Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 67
имени Героя Российской Федерации В.В.Замараева»
Согласовано Заместитель директора по УВР ______________/_________________ подпись ФИО «__»___________________201___ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 67 _____________М.А.Чепелева «__»_______________201___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ИСКУССТВО)
начального общего образования
Базовый уровень
2 – 3 классы
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_____от «___»____________201__ |
Ерёмина Татьяна Николаевна, учитель, высшая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом школы на предмет «Изобразительное искусство» отводится в начальной школе 34 часа (по 1 часу в неделю).
Рабочая программа учителя по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса рассчитана на 68 учебных часов (1 час в неделю в 2 классе, 34 учебных недель, 1 час в неделю в 3 классе, 34 учебных недель) и разработана на основе:
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.;
Основной образовательной программы МБОУ СОШ №67 имени Героя России В.В. Замараева.
Авторской программы «Изобразительное искусство 1-4 классы», авторы-составители Б.Н.Неменский. – М.: Просвещение, 2015.
Перечень учебно-методических средств обучения
Используемые учебники и пособия
2 класс
1. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013
2. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс: рабочая тетрадь: – М. : Просвещение, 2016.
3 класс
1. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013
2. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: рабочая тетрадь: – М. : Просвещение, 2016.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2 класс
Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся 2 класса должны уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
Учащиеся 2 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Предметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ.
Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости.
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии.
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.
Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению.
Изображать (декоративно) птиц, Осваивать простые приемы работы с гуашью
Изображать фантастических животных. Работа с гуашью.
Изображать (декоративно) рыб. Осваивать простые приемы работы с гуашью.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.
Изображать характер домашних животных.
Передавать характер клоунов.
Изображение русских сказочных красавиц.
Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме.
Пейзаж в разные времена года.
Формирование первичных умений украшать предметы.
Выражение характера.
Рисование сказочного пера, использование палитры цветов.
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли.
Изображение весенних ручьев на фоне земли.
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Создание изображения ритмично летящих птиц.
Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами.
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов.
Личностные результаты
У второклассника продолжится формирование:
Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям:
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Пользоваться средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;Моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут формироваться:
-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
-Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
-Понимания роли искусства в собственной жизни.
-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
-Мотивации к коллективной творческой работе.
-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные учебные действия
Третьеклассник научится: Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
-Делать несложные выводы.
-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.
Третьеклассник научится:
- Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры ИЗО.
-Понимать образную природу искусства.
-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-обсуждать и анализировать произведения искусства.
-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-Овладеть на практике основами цветоведения.
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Содержание учебного предмета
2 класс
2 класс |
1 | Как и чем работает художник? Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. |
2 | Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Наблюдать и учиться 19 видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. |
3 | О чём говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление. |
4 | Как говорит искусство. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации. |
3 класс
3 класс |
1 | Искусство в твоем доме . Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. |
2 | Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы). | Памятники архитектуры .Парки, скверы , бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). |
3 | Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы). | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. |
4 | Художник и музей. Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов | Количество работ практического характера | Количество работ контрольного характера |
1 | Чем и как работают художники | 8 | 8 | |
2 | Реальность и фантазия | 9 | 7 | |
3 | О чём говорит искусство | 10 | 11 | |
4 | Как говорит искусство | 7 | 7 | 1 |
| | 34 | 33 | 1 |
3 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов | Количество работ практического характера | Количество работ контрольного характера |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | 7 | |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 5 | 2 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 11 | |
4 | Художник и музей | 8 | 8 | |
| Итого | 34 | 32 | 2 |
Поурочно-тематическое планирование 2 класса
№ | Тема урока | Элемент содержания урока | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Чем и как работают художники |
-
| «Цветочная поляна» | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). | Практическая деятельность: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа). Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги. |
-
| «Радуга на грозовом небе». | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. | Практическая деятельность: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (пять красок),крупная кисть, большие листы любой бумаги. |
3. | «Осенний лес» | Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. | Практическая деятельность: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). Знакомство со свойствами художественных материалов: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага. |
4. | «Осенний листопад» | Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать).Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. | Практическая деятельность: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению). Знакомство со свойствами художественных материалов: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы , клей. |
5. | «Графика зимнего леса» | Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. | Практическая деятельность: изображение зимнего леса(по впечатлению и памяти).Знакомство со свойствами художественных материалов: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага. |
6-7 | «Звери в лесу» | Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пересдача характерных особенностей животных. | Практическая деятельность: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). Знакомство со свойствами художественных материалов: пластилин, стеки. |
8. | «Игровая площадка» | Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). | Практическая деятельность: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, ножницы, клей. |
Реальность и фантазия |
9. | «Наши друзья: птицы» | Мастер изображений учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. | Практическая деятельность: изображение любимого животного. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага. |
10. | «Сказочная птица» | Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. | Практическая деятельность: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной). |
11-12 | «Узоры паутины» | Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).Развитие наблюдательности. | Практическая деятельность: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). Знакомство со свойствами художественных материалов: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь, бумага |
13. | «Обитатели подводного мира» | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. | Практическая деятельность: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, ножницы, клей. |
14-15 | «Кружевные узоры» | Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. | Практическая деятельность: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. Знакомство со свойствами художественных материалов: любой графический материал (один-два цвета) |
16. | «Подводный мир» | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. | Практическая деятельность: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, ножницы, клей. |
17. | Конструирование елочных игрушек. | Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. | Практическая деятельность: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.. |
О чем говорит искусство |
18. | «Четвероногий герой» | Выражение и изображение характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина. | Практическая деятельность: изображение животных весёлых, стремительных и угрожающих. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти. |
19. | Сказочный мужской образ. | Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. | Практическая деятельность: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага. |
20. | Женский образ русских сказок | Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характер: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. | Практическая деятельность: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага. |
21. | Образ сказочного героя. | Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. | Практическая деятельность: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). Знакомство со свойствами художественных материалов: пластилин, стеки, дощечки. |
22. | «С чего начинается Родина?» | Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. | Практическая деятельность: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. Знакомство со свойствами художественных материалов: Гуашь, кисти (крупная и тонкая). |
23. | «Человек и его украшения» | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. | Практическая деятельность: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). |
24. | «Сказочные персонажи, противоположные по характеру» | Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни. | Практическая деятельность: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.). Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, кисти, бумага. |
25. | «Украшение двух, противоположных по намерению флотов» | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. | Практическая деятельность: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). |
26. | Здание для сказочного героя | Понятие художественного образа в архитектуре. Через украшение создание образа в окружающей жизни и сказочных построек. | Практическая деятельность: Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). |
27. | Урок-обобщение | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Практическая деятельность: Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. |
Как говорит искусство |
28. | «Огонь в ночи» | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Практическая деятельность: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги. |
29. | «Мозаика». («Весенняя земля») | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. | Практическая деятельность: изображение весенней земли (по памяти впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. |
30. | Графические упражнения. | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. | Практическая деятельность: изображение весенних ручьев. Знакомство со свойствами художественных материалов: пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (на нём земля видна сверху, значит и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе. |
31. | «Дерево» | Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). | Практическая деятельность: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги. |
32. | «Птицы» | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. | Практическая деятельность: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (индивидуально или коллективно) Знакомство со свойствами художественных материалов: белая и темная бумага, ножницы, клей. |
33. | «Поле цветов» | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-мастера : Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. | Практическая деятельность: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Знакомство со свойствами художественных материалов: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы , клей. |
34. | Обобщающий урок года. | Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. | Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. |
Поурочно-тематическое планирование 3 класса
№ | Тема урока | Элемент содержания урока | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Искусство в твоем доме |
1 | Введение в предмет. Мастер, Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки | Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. | Практическая деятельность: Создание коллективного панн «Моя квартира» Знакомство со свойствами художественных материалов: графические материалы. |
2 | Посуда у тебя дома | Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. | Практическая деятельность: Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Знакомство со свойствами художественных материалов: пласилин, гуашь |
3 | Обои и шторы в твоем доме | Обои и шторы в твоем доме. Орнамент и узор. Виды ленточных и сетчатых орнаментов. | Практическая деятельность: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель, штампы. |
4 | Мамин платок | История и особенности Павлово – Посадских платков. Виды орнаментов. Понятие симметрии и асимметрии. | Практическая деятельность: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь. |
5-6 | Твои книжки | Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. | Практическая деятельность: Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
7 | Открытки | История и виды открыток. Понятие композиции в открытке. | Практическая деятельность: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. | Практическая деятельность: На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
Искусство на улицах твоего города |
9 | Памятники архитектуры – наследие веков | Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Практическая деятельность: Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Моделирование из бумаги картона. Знакомство со свойствами художественных материалов: Картон, бумага, клей. |
10 | Парки, скверы, бульвары | Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. | Практическая деятельность: Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
11 | Ажурные ограды | Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. | Практическая деятельность: Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары". Знакомство со свойствами художественных материалов: цветная бумага, ножницы, клей. |
12 | Фонари на улицах и в парках | Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. | Практическая деятельность: Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
13 | Витрины магазинов | Роль художника в создании витрин. Выразительные возможности и средства рекламы.: контраст размеров, цвета, тона. | Практическая деятельность: Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
14 | Транспорт в городе | В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. | Практическая деятельность: Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
15 | Искусство на улицах твоего села. (Обобщение темы) | Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? | Практическая деятельность: На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
Художник и зрелище |
16-17 | Художник в цирке | В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. | Практическая деятельность: Изображение циркового представления и его персонажей. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
18-19 | Художник в театре | Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. | Практическая деятельность: Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека). Знакомство со свойствами художественных материалов: |
20-21 | Театр кукол | Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. | Практическая деятельность: Создание куклы на уроке. Знакомство со свойствами художественных материалов: ткань, нитки или бумага и клей. |
22-23 | Маска | Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. | Практическая деятельность: Конструирование выразительных острохарактерных масок. Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, картон, клей. |
24 | Афиша и плакат | Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. | Практическая деятельность: Создание афиши к детскому спектаклю. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
25 | Праздник в городе | Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. | Практическая деятельность: Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
26 | Школьный праздник-карнавал (обобщение темы) | По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. | Практическая деятельность: В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление. Знакомство со свойствами художественных материалов: |
Художник и музей |
27 | Музей в жизни города | Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. | Практическая деятельность: подготовка к проведению экскурсии по выставке репродукций картин известных художников. Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
28 | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж | Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. | Практическая деятельность: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель |
29-30 | Картина-портрет | Знакомство с жанром портрета. Понятие пропорций. Схема головы и лица человека. Приемы рисования с натуры и по представлению. | Практическая деятельность: Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель. |
31 | Картина-натюрморт | Жанр натюрморт. Особенности композиции в натюрморте: предметная плоскость, композиционный центр. Натюрморт в творчестве П.Сезана, В. Машкова,, А.Матисса, малых голландцев. | Практическая деятельность: Рисование натюрморта по представлению. Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель. |
32 | Картины исторические и бытовые | Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. | Практическая деятельность: Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору. |
33 | Скульптура в музее и на улице | Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников. | Практическая деятельность: Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Знакомство со свойствами художественных материалов: пластилин. |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | " Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. | Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. |
28