МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЁЛКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ № 7
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ Щёлковский лицей №7 ЩМР МО от 29.08.2018 №117- од |
Рабочая программа
по окружающему миру
(базовый уровень)
2 класс Г
на 2018- 2019 учебный год
Составитель: Георгиевская Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов
2018
Рабочая программа «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.А.Плешакова (окружающий мир), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011г.), в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Плешаков А. А., Соловьёва А. Е. Учебник «Окружающий мир» 2 класс – Просвещение 2016 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 урока в неделю, 34 недели), что соответствует Учебному плану начального общего образования МБОУ Щелковский лицей ЩМР МО.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
Учащиеся получат возможность для формирования:
этических чувств и норм на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережного отношения к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построения элементарных производственных цепочек, осмысления вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
Учащиеся получат возможность научиться:
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой).
Учащиеся получат возможность научиться:
распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные
Учащиеся научатся:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами.
Содержание учебного предмета (68 часов)
1. Где мы живём? (4 часа).
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным крае (район, область). л/к Проект «Город в котором я живу».Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машина, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
2. Природа. (20 часов).
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные порода и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. л/к Проект «Мой домашний питомец»-в содержание
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля разорение птичьих гнезд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.л/к проект «Береги природу!»
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
3. Жизнь города и села (10 часов).
Поселок, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение частоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленное предприятие поселка. Строительств в поселке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины поселка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. л/к Проект «Профессии моих родителей»
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические вязи в зимнем лесу.
4.Здоровье и безопасность. (9 часов).
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.л/к проект «Дорожная азбука»
5.Общение. (7 часов).
Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома и в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).л/к Проект « Кто такой вежливый человек?»
6.Путешествия. (18 часов).
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).л/к проект «Водоемы Щелковского района»
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.л/к Проект «Страны мира».
Знакомство с другими городами нашей страны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Лицейский компонент в программе выделен жирным шрифтом.
Календарно-тематическое планирование 2Г класс
| № | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Где мы живём - 4 часа |
| 1 | Родная страна. | 1 | 04.09.18 | |
| 2 | Город и село. л/к Проект «Город в котором я живу». | 1 | 06.09.18 | |
| 3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 11.09.18 | |
| 4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!» . | 1 | 13.09.18 | |
| Природа - 20 часов |
| 5 | Неживая и живая природа. | 1 | 18.09.18 | |
| 6 | Явления природы. | 1 | 20.09.18 | |
| 7 | Что такое погода? | 1 | 25.09.18 | |
| 8. | В гости к осени. | 1 | 27.09.18 | |
| 9. | В гости к осени. | 1 | 02.09.18 | |
| 10 | Звёздное небо. | 1 | 04.10.18 | |
| 11 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | 09.10.18 | |
| 12 | Про воздух… | 1 | 11.10.18 | |
| 13 | … И про воду. | 1 | 16.10.18 | |
| 14 | Какие бывают растения. | 1 | 18.10.18 | |
| 15 | Какие бывают животные. | 1 | 23.10.18 | |
| 16 | Невидимые нити. | 1 | 25.10.18 | |
| 17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 06.10.18 | |
| 18 | Дикие и домашние животные. л/к Проект «Мой домашний питомец»-в содержание | 1 | 08.11.18 | |
| 19 | Комнатные растения. | 1 | 13.11.18 | |
| 20 | Животные живого уголка. | 1 | 15.11.18 | |
| 21 | Про кошек и собак. | 1 | 20.11.18 | |
| 22 | Красная книга. | 1 | 22.11.18 | |
| 23 | Будь природе другом! л/к проект «Береги природу!» | 1 | 27.11.18 | |
| 24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | 29.11.18 | |
| Жизнь города и села - 10 часов | | 1 |
| 25 | Что такое экономика. | 1 | 04.12.18 | |
| 26 | Из чего что сделано. | 1 | 06.12.18 | |
| 27 | Как построить дом. | 1 | 11.12.18 | |
| 28 | Какой бывает транспорт. | 1 | 13.12.18 | |
| 29 | Культура и образование. | 1 | 18.12.18 | |
| 30 | Все профессии важны. л/кПроект «Профессии моих родителей» | 1 | 20.12.18 | |
| 31 | В гости к зиме. | 1 | 25.12.18 | |
| 32 | В гости к зиме. | 1 | 27.12.18 | |
| 33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 27.12.18 | |
| 34 | Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии». | 1 | 15.01.19 | |
| Здоровье и безопасность - 9 часов | | 1 |
| 35 | Строение тела человека. | 1 | 17.01.19 | |
| 36 | Если хочешь, будь здоров. | 1 | 22.01.19 | |
| 37 | Берегись автомобиля! | 1 | 24.01.19 | |
| 38 | Школа пешехода. л/к проект «Дорожная азбука» | 1 | 29.01.19 | |
| 39. | Домашние опасности. | 1 | 31.01.19 | |
| 40 | Пожар! | 1 | 05.02.19 | |
| 41 | На воде и в лесу. | 1 | 07.02.19 | |
| 42 | Опасные незнакомцы. | 1 | 12.02.19 | |
| 43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 14.02.19 | |
| Общение - 7 часов | | 1 |
| 44 | Наша дружная семья. | 1 | 19.02.19 | |
| 45 | Проект «Родословная». | 1 | 21.02.19 | |
| 46 | В школе. | 1 | 26.02.19 | |
| 47 | Правила вежливости. л/к Проект « Кто такой вежливый человек?» | 1 | 28.02.19 | |
| 48 | Ты и твои друзья. | 1 | 05.03.19 | |
| 49 | Мы зрители и пассажиры. | 1 | 07.03.19 | |
| 50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | 12.03.19 | |
| Путешествия - 18 часов | | 1 |
| 51 | Посмотри вокруг. | 1 | 14.03.19 | |
| 52 | Ориентирование на местности. | 1 | 19.03.19 | |
| 53 | Ориентирование на местности. | 1 | 21.03.19 | |
| 54 | Формы земной поверхности. | 1 | 02.04.19 | |
| 55 | Водные богатства. л/к проект «Водоемы Щелковского района» | 1 | 04.04.19 | |
| 56 | В гости к весне. | 1 | 09.04.19 | |
| 57 | В гости к весне. | 1 | 11.04.19 | |
| 58 | Россия на карте. | 1 | 16.04.19 | |
| 59 | Проект «Города России». | 1 | 18.04.19 | |
| 60 | Путешествие по Москве.Московский Кремль. | 1 | 23.04.19 | |
| 61 | Город на Неве. | 1 | 25.04.19 | |
| 62 | Путешествие по планете. | 1 | 30.04.19 | |
| 63 | Путешествие по материкам. | 1 | 07.05.19 | |
| 64 | Страны мира.л/к Проект «Страны мира». | 1 | 09.05.19 | |
| 65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | 14.05.19 | |
| 66 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | 16.05.19 | |
| 67 | Повторение пройденного за год | 1 | 21.05.19 | |
| 68 | Итоговый урок | 1 | 23.05.19 | |
СОГЛАСОВАНО на МЦ учителей начальных классов Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. Руководитель МЦ _________________/Минакова С.Ю. | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
По учебно-воспитательной работе
______________/ Антонова Н.Ю.