СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по химии Для 9-х классов (К учебнику О.С. Габриеляна) На 2019-2020 учебный год

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по химии Для 9-х классов (К учебнику О.С. Габриеляна) На 2019-2020 учебный год»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

п. Дружба




Рассмотрено

Руководитель

Методического

Объединения учителей


______________________

Протокол №

От «___»_________2019 г.

Согласовано

Заместитель

Директора по УВР

Берзегова Э.Ю.

«___»__________2019 г.

Утверждаю

Директор школы

Хабиева З. Х.

Приказ №______

От «___»_________2019 г.



Программа по химии

Для 9-х классов

(К учебнику О.С. Габриеляна)

На 2019-2020 учебный год





Составитель программы:

учитель химии МБОУ СОШ №6

Нагарокова М.Н.



Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, и в соответствии с выбранным учебником: О.С. Габриелян . химия – 9 класс,3-е издание М.: Дрофа, 2015 г. )

Рабочая программа по химии: конкретизирует положения Фундаментального ядра содержания обучения химии с учѐтом межпредметных связей учебных предметов естественно-научного цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и формирования (развития) общих учебных и специфических предметных умений; даѐт ориентировочное распределение учебного времени по разделам и темам курса в модальности «не менее».

Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом


Тематическое планирование учебного материала

№ главы

Название главы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы


Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

6


№1

1.

Металлы

18

№1-3

№2

3.

Неметаллы

28

№4-6

№3

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА.

10


№4

6.

Резерв

4




Итого

70

6

4










Основное содержание курса


Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Тема 1. Металлы (14 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)

1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.


Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) (10 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно – методическое обеспечение


1.Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

2.Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012г.).

3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г

4.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.

5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.

6.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2012г.

7.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.











Поурочное планирование


п/п

ТТема и тип урока

Элементы содержания

Дата

Домашнее задание

План

Факт.



Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (10ч.)

1.

Характеристикахимического элемента на основании его положения в Периодической системе

Д. И. Менделеева

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Характеристика химиче­ского элемента по положенияю в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Демонстрация: модели атомов элементов 1-3 –го периодов



§1

2.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления


Химические свойства ок­сидов, оснований , кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления- востановления




§2


3.

Амфотерные оксиды и гидроксиды


Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходногоэлемента.




§2,зад.2-3


4.

Периодический

закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома


Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы хи­мического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Причины изменения свойств химиче­ских элементов и их соеди­нений в периодах и группах, главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева,




§3,зад.4-6


5.

Химическая

организация живой и неживой природы





Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.




§4


6.

Классификация

химических реакций по различным основаниям



Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям:

составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту,

направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.




§5 стр.30-32


7.

Понятие о скорости

химической реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.



§5 стр.33-39


8.

Катализаторы

Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации:

Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.




§6,вопросы 3-5


9.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»




Повт §1-6


10.

Контрольная работа№1

по теме «Введение»

Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме « Введение.

Общая характеристика химических

элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая

система химических элементов

Д. И. Менделеева»






Тема 1. Металлы(18ч.)


11.

Положение

элементов-металлов в Периодической системе

Д. И. Менделеева и особенности строения их

атомов. Физические

свойства металлов. Сплавы


Положение металлов в Периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева. Металлическая

кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов.

Сплавы, их свойства и значение.




§7-10


12.

Химические свойства металлов

Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.




§11,зад.5


13.

Металлы в природе. Общие

способы их

получения


Металлы в природе. Общие способы их получения.




§12


14.

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта

Расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений



§2


15.

Понятие о коррозии металлов

Коррозия металлов и способы борьбы с ней


.


§13


16.

Щелочные металлы: общая характеристика

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов.

Щелочные металлы — простые вещества



§14,зад№1(б).


17.

Соединения щелочных металлов

Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.


.


§14


18.

Щелочноземельные металлы: общая характеристика

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные

металлы — простые вещества.



§15


19.

Соединения щелочноземельных металлов

Важнейшие соединения щелочноземельных

металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.




§15,зад.№5


20.

Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия


Строение атома, физические и химические свойства алюминия как простого вещества



§16,зад.№6


21.

Соединения алюминия —

оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

Соединения алюминия —

оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.

Применение алюминия и его соединений.




§16,зад№7


22.

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений

Осуществление цепочки химических

превращений



Оформление работы

Стр.125


23.

Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.

Расположение железа в ПСХЭД.И. Менделеева и строение его атома. Физиче­ские и химические свойства железа — простого вещества



§17


24.

Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3.

Генетические ряды Fe2+и Fe3+ Важнейшие соли железа. Значение железа

и его соединений для природы и народного хозяйства.




§17зад.№4


25.

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов

Получение и свойства соединений металлов




Оформление работы

Стр.125-127


26.

Практическая работа №3

Решение экспериментальных

задач на распознавание и получение соединений металлов



Решение экспериментальных

задач на распознавание и получение соединений металлов




Оформление работы

Стр.127-128


27.

Обобщение знаний по теме «Металлы»




Повт §7-17


28.

Контрольная работа №2

по теме «Металлы»


Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме «Металлы»





Тема 3. Неметаллы(28ч.)

29.

Общая характеристика неметаллов


Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых

веществ. Аллотропия. Физические

свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл»




§18


30.

Общие химические свойства

неметаллов.

Неметаллы в природе и способы их получения


Общие химические свойства неметаллов




§18


31.

Водород

Положение водорода в Периодичеcкой системе химических элементов

Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.




§19


32.

Вода


Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее

получение и применение.



§20-21


33.

Галогены: общая характеристика

Общая характеристика галогенов: строение атомов; простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и

их соединений в народном хозяйстве.




§22.зад.№4


34.

Соединения галогенов

Основные соединения галогенов: галогеноводороды, соли галогеноводородных кислот.




§23-24 зад.№4(стр.173).


35.

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»




Оформление работы



36.

Кислород


Строение атома и аллотропия кислорода; свойства и применение его аллотропных модификаций



§25


37.

Сера, ее физичекие и химические свойства


Строение атома и аллотропия серы;

свойства и применение ромбической серы.






§26


38.

Соединения серы


Оксиды серы (IV) и (VI); их получение,

свойства и применение



§27Зад.№5,7.


39.

Серная кислота как электролит и ее соли

Серная кислота как электролит и ее

соли, их применение в народном хозяйстве.




§27


40.

Серная кислота как окислитель. Получение и

применение серной кислоты



Серная кислота как окислитель. Производство серной кислоты и ее применение




§27


41.

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»




Оформление работы

Стр.259-260


42.

Азот и его свойства


Строение атома и молекулы азота;

свойства азота как простого вещества




§28зад.№2


43.

Аммиак и его соединения. Соли аммония

Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение.




§29-30


44.

Оксиды азота

Оксиды азота(II) и (IV)



§31


45.

Азотная кислота как электролит, её применение

Азотная кислота как электролит, ее

свойства и применение.

Демонстрации:




§31


46.

Азотная кислота как окислитель, её получение

Азотная кислота как окислитель. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения




§31


47.

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях

Строение атома и аллотропия фосфора, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кис-

лота, фосфаты. Фосфорные удобрения.




§32


48.

Углерод


Строение атома и аллотропия углерода, свойства его модификаций и их применение.




§33


49.

Оксиды углерода


Оксиды углерода (II) и (IV), их

свойства и применение



§34


50.

Угольная кислота и её соли.

Жесткость воды и способы её устранения


Угольная кислота. Соли угольной

кислоты: кальцит, сода, поташ, их

значение и природе и жизни человека.

Жесткость воды и способы ее устранения.




§34


51.

Кремний


Строение атома кремния; кристаллический кремний, его свойства и применение



§35


52.

Соединения кремния

Оксид кремния (IV), его природные

разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.




§35


53.

Силикатная промышленность

Понятие о силикатной промышленности. Стекло, цемент, керамика.




§35


54.

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов

Получение, собирание и распознавание

газов




Оформление работы

Стр.262-265


55.

Обобщение по теме «Неметаллы»




Повт §18-35


56.

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме «Неметаллы»





Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации (ОГЭ) (10ч.)

57.

Периодический закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете теории строения атома

Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.




§36


58.

Закономерности

изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического

закона

Закономерности

изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона



§36


59.

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ




§37


60.

Классификация

химических реакций по различным признакам.


Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз;

тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания).



§38


61.

Скорость

химических реакций

Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее



§38


62.

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.




§39


63.

Окислительно-восстановительные реакции(ОВР).

Общие химические свойства оксидов и гидроксидов (оснований, кислот, амфотерных гидроксидов), соли в свете ТЭД




§40


64.

Неорганические вещества.

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла




§41


65.

Характерные химические свойства неорганических веществ

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии



§42


66.

Контрольная работа №4

Решение ГИА

Тестирование по вариантам

ГИА демоверсии



Повт. пройденный материал


67 - 70

Резерв












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!