М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР
В.Ф. Быковского городского округа Павловский Посад Московской области
(МОУ СОШ № 10)
142506, Московская область, г.о. Павловский Посад Е-mail: [email protected]
г. Павловский Посад, ул.1 Мая, д.40 Е Тел. 8(989) 599-62-29
Утверждено
приказом МОУ СОШ № 10
от _____ _______2022 г.№____
Рабочая программа по геометрии
для 7-Г класса
Составитель: Фокина Наталья Борисовна,
учитель математики
г.о. Павловский Посад, 2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии на 2022-2023 учебный год составлена для обучающихся 7 класса «Г» на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
2) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254"
4)Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 10;
5) Годового календарного учебного графика МОУ СОШ №10 на 2022-2023 учебный год;
6) Учебного плана МОУ СОШ № 10 на 2022-2023 учебный год.
7) Авторская программа по математике. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т.А Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2019.
Предметная линия учебников. Геометрия ,7-9 :Учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, в,ф, Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 22 изд. – М. : Просвещение, 2019;
Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), 33 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения предмета
личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умению ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
метапредметные результаты обучения:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
предметные результаты обучения
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (треугольники и их частные виды, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры;
выполнять чертежи по условию задачи;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
уметь решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
уметь решать простейшие задачи на доказательство;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
уметь доказывать равенство треугольников, т.е. выделять равенство соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки;
уметь доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков;
уметь находить равные углы при параллельных прямых и секущей;
уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника.
В результате изучения геометрии в 7 классе обучающийся должен научится:
Наглядная геометрия
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность), распознавать виды углов, виды треугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:углубления и развития представлений о плоских геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность);
Геометрические фигуры
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до , применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие задачи.
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы;
вычислять периметры треугольников;
решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление.
Содержание учебного предмета
1. Начальные геометрические сведения 10ч
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами
2. Треугольник 17 ч.
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; 'формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
3. Параллельные прямые 13 ч.
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20ч.
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.
Повторение 4 ч.
Повторить и обобщить изученный материал.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по геометрии для 7 класса Г на 2022-2023 учебный год
( 2 урока в неделю, всего 66 часов)
№ урока за год | Тема уроков | Примерные сроки | Скоррек- тирован- ные сроки | |
| Вводное занятие. Что это такое – геометрия? | 1-3.09 | | |
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (10 ч) |
| Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности. | 6-10.09 | | |
| Луч и угол. | | |
| Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов | 13-17.09 | | |
| Длина отрезка. Измерение отрезков. | | |
| Градусная мера угла. Измерение углов. | 20-24.09 | | |
| Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | | |
| Смежные и вертикальные углы. | 27-1.10 | | |
| Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности | | |
| Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения» | 11-15.10 | | |
| Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | | |
Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (17 ч) | |
| Анализ контрольной работы. Треугольник. | 18-22.10 | | |
| Первый признак равенства треугольников | | |
| Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 25-29.10 | | |
| Перпендикуляр к прямой | | |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1-5.11 | | |
| Свойства равнобедренного треугольника | | |
18. | Второй признак равенства треугольников | 8-12.11 | | |
19. | Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | | |
20. | Третий признак равенства треугольников | 22-26.11 | | |
21. | Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» | | |
22. | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | 29-3.12 | | |
23. | Окружность. Элементы окружности | | |
24. | Построения циркулем и линейкой | 6-10.12 | | |
25. | Примеры задач на построение | | |
26. | Обобщающий урок по теме «Треугольники» | 13-17.12 | | |
27. | Контрольная работа №2 «Треугольники» | | |
28. | Анализ контрольной работы | 20-24.12 | | |
Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ч) | |
29. | Определение параллельных прямых. Практические способы построения параллельных прямых. | | | |
30. | Признаки параллельности двух прямых | 27-30.12 | | |
31. | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | | |
32. | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 10-14.01 | | |
33. | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | | |
34. | Метод доказательства от противного | 17-21.01 | | |
35. | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | | |
36. | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | 24-28.01 | | |
37. | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | | | |
38. | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых» | 31-4.02 | | |
39. | Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые» | | |
40. | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 7-11.02 | | |
41. | Анализ контрольной работы | | |
Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (20 ч) | |
42. | Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника | 14-18.02 | | |
43. | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | | |
44. | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 28-4.03 | | |
45. | Неравенство треугольника. | | |
46. | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 7-11.03 | | |
47. | Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | | |
48. | Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 14-18.03 | | |
49. | Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников | | |
50. | Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников | 21-25.03 | | |
51. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | | |
52. | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | 28-1.04 | | |
53. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | | |
54. | Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними | 11-15.04 | | |
55. | Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам | | |
56-57 | Построение треугольника по трем сторонам | 18-22.04 | | |
58-59 | Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | 25-29.04 | | |
60. | Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | 2-7.05 | | |
61. | Анализ контрольной работы | | |
ПОВТОРЕНИЕ (6 ч) | |
62. | Повторение. Начальные геометрические сведенияю Треугольники | 9-27.05 | | |
63. | Повторение. Параллельные прямые | | |
64. | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | | |
65. | Прямоугольный треугольник | | |
66. | Задачи на построение | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от ________ 2022 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ «_____» ___________ 2022 г. |