СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География»»


СОДЕРЖАНИЕ


1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ



8

УчЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





























ПОЯСНИ ТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего

звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), а также в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 23 июля 2015 г.

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географи-

ческие карты, статистические материалы, геоинформационные системы и

интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образо-

вательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых специальностей СПО.

Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем

программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранную специальность СПО.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.






































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Географии.

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения географии в ГБПОУ «ПСХТ» при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:


Учебная дисциплина принадлежит предметной области «Общественные науки»


1.3. Результаты освоения дисциплины

1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям


Общие компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


сформированность ответственного отношения к обучению;

-

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-

ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-

ности;


владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


креативность мышления, инициативность и находчивость;

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;


умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;


умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;


ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;



понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


- креативность мышления, инициативность и находчивость;

умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников



1.3.2.Предметные результаты изучения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

предметных:


  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических аспектах экологических проблем.


  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;



1.3.3. Перечень тем индивидуальных проектов (информационных, творческих, социальных, прикладных и др.)


«География мест отдыха и туризма»

«Великие водопады мира»


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося___36__ часов;

самостоятельной работы обучающегося ____18___ часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

-

лабораторные работы

Не предусмотрено.

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

1. проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.

2.составление таблиц, кроссвордов, докладов.

3. работа с контурной картой.


18


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение


География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии

при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

1

Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.


1


Тема 1.

Источники географической информации


Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения

Практические занятия

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления

и процессы.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

2

1

Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.


1


Тема 2.

Политическое устройство мира.

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные

особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного

режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и

их типы

Практические занятия

Ознакомление с политической картой мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

2

1

Самостоятельная работа: «Политическое устройство мира» - доклад.


1


Тема 3

География мировых природных ресурсов

Особо охраняемые природные территории.

Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на

современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Практические занятия

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

2



Самостоятельная работа: «Ресурсы Мирового океана» доклад.


1


Тема 4.

География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и

страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.

Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого

развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных

странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения

в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы

и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,

«сверхгорода» и мегалополисы

Практические занятия

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в

различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

2

1

Самостоятельная работа: «Демографическая политика отдельных регионов» доклад.


1


Тема 5.

Мировое хозяйство.


8



Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-

технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация

производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,

исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

2

1

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное

сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных

видов полезных ископаемых

2

1

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения,

химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

2

1

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенно-

сти развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские

торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,

туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. Контрольная работа.

Практические занятия

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов,

формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира


2


Самостоятельная работа: «Особенности развития наукоемких отраслей» доклад

«Работа с контурной картой».

«Нетрадиционные источники энергии» доклад.


4


Тема 6.

Регионы мира



12



География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их

формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный

потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура

2

1

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по-

тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.

История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки

2

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.

Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

2

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения

региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их фор-

мирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по-

тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического по-

ложения региона. История формирования его политической карты. Особенности

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территори-

альная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных

территорий и размещением населения и хозяйства.


2

Самостоятельная работа

« Составление визитной карточки региона» - доклад.

«Составление таблиц, кроссвордов».

«Работа с контурной картой».


6


Тема 7.

Россия в современном мире




Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Россия на рубеже XX-XXI века. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении

труда.

Ее участие в международной торговле и других формах внешних экономических связей.

Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практические занятия

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географиче-ском разделении труда.

2

1

Самостоятельная работа:

«Современный этап развития России» доклад.


1


Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества


Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,

продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные

пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль

географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной

экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

2

1

Самостоятельная работа:

«Пути улучшения качества окружающей среды» доклад.


2



Индивидуальные проекты:

«География мест отдыха и туризма»

«Великие водопады мира»




Дифференцированный зачет

2


54




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение.

Тема 1. Источники географической информации


Объяснение междисциплинарных связей географии.

Название традиционных и новых источников географической информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии

Тема 2. Политическое устройство

мира


Умение показывать на карте различные страны мира.

Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической

формами правления, унитарным и федеративным типами

государственного устройства в различных регионах мира.

Объяснение различий развитых и развивающихся стран

по уровню их социально-экономического развития.

Умение приводить примеры и характеризовать различные

типы стран по уровню социально-экономического развития

Тема 3. География мировых

природных ресурсов


Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования.

Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы

добычи различных видов минеральных ресурсов.

Умение называть основные направления использования

ресурсов Мирового океана

Выделять основные проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.

Тема 4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей

численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и

приведение примеров стран, для которых они характерны.

Умение называть основные показатели качества жизни

населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным

составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

Тема 5 Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства.


Умение давать определение понятий «международное

географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование».

Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства


Выделение характерных черт «зеленой революции».

Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.

Умение показывать на карте и характеризовать основные

горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.


Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития

машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных

судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,

синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства


Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и авто-

мобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты

и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и

странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых

центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами

Тема 6. Регионы мира


География населения

и хозяйства Зарубежной

Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы,

наиболее хорошо обеспеченных различными видами при-

родных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные

и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании

География населения

и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического

развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста

населения, средней плотности населения и доли городско-

го населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным

составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

Умение объяснять особенности территориальной структуру.


География населения

и хозяйства Африки


Умение показывать на карте различные страны Африки.

Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

Умение объяснять причины экономической отсталости

стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки

География населения

и хозяйства Северной

Америки


Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее

крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные

промышленные и сельскохозяйственные районы США

География населения

и хозяйства Латинской

Америки


Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади

территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение приводить примеры стран Латинской Америки с

наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.


География населения

и хозяйства Австралии

и Океании


Умение объяснять природные и исторические особенности

развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать

ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы

Тема 7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта

России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров

России

Тема 8. Географические аспекты

современных глобальных

проблем человечества


Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения



4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета географии с наличием посадочных мест по количеству обучающихся; рабочего места преподавателя, а так же:


1 комплекта учебно-методического обеспечения по дисциплине

  • комплект учебно-наглядных пособий «Атлас - экономическая и социальная география мира»;

  • комплект контурных карт.

  • плакаты (Физическая карта мира, Политическая карта мира, Субрегионы зарубежной Европы, Азии. Природные условия и ресурсы России).

Технические средства обучения:

1.ПК,

видеопроектор,

проекционный экран.



5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

Баранчиков Е.А., География. Учебник для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования.- М. «Академия», 2013. – 304 стр.


Дополнительная литература:

Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017

Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.- М., 2017

Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017

Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.- М., 2017

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от

  1. № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от

  1. № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"


Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.

Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2005.

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2005

Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2005.

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.

Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2005.



Интернет-ресурсы:

        1. Экономико-географическое расположение России Форма доступа: http://geography.kz/slovar/ekonomiko-geograflcheskoe-polozhenie-rossii/

        2. География России Форма доступа: http://geography.kz/rossiya/

        3. Экономическая география Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153191/

        4. Экономико-географические карты. Форма доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/bse/l 53186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE% D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE

        5. Географический атлас учителя средней школы. Большой атлас географических карт России и мира. Атлас карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа: http://kontur-map.ru/geographical_atlas_scool_techer_579244.html

6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru

7. http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации


6. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.


Предметные результаты изучения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.








1. Входной контроль:

- тестирование.

2. Текущий контроль:

- тестирование,

- устный опрос,

- индивидуальное сообщение,

- конспект,

- доклад,

- творческая работа (таблицы и т.п.),

3. Промежуточный контроль: контрольная работа (тестирование ).

4. Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет






8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!