СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"»

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1.1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Чтение и письмо. Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы органи­зации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следую­щие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зо­ны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклоне­ний в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие законо­мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в за­висимости от структуры и выраженности речевого на­рушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично­стное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и примерные результаты освоения конкретного корреционного курса

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Личностные результаты

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название темы и содержание

Формы и методы работы

Содержание

Методическое иформационно-техническе обеспечение


1-ый модуль

Обследование





«Помещение школы»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Экскурсия по школе, называние кабинетов



«Осень»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие мелкой моторики

- Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вер­тикальном положении под счет

- Аналогично выполнить ле­вой рукой

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Фрукты»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Овощи»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Игрушки»»


Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы


«Обувь»,



Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы


2-ой модуль

«Обувь»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты впе­ред. Время выполнения — 5 секунд

- Маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями.

Развитие мелкой моторики

- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)

- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед

-Широко открыть рот и четко произнести звук «А»

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Удивление

Радость

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

-Подбирает предметы по форме, цвету, величине, соотносит их друг с другом

-чередовать предметы двух размеров (форм, цветов)

Подбирает парные картинки

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование, лепка

Формирование игровой деятельности

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

- Элементы ролевой игры

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

-Заучивание стихотворений

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

-отказ

- Просьба о помощи

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Посуда»,


«Зима»,


«Дикие животные»


«Домашние животные»



3-ий модуль

«Дикие животные»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие мелкой моторики

- Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вер­тикальном положении под счет

- Аналогично выполнить ле­вой рукой

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Домашние животные»


«Одежда»


«Теплая одежда»


«Игры и развлечения детей зимой»


«Помощь птицам и животным зимой»,


«Одежда»

«Теплая одежда»



4-ый модуль

«Мебель»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

-Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Развитие мелкой моторики

- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)

- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Продукты питания»


«Труд людей зимой»


«Транспорт»


«День защитника Отечества»


5-ый модуль

«Весенняя одежда»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

-Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Развитие мелкой моторики

- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)

- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«8 Марта»


«Природные явления весны»,


«Труд людей весной»


«Сад-огород»


«Прилет птиц»




6-ой модуль

«Обувь»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие мелкой моторики

- Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вер­тикальном положении под счет

- Аналогично выполнить ле­вой рукой

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы



«Посуда»



«Лето»


«Насекомые»


Итоговые занятия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование разделов, тем программы

Дата

Кол-во часов

1.1 «А»

1.1 «Б»

1 четверть – 8ч.

1,2 -ой модуль

1

Обследование



1

2

«Помещение школы»



2

3

«Осень». Труд людей осенью.



2

4

«Фрукты»



2

5

«Овощи»



1

2 четверть – 7 ч.

2, 3-ий модуль

1

«Овощи»



1

2

«Обувь»



2

3

«Одежда»



2

4

«Посуда»



2

3четверть – 10ч.

4,5 -ый модуль

1

«Зима». «Труд людей зимой»



2

2

«Теплая одежда»



2

3

«Игры и развлечения детей зимой»



2

4

«Домашние животные»



1

5

«Дикие животные»



1

6

«Помощь птицам и животным зимой»



1

7

«Весна». Весенние праздники.



1

4 четверть - 8 ч.

5,6 -ой модуль

1

«Весенняя одежда»



1

2

«Транспорт»



2

3

«Мебель»



2

4

«Продукты питания»



2

6

Итоговое занятие





Всего: 33 часа



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Разрезная азбука

Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений"

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Мозаика.

«Буквы» карточки Домана

Трафареты :

Игрушки.

Домашние животные

Наряди девочку

Цветы

Лесные звери

Листья деревьев

Овощи и фрукты

Волшебный лес

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»

Наборы муляжей овощей и фруктов

Настенный модуль с кранами и замками

Мозаики:

геометрические магнитные

геометрические пластмассовые кнопочные крупные.

Логические блоки (блоки Дьенеша) из дерева и пластмассы с карточками-символами и заданиями


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 2 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1

Коррекционный курс осваивают обучающиеся умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в соответствии с их индивидуальными возможностями к обучению и темпом усвоения программного материала.

Показателем усвоения обучающимися коррекционного курса является овладение невербальными и дополнительными средствами альтернативной коммуникации, облегчающими способы контакта и его налаживания в разных социально-бытовых ситуациях.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

Личностные:

- положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к коммуникативной ситуации;

- положительное отношение к использованию альтернативных средств коммуникации,

- умение активизировать и поддерживать контакт с окружением в ситуациях, приближенных к жизненному опыту обучающегося.

Предметные:

- овладение оптико-кинетической, пара-и экстралингвистической системами знаков (взглядом, мимикой, жестами, пантомимикой, модуляцией голоса, вокализациями), дополнительными средствами альтернативной коммуникации (карточками, планшетом) для выражения своих желаний, потребности, обозначения интересов и отношения к окружающим.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по коррекционному курсу: «Альтернативная коммуникация» во 2 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

Промежуточная аттестация:

Задание 1. «Радость и грусть».

Цель: выявить умение различать эмоциональное состояние свое и других людей.

Оборудование: картинки с изображением эмоциональных состояний людей: девочка радуется, мальчик грустит.

Инструкция:

- покажи картинку, где девочка радуется? Покажи, как ты радуешься? Покажи картинку, где мальчик грустит. Покажи, как ты грустишь?

– учитель просит выбрать среди 2-х картинок, где девочка радуется. Затем просит обучающегося показать, как он может радоваться.

Критерии: 1 балл – не выполнил.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Результат 1 задания ___баллов.

Задание 2. «Жест и символ».

Цель: выявить умение выражать свои потребности жестом или символом.

Оборудование: изображение-картинка - мальчик ест, мальчик пьет, мальчик рисует, мальчик читает.

Инструкция 1: Учитель показывает 4 сюжетных изображения (символа) на картинках, предлагает жестом выразить действия (пить, есть, рисовать).

Инструкция 2: Учитель показывает 3 сюжетных изображения (символа) на картинках, предлагает жестом выразить действия (пить, есть).

Критерии: 1 балл – не выполнил.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Результат 2 задания ___баллов

Протокол оценки по 2 заданиям:

наименование

результаты

1

Задание 1 «Радость и грусть»


2

Задание 2 «Жест и символ»



Итого за 3 задания

СУММА БАЛЛОВ



Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен.

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.

Итоговая аттестация:

Задание 1. «Подбери одежду».

Цель: выявить умение правильно подбирать одежду для мальчика и для девочки.

Оборудование: две картинки с изображением мальчика и девочки. Картинки, с изображением одежды для мальчик (брюки, кепка, пиджак, галстук) и для девочки (платье, бантики, юбка, туфельки) (по 4 картинки).

Инструкция: Подбери одежду для мальчика, подбери одежду для девочки.

Инструкция 3: Покажи, где мальчик? Выбери одежду для мальчика (выбор из 2-х картинок).

Критерии: 1 балл – не выполнил.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Результат 1 задания: ____баллов



Задание 2. «Картинки-половинки»

Цель: выявить умение выражать просьбу доступным способом (жестом, картинкой или словом).

Оборудование: картинки-половинки предметных изображений (половинки изображений - яблока, матрешки, елки, гриба, мяча и др.).

Инструкция 1: детям раздают в конверте по 3 половинки предметного изображения: обучающийся должен попросить жестом, или словом, или показом картинки, недостающую половинку.

Инструкция 2: детям раздают в конверте по 3 половинки предметного изображения: обучающийся должен попросить жестом, или словом, или показом картинки, недостающую половинку.

Критерии:

1 балл – не выполнил.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи.

4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания ___ баллов

Протокол результатов оценки по 2 заданиям:

наименование

оценка

1

Задание 1 «Подбери одежду»

….

2

Задание 2 «Картинки-половинки»



Всего:

СУММА БАЛЛОВ



Оценка промежуточных достижений, обучающихся (подчеркнуть):

2 балла – программный материал не усвоен.

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Содержание программы коррекционного курса состоит из 5 разделов:

- Средства приветствия и налаживания контакта.

- Средства выражения желаний и потребностей.

- Средства выражения действий.

- Средства выражения отношений к окружающим.

- Средства планирования и ориентировки во времени и месте.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают средствами альтернативной коммуникации в специально-созданных ситуациях, приближенных к опыту ребенка, с помощью взрослого.

Альтернативная коммуникация формируется поэтапно:

- в ситуациях приветствия и налаживания положительных форм взаимодействия, поддержания делового контакта сначала со взрослым, а затем со сверстником,

- в ситуациях выражения желаний и потребностей, выполнения социально-бытовых умений,

- в ситуациях планирования режима дня, выбора правильного решения и проявления самостоятельности.

Коррекционный курс реализуется в разных коммуникативных ситуациях при использовании специальных дидактических пособий. Учитывая выраженность интеллектуальных нарушений у обучающихся данной возрастной группы, во 2 классе обучение начинается с активизации оптико-кинетической системы знаков (взгляда, мимики, жестов, пантомимики) с использованием низко технологичных средств альтернативной коммуникации – карточек, рисунков, таблиц.

Коммуникативные ситуации должны быть максимально приближены к жизненному опыту обучающегося для удовлетворения как жизненно-значимых потребностей, так и расширения познавательного интереса к социальному окружению. Затем целесообразно комбинировать:

элементы паралингвистической и экстралингвистической системы знаков (модуляцию голоса, вокализации),

оптико-кинетическую систему знаков и дополнительные высокотехнологичные средства альтернативной коммуникации (планшет, гаджеты) с целью смыслового усиления и поддержания коммуникативной ситуации.

Овладение средствами альтернативной коммуникации позволит расширить возможности взаимодействия, обучающихся в среде и взрослых и сверстников.



РАЗДЕЛ 1

Средства приветствия и налаживания контакта


ЗАДАЧИ:

- развивать умение выражать свои эмоции и чувства;

- учить решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию, как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- учить выполнять практические инструкции учителя: приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов.

- формировать умение выражать свои желания (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание).

«Иди ко мне!»









Выражение своих чувств и эмоций: с помощью жестикуляции и тактильного контакта. Установка зрительного контакта.

Установка тактильного контакта, с использованием жестов. («Приветствие», «Прощание»). Формирование положительного отношения к учителю, путем установки эмоционального контакта.

Установка положительного эмоционального контакта, путем постоянного поглаживания ребенка по голове, тактильного контакта – пальчиковый массаж. Умение реагировать на голос взрослого, на прикосновения.

«Привет!

«Пока!»




Понимание ситуации приветствия, прощания: «Кто к нам пришёл?». Жест: «приветствие», «прощание». (Слова: «Привет!», «Пока!»). Жесты: «тихо», «тишина», «дом».

Налаживание контакта, путем использования жестов: «Тише», «Пока!», «Класс!». Какое у тебя настроение? (показывать либо жест: «Класс», либо – наоборот).

Умение реагировать на контакты с помощью жестов и тактильных стимулов. Использование жестов: «Пока», «Привет».


РАЗДЕЛ 2

Средства выражения желаний и потребностей


ЗАДАЧИ:

- формировать умение выражать свои желания (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание).

- учить при помощи жестов выражать свои потребности, сообщать о своем состоянии: «хочу кушать», «где болит», и так далее;

- формировать умение различать свое эмоциональное состояние: «хочу», «не хочу», «хорошее настроение», «плохое настроение» и .т. д;

- учить адекватно, использовать пиктограммы для выражения своих желаний и потребностей;

- учить подбирать к заданному слову связанные по смыслу слова.

«Пойми меня»






Участие в практической игровой ситуации взаимодействия.

Описание своего эмоционального состояния, с помощью жестов: «дай», «хочу», жеста: «где болит».


Выбор по образцу и инструкции нужных картинок, для выражения своих потребностей и эмоционального состояния. Картинки-пиктограммы: «дай мне», «возьми», «хочу», «не хочу», «болит».

Различение своего эмоционального состояния, с помощью пиктограмм: «хорошо» / «плохо», «болит» / «не болит», «хочу» / «не хочу».

Жест и символ. Подбор связанных слов.

(Жест и символ «еда», «каша»). Подбор к названному слову, связанных с ним по смыслу слов, жестов, картинок: еда-каша).

Знакомство с жестами. Действия совместно с педагогом – нахождение заданной картинки.

Знакомство с жестами.


РАЗДЕЛ 3

Средства выражения действий


ЗАДАЧИ:

- формировать умение пользоваться вербальной коммуникацией (у детей с активной речью), невербальной (у детей без речи);

- учить использовать жесты: согласия/несогласия, приветствия/прощания;

- знакомить со словом, непосредственно, как с единицей речи;

- учить овладевать и пользоваться элементарными жестами;

- учить называть действия, с помощью пиктограмм;

- формировать умение выполнять аудиальные и двигательные упражнения.

«Я и мои помощники»


Коммуникация с использованием вербальных (ответы на вопрос звуком, словом, предложением) и невербальных средств (Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний. Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.)

Выполнение простых инструкций педагога. Умение различать и показывать на картинках жестовые символы. Выполнение аудиальных и двигательных упражнений типа: «Слушай и делай вместе со мной». Повторение за учителем пальчиковой гимнастики под словесные инструкции и музыку.

Наблюдение за действиями педагога. Педагог выполняет артикуляционную гимнастику, сопровождая пением.





Будем вежливыми

Использование в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания», в игровой ситуации.

С помощью педагога использовать жесты: «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания», в игровой ситуации.





Что такое «слово?»

Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей). Проговаривание слов, сопровождая ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т.д.). 

Включаться в логоритмику: уметь хлопать, топать, махать руками. Жестикулировать.









С помощью педагога выполнять действия рука в руке: хлопать в ладоши.






«Да или нет?»











Жесты: «да», «нет».

Описание своих действий, с помощью основных жестов

и овладение элементарными жестами: (да, нет, дай), необходимыми для взаимодействия с учителем для получения дальнейшего образования.

Описание своей потребности в тех или иных действиях, при помощи невербальных средств общения: жестов и символов. На то или иное действие показывает определенный жест: «Да», «Нет», «Дай!».

Невербальные ответы «да», либо отрицательно: «нет».: головой, руками, телом.



«Назови действия»

Кивки головой: «Да» либо «нет».

Называние действия с помощью пиктограмм и соотносение с инструкцией: (Пиктограммы: «Девочка улыбается», «Мальчик плачет», «Девочка хочет кушать», «У мальчика болит живот» и т.д.).

С помощью учителя называет, либо показывает на заданную педагогом картинку.

Установка

контакта: учащийся реагирует на свое имя (оборачивается на свое имя).

Реагирование на свое имя действиями отхлопывание (МИ-ША). Выражение своих желаний, при помощи эмоций (улыбка).


РАЗДЕЛ 4

Средства выражения отношений к окружающим


ЗАДАЧИ:

- формировать представление о себе, о своем имени;

- формировать представление об одноклассниках;

- учить апеллировать понятиями: «мальчик/девочка», различать и понимать эти два понятия. Использовать знания на практике;

- учить выражать эмоции;

- создавать условия для воспитания положительного взаимодействия со сверстниками;

- формировать предпосылки для глобального чтения, путем выбора своего имени из остальных, предложенных.

Наша школа

Коммуникативное взаимодействие «Наша школа».

Называние имен: учителя и одноклассников.

Выбор фотографий учеников класса. Выбор своей фотографии.

Проявление эмоционально-положительного отношения к окружающим: улыбка, проявление радости, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, при прощании.


Мальчик/девочка

С помощью учителя оперировать пиктограммами: девочка-мальчик.

С помощью учителя, совместными действиями показывать на пиктограмму: где мальчик? Где девочка?

Фиксация взора на педагоге и прослеживание за его действиями.

«Это – я»

Жест: «я», «меня зовут». Называние собственного «я», с помощью жестикуляции. Показать жестом: «Это – я!», то есть на себя. Называние своего имени.






Знакомство с жестами «я», «меня зовут». Понимание и выражение себя, при помощи жеста: «Это – я!», указывая на себя.





Установка зрительного контакта со взрослым. Выражение своего отношение к окружающим с помощью эмоций: знакомому человеку улыбается, на незнакомого человека – реакции не дает.

«Найди свое имя!»

Выбор своего имени из имен одноклассников (карточки с именами)

Выбор жестом или взглядом одноклассника, имя которого сказал учитель.

Протягивание рук знакомому человеку.

«Что я имею ввиду?»

Дополнение недоговорённого предложения жестом, пиктограммой.

С помощью учителя, показывать на заданную пиктограмму.



РАЗДЕЛ 5

Средства планирования и ориентировки во времени и месте


ЗАДАЧИ:

- формировать представление о времени суток;

- учить ориентироваться в знакомом месте;

- формировать представление о пространственной ориентировке своего кабинета, относительно других кабинетов в школе;

- формировать представление о своем кабинете, при помощи его обозначения.

«Какое сейчас время суток?»





Определение времени суток, с помощью пиктограмм: утро, день, вечер, ночь.

Умение отвечать на вопросы: какое сейчас время суток? Почему? Определение времени суток по картинкам и с помощью презентаций, видеофрагментов.

Определение времени суток, режим дня.

Умение выбирать пиктограмму в соответствии с временем суток.





«Мой класс»



Ориентировка в знакомом месте. Изучение своего класса, с помощью предметов, находящихся в нем. Запоминание и называние самых ярких предметов в классе: доска, цвет стен, пола.

Узнавание знака, с помощью которого учащийся находит свой кабинет среди других. Запоминание местоположения класса, относительно других объектов: туалета, других классов, столовой.

Ориентировка в пространстве, с помощью вспомогательных картинок – обозначения класса: красный кружок и картинка, висящие на дверях классной комнаты.

Нахождение туалета и столовой, с помощью картинок-символов.





Проявление интереса к простейшим действиям: фиксация взгляда на предметах, находящихся вокруг.
Находить в обстановке классной комнаты совместно с педагогом знакомые предметы, игрушки.






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коррекционный курс для 2 класса рассчитан на учебный год, общая трудоемкость 34 часа в год, количество часов в неделю – 1.

Блок

Тематика


Кол-во ч.

Дата 2 «А»

Дата 2 «Б»

РАЗДЕЛ 1

Средства приветствия и налаживания контакта

1 четверть – 8 ч.

1

Слово - приветствие: «здравствуйте». Картинка-символ.

1



2

Я и мое имя. Пиктограмма.

1



3

Употребление слов – приветствий жестами. Пиктограмма.

1



4

Разыгрывание ситуаций приветствия и прощания.

Использование символов, жестов, пиктограмм.

1



Виды деятельности

Слушанье речи учителя. Совместное действие. Самостоятельное выполнение действий. Выбор символов, пиктограмм. Проговаривание словом. Наблюдение за демонстрациями учителя. Выполнение действий по показу. Выбор символов, пиктограмм. Повторение слов за учителем. Наблюдение за демонстрациями учителя. Совместное выполнение действий. Совместный выбор символа. Повторение жестов. Совместное проговаривание слов и звукоподражаний.

РАЗДЕЛ 2

Средства выражения желаний и потребностей

Кол-во ч.

Дата 2 «А»

Дата 2 «Б»

1

Эмоции: радость, грусть.

1



2

Дидактическая игра: какое у тебя настроение?

1



3

Выражаем жестами свои потребности: «хорошо», «плохо», «хочу», «не хочу».

1



4

Диалог с использованием сюжетной картинки.

1




2 четверть – 7ч.

5

Гимнастика для пальчиков рук с речевым сопровождением

1



6

Ознакомление со словами и жестами: «Спасибо», «Пожалуйста».

1



7

Составление предложений по схеме: кто что делает? А что ты будешь делать? Изображение действий пантомимикой.

1



Виды деятельности

Выполнение заданий: повторение жестов, построение предложений, диалога;

Выполнение действий по инструкции. Проговаривание слов. Выполнение заданий: повторение жестов, слов; выполнение совместных действий, действий по показу. Повторение слов за учителем. Повторение за учителем жестов, слушанье речи педагога, совместные действия. Совместное проговаривание слов-действий.

РАЗДЕЛ 3

Средства выражения действий

Кол-во ч.

Дата 2 «А»

Дата 2 «Б»

1

Звук. Его источник.

1



2

Имитация звуков.

1



3

Использование в речи слов – приветствий

1



4

Упражнения в употреблении слов (жестов, символов): «Пока», «До свидания».

1



3 четверть 11 ч.

5

Игра: «Стучим по предмету», выражая потребность: хочу, дай.

1



6

Кодировать звуки окружающей среды: цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек.

1



Виды деятельности

Повторение за учителем действий, слов; выполнение заданий по рисованию.

Самостоятельное выполнение действий по инструкции. Игровая деятельность;

Повторение за учителем действий по показу и самостоятельно, повторение звуков, совместное проговаривание. Манипуляция с предметами; слушанье аудиозаписей; Совместное выполнение действий. Повторение звуков, совместное проговаривание.


Промежуточная аттестация





Задание 1 «Радость и грусть»

1




Задание 2 «Жест и символ»

1



РАЗДЕЛ 4

Средства выражения отношений к окружающим

Кол-во ч.

Дата 2 «А»

Дата 2 «Б»

1

Я и мое отражение.

1



2

Мое имя. Мое лицо. Из чего мы состоим?

1



3

Дидактическая игра: «Кто это говорит?».

Определение, какому предмету или животному принадлежит звук.

1

1



4

Игровые упражнения для мимической мускулатуры.

1



5

Сказка «Репка». Подбор сюжетных картинок.

1



6

«Одежда» Формирование представлений об одежде.

1



Виды деятельности

Слушанье речи педагога, аудиозаписей; выполнение заданий: подбор картинок, проговаривание слов. Повторение пантомимики за учителем.

Слушанье речи педагога, аудиозаписей. Повторение за педагогом мимических действий и пантомимики. Слушанье речи педагога, аудиозаписей; наблюдение за мимикой педагога, повторение за учителем действий, мимики и пантомимики.


РАЗДЕЛ 5

Средства планирования и ориентировки во времени и месте

4 четверть – 8 ч.

Кол-во ч.

Дата 2 «А»

Дата 2 «Б»

1

Прямые линии.

1



2

Ориентировка на листе бумаги.

1



3

Игра: «Лево – право».

1



4

Наклонные линии.

1



5

Игра: «День/ночь».

1



6

Игра: «Что ты видишь вокруг?»

1



Виды деятельности

Выполнение заданий: рисование линий; выполнение инструкций педагога.

Самостоятельное выполнение действий. Повторение за учителем действий, звуков.

Частично и самостоятельное выполнение действий, повторение за учителем.

Совместное и частично самостоятельное выполнение манипуляций с предметами.


Итоговая аттестация:





Задание 1 «Подбери одежду»

1




Задание 2 «Картинки-половинки»

1



































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коррекционный курс для 5 «У» класса рассчитан на учебный год, общая трудоемкость 34 часа в год, количество часов в неделю – 1.

Блок

Тематика



Кол-во ч.

Дата


РАЗДЕЛ 1

Средства приветствия и налаживания контакта

1 четверть – 8 ч.


1

Слово - приветствие: «здравствуйте». Картинка-символ.

1



2

Я и мое имя. Пиктограмма.

1



3

Употребление слов – приветствий жестами. Пиктограмма.

1



4

Разыгрывание ситуаций приветствия и прощания.

Использование символов, жестов, пиктограмм.

1



Виды деятельности

Слушанье речи учителя. Совместное действие. Самостоятельное выполнение действий. Выбор символов, пиктограмм. Проговаривание словом. Наблюдение за демонстрациями учителя. Выполнение действий по показу. Выбор символов, пиктограмм. Повторение слов за учителем. Наблюдение за демонстрациями учителя. Совместное выполнение действий. Совместный выбор символа. Повторение жестов. Совместное проговаривание слов и звукоподражаний.


РАЗДЕЛ 2

Средства выражения желаний и потребностей

Кол-во ч.

Дата


1

Эмоции: радость, грусть.

1



2

Дидактическая игра: какое у тебя настроение?

1



3

Выражаем жестами свои потребности: «хорошо», «плохо», «хочу», «не хочу».

1



4

Диалог с использованием сюжетной картинки.

1




2 четверть – 7ч.


5

Гимнастика для пальчиков рук с речевым сопровождением

1



6

Ознакомление со словами и жестами: «Спасибо», «Пожалуйста».

1



7

Составление предложений по схеме: кто что делает? А что ты будешь делать? Изображение действий пантомимикой.

1



Виды деятельности

Выполнение заданий: повторение жестов, построение предложений, диалога;

Выполнение действий по инструкции. Проговаривание слов. Выполнение заданий: повторение жестов, слов; выполнение совместных действий, действий по показу. Повторение слов за учителем. Повторение за учителем жестов, слушанье речи педагога, совместные действия. Совместное проговаривание слов-действий.


РАЗДЕЛ 3

Средства выражения действий

Кол-во ч.

Дата


1

Звук. Его источник.

1



2

Имитация звуков.

1



3

Использование в речи слов – приветствий

1



4

Упражнения в употреблении слов (жестов, символов): «Пока», «До свидания».

1



3 четверть 11 ч.


5

Игра: «Стучим по предмету», выражая потребность: хочу, дай.

1



6

Кодировать звуки окружающей среды: цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек.

1



Виды деятельности

Повторение за учителем действий, слов; выполнение заданий по рисованию.

Самостоятельное выполнение действий по инструкции. Игровая деятельность;

Повторение за учителем действий по показу и самостоятельно, повторение звуков, совместное проговаривание. Манипуляция с предметами; слушанье аудиозаписей; Совместное выполнение действий. Повторение звуков, совместное проговаривание.



Промежуточная аттестация





Задание 1 «Радость и грусть»

1




Задание 2 «Жест и символ»

1



РАЗДЕЛ 4

Средства выражения отношений к окружающим

Кол-во ч.

Дата



1

Я и мое отражение.

1



2

Мое имя. Мое лицо. Из чего мы состоим?

1



3

Дидактическая игра: «Кто это говорит?».

Определение, какому предмету или животному принадлежит звук.

1

1



4

Игровые упражнения для мимической мускулатуры.

1



5

Сказка «Репка». Подбор сюжетных картинок.

1



6

«Одежда» Формирование представлений об одежде.

1



Виды деятельности

Слушанье речи педагога, аудиозаписей; выполнение заданий: подбор картинок, проговаривание слов. Повторение пантомимики за учителем.

Слушанье речи педагога, аудиозаписей. Повторение за педагогом мимических действий и пантомимики. Слушанье речи педагога, аудиозаписей; наблюдение за мимикой педагога, повторение за учителем действий, мимики и пантомимики.



РАЗДЕЛ 5

Средства планирования и ориентировки во времени и месте

4 четверть – 8 ч.

Кол-во ч.

Дата


1

Прямые линии.

1



2

Ориентировка на листе бумаги.

1



3

Игра: «Лево – право».

1



4

Наклонные линии.

1



5

Игра: «День/ночь».

1



6

Игра: «Что ты видишь вокруг?»

1



Виды деятельности

Выполнение заданий: рисование линий; выполнение инструкций педагога.

Самостоятельное выполнение действий. Повторение за учителем действий, звуков.

Частично и самостоятельное выполнение действий, повторение за учителем.

Совместное и частично самостоятельное выполнение манипуляций с предметами.



Итоговая аттестация:






Задание 1 «Подбери одежду»

1





Задание 2 «Картинки-половинки»

1






1 Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) связаны с овладением доступными средствам невербальной коммуникации (применением взгляда, мимики, пантомимики, жестов, и т.д.); дополнительными средствами альтернативной коммуникации (низко технологичными – картами, таблицами и др., высокотехнологичными - планшетами с программным обеспечением); элементами пиктограммно-идеограммного общения для выражения смысла желаний, потребностей и действий в конкретной коммуникативной ситуации; с преодолением трудностей коммуникации в разных ситуациях для решения жизненно-необходимых задач, а также расширения круга познавательных интересов обучающегося, что является значимыми достижениями для обучающихся 2 класса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!