Рабочая программа по учебному курсу «Математика вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
1 класс.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Математика вокруг нас».
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
осознанию роли математики в жизни людей;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
начальным представлениям о математических способах познания мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать по предложенному учителем плану;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять полученные знания в изменённых условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
слушать и понимать речь других;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
понимать, как люди учились считать;
работать с пословицами, в которых встречаются числа;
выполнять интересные приёмы устного счёта;
находить суммы ряда чисел;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Обучающийся получит возможность научиться:
основам логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
начальному опыту применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
2 класс.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу;
пониманию того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарным умениям самостоятельного выполнения работ и осознанию личной ответственности за проделанную работу;
чувству сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.
Обучающийся получит возможность научиться:
интересу к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
понимать нумерацию древних римлян;
знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
выделять простейшие математические софизмы;
пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
понимать некоторые секреты математических фокусов.
использовать интересные приёмы устного счёта;
применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
находить периметр составных фигур.
Обучающийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий умножение и деление;
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
проводить логические рассуждения и делать выводы.
3 класс.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
осознанию необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
стремлению к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
пониманию значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятию критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умению самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
начальным представлениям об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознанию значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознаннию проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
различать имена и высказывания великих математиков;
работать с числами – великанами;
пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
находить периметр и площадь окружающих предметов;
разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника;
читать несложные готовые таблицы.
4 класс.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
интересу к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умениям и навыкам самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальным представлениям об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважительному отношению к семейным ценностям, к истории страны, бережному отношению к природе, к культурным ценностям, ориентации на здоровый образ жизни, наличию мотивации к творческому труду.
Обучающийся получит возможность научиться:
пониманию универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умению строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
устойчивому интересу к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
пользоваться различными источниками информации;
обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
создавать и преобразовывать модели и схемы;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы).
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
конструировать предметы из геометрических фигур;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
применять приёмы, упрощающие вычисления;
выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
решать задачи на противоречия;
анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;
работать над проектами;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
2. Содержание учебного курса.
1 класс.
1. Исторические сведения о математике.
Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
2. Числа. Арифметические действия.
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
3. В мире ребусов.
Числовые головоломки. Заполнение судоку. Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.
4. Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).
2 класс.
1. Исторические сведения о математике.
Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.
2. Числа и операции над ними.
Занимательные задания с римскими цифрами. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. Магический квадрат.
3. Составление и разгадывание математических ребусов.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки (судоку, какуро) Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.
4. Нестандартные и занимательные задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».
5. Геометрия вокруг нас .
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Решение задач с геометрическим содержанием.
3 класс.
1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Исторические сведения о математике. Интеллектуальная разминка.
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2. Числа и выражения.
В царстве смекалки. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки.
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач.
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками.
5. Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
4 класс.
1. Исторические сведения о математике.
Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами.
2. Числа и выражения.
Целые и дробные числа. Сравнение дробей. Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. Решение уравнений. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.
3. В мире ребусов .
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов.
Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решаем нестандартные задачи .
Математические софизмы. Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. Задачи на разрешение математических противоречий. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. Решение задач с помощью уравнений. Задачи-маршруты. Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Объем фигур. Решение задач на нахождение объема. Нахождение площади сложных фигур.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
1 | Исторические сведения о математике | 2ч |
2 | Числа. Арифметические действия | 3ч |
3 | В мире ребусов | 3ч |
4 | Мир занимательных задач | 5ч |
5 | Геометрическая мозаика | 3,5ч |
| Итого: | 16,5часов |
2 класс
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
1 | Исторические сведения о математике | 2ч |
2 | Числа и операции над ними | 4ч |
3 | Составление и разгадывание математических ребусов | 3ч |
4 | Нестандартные и занимательные задачи | 4ч |
5 | Геометрия вокруг нас | 4ч |
| Итого: | 17часов |
3 класс
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
1 | Исторические сведения о математике | 2ч |
2 | Числа и выражения | 3ч |
3 | Математические ребусы и головоломки | 4ч |
4 | Решение занимательных задач | 5ч |
5 | Геометрическая мозаика | 3ч |
| Итого: | 17часов |
4 класс
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
1 | Исторические сведения о математике | 1ч |
2 | Числа и выражения | 5ч |
3 | В мире ребусов | 2ч |
4 | Решаем нестандартные задачи | 5ч |
5 | Геометрическая мозаика | 4ч |
| Итого: | 17ч |
20