СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ИЗО 2-3 класс. УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения На основе программы под редакцией Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Рассчитана на 68 часов (по 34 часа в 2 и 3 классе).

Просмотр содержимого документа
«Программа по ИЗО 2-3 класс. УМК "Школа России".»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 67

имени Героя Российской Федерации В.В.Замараева»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________/_________________

подпись ФИО

«__»___________________201___


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 67

_____________М.А.Чепелева

«__»_______________201___











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ИСКУССТВО)

начального общего образования

Базовый уровень

2 – 3 классы


на 2018-2019 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №_____от «___»____________201__





Ерёмина Татьяна Николаевна, учитель, высшая квалификационная категория










2018 год

Пояснительная записка

В соответствии с учебным планом школы на предмет «Изобразительное искусство» отводится в начальной школе 34 часа (по 1 часу в неделю).

Рабочая программа учителя по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса рассчитана на 68 учебных часов (1 час в неделю в 2 классе, 34 учебных недель, 1 час в неделю в 3 классе, 34 учебных недель) и разработана на основе:

  • Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.;

  • Основной образовательной программы МБОУ СОШ №67 имени Героя России В.В. Замараева.

  • Авторской программы «Изобразительное искусство 1-4 классы», авторы-составители Б.Н.Неменский. – М.: Просвещение, 2015.

Перечень учебно-методических средств обучения

Используемые учебники и пособия

2 класс

1. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013

2. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс: рабочая тетрадь: – М. : Просвещение, 2016.

3 класс

1. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013

2. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: рабочая тетрадь: – М. : Просвещение, 2016.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

    • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

    • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

    • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

    • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

    • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

    • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

    • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

    • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

    • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

    • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

    • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

    • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

    • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

    • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

    • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

    • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

    • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

    • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

    • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

    • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

    • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

    • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

    • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

2 класс

Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;

  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

  • Учащиеся 2 класса должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);

  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;

  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

  • Учащиеся 2 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Предметные результаты

У  второклассника продолжится формирование:

  • Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

  • Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ.

  • Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости.

  • Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.

  • Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии.

  • Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином.

  • Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

  • Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.

  • Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению.

  • Изображать (декоративно) птиц, Осваивать простые приемы работы с гуашью

  • Изображать фантастических животных. Работа с гуашью.

  • Изображать (декоративно) рыб. Осваивать простые приемы работы с гуашью.

  • Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

  • Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.

  • Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

  • Изображать характер домашних животных.

  • Передавать характер клоунов.

  • Изображение русских сказочных красавиц.

  • Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме.

  • Пейзаж в разные времена года.

  • Формирование первичных умений украшать предметы.

  • Выражение характера.

  • Рисование сказочного пера, использование палитры цветов.

  • Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли.

  • Изображение весенних ручьев на фоне земли.

  • Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

  • Создание изображения ритмично летящих птиц.

  • Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами.

  • Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов.

Личностные результаты

У  второклассника продолжится формирование:

  • Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

  • Видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

  • Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям:

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

  • Пользоваться средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;Моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы.

Метапредметные результаты

У  второклассника продолжится формирование:

  • - умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • - желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • - активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

  • - обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

  • -  мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.

-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

-Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.

-Понимания роли искусства в собственной жизни.

-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.

-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.

-Мотивации к коллективной творческой работе.

-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Метапредметные учебные действия

Третьеклассник научится: Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.

-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.

-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.

-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.

-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.

-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.

-Делать несложные выводы.

-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.

Третьеклассник научится:

- Различать виды художественной деятельности.

-Различать виды и жанры ИЗО.

-Понимать образную природу искусства.

-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

-обсуждать и анализировать произведения искусства.

-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.

-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.

-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.

-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

-Овладеть на практике основами цветоведения.

-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.


Содержание учебного предмета

2 класс

2 класс

1

Как и чем работает художник?

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

2

Реальность и фантазия.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Наблюдать и учиться 19 видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы.

3

О чём говорит искусство.

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).


Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание,  заминание, вытягивание,  защипление.

4

Как говорит искусство.

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.


3 класс

3 класс 

1

Искусство в твоем доме .

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

2

Искусство на улицах твоего города.

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Памятники архитектуры .Парки, скверы , бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).



3

Художник и зрелище.

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).


Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

4

Художник и музей.

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).


Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Тематическое планирование

2 класс

Наименование разделов

Количество часов

Количество работ практического характера

Количество работ контрольного характера

1

Чем и как работают художники

8

8


2

Реальность и фантазия

9

7


3

О чём говорит искусство

10

11


4

Как говорит искусство

7

7

1



34

33

1

3 класс

Наименование разделов

Количество часов

Количество работ практического характера

Количество работ контрольного характера

1

Искусство в твоем доме

8

7


2

Искусство на улицах твоего города

7

5

2

3

Художник и зрелище

11

11


4

Художник и музей

8

8



Итого

34

32

2


Поурочно-тематическое планирование 2 класса

Тема урока

Элемент содержания урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Чем и как работают художники

«Цветочная поляна»

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).


Практическая деятельность: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.

«Радуга на грозовом небе».

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.

Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.


Практическая деятельность: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.)

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (пять красок),крупная кисть, большие листы любой бумаги.

3.

«Осенний лес»

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими.

Передача различного эмоционального состояния природы.


Практическая деятельность: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).

Знакомство со свойствами художественных материалов: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.

4.

«Осенний листопад»

Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать).Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.


Практическая деятельность: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению).

Знакомство со свойствами художественных материалов: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы , клей.

5.

«Графика зимнего леса»

Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.


Практическая деятельность: изображение зимнего леса(по впечатлению и памяти).Знакомство со свойствами художественных материалов: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.

6-7

«Звери в лесу»

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пересдача характерных особенностей животных.


Практическая деятельность: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти).

Знакомство со свойствами художественных материалов: пластилин, стеки.

8.

«Игровая площадка»

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

Практическая деятельность: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению).

Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, ножницы, клей.

Реальность и фантазия

9.

«Наши друзья: птицы»

Мастер изображений учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.


Практическая деятельность: изображение любимого животного.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага.

10.

«Сказочная птица»

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.


Практическая деятельность: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).

11-12

«Узоры паутины»

Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).Развитие наблюдательности.


Практическая деятельность: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти).

Знакомство со свойствами художественных материалов: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь, бумага

13.

«Обитатели подводного мира»

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.


Практическая деятельность: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, ножницы, клей.

14-15

«Кружевные узоры»

Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.


Практическая деятельность: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

Знакомство со свойствами художественных материалов: любой графический материал (один-два цвета)

16.

«Подводный мир»

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.


Практическая деятельность: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, ножницы, клей.

17.

Конструирование елочных игрушек.


Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.


Практическая деятельность: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей..

О чем говорит искусство

18.

«Четвероногий герой»

Выражение и изображение характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.

Практическая деятельность: изображение животных весёлых, стремительных и угрожающих.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.

19.

Сказочный мужской образ.

Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.


Практическая деятельность: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки,

обои, цветная бумага.

20.

Женский образ русских сказок

Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характер: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.


Практическая деятельность: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

21.

Образ сказочного героя.

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме.

Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.


Практическая деятельность: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.).

Знакомство со свойствами художественных материалов: пластилин, стеки, дощечки.

22.

«С чего начинается Родина?»

Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.


Практическая деятельность: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.

Знакомство со свойствами художественных материалов: Гуашь, кисти (крупная и тонкая).

23.

«Человек и его украшения»

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.


Практическая деятельность: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).

24.

«Сказочные персонажи, противоположные по характеру»

Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.


Практическая деятельность: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.).

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, кисти, бумага.

25.

«Украшение двух, противоположных по намерению флотов»

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.


Практическая деятельность: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).

26.

Здание для сказочного героя

Понятие художественного образа в архитектуре. Через украшение создание образа в окружающей жизни и сказочных построек.


Практическая деятельность: Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).

27.

Урок-обобщение

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).


Практическая деятельность: Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.

Как говорит искусство

28.

«Огонь в ночи»

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге.


Практическая деятельность: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются).

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

29.

«Мозаика». («Весенняя земля»)


Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.


Практическая деятельность: изображение весенней земли (по памяти впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

30.

Графические упражнения.

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.


Практическая деятельность: изображение весенних ручьев.

Знакомство со свойствами художественных материалов: пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (на нём земля видна сверху, значит и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе.

31.

«Дерево»

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).


Практическая деятельность: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти).

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги.

32.

«Птицы»

Ритм пятен передает движение.

От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.


Практическая деятельность: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (индивидуально или коллективно)

Знакомство со свойствами художественных материалов: белая и темная бумага, ножницы, клей.

33.

«Поле цветов»

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-мастера : Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.


Практическая деятельность: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Знакомство со свойствами художественных материалов: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы , клей.

34.

Обобщающий урок года.

Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.

Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни.



Поурочно-тематическое планирование 3 класса

Тема урока

Элемент содержания урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Искусство в твоем доме

1

Введение в предмет. Мастер, Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уют­ными, деловыми, строгими; од­ни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат де­тям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, ре­шает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каж­дый человек бывает в роли ху­дожника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Практическая деятельность: Создание коллективного панн «Моя квартира»

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические материалы.

2

Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды.


Практическая деятельность: Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Знакомство со свойствами художественных материалов: пласилин, гуашь

3

Обои и шторы в твоем доме

Обои и шторы в твоем доме. Орнамент и узор. Виды ленточных и сетчатых орнаментов.


Практическая деятельность: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель, штампы.

4

Мамин платок

История и особенности Павлово – Посадских платков. Виды орнаментов. Понятие симметрии и асимметрии.


Практическая деятельность: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь.

5-6

Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица.


Практическая деятельность: Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

7

Открытки

История и виды открыток. Понятие композиции в открытке.


Практическая деятельность: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

8

Труд художника для твоего дома (обоб­щение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение.


Практическая деятельность: На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

Искусство на улицах твоего города

9

Памятники архитектуры – наследие веков

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать из­делие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.


Практическая деятельность: Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Моделирование из бумаги картона.

Знакомство со свойствами художественных материалов: Картон, бумага, клей.

10

Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки.


Практическая деятельность: Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

11

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников.


Практическая деятельность: Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Знакомство со свойствами художественных материалов: цветная бумага, ножницы, клей.

12

Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города.


Практическая деятельность: Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

13

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Выразительные возможности и средства рекламы.: контраст размеров, цвета, тона.


Практическая деятельность: Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

14

Транспорт в городе

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин.


Практическая деятельность: Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

15

Искусство на улицах твоего села. (Обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города?


Практическая деятельность: На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

Художник и зрелище

16-17

Художник в цирке

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима.

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища.

Практическая деятельность: Изображение циркового представления и его персонажей.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

18-19

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля.


Практическая деятельность: Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Знакомство со свойствами художественных материалов:

20-21

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение.


Практическая деятельность: Создание куклы на уроке.

Знакомство со свойствами художественных материалов: ткань, нитки или бумага и клей.

22-23

Маска

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике.


Практическая деятельность: Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Знакомство со свойствами художественных материалов: бумага, картон, клей.

24

Афиша и плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.


Практическая деятельность: Создание афиши к детскому спектаклю.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

25

Праздник в городе

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник.


Практическая деятельность: Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

26

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы)

По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша.


Практическая деятельность: В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Знакомство со свойствами художественных материалов:

Художник и музей

27

Музей в жизни города

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.


Практическая деятельность: подготовка к проведению экскурсии по выставке репродукций картин известных художников.

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

28

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.


Практическая деятельность: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель

29-30

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Понятие пропорций. Схема головы и лица человека. Приемы рисования с натуры и по представлению.


Практическая деятельность: Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель.

31

Картина-натюрморт

Жанр натюрморт. Особенности композиции в натюрморте: предметная плоскость, композиционный центр.

Натюрморт в творчестве П.Сезана, В. Машкова,, А.Матисса, малых голландцев.


Практическая деятельность: Рисование натюрморта по представлению.

Знакомство со свойствами художественных материалов: гуашь, акварель.

32

Картины исторические и бытовые

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра.


Практическая деятельность: Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Знакомство со свойствами художественных материалов: графические или живописные материалы по выбору.

33

Скульптура в музее и на улице

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников.


Практическая деятельность: Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Знакомство со свойствами художественных материалов: пластилин.

34

Художественная выставка (обобщение темы)

" Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.


Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием.






28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!