6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/Т.А.Бородько Протокол заседания ШМО от 27 августа 2018 г. .№ 5 | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Сизовская средняя школа» __________ /Е.Н. Емельянова 28 августа 2018г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 30 августа 2018г. № 156 Директор МБОУ «Сизовская средняя школа» _______/ Т.И. Гащиц |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: химия
Уровень: базовый
Учитель: Покляцкая Елена Геннадьевна
Класс: 10-11
Срок реализации: 2 года
Количество часов:
Всего:
136 ч.; в неделю: 2 ч.
Программа разработана на основе: пособия Программа курса химии и примерное календарное планирование. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Химия /. Н.Н. Гара - 2-е издание доп., М.; Просвещение, 2008 г.
Сизовка, 2018 г.
Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основании Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Химия.10 класс: / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2014.
Химия.11 класс: / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2014.
В программу были внесены некоторые изменения.
Количество лабораторных опытов и практических работ, по сравнению с минимальным рекомендованным примерной программой основного общего образования по химии, увеличено.
В конце каждого года выделено 2 урока на повторение.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате обучения химии в 10-11 классах ученик должен знать/понимать:
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
использование различных источников информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
давать определения научным понятиям;
описывать демонстрационные и самостоятельно проводимые эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал;
интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудование.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Раздел1. Теоретические основы органической химии (4 часа).
Органические вещества. Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Изомерия и ее виды. Химическое строение и свойства органических веществ. Значение теории строения органических соединений. Классификация органических соединений.
Раздел 2. Углеводороды(23 часов)
Предельные углеводороды Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Непредельные углеводороды Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов. Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Арены.
Природные источники углеводородов Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Раздел 3 Кислородсодержащие органические вещества (25 ч)
Спирты и фенолы Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Альдегиды, карбоновые кислоты Альдегиды. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Сложные эфиры и жиры. Углеводы Сложные эфиры, жиры. Нахождение в природе. Свойства. Примене Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно
Раздел 4 Азотсодержащие органические вещества. Полимеры(14 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства
Синтетические полимеры Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации и поликонденсации Синтетические волокна. Практические занятия №4Распознавание пластмасс и волокон.
11 класс
Теоретические основы химии (28 часов)
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)
Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности атомов.
Тема 3. Строение вещества (8 ч)
Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.
Расчетные задачи:
Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 4. Химические реакции (13 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора. Окислительно-восстановительные реакции.
Неорганическая химия
Тема 5. Металлы (15ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, железо). Оксиды и гидроксиды металлов.
Тема 6. Неметаллы (9 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (14 ч)
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
3.Тематическое планирование.
10 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Кол-во контр. работ | Практическая часть |
| | авторская программа | рабочая программа | авторская программа | рабочая программа | авторская программа | рабочая программа |
практические работы | лабораторные опыты | практические работы | лабораторные опыты |
1 | Теоретические основы органической химии | 4 | 4 | - | - | | | | |
2 | Углеводороды | 23 | 23 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
3 | Кислородсодержащие органические вещества | 25 | 25 | 1 | 1 | 3 | 9 | 3 | 5 |
4 | Азотсодержащие органические вещества | 7 | 7 | - | 1 | - | 1 | - | 1 |
5 | Химия полимеров. | 7 | 7 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 |
| Повторение. | - | 2 | | | | | | |
| Итого | 66+4(резерв) | 68 | 4 | 4 | ПР -6; ЛО -15 | ПР -6; ЛО -10 |
11 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Кол-во Контр. работ | Практическая часть |
авторская программа | рабочая программа |
| | авторская программа | рабочая программа | авторская программа | рабочая программа | практические работы | лабораторные опыты | практические работы | лабораторные опыты |
1 | Раздел 1 Теоретические основы химии | 28 | 28 | 1 1 | 1 1 | 2 | 1 | 1 | 3 |
2 | Раздел 2 Неорганическая химия | 21 | 24 | 1 1 | 1 1 | 4 | 4 | - | 4 |
3 | Раздел 3 Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. | 14 | 14 | | | 12 | - | 12 | - |
| Повторение. | | 2 | | | | | | |
| Итого | 63+7(резерв) | 68 | 4 | 4 | ПР – 14, ЛО – 5 | ПР – 13, ЛО – 7 |