещение населения. Основная полоса расселения.

Направления и типы миграции.

Народы и основные религии России.

Работа с картой плотности населения России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России.

29



Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Выполнение заданий из сборника КИМов.

30



Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами

31



Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России.

32



Пробное ОГЭ.Работа над ошибками. Индивидуальные консультации.

Тренировочное заполнение бланков. Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!