Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО «Самарский областной техникум аграрного и промышленного сервиса»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ГБОУ СПО «СОТАПС» ____________________________ ___ ________________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА»
общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
социально-экономического профиля
Самара, 2014
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
Предметной (цикловой) | |
методической комиссией | Зам. директора по учебной работе |
ГБОУ СПО «СОТАПС» | |
Председатель | |
| ______________ |
_____________ | |
Составитель: Морозова Т. А., преподаватель ГБОУ СПО «СОТАПС»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Содержательная экспертиза:
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза:
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля: 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов | стр. |
Пояснительная записка | 4 |
Тематический план | 6 |
Содержание учебной дисциплины | 7 |
Содержание профильной составляющей | 12 |
Требования к результатам обучения | 13 |
Условия реализации программы | 15 |
Приложение 1 | 17 |
Приложение 2 | 20 |
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу | 21 |
Пояснительная записка
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования «Экономика» на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной реализации в экономической сфере.
В ГБОУ СПО «СОТАПС» на дисциплину «Экономика» по специальностям среднего профессионального образования социально-экономического профиля отводится 150 часов, в том числе 100 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования 1.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по дисциплине «Экономика», реализуемой при подготовке студентов специальностям социально-экономического профиля, профильной составляющей являются разделы: «Введение в экономику», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
В программе теоретические сведения дополняются практическими работами.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение дисциплины «Экономика» при овладении студентами специальностями социально-экономического профиля. Резерв времени – не предусмотрен.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: решение ситуационных задач, подготовку к деловым играм и участие в них, подготовку рефератов и докладов, исследовательскую учебную работу, чтение дополнительной литературы, поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины, работу со справочниками и словарями, подготовку к проектам, составление кроссвордов и др.
Контроль качества освоения дисциплины «Экономика» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.
Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения практических занятий, а также точек рубежного контроля.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Количество часов |
максимальная учебная нагрузка | самостоя-тельная учебная работа | обязательная аудиторная учебная нагрузка, в т.ч.: |
всего занятий | практич. занятий |
Раздел 1. Введение в экономику. Тема 1.1. Понятие экономики. | 16 16 | 6 6 | 10 10 | 6 6 |
Раздел 2. Микроэкономика. Тема 2.1. Ограниченность ресурсов и её влияние на экономические механизмы человечества. Тема 2.2. Основные проблемы экономики. Тема 2.3. Закономерности формирования спроса и предложения. Тема 2.4. Издержки производства и прибыль. Тема 2.5. Формирование рыночных цен. Тема 2.6. Собственность и формы организации бизнеса. Тема 2.7. Конкуренция и монополия. Тема 2.8. Рынок труда. Тема 2.9. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки. | 72 8 10 12 4 2 6 16 4 10 | 22 4 6 2 - - 4 4 - 2 | 50 4 4 10 4 2 2 12 4 8 | 18 - 2 6 - - - 6 - 4 |
Раздел 3. Макроэкономика. Тема 3.1. Структура экономики страны. Тема 3.2. Деньги. Тема 3.3. Банковская система. Тема 3.4. Инфляция и её влияние на экономику. Тема 3.5. Безработица и методы её сокращения. Тема 3.6. Роль государства в экономике. Тема 3.7. Проблемы государственных финансов и налогов. Тема 3.8. Международная торговля и валютный рынок. Тема 3.9. Экономический рост и экономические кризисы. | 62 4 6 8 8 4 8 6 10 8 | 22 - 2 4 - - 4 2 6 4 | 40 4 4 4 8 4 4 4 4 4 | 6 - 2 - 4 - - - - - |
Итого | 150 | 50 | 100 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Содержание учебной дисциплины __________ Экономика______________________________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в экономику | | 16 | |
Тема 1.1. Понятие экономики | Содержание учебного материала | 4 |
Что изучает экономическая наука. Типы потребностей и их ранжирование. Основные элементы экономической деятельности. | | 1 |
Лабораторные работы | не предусмотрено | 3 3 |
Практические занятия Практическая работа 1. Деловая игра «Как заработать на жизнь». Практическая работа 2-3. Деловая игра «Земельная рента». | 2 4 |
Контрольные работы | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка творческих работ об истории развития экономики. Темы: «Меркантилизм», «Классическая школа физиократов», «Рыночная школа классиков», «Марксистская экономическая теория», «Экономикс», «Неоклассическое и кейнсианское направления». Подготовка к деловым играм. | 6 |
Раздел 2. Микроэкономика | | 72 |
Тема 2.1. Ограниченность ресурсов и её влияние на экономические механизмы человечества. | Содержание учебного материала | 4 |
Ограниченность ресурсов. Основные последствия ограниченности ресурсов. Мотивы поведения людей в сфере экономики. | | 2 |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практические занятия | не предусмотрено |
Контрольные работы | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка эссе. Темы: «Что такое общественные блага», «Экономика как искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». | 4 |
Тема 2.2. Основные проблемы экономики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики. Типы экономических систем. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | 3 |
| Практические занятия Практическая работа 4. Деловая игра «Доходное место». | 2 |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сочинение на тему «Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик». Подготовить эссе на тему «Россия эпохи Петра 1: традиционная или командная экономика?». Подготовка и участие в деловой игре. | 6 |
Тема 2.3. Закономерности формирования спроса и предложения | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие спроса и величины спроса. Закон спроса. Понятие предложения и величины предложения. Закон предложения. Эластичность спроса и предложения. |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | 3 3 |
| Практические занятия Практическая работа 5. Построение кривых спроса и предложения. Сдвиг кривых спроса и предложения. Практическая работа 6-7. Деловая игра «Эластичность». | 2 4 |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения на тему «Ценовая эластичность спроса и общая выручка». Решение ситуационных задач. | 2 |
Тема 2.4. Издержки производства и прибыль. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Два пути к доходности бизнеса. Издержки производства. Бухгалтерские и экономические издержки. Прибыль нормальная и экономическая. Закон убывающей отдачи ресурсов. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено |
Тема 2.5. Формирование рыночных цен | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Формирование рыночной цены. Государственное регулирование цен. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено |
Тема 2.6. Собственность и формы организации бизнеса | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные типы и формы собственности. Основные организационные формы бизнеса в России. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Исследовательская учебная работа на тему «Национализация и приватизация в России». Составление кроссвордов. | 4 |
Тема 2.7. Конкуренция и монополия. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Типы конкурентных рынков. Барьеры, ограничивающие выход на монополизированный рынок. Формы монопольного диктата на рынке. Методы антимонопольного регулирования. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | 3 3 |
| Практические занятия Практическая работа 8-9. Деловая игра «Рынок монополистической конкуренции». Практическая работа 10. Деловая игра «Олигополия». | 4 2 |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Поиск в Интернете и оформление информации на тему «Естественные и искусственные монополии в РФ». Составление кроссвордов. | 4 | |
Тема 2.8. Рынок труда | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Экономическое значение рынка труда. Механизмы формирования заработной платы. Причины возникновения устойчивых различий в заработной плате. Роль профессиональных союзов на рынке труда. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено |
Тема 2.9. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Формирование семейных доходов. Экономическое значение структуры семейных расходов. Проблемы дифференциации семейных доходов. Экономический смысл прогрессивного налогообложения. Проблема бедности и пути её решения. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено | 3 3 |
| Практические занятия Практическая работа 11. Деловая игра «Как человеку жить по своим средствам». Практическая работа 12. Деловая игра «Бюджет семьи» | 2 2 |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка эссе на тему «Проблемы семьи в условиях рынка». Подготовка к деловым играм. | 2 |
Раздел 3. Макроэкономика | | 62 | 2 |
Тема 3.1. Структура экономики страны | Содержание учебного материала | 4 |
Возникновение экономики как основы современного общества. Отраслевая структура российской экономики. Основные макроэкономические показатели. | | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | 2 |
Практические занятия | не предусмотрено |
Контрольные работы | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено |
Тема 3.2. Деньги | Содержание учебного материала | 2 |
| Причины появления и функции денег. Виды денег. | | 3 3 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия Практическая работа 13. Деловая игра «Всюду деньги». | 2 |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к проекту. Работа со справочниками и словарями. | 2 |
Тема 3.3. Банковская система | Содержание учебного материала | 4 |
Причины появления банков. Роль банков в создании денег. | | 2 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Поиск дополнительного материала и чтение дополнительной литературы по теме «Банковская система РФ». Подготовка эссе на тему «Деньги – это свобода, выкованная из золота». | 4 |
Тема 3.4. Инфляция и её влияние на экономику | Содержание учебного материала | 4 |
Факторы, определяющие допустимый размер денежной массы. Экономическая природа инфляции и её разновидности. Номинальные и реальные доходы граждан и влияние на них инфляции. | | 3 3 1 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия Практическая работа 14. Расчёт уровня инфляции. Практическая работа 15. Расчёт индекса реальных доходов. | 2 2 |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено |
Тема 3.5. Безработица и методы её сокращения | Содержание учебного материала | 4 |
Сущность и виды безработицы. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы. | | 2 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено |
Тема 3.6. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 4 |
Государство – защитник экономических свобод. Несовершенства рынка и их последствия. | | 2 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов и рефератов на тему «Внешние эффекты в экономике». | 4 |
Тема 3.7. Проблемы государственных финансов и налогов | Содержание учебного материала | 4 |
Источники финансирования государственных расходов. Организация государственной финансовой деятельности. Бюджетный дефицит и государственный долг. | | 2 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка эссе на тему «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». | 2 |
Тема 3.8. Международная торговля и валютный рынок | Содержание учебного материала | 4 |
Причины возникновения международной торговли. Внешняя торговля и национальная экономика. Валютный рынок и конвертируемость валют. Глобальные экономические проблемы. | | 2 |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы | не предусмотрено |
| Самостоятельная работа обучающихся Поиск в Интернете и оформление материала по темам: «Свободные экономические зоны», «Оффшорные зоны». Подготовка докладов и рефератов на тему «Плюсы и минусы протекционизма». | 6 |
Тема 3.9. Экономический рост и экономические кризисы | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Цикличность экономического роста и методы её регулирования. | | |
| Лабораторные работы | не предусмотрено |
| Практические занятия | не предусмотрено |
| Контрольные работы Итоговая контрольная работа по курсу «Экономика». | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов и рефератов на тему «Основные проблемы экономики России». | 4 |
Всего: | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет собой комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России и, в частности специалисту в области экономики и бухгалтерского учёта. Он включает общее представление об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные разделы:
Введение в экономику.
Микроэкономика.
Макроэкономика.
Все разделы включают профильную составляющую, все они взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение студентами базовых экономических понятий, формирование у студентов общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Изучение экономики как профильной, ориентированной на социально-экономический профиль, учебной дисциплины обеспечивается:
- выбором различных подходов к введению основных понятий, ориентированных на экономическую составляющую;
- учебные задания ориентированы на эффективное осуществление выбранных целевых установок;
- спектр заданий ориентирован на характеристики выбранной профессии.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
- общей системы знаний: содержательные примеры использования экономических идей и методов в профессиональной деятельности;
- умений: ориентация на экономическую направленность познавательной деятельности;
- практического использования приобретённых знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении экономических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА» студент должен (Приложение 1):
знать/понимать:
функции денег;
банковскую систему;
причины различий в уровне оплаты труда;
основные виды налогов;
организационно-правовые формы предпринимательства;
виды ценных бумаг;
факторы экономического роста.
уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- мебель, предназначенная для группировки в различных конфигурациях;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключённым к сети Интернет и средствам вывода звуковой информации;
- учебно-наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютеры с выходом в Интернет;
- фото и/или видеокамера;
- принтер, сканер, копир.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
Экономика: учебник для бакалавров/ И. В. Липсиц. – М.: КНОРУС, 2012.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 книгах. – М.: Вита-Пресс, 2012.
Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012.
ecsocman. edu. ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
Для студентов
Липсиц И. В. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 книгах. – М.: Вита-Пресс, 2012.
Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012.
Соколинский В. М. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011.
ido. ru dn ru – (Экономика) – электронный учебник по курсу «Экономика» (авт. Бирюков В. А., Зверев А. Ф. и др.)
Дополнительные источники
Для преподавателей
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2011.
Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. – М.: Вильямс, 2011.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. – М.: ИНФРА-М, 2012.
Экономическая теория: Краткий курс/ Камаев В. Д. и др. – М.: Издательский дом «Камерон», 2011.
Соколинский В. М. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.
eup. ru – Экономика и управление на предприятиях.
economicus. ru – проект института «Экономическая школа».
Для студентов
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2011.
Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. – М.: Вильямс, 2011.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. – М.: ИНФРА-М, 2012.
Экономическая теория: Краткий курс/ Камаев В. Д. и др. – М.: Издательский дом «Камерон», 2011.
economicus. ru – проект института «Экономическая школа».
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Уметь: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; | Тематика практических работ: Деловая игра «Как заработать на жизнь». Деловая игра «земельная рента». Деловая игра «Доходное место». |
Знать: | Перечень тем: Тема «Понятие экономики». Подготовка докладов и рефератов на тему «Внешние эффекты в экономике». Тема «Ограниченность ресурсов и её влияние на экономические механизмы человечества». Тема «Роль государства в экономике». Тема «Собственность и формы организации бизнеса». Тема «Экономический рост и экономические кризисы». Тема «Международная торговля и валютный рынок». |
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы: Подготовка эссе. Темы: «Что такое общественные блага», «Экономика как искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Подготовка и участие в деловых играх. Подготовка докладов на тему «Основные проблемы экономики России». Работа со справочниками и словарями. Подготовка докладов и рефератов на тему «Оффшорные зоны». |
Уметь: описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; | Тематика практических работ: Практическая работа «Построение кривых спроса и предложения. Сдвиг кривых спроса и предложения». Деловая игра «рынок монополистической конкуренции». Деловая игра «Олигополия». Деловая игра «Бюджет семьи». Деловая игра «всюду деньги». Практическая работа «Расчёт уровня инфляции». |
Знать: | Перечень тем: Тема «Закономерности формирования спроса и предложения». Тема «Издержки производства и прибыль». Тема «Формирование рыночных цен». Тема «Конкуренция и монополия». Тема «Рынок труда». Тема «Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки Тема «Банковская система». Тема «Проблемы государственных финансов и налогов». Тема «Международная торговля и валютный рынок». Тема «Экономический рост и экономические кризисы». Подготовка докладов и рефератов на тему «Свободные экономические зоны». |
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы: Подготовка сочинения на тему «Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик». Подготовка эссе на тему «Россия эпохи Петра 1: традиционная или командная экономика?». Подготовка и участие в деловых играх. Подготовка сообщения на тему «Ценовая эластичность спроса и общая выручка». Решение ситуационных задач по теме «Закономерности формирования спроса и предложения». Подготовка к проекту по теме «Деньги». Работа со справочниками и словарями. Поиск дополнительного материала и чтение дополнительной литературы по теме «Банковская система РФ». Подготовка эссе на тему «Деньги – это свобода, выкованная из золота». Подготовка эссе на тему «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». |
Уметь: - объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. | Тематика практических работ: Деловая игра «Эластичность». Деловая игра «Как человеку жить по своим средствам». Практическая работа «Расчёт индекса реальных доходов». |
Знать: - причины различий в уровне оплаты труда; - факторы экономического роста. | Перечень тем: Тема «Основные проблемы экономики». Тема «Структура экономики страны». Тема «Рынок труда». Тема «Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки». Тема «Деньги». Тема «Инфляция и её влияние на экономику». Тема «Безработица и методы её сокращения». Тема «международная торговля и валютный рынок». |
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы: Подготовка творческих работ об истории развития экономики. Темы: «Меркантилизм», «Классическая школа физиократов», «Рыночная школа классиков», «Марксистская экономическая теория», «Экономикс», «Неоклассическое и кейнсианское направления». Подготовка и участие в деловых играх. Исследовательская учебная работа на тему «Национализация и приватизация в России». Поиск в Интернете и оформление информации на тему «Естественные и искусственные монополии в РФ». Подготовка эссе на тему «Проблемы семьи в условиях рынка». Работа со справочниками и словарями. Подготовка докладов и рефератов на тему «Плюсы и минусы протекционизма». |
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Подготовка эссе, мини-сочинения, демонстрация учебных фильмов, дискуссия, проблемный метод. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Мини - проекты, деловые игры, исследовательский метод, дискуссия, метод проблемного обучения. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Метод кейсов, метод проектов, метод проблемного обучения. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Работа с дополнительными источниками информации, проведение учебно-исследовательской работы, презентации, мини-проекты. |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Презентации, деловые игры, проведение учебно-исследовательской работы, работа с дополнительными источниками информации. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Деловые игры, метод кейсов, дискуссии, метод проектов. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. | Деловые игры, презентации, мини-проекты, метод кейсов. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Подготовка эссе, работа с дополнительными источниками информации, проведение учебно-исследовательской работы, защита и подготовка докладов и сообщений. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Метод кейсов, деловые игры, работа с дополнительными источниками информации. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Деловые игры, метод проектов, метод кейсов. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; . |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: Подпись лица внесшего изменения |
Морозова Татьяна Александровна
Преподаватель ГБОУ СПО «СОТАПС»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
социально-экономического профиля
11 Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)