МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Талдомский г.о.
МОУ В СОШ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
ШМО учителей математики и | Зам.директора по УВР | Директор школы |
информатики Руководитель МО ______________Боброва Л.А. | ______________Неживова Н.М. | ______________Мозжухин А.М. |
Протокол № 1 | Протокол № 1 | Приказ № 80 |
от 30. 08. 2022 г | от 01. 09. 2022 г. | от 01. 09. 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Геометрия»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Боброва Л. А., Логинова Е. Н., Смирнова Ф.Ф., Лапина Н. Ю.
учителя математики
Вербилки 2022
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, учебным планом МОУ ВСОШ и на основе авторской программы Геометрия 7-9 В.Ф. Бутузова.
На изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю (68 учебных часов в год).
Программа нацелена на использование учебника для общеобразовательных организаций Геометрия 7 – 9 классы, Л.С. Атанасяна, И.И. Юдиной, В.Ф.Бутузова и др.
Цели и задачи курса:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
овладение системой математических знаний, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Целевой приоритет воспитательного аспекта, обеспечиваемый ресурсами учебного предмета:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Планируемые результаты изучения геометрии в 8 классе
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Наглядная геометрия
учащиеся научатся:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
получат возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
учащиеся научатся:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
получат возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
учащиеся научатся:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
получат возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Содержание курса геометрии в 8 классе
Глава 5. Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Тематическое планирование
Темы Количество часов
Четырехугольники 12
Площадь 14
Подобные треугольники 16
Окружность 16
Повторение 10
Всего 68
Формы организации учебных занятий и виды деятельности
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные,
классные и внеклассные.
Виды деятельности:
самостоятельная работа,
математический диктант,
контрольная работа,
тестовые задания,
наблюдение за работой в группах, в парах и индивидуальной,
опрос (индивидуальный, фронтальный),
проверка домашнего задания,
работа по карточке
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока |
По плану | По факту 8А | По факту 8Б | По факту 8В |
| Повторение курса геометрии 7 класса. Углы. | Повторяют основные темы за 7 класс. Треугольник: виды треугольников; признаки равенства треугольников. Углы: внутренние, внешние; смежные, вертикальные; накрест лежащие; односторонние; соответственные; сумма углов в треугольнике. | 3.09 | | | |
| Повторение курса геометрии 7 класса. Треугольники. | 7.09 | | | |
Глава 5. Четырехугольники (12 ч.) |
| Многоугольники | Усваивают понятия ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали; изображают и распознают многоугольники на чертежах; показывают элементы многоугольников, внутреннюю и внешнюю области многоугольников. | 10.09 | | | |
| Выпуклый многоугольник. | Объясняют, какая фигура называется многоугольником, называют его элементы; знакомятся с понятиями периметра многоугольника, выпуклого многоугольника; выводят формулу суммы углов выпуклого многоугольника, находят углы многоугольников, их периметры. | 14.09 | | | |
| Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | Знакомятся с определениями параллелограмма и трапеции, видами трапеций, формулировками свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции, учатся их доказывать и применять при решении задач. | 17.09 | | | |
| Признаки параллелограмма. | Выполняют деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции. | 21.09 | | | |
| Трапеция. Задачи на построение. | Решают задачи на построение четырехугольников. | 24.09 | | | |
| Прямоугольник | Повторяют понятие прямоугольника, его свойства и признаки. Учатся применять их при решении задач. | 28.09 | | | |
| Ромб. Квадрат. | Знакомятся с частными видами параллелограмма: прямоугольником, ромбом и квадратом, с формулировками их свойств и признаков. | 01.10 | | | |
| Решение задач. | Доказывают изученные теоремы и применяют их при решении задач | 12.10 | | | |
| Осевая и центральная симметрия. | Усваивают определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. Строят симметричные точки и распознают фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией. | 15.10 | | | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | Готовятся к контрольной работе. | 19.10 | | | |
| Проверочная работа №1 | Выполняют проверочную работу. Применяют полученные знания. | 22.10 | | | |
| Работа над ошибками. Обзор главы. | Анализируют собственные ошибки. Выполняют работу над ошибками. | 26.10 | | | |
Глава 6. Площадь (14 ч.) | |
| Площадь. | Усваивают основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. | 29.10 | | | |
| Площадь многоугольника. | Выводят формулу для вычисления площади прямоугольника и используют ее при решении задач. | 2.11 | | | |
| Площадь параллелограмма. | Заучивают формулу для вычисления площади параллелограмма; доказывают ее, применяют при решении задач. | 5.11 | | | |
| Площадь треугольника | Заучивают формулу для вычисления площади треугольника; доказывают ее, применяют при решении задач. | 9.11 | | | |
| Площадь треугольника | Учат теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. | 12.11 | | | |
| Площадь трапеции | Заучивают формулу для вычисления площади трапеции; доказывают ее, применяют при решении задач. | 23.11 | | | |
| Вычисление площадей фигур | В устной форме доказывают теоремы и излагают необходимый теоретический материал. Решают задачи. | 26.11 | | | |
| Теорема Пифагора | Усваивают теорему Пифагора и доказывают ее. | 30.11 | | | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора. | Усваивают теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Доказывают теоремы и применяют их при решении задач (находят неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). | 3.12 | | | |
| Решение задач на применение теоремы Пифагора. | Доказывают теоремы и применяют их при решении задач (находят неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). | 7.12 | | | |
| Формула Герона. | Доказывают теоремы и применяют их при решении задач | 10.12 | | | |
| Решение задач по теме. Подготовка к контрольной работе. | Доказывают теоремы и применяют их при решении задач. Готовятся к контрольной работе. | 14.12 | | | |
| Проверочная работа №2 | Выполняют проверочную работу. Применяют полученные знания. | 17.12 | | | |
| Работа над ошибками. Обзор главы. | Анализируют собственные ошибки. Выполняют работу над ошибками. | 21.12 | | | |
Глава 7. Подобные треугольники (16 ч.) |
| Определение подобных треугольников. | Знакомятся с определениями пропорциональных отрезков и подобных треугольников. | 24.12 | | | |
| Отношение площадей подобных треугольников. | Знакомятся с теоремой об отношении площадей подобных треугольников и свойством биссектрисы треугольника. Определяют подобные треугольники, находят неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач. | 28.12 | | | |
| Первый признак подобия треугольников. | Формируют признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Доказывают признаки подобия и применяют их. | 11.01 | | | |
| Второй и третий признаки подобия. | Формируют признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Доказывают признаки подобия и применяют их. | 14.01 | | | |
| Решение задач на применение второго и третьего признака подобия треугольников. | Применяют все изученные теоремы при решении задач. | 18.01 | | | |
| Средняя линия треугольника. | Формулируют теоремы о средней линии треугольника и точке пересечения медиан треугольника. Доказывают эти теоремы и применяют при решении задач. | 21.01 | | | |
| Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | 25.01 | | | |
| Пропорциональные отрезки. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | Формулируют теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Доказывают эту теоремы и применяют при решении задач. | 28.01 | | | |
| Решение задач на применение теории подобных треугольников | Применяют изученные теоремы при решении задач. | 1.02 | | | |
| Задачи на построение методом подобия. | С помощью циркуля и линейки делят отрезок в данном отношении и решают задачи на построение. | 4.02 | | | |
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Формулируют определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. | 8.02 | | | |
| Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | Формулируют значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60. | 11.02 | | | |
| Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Доказывают основное тригонометрическое тождество, решают задачи типа Применяют все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач | 15.02 | | | |
| Проверочная работа № 3 | Применяют все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач. | 18.02 | | | |
| Решение задач. | Применяют полученные знания. | 1.03 | | | |
| Работа над ошибками. Обзор главы. | Анализируют собственные ошибки. Выполняют работу над ошибками. | 4.03 19.02 | | | |
Глава 8. Окружность (16 часов) |
| Взаимное расположение прямой и окружности. | Знакомятся с возможными случаями взаимного расположения прямой и окружности. | 11.03 19.02 | | | |
| Касательная к окружности. | Знакомятся с определением касательной, свойством и признаком касательной. Доказывают их и применяют при решении задач, выполняют задачи на построение. | 15.03 19.02 | | | |
| Центральный угол. Градусная мера дуги окружности | Распознают, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности. | 18.03 | | | |
| Теорема о вписанном угле. | Формулируют теорему о вписанном угле и следствия из нее. Доказывают эти теоремы и применяют при решении задач. | 22.03 | | | |
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | Формулируют теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Применяют ее при решении задач. | 25.03 | | | |
| Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с вписанными и описанными углами. | 29.03 | | | |
| Свойство биссектрисы угла. | Формулируют и доказывают теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника. | 1.04 | | | |
| Серединный перпендикуляр. | Формулируют и доказывают теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника. | 12.04 | | | |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника. | Узнают теорему о точке пересечения высот треугольника и применяют её при решении задач. | 15.04 | | | |
| Вписанная окружность. | Определяют, какая окружность является вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника. Формулируют теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника. | 19.04 | | | |
| Описанная окружность | 22.04 | | | |
| Свойство описанного четырёхугольника | Узнают свойства описанного четырехугольника. Применяют их при решении задач. | 26.04 | | | |
| Свойство вписанного четырёхугольника. | Узнают свойства вписанного четырехугольника. Применяют их при решении задач. | 29.04 | | | |
| Решение задач по теме. Подготовка к контрольной работе. | Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследуют свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. | 3.05 | | | |
| Проверочная работа № 4 | Выполняют проверочную работу. Применяют полученные знания. | 3.05 | | | |
| Работа над ошибками. Обзор главы | Анализируют собственные ошибки. | 6.05 | | | |
Повторение (6 ч.) | |
| Итоговое повторение. Подготовка к теоретическому зачету за курс 8 класса. | Работают с учебником и с дополнительными материалами, решают практические задачи и тренировочные упражнения. Совершенствуют навыки решения задач. | 10.05 | | | |
| 13.05 | | | |
| 17.05 | | | |
| 20.05 | | | |
| 24.05 27.05 | | | |
| | | |
67, 68 | Резерв (2 ч.) |
Список литературы:
Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7 - 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций – 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2016. – 31 с.
Атанасян Л.С., Геометрия. Учебник для 7-9 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Научный редактор – академик А.Н. Тихонова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017 – 383 с.
Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс: - учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер – 18-е изд. - М.: «Просвещение», 2016. – 159 с.
Мищенко Т.М, Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 8 класс. учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
Ковтун Г.Ю. Геометрия. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И.Юдиной/ авт.-сост. Г.Ю.Ковтун. – Волгоград: Учитель, 2016. – 207 с.
Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.А. Иченская. – 4-е изд. М.: «Просвещение», 2016. – 144 с.