СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке и пению1 (домашнее обучение) 5 класс СКОШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке и пению1 (домашнее обучение) 5 класс СКОШИ

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке и пению1 (домашнее обучение) 5 класс СКОШИ»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________








Индивидуальная адаптированная рабочая программа

для ребенка с умственной отсталостью по музыке и пению

(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

5 класс







возраст 13 лет

учебный год: 2021-2022

учитель музыки Кваша Татьяна Петровна






с.Новая Брянь.


  1. Пояснительная записка

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по предметам составлена в соответствии c Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; и следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Адаптированной основной образовательной программы школы для обучающихся (интеллектуальными нарушениями) вариант 1


Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена.

Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, разви­тие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка, музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Воспитание эмоционально - ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи:

Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке.

Развитие музыкального мышления.

Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,

Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании.

Основные содержательные линии:

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

Усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

Овладение способами музыкальной деятельности;

Обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокальном исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адапта­ции его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следую­щие принципы:

Коррекционная направленность обучения;

Оптимистическая перспектива образования;

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

Комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогиче­ских технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необхо­димо разбираться в структуре аномального развития личности ре­бенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих воз­можностей, характер эмоциональных нарушений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

Метод эмоциональной драматургии;


Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа


Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: ансамблевое (с педагогом) и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера.

Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов:  распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На  уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература.

Основные виды контроля:

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

Формы контроля:

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.


Основные направления коррекционной работы:

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция произвольного внимания.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.



2.1 Психолого-педагогическая характеристика

Мальчик обучается в школе-интернате с 1 сентября 2021 года.

По заключению РПМПК: обучающаяся с ограниченными возможностями здоровья; выявлены особенности в психофизическом развитии. Недостаточная сформированность всех средств языка. нуждается в создании специальных условий для получения образования.

Семья полная, состоит из 3-х человек. Папа не работает. Мама не работает, воспитывают сына. Родители заботливо и доброжелательно относятся к своему ребенку, Заинтересованы в успешном его развитии. В семье двое взрослых детей, которые живут своими семьями. Семья социально благополучная. Культурно-бытовые условия в семье удовлетворительные.

У мальчика диагноз F-07. 8 (F-70), ДЦП, инвалид детства.

0,1 класс обучался в ГБОУ РЦОИ ПСМП

С 2-4 класс Женя обучался в Новобрянской СОШ на домашнем обучении. В 5 класс переведен в ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат» на домашнее обучение.

Сведения о себе и своей семье дает в полном объеме. Уровень общей осведомленности и социально-бытовой ориентировке соответствует возрасту. Уровень знаний и представлений об окружающем мире дает в полном объеме. В поведении мальчик активен. По словам мамы, может быть агрессивным, не контролировать свое поведение. Учебные навыки сформированы недостаточно.

К уроку музыки и пению проявляет устойчивый интерес. Любит музицировать, хочет научиться записывать ноты и играть на фортепиано. Любит слушать военные песни, смотреть музыкальные клипы про Афганистан. Очень любит петь в микрофон.

В настоящее время задания выполняет с помощью педагога. Потребность к самостоятельности не сформирована. Почти всегда обращается к помощи учителя. Каждый раз просит поднести ему какой либо музыкальный инструмент, пододвинуть ему стул и т.д. Самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно, движения неточные.

В общеобразовательной средней школе не справился с адаптированной основной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР. Выраженное недоразвитие познавательных процессов, двигательные нарушения, не сформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на их коррекцию.

Наметилась положительная динамика. На уроке быстро устает, и ему постоянно требуется быстрая смена деятельности. Жене нравится петь взрослые песни – просит повторять несколько раз понравившиеся музыкальные произведения.

В 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах из-за проводимых в стране мероприятий по нераспространению COVID-19 в условиях дистанционного обучения Женя утратил некоторые учебные навыки, так как мальчик не воспринимает инструкции учителя через онлайн трансляцию. По наблюдениям мамы, у Жени стали проявляться чаще негативистические реакции, уход в свой мир.


Рекомендации РПМПК: Обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 5 класс (с 2021-2022 учебного года).


Индивидуальный учебный план

п/п

Название учебного предмета

Количество часов

в неделю

общее

1

Музыка и пение

34



Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. С согласия мамы в учебный план внесены занятия из коррекционно-развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.

Программа рассчитана на один учебный год.

Продолжительность урока-занятия 40 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.


Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в коррекционной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования. Постижение музыкального искусства на данном этапе 5 класса приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение предмета музыки в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.

развитие общей музыкальности и эмоциональности, общих музыкальных способностей;

освоение музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно коммуникационных технологий).


Описание места учебного предмета в учебном плане



Предмет «Музыка и пение» для 5 класса разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.

Предмет «Музыка и пение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет «Музыка и пение» входит в образовательную область «Музыка» учебного плана государственного общеобразовательного бюджетного учреждения республики Бурятия «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа по музыке в 5 классе – 34 часа (один час в неделю).



5.Личностные, предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка и пение»


Предметные результаты АООП по курсу «Музыка и пение» включают освоения обучающимися с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знания и умения для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся не являются основным критерием при принятии решения о переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный


Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень:

Определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

Hазличение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,   голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (весёлые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте.



Достаточный уровень:

Самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте - громко, пиано - тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи;  умение различать звуки по высоте: низкие и высокие, умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие; ознакомление с приёмами игры на металлофоне, уметь играть на металлофоне песню-прибаутку на повторяющихся нотах.


6. Содержание

Содержание предмета «Музыка» включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота».

Пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В индивидуальных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий учащегося и педагога в преодолении трудностей. Пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, не напряженно.

Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко.

У детей с ОВЗ артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время, как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают.

Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более слож­ном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на ма­териале вокальных упражнений во время распевания. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выучен­ных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4-м классе.

В вокальном репертуаре должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.


Слушание музыки

Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию. Для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания. Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них: наглядный; словесный; практический.

Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей. На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа.

Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении. Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.


Музыкальная грамота. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4,3/4,4/4.



Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, о необходимости углубить восприятие музыки детьми. Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения.

Элементы музыкальной грамоты

На уроках музыки основными задачами являются: воспитание восприятия характера музыки; развитие музыкально-выразительных представлений; развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти; сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки; понятие записи нот в объеме октавы. Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы. Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: полька — 2/4, вальс — 3/4. марш — 4/4.

Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами. Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.


7. Система оценки достижений по предмету «Музыка»


В 5 классе 5-ти бальная система. Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

По предмету «Музыка» учебные достижения обучающихся проводятся по итогам учебных триместров и учебного года, что отражает качественный уровень освоения Программы. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды.

Пи оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в Программе и примерные нормы оценки знаний и умений. Программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: пения, слушания музыкальных произведений, игре на ДМИ


Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается: степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; - самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Отметка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Выставление отметки «2» противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к искусству, поэтому оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения. За способности и за поведение оценка на уроке не выставляется.

Пение.

Для оценивания качества выполнения обучающимися певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения обучающимся певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»: знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение.

Отметка «4»: знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное.

Отметка «3»: допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное.

Выставление отметки «2» противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к искусству, поэтому оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения. За способности и за поведение оценка на уроке не выставляется.

Элементы музыкальная грамоты

Критерии оценки:

Отметка «5»: знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»: неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»: слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.


8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 1-5 классы, книги о музыке и музыкантах, научно - популярная литература, рабочие тетради (дневники музыкальных наблюдений), портреты композиторов, учебно-практические пособия: фортепиано, колонки, микрофоны, адаптированный музыкальный набор для детей по нацпроекту, в который входит:

Музыкальный тамбурин

Барабан

Музыкальная карусель из колокольчиков

Музыкальная машина с инструментами

Барабанная установка

Музыкальная улитка

Адаптированный музыкальный набор для детей развивает следующие навыки:

Изучение причинно-следственных связей

Развитие зрительного внимания

Направленность действий

Развитие хватательных рефлексов

Укрепление мышц пальцев рук

развитие сенсорного восприятия (чувствительности)

Развитие слухового восприятия

Развитие языковых навыков (фонетики)



9. Контрольно-измерительные материалы


Контрольно – измерительные материалы по музыке составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Составлены на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 класса под редакцией Евтушенко «Музыка».

Целью данных контрольно – измерительных материалов является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий.

Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений.

Данные контрольно-измерительные материалы для 5 класса по музыке включают:

тесты; ответы; анализ, контроль и оценивание строятся на критериальной основе;

самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке учителя.

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие: усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования; сформированность универсальных учебных действий школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу); сформированность познавательной активности, интересов, прилежания и старания.



  1. Тематическое планирование

Тема четверти

Кол-во часов по четвертям

Слушание

Пение

Элементы муз. грамоты

Количество часов

1 четверть «Русская народная музыка»

3

4

2

9

2 четверть «Музыкальные навыки»

2

4

1

7

3 четверть «Русские народные музыкальные инструменты»

4

5

1

10

4 четверть «Средства музыкальной выразительности»

4

3

1

8

Количество часов по разделам

13

17

5

Итого: 34 часов




1 четверть: «Русская народная музыка» –9 ч.

Раздел

Слушание

3 ч.

Пение

4 ч.

Элементы муз. грамоты 2 ч.

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный

Минимальный

Музыкальный материал, используемый на уроке

1

Слушание

Музыка Бетховена. «Патетическая соната»


Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе

Формирование положительного отношение к классической музыке.

Правильно отвечает на вопросы, исполняет песни, соблюдая певческие навыки

Сидит и слушают музыку

2

Слушание

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (Богатырские ворота)

Национальный фольклор

Формирование положительного отношения к русской музыке.

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность.


Частично принимает участие в беседе о прослушанной музыке.

3

Пение

Д.Б. Кабалевский «Край родной и любимый…»«

Характерные особенности русской песни

Умение внимательно и вдумчиво слушать музыкальные произведения

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность.


Частично принимает участие в беседе о прослушанной музыке.

4

Пение

В.Я.Шаинский «Песня о дружбе»

Многожанровость русской песни - былины

Умение внимательно и вдумчиво слушать музыкальные произведения

Эмоционально реагирует на музыкальные произведения

Частично принимает участие в беседе о прослушанной музыке.

5

Пение

«Частушки про школу» - разучивание

Календарные обрядовые песни, частушки

Умение внимательно и вдумчиво слушать музыкальные произведения

Самостоятельное исполнение разученных детских песен

Частично принимает участие в исполнении предложенного музыкального материала.

6

Пение

«Моя Родина» В. Харитонова

Связь музыки с жизнью людей

Умение внимательно и вдумчиво слушать музыкальные произведения

Развитие слухового внимания при пении в унисон; выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песни

Частично принимает участие в исполнении предложенного музыкального материала.

7

Слушание

Увертюра «Время, вперед» Г. Свиридов

Роль русской народной музыки в труде людей

Умение внимательно и вдумчиво слушать музыкальные произведения

Различает и называет народные музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, домра и т.д.) и инструменты симфонического оркестра (Скрипка, виолончель, рояль и т.д.)

Слушает, участвуют в беседе о инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

8

Элем. Муз. грамоты

Увертюра «Время, вперед» Г. Свиридов

Роль народной музыки музыки в отдыхе людей

формирование понятия о различных музыкальных коллективах: ансамбль, хор, оркестр.

Слушает, повторяет движения

Различают и называют народные музыкальные инструменты

Слушает, участвуют в беседе о инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

9

Элем. Муз. грамот

Тестирование «Русская народная музыка»

Обобщение темы «Русская народная музыка»

Ответы на устные вопросы.

Отвечает на вопросы


Отвечает на вопросы

II четверть«Музыкальные навыки» -7 ч.

Раздел

Слушание 2ч.

Пение 6ч.

Элементы муз. грамоты 2ч.

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный

Минимальный

Музыкальный материал используемый на уроке


1

Слушание

Муз. М. Глинка Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота


Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана, нот; «Из чего наш мир состоит?»» - исполнение

Правильно отвечает на вопросы, исполняет песни, соблюдая певческие навыки.


слушает музыку, играет на ДМИ. С помощью наводящих вопросов выстраивает рассказ о произведении.

2

Пение

Муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Марш веселых ребят» Л. Бетховен «К Элизе» - слушание

«Наш учитель самый лучший» м. Хромушина, сл. Садовского – разучивание «Из чего наш мир состоит?» выразительное исполнение

Звук, звукоряд

Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в тетради.


Правильно отвечает на вопросы, исполняет песни, соблюдая певческие навыки.

С помощью наводящих вопросов выстраивают рассказ о произведении.

Закрепление навыков певческой установки, приобретённых в 4 классе. Пение в диапазоне до1-си1 только с мягкой атакой

3

Пение

Муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина «Песенка о словах».

Пауза (длинная, короткая)

Понятие «пауза», графическая запись в тетради;

«Наш учитель самый лучший» - исполнение

Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и чёткое, ясное произношение согласных звуков

пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринуждённо, стараясь тянуть звук;

4

Слушание

муз. С. Рахманинова «Полька»

Развитие навыка концертного исполнения

Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному


Правильно отвечает на вопросы, исполняет песни, соблюдая певческие навыки.


пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринуждённо, стараясь тянуть звук; С помощью наводящих вопросов выстраивает рассказ о произведении.

5

Пение

Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового «Песня о волшебниках» Муз. игра «На концерте»


Развитие исполнительских навыках

Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному

Понимание и выполнение элементарных дирижёрских жестов.

развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы

6

Пение

Муз. Э. Ханка, сл.М. Пляцковского «Музыка зимы».

Совершенствование навыков певческого дыхания

Вокально – хоровые упражнения на развитие певческого дыхания;

«Зарядка» - исполнении с движениями

Правильно отвечает на вопросы, исполняет песни, соблюдая певческие навыки.


Слушает, участвует в беседе о музыкальном произведении, поет. С помощью наводящих вопросов выстраивает рассказ о произведении.

7

Элем. Муз грам.

Музыкальная викторина


Повторение репертуара за 2 четверть

Музыкальная викторина


Отвечают на вопросы


Отвечают на вопросы


III четверть «Русские народные музыкальные инструменты» – 10ч.

Раздел

Слушание 4ч.

Пение 5ч

Элементы Муз.грамоты 1ч.

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный

Минимальный

Музыкальный материал, используемый на уроке

1

Слушание

Муз. П. Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы». Ознакомление с условной записью длительностей

Долгий звук — целая нота, половинный звук — половина звука

Графическая запись

«Зарядка»

пение с выполнением требований художественного исполнения;

Определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных

Программой

2

Пение

«Быть мужчиной» - разучивание песни Длительности нот

Графическая запись длительностей - четвертная нота, восьмая нота.

«Молодец»

Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);изменение темпа

Имеет представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании

3

Слушание

Муз. Г. Свиридова «Упрямец». Слушание, беседа Слушание музыкальных произведений.

«Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание

«Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

Знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); Слушают и играют на ударных инструментах Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно),

4

Пение

«Будущий солдат» - разучивание Закрепление интереса к музыке различного характера Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание

«Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

Различает на слух песню, танец, марш с помощью наглядности.

Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

5

Слушание

И.С.Бах «Шутка»

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов Игра на знакомых русских народных инструментах под аккомпанемент фортепиано (ударно - шумовые); «Прекрасное далеко» - исп.

Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);изменение темпа

Имеет представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (орган, фортепиано)

6

Пение

Муз М. Протасова, сл. О. Саар «Морской капитан»

Народный инструмент балалайка

Знакомство с народным инструментом – бас-балалайкой (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);

Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты

Пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);


7

Пение

Муз. В. Сорокина «Марш-парад».

Народный инструмент гармонь

Знакомство с народным инструментом – гармонью (рассказ о гармони, прослушивание звучания в записи);

«Слон и скрипочка» - четкое произношение слов в тексте песни

Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты

Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

8

Пение

Муз. и сл. Е.Пряхиной «Радость – это свет!»

Шумовые народные инструменты


Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры

представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);

Слушает, повторяют движения

9

Слушание

Муз. И. Штраус «Полька»

Шумовые народные инструменты


10

Элем. Муз. грам.


Тестирование по теме: «Музыка и настроение»


Обобщающий урок по теме «Русские народные музыкальные инструменты» Ответы на устные вопросы. Поет знакомую мелодию и правильно исполняет ритмический рисунок Различает на слух песню, танец, марш Слушает и играет на ударных инструментах







IV четверть «Средства музыкальной выразительности» –8 ч

Раздел

Слушание 4ч.

Пение 4 ч.

Элементы муз. грамоты 1ч.

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный

Минимальный

Музыкальный материал используемый на уроке

1

Слушание

Песни из «Вам и не снилось» - слушание.

Средства музыкальной выразительности.Мелодия , сопровождение.

Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры

Поет на гласные звуки, запоминает мелодию

Слушает, повторяет движения

Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

2

Пение

«Звенит звонок, окончены занятия» - разучивание.

3

Пение

«Школа» – разучивание Длительность звуков Знакомство с инструментами народного оркестра Поет знакомую мелодию и правильно исполняет ритмический рисунок Различает на слух песню, танец, марш

Правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов

4

Пение

«Школа» - исполнение Динамика

5

Слушание

«Танец с саблями» - Хачатурян

Ритм

6

Слушание

«Времена года». ОСЕНЬ- Вивальди


Тембр

Овладение детьми музыкальной культурой

Ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения

Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша;


7

Слушание

«Времена года». ЗИМА- Вивальди

Тембр

Овладение детьми музыкальной культурой

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность

.

Умение определять разные, но характеру музыкальные произведения

8

Элем. Муз. Грам.

Урок-обобщение

«Средства музыкальной

выразительности»

Устное тестирование по теме: «Музыкальная классика».

Ответы на устные вопросы.

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.

Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.









Список литературы:

  1. Бейдер Т.В. О новом варианте издания программы по музыке «Искусство в школе» 1994г. № 3.

  2. Игровое моделирование: методология и практика. Сборник статей. Ответственный редактор И.С. Ладенко. Новосибирск, 2005.

  3. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С-Петербург, 1997.

  4. Терентьева Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 2002.

  5. Юдина Е.А. Азбука музыкально-творческого саморазвития. Москва, 1994.

  6. Кулагина И.Ю. Личность школьника. Москва, 1999.

  7. Кленов А. Там, где музыка живёт. Москва, 1994.

  8. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся. Москва, 1990.

  9. Программа «Музыка 1-8 классы» под общей редакцией Алиева. Москва, 1993.

  10. Педагогика. В.А. Сластелин, Исаев, Мищенко, Шиянов. Москва «Школа-Пресс», 2007.

  11. Надолинская Т.В. Методические рекомендации. «Айкэн», 1998.

  12. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинах. Москва, 1994.

  13. Евтушенко И.В. Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся: Известия вузов. Специальная психология. 2009. №1. С. 17-26.

  14. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  15. Программа «Музыка» И.А. Буравлевой, из сборника Программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой.

Диагностика уровня музыкального развития учащихся

  • Критерии музыкального развития:

  • Проявление интереса к музыкальным занятиям

  • Степень развития эмоционального и осознанного восприятия

  • Музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать)

  • Степень развития умений и навыков музицирования (пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизации, игра на простейших инструментах и др.)

  • Характер размышлений о содержании музыки (эмоциональный словарь,

оценочные суждения, их индивидуальность, избирательность)

  • Творческие проявления учащихся в музыкально-практической деятельности

  • Проявление музыкальности во внеурочных формах работы

  • Формы диагностики:

  • Письменное тестирование (на основе звучащей музыки, ассоциативных связей, самодиагностики);

  • Наблюдение («Дневник наблюдений»), выявление уровней – высокий, средний, низкий);

  • Творческие задания;






14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!