СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по экономике /профиль/ 10 кл ФГОС 68 ч

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по экономике /профиль/ 10 кл ФГОС 68 ч»


Красноармейский район, ст. Полтавская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

(полное наименование образовательного учреждения)




УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 28.08. 2020 года протокол № 1

Председатель _______ Л.Ф.Братикова

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по предмету "Экономика".


Уровень образования (класс): среднее общее образование профильный уровень

10-11 класс


Количество часов: 136 ч.


Учителя: Редькина О.А., Тарханова Г.П., Орленко М.М., Мелешкина Т.С., Соловьев В.Н.


Программа разработана в соответствии и на основе следующих нормативных и распорядительных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  • Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

  • Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 года № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

  • На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т. Л. Дихтяр. — М. : "Дрофа", 2017 курса «Экономика», разработанной к учебнику «Экономика. 10—11 классы» Р. И. Хасбулатова.





Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т. Л. Дихтяр. — М. : Дрофа, 2017 курса «Экономика», разработанной к учебнику «Экономика. 10—11 классы» Р. И. Хасбулатова.


Место в учебном плане


Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1  на преподавание учебного предмета "Экономика" на профильном уровне в 2020 – 2022 учебном году в 10-11 классе отводится 136 ч

( 68 часов в 10 кл и 68 ч в 11 кл - 2 раза в неделю).


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

    1. осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;

    2. формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;

    3. формирование умения принимать рациональные решения

  • условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и кружающих;

    1. формирование умения оценивать и аргументировать­ свою точку зрения по экономическим проблемам, различ­-ным аспектам социально-экономической политики государства;

    2. приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

    3. этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;

    4. экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.

Метапредметные результаты:

  1. умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;

  2. регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.;

  3. овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;

коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;

  1. умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;

  2. умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;

  3. навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

  4. соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  5. владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;

  6. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.

Предметные результаты освоения курса ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических знаний и способов действий.

Заканчивая школу и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с проблемами финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с жесткими законами конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере трудовых отношений непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую политику. Без знания законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.


Выпускник на углубленном уровне научится:

Основные концепции экономики

  • Определять границы применимости методов экономической теории;

  • анализировать проблему альтернативной стоимости;

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;

  • иллюстрировать примерами факторы производства;

  • характеризовать типы экономических систем;

  • различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.

Микроэкономика

  • Анализировать структуру бюджета собственной семьи;

  • строить личный финансовый план;

  • анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

  • принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

  • анализировать собственное потребительское поведение;

  • определять роль кредита в современной экономике;

  • применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

  • объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

  • определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

  • приводить примеры товаров Гиффена;

  • объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

  • объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

  • приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

  • объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

  • различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;

  • анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

  • объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

  • объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • сравнивать виды ценных бумаг;

  • анализировать страховые услуги;

  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;

  • определять место маркетинга в деятельности организации;

  • приводить примеры эффективной рекламы;

  • разрабатывать бизнес-план;

  • сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

  • называть цели антимонопольной политики государства;

  • объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

  • приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.

Макроэкономика

  • Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

  • характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

  • определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;

  • указывать основные последствия макроэкономических проблем;

  • объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;

  • приводить примеры сфер применения показателя ВВП;

  • приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

  • различать сферы применения различных форм денег;

  • определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;

  • объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

  • приводить примеры, как банки делают деньги;

  • приводить примеры различных видов инфляции;

  • находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

  • применять способы анализа индекса потребительских цен;

  • характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

  • различать виды безработицы;

  • находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

  • определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;

  • приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

  • приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.

Международная экономика

  • Объяснять назначение международной торговли;

  • анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

  • различать экспорт и импорт;анализировать курсы мировых валют;

  • объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

  • различать виды международных расчетов;

  • анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

  • объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

  • объяснять особенности современной экономики России.


Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

  • Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Микроэкономика

  • Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

  • применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

  • рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

  • решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Макроэкономика

  • Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

  • владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

  • использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

  • анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

  • анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

  • решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

  • отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;

  • аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Международная экономика

  • Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

  • анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

  • ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;

  • создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;

  • решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;

  • использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

  • владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.


Содержание учебного курса

10 класс

Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики

Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Ограниченность ресурсов рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Производительность труда. Главные вопросы экономики.

Экономическая система государства

Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.

Спрос Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса. Перекрёстная эластичность спроса.

Предложение Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения.

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

Понятие цены. Функции цен. Две концепции цены. Ценовой механизм. Стоимость товара.

Конкуренция. Типы рынков

Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика

Доходы и расходы Доходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата. Сбережения. Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.

Банки и банковская система

Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.

Деньги и финансы История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег.

Фондовая биржа Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Закон Оукена. Профсоюзы.

Фирма — главное звено рыночной экономики

Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное предприя тие. Франчайзинг. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей отдачи (доходности).


11 класс

Менеджмент и маркетинг

Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Бизнес-план. Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга. Реклама.

Государственные финансы

Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги — главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная шкала налогообложения. Фискальная политика государства.

Государство и экономика

Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Государственное регулирование экономики. Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация).

Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Сопоставление ВВП разных стран. Два способа подсчёта ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Система национальных счётов. Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции.

Экономический рост

Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор. Концепция устойчивого экономического роста. Эффект акселератора.

Цикличность развития экономики

Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономер-ность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса.

Международная торговля

Международное разделение труда. Абсолютные и относительные преимущества. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.

Российская Федерация в системе мирового хозяйства

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макро­ экономические показатели России. Место России в мировой экономике. Экономические проблемы глобализации.


Тематическое планирование


10 класс


Тема

Содержание уроков

Характеристика основных видов

деятельности учащегося

1. Экономика: наука и хозяйство

(4 ч)



Понятие экономики. Предмет изучения

экономической науки. Почему экономи

ка не может производить столько

товаров и услуг, сколько необходимо

обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда,

средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон

редкости. Свободные и экономические

блага. Альтернативная стоимость.

Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда.

Специализация

Учащийся должен уметь:

� приводить примеры свободных

и экономических благ;

� выстраивать логическую последовательность экономических процессов;

� приводить примеры, подтверждающие закон редкости и закон роста потребностей;

� понимать, что такое альтернативная

стоимость, приводить собственные примеры альтернативной стоимости выбора;

анализировать кривую производственных возможностей, описывать положение точек относительно кривой производственных возможностей, раскрывать их экономический смысл;

-решать задачи на альтернативную стоимость;

- называть факторы производства;

- рассчитывать производительность труда;

-раскрывать понятия «специализация», «разделение труда»

2. Экономическая

система

государства

(5 ч)

Понятие «экономическая система».

Собственность. Традиционная, центра-

лизованная (плановая), рыночная и

смешанная экономические системы.

Прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Общественные блага. Государственный

сектор экономики

Учащийся должен уметь:

� раскрывать сущность понятия «экономическая система»;

� называть главные особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем;

� приводить примеры различных форм собственности;

� делать выводы о преимуществах и недостатках экономических систем; понимать роль государства в рыночной экономике;

� объяснять отличия общественных благ от частных;

� приводить примеры общественных благ;

� называть отрасли, входящие в государственный сектор экономики

3. Спрос

(5 ч)

Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя.

Спрос, величина спроса. Закон спроса.

Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары

с эластичным и неэластичным спросом

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� называть функции рынка, приводить примеры различных рынков;

� формулировать закон спроса;

� доказывать примерами зависимость спроса от цены;

� приводить примеры неценовых факторов спроса;

� анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой;

� приводить примеры товаров-заменителей и

дополняющих товаров;

� называть группу товаров с эластичным и неэластичным спросом;

-решать задачи на определение величины спроса и эластичность спроса

4. Закон

Предложения

(5 ч)

Предложение, величина предложения,

закон предложения. Кривая предложения. Равновесная цена. Эластичность

предложения. Варианты эластичности

предложения

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� формулировать закон предложения;

� доказывать примерами зависимость предложения от цены;

� анализировать график кривой предложения, объяснять причины сдвига кривой;

� устанавливать причины рыночного равновесия;

� объяснять причины различной эластичности;

� приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы;

� строить графики спроса и предложения, решать задачи на нахождение равновесной цены;

-решать задачи на определение величины предложения и эластичность предложения

5. Цена и

стоимость.

Альтерна-

тивная

стоимость

(3 ч)

Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости

К. Маркса. Производственные затраты.

Суть неоклассической концепции.

Мировые и внутренние цены, базисные

и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя

умелость, интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� раскрывать суть двух концепций формирования цены товара;

� приводить примеры различных цен;

� понимать механизм образования равновесной цены;

� решать задачи на альтернативную стоимость;

� приводить примеры товаров с высокой добавлен-

ной стоимостью

6. Конку-

ренция.

Типы

рынков

(6 ч)

Понятие конкуренции. Условия для

конкуренции. Ценовая конкуренция.

Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Историческая эволюция рыночных

структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Естественная монополия

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� понимать условия для проявления конкуренции;

� объяснять действия конкурентов при ценовой и неценовой конкуренции;

� выявлять достоинства и недостатки конкуренции;

� сравнивать различные типы рыночных структур,

находить черты сходства и различия;

� приводить примеры рыночных структур; классифицировать рынки по степени проявления

конкуренции; объяснять причину появления естественных

монополий, приводить примеры естественных

монополий

7. Доходы

и расходы

(6 ч)

Источники доходов. Первичные и

вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента. Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина.

Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� называть источники доходов, различать вторичные и первичные доходы;

� приводить примеры доходов домохозяйств;

� находить информацию о размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять, делать выводы;

� анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа;

� называть виды сбережений, оценивать экономии ческие риски;

� составлять личный бюджет и семейный бюджет;

� рассчитывать реальную заработную плату;

� объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран

8. Банки и

банковская

система

(6 ч)

История формирования банковской

системы. Центральный банк и его

функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике. Классификация

банков по формам деятельности и

характеру собственности. Банковская

прибыль, ссудный процент. Кредиты.

Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта. Ипотечное кредитование.

Депозиты. Виды депозитов

Учащийся должен уметь:

- давать характеристику банковской системы страны;

- сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков;

- объяснять значение основных понятий темы;

- просчитывать риски по кредитам;

-рассчитывать выплаты по кредиту на основе примеров из реальной жизни;

- находить информацию об условиях ипотечного кредитования в различных банках;

-объяснять ответственность поручителя по кредитам;

-называть виды депозитов, оценивать их преимущества и недостатки

9. Деньги

и финансы

(6 ч)

Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные деньги.

Вексель, банкнота.

Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера.

Денежная масса, денежные агрегаты.

Денежный рынок, инвестиционный

капитал.

Ставка рефинансирования ЦБ.

Политика «дорогих денег», политика

«дешёвых денег».

Монетарная политика. Норма обяза-

тельных резервов ЦБ. Ключевая ставка

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение основных понятий темы;

-приводить примеры, характеризующие функции денег;

-называть свойства металлических денег;

-объяснять необходимость появления бумажных и кредитных денег;

-делать выводы о роли денег в экономике;

-объяснять действие закона Фишера, приводить примеры влияния денежной массы на инфляцию;

-называть денежные агрегаты, проводить сравнение степени ликвидности, давать объяснение;

- понимать, как работает денежный рынок;

-выстраивать логическую цепочку движения капиталов;

-объяснять влияние ставки рефинансирования аргументированно объяснять политику «дорогих денег», политику «дешёвых денег»;

-искать в Интернете данные о ставке рефинансирования в разных странах;

-готовить доклады по теме, представлять информацию в виде презентации

10. Фондовая биржа

(4 ч)

История появления фондовых бирж.

Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи».

Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы.

Фондовые инструменты. Участники

фондового рынка

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� сравнивать различные ценные бумаги;

� объяснять действия участников фондового рынка;

� решать задачи на расчёт стоимости ценных бумаг;

� искать информацию о биржевых индексах,

представлять доклады и презентации по теме

11. Рынок

труда.

Безработица. Профсоюзы (6 ч)

Труд и рынок рабочей силы.

Особенности рынка рабочей силы и

занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала.

Структура рынка труда.

Экономически активное население,

занятые, безработные, добровольно

незанятые. Уровень безработицы.

Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена.

Профсоюзы. История профсоюзного

движения. Рыночная власть профсоюзов

Учащийся должен уметь:

� называть особенности рынка труда;

� определять качество рабочей силы;

� доказывать влияние качества рабочей силы на экономический рост;

� определять уровень безработицы, используя

статистические данные;

� давать характеристику различных видов безработицы;

� приводить примеры различных видов безработицы, в том числе скрытой;

� анализировать структуру рынка труда;

� решать задачи на закон Оукена;

� представлять доклады о деятельности профсоюзов в разных странах мира;

� раскрывать понятие «рыночная власть профсоюзов»

12. Фирма — глав-

ное звено

рыночной

экономики

(8 ч)

Что такое фирма. Задачи фирм. Пред-

приниматель, предпринимательство.

Основные признаки фирмы.

Виды фирм. Индивидуальные (част-

ные), товарищества (партнёрства),

акционерные общества (корпорации),

государственные и смешанные (с участием государства) компании.

Размеры фирм. Мелкие, средние

и крупные фирмы.

Акционерное предприятие.

Акции и дивиденды. Простые и привилегированные акции.

Франчайзинг. Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции.

Физический и финансовый капитал.

Заёмный капитал.

Экономические и бухгалтерские из-

держки. Явные и неявные издержки.

Постоянные, переменные и общие

издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Нормальная прибыль. Закон убываю-

щей отдачи (эффективности) факторов производства

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� раскрывать задачи фирмы и предпринимательской деятельности;

� называть основные признаки фирмы;

� давать характеристику различных видов фирм;

� выявлять преимущества и недостатки различных фирм;

� приводить примеры фирм, различающихся по

форме собственности и по размерам;

� объяснять организацию и структуру управления

акционерного общества;

� сравнивать простые и привилегированные акции;

� раскрывать особенности ведения бизнеса в форме

франчайзинга, приводить примеры франчайзинговых фирм;

� называть факторные доходы;

� приводить примеры бухгалтерских, экономических, постоянных, переменных издержек;

� решать задачи на вычисление издержек и прибыли фирмы;

� раскрывать сущность неявных издержек, приводить примеры;

� объяснять сущность закона убывающей отдачи,

приводить графики, аргументы, подтверждающие действие этого закона;

� приводить примеры проявления закона убывающей отдачи в экономической деятельности;

� объяснять, почему нулевая экономическая

прибыль является нормальной

Резерв времени

(4 ч)




11 класс


Тема


Содержание уроков


Характеристика основных видов деятельности учащегося



1. Менеджмент

и маркетинг (8 ч)

Понятие «менеджмент». Исторические

этапы становления менеджмента.

Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа управления А. Файоля. Школа человеческих отношений и разработки поведенческих

наук. Социальная ответственность

бизнеса. Человеческие отношения,

публичные отношения, фордизм.

Современные тенденции менеджмента.

Обязанности менеджеров компании.

Менеджмент в России. Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга.

Этапы развития маркетинга как определённого вида коммерческой деятельности и теоретической науки. Три звена в системе управления маркетинговыми операциями. Реклама. Мерчендайзер.

Маркетолог

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� давать характеристику различных школ менеджмента;

� сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных школ управления;

� высказывать своё мнение о социальной ответственности бизнеса, излагая его в виде эссе;

� приводить примеры вертикальных, горизонтальных объединений фирм, конгломератов;

� называть основные обязанности менеджеров компании;

� давать характеристику управления на социалистическом предприятии, выявлять черты отличия от современного менеджмента фирмы;

� раскрывать роль рекламы в продвижении товара;

� называть функции звеньев управления маркетинговыми операциями;

� приводить примеры агрессивной рекламы,

удачных и неудачных рекламных кампаний фирм;

� объяснять функциональные обязанности мерчендайзеров и маркетологов

2. Государ-

ственные

финансы

(8 ч)

Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета. Расходные и

доходные статьи бюджета. Профицит

и дефицит бюджета. Государственный

долг. Внутренний и внешний государственный долг.

Историческая эволюция налогообложения.

Экономическая сущность налогов.

Функции налогов. Бюджетные фонды

и их назначение. Налоговая система.

Фискальная политика государства.

Виды налогов. Прямые и косвенные

налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные налоги. Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения. Налоговые льготы

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� называть и объяснять бюджетные принципы, функции бюджета;

� объяснять причины появления государственного

долга и пути погашения долга;

� проводить анализ государственного долга России

и других стран мира на основе статистических

материалов, собранных самостоятельно;

� объяснять экономическую сущность налогов;

� называть функции налогов, приводить примеры

бюджетных фондов, выплат из этих фондов;

� давать характеристику фискальной политики государства;

� приводить примеры прямых и косвенных налогов,

выявлять различия прямых и косвенных налогов;

� находить информацию о механизмах налогообложения в разных странах;

� делать выводы о степени социальной направленности фискальной политики государств мира;

-понимать механизм получения налоговых льгот,

их социальную направленность;

- решать задачи на вычисление налоговых выплат

частного лица и фирм

3. Государ-

ство и

экономика

(8 ч)

Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные формы вмешательства. Экономические функции государства. Закон Вагнера. Фор-

мы участия государства в экономике.

Приватизация и национализация. Типы государственной собственности.

Участие государства в смешанной экономике (начало ХХ в.).

Государственное регулирование экономики. Национальные программы, национальные проекты, импортозамещение

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение основных понятий темы;

- объяснять причины государственной экспансии в экономику;

- раскрывать сущность закона Вагнера;

- приводить примеры прямых и косвенных форм вмешательства;

- называть экономические функции государства;

- приводить примеры национализации и приватизации;

- приводить примеры государственной собственности;

-давать характеристику социалистической национализации;

- выявлять особенности капиталистической приватизации;

- выступать с докладами о национальных программах и проектах в России;

- объяснять необходимость импортозамещения;

- давать оценку ваучерной приватизации в России

4. Основ-

ные макро-

экономиче-

ские

показатели

(10 ч)

Валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт. Исключение двойного счёта при расчёте ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). ВВП и ВНП на душу населения.

Национальный доход. Фактор цены и

стоимости товара в исчислении ВВП.

Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Темпы инфляции. Виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция.

Система национальных счётов (СНС). Кругооборот доходов и расходов. ВВП (ППС) на душу населения. Реальный сектор экономики, бюджетный сектор экономики. Денежный сектор. Внешний сектор. Платёжный баланс

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� применять методы подсчёта ВВП и ВНП при

решении задач по теме;

� приводить примеры двойного счёта;

� различать реальный и номинальный ВВП;

� объяснять значение паритета покупательной

способности, приводить примеры;

� рассчитывать индекс потребительских цен,

используя данные, самостоятельно найденные

в разных источниках;

� называть виды инфляции, объяснять социальные

последствия инфляции;

� описывать систему национальных счётов;

� анализировать таблицы, делать выводы об уровне

экономического развития разных стран;

� называть секторы экономики

5. Экономи-

ческий рост

(6 ч)

Измерение экономического роста.

Факторы экономического роста. Рост

населения и численности рабочей силы.

Накопление капитала, инвестиции,

земля, технологический прогресс,

знания, опыт, инновации.

Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. «Ресурсное проклятие». Современная трактовка экономического роста.

Мультипликатор и акселератор. Теория устойчивого экономического роста и развития

Учащийся должен уметь:

� применять формулу для определения экономического роста;

� называть факторы экономического роста;

� приводить примеры интенсивных и экстенсивных факторов экономического развития;

� выказывать своё мнение о «ресурсном проклятии» экономики России, аргументировано доказывать свою точку зрения;

� доказывать на примерах положительный и отрицательный эффекты мультипликатора;

� раскрывать сущность акселератора

6. Цикличность

развития

экономики

(6 ч)

Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия, оживление. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса.

Мировой финансово-экономический

кризис 2008—2010 гг. Антикризисные

действия государств. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Теория Фридмэна


Учащийся должен уметь:

-объяснять значение основных понятий темы;

- приводить аргументы, подтверждающие цикличность развития экономики;

- называть последовательно фазы экономического цикла, характеризовать явления в экономике, связанные с определённой фазой цикла;

- обобщать мировой опыт, предлагая пути выхода из кризиса;

- понимать причины и следствия мирового финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг.;

- раскрывать сущность теории Фридмэна применительно к современной экономической ситуации

7. Между-

народная

торговля

(6 ч)

Что такое международная торговля?

Экспорт, импорт, внешнеторговый

оборот. Международное разделение

труда. Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо. Теория интернациональной стоимости К. Маркса. Валютный курс. Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный валютный курс,

«валютный коридор», «бивалютная корзина». Курс покупателя, курс продавца. Кросс-курс. Номинальный и реальный валютный курс.

Свободная торговля и ротекционизм.

Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Структура внешней торговли России. Санкции

Учащийся должен уметь:

� объяснять значение основных понятий темы;

� анализировать статистические данные, делать выводы;

� классифицировать страны по объёму внешней торговли;

� приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле;

� приводить примеры свободно конвертируемых валют;

� оценивать разные валютные курсы;

� производить расчёты по конвертации валют;

� решать практические задачи, используя современные данные, полученные самостоятельно из различных источников информации;

� давать оценку структуры внешней торговли России;

� аргументировать преимущества и недостатки вступления России в ВТО

8. Российская Фе-

дерация

в системе

мирового

хозяйства

(5 ч)

Общая характеристика экономики

России. Основные макроэкономические

показатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый баланс России. Показатель экспортной квоты.

Индекс концентрации экспорта. Индекс

диверсификации импорта

Учащийся должен уметь:

� давать характеристику экономики России;

� называть основные макроэкономические показатели;

� делать выводы о структуре хозяйства России;

� объяснять причины изменения структуры хозяйства;

� анализировать основные показатели участия

России во внешнеэкономических связях;

� давать характеристику внешнеторгового баланса России;

� искать современные статистические данные об экономической ситуации в России, делать выводы, подтверждать их аргументами;

� рассчитывать экспортную квоту России за разные годы, используя статистические данные, найденные самостоятельно;

9. Экономические

проблемы

глобализации

(5 ч)

Сущность и содержание глобальных

экономических проблем. Неравное

потребление. Новые модели потребления

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение основных понятий темы;

- приводить примеры неравного потребления;

- показывать на географической карте стра́ны с высоким и низким уровнем потребления;

- называть новые модели потребления;

- писать эссе по предложенным темам

Резерв времени

(6 ч)




РАССМОТРЕНО


Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ № 1

от 26.08 2020 года № 1

___________ О.А.Редькина подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

________________ _________

подпись Ф.И.О.

27.08.2020 года


12



Скачать

© 2020, 293 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!