СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса воспитательной деятельности педагога

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной деятельности разработана для учащихся 6-7 классов с целью актуализировать знания по истории родного края, Республик Татарстан

Просмотр содержимого документа
«Программа курса воспитательной деятельности педагога»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»

_________ ФИО руководителя МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани

Протокол от __________ № _____ Приволжского района г. Казани ___________ А.Г. Урманчеева

___________ ФИО зам.дир

«____» ______ 2021г Приказ от ___________ № _______






Программа

курса внеурочной деятельности

«Историческое краеведение»

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст:13-14 лет (6М, 7М)




Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол от ___________ № ____




2021г.

1.Пояснительная записка


Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6-7 класса.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.


2.Общая характеристика курса

Программа «Историческое краеведение» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6-7 класса в рамках реализации ФГОС.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:

1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);

2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант еѐ реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);

3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);

4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» разработана на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

• Примерной основной образовательной программы основного общего образования ;

• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани


3. Цель, задачи

Цель: обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации через создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования; воспитание чувства патриотизма и любви к историческому прошлому Татарстана в целом и города Казани в частности.

Задачи:

• Повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

• активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;

• сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории родного края;

• развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления истории малой Родины.


4. Место курса в учебном плане

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах :индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Формы учета знаний, умений:

• Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

• Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса (Должны соответствовать планируемым результатам по основной программе)

Срок реализации курса – 1 год. Курс адресован для обучающихся 6-7 классов и рассчитан на 10 ч в год. Периодичность занятий – 1 час в месяц. Курс реализуется учителям истории и обществознания


5. Планируемые результаты освоения курса «Историческое краеведение»

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» являются:

• формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» являются:

• умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

• владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатами внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» являются:

• усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

• расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

• приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

• освоение приемов установления причинно-следственных связей;

• умения объяснять разнообразие современного мира;

• умения рассматривать общественные процессы в развитии;

• использование знаний об историческом пути и традициях народов Кузбасса в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

  • приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;

  • получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);

  • получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантное отношение к истории и культуре других народов;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

  • творчество.


6. Содержание курса

Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебные умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

Методы и приемы обучения, воспитания и развития

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории родного края. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории родного края на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.

Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.

Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.

Тема I. Древнейшие археологические памятники Татарстана(1 часа)

Древнейшие археологические памятники на территории Татарстана, в частности Казани, древнейшие люди на берегах Волги и Камы

Тема II. История Волжской Булгарии (2 час)

Образование Волжской Булгарии, ее экономика и города , принятие ислама, наука и культура Волжской Булгарии. Взаимоотношения с другими народами и странами. Монгольские завоевания и образование Золотой Орды

Тема III. История Казанского края (7 часов)

Казанское ханство. Политическая история Казанского ханства . Татарские государства - наследники Золотой Орды.

Присоединение Казанского ханства к России. Создание системы управления покоренным краем. Социально-экономическая жизнь края во второй половине XVI - начале XVII века. Первые попытки христианизации. Край в Смутное время и после него.

Во времена реформ Петра I.. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Народы Среднего Поволжья в восстании Е. И. Пугачёва. Культурная жизнь края

Итоговое занятие по курсу «Историческое краеведение» (1 час).

Содержание программы «Историческое краеведение» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы Лицея. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа состоит из 10 часов, 1 раз в месяц по одному часу, рассчитана на учащихся 13-14 лет.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).





7. Тематическое планирование


Содержание курса внеурочной деятельности


Наименование раздела

Форма организации

Вид деятельности

Древнейшие археологические памятники Татарстана

Беседа


История Волжской Булгарии

Беседы, исследования, лабораторные работы

Познавательная

История Казанского края

Эссе, презентация, реферат, проект


Итоговое занятие по курсу «Историческое краеведение»

Беседа



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма организации деятельности

1

Древнейшие археологические памятники Татарстана

1

Круглый стол

2

Образование Волжской Булгарии, ее экономика и города , принятие ислама, наука и культура Волжской Булгарии

1

Практическое занятие

3

Взаимоотношения с другими народами и странами. Монгольские завоевания и образование Золотой Орды

1

Кинофорум

4

Казанское ханство - наследник Золотой Орды

1

Презентация

5

Присоединение Казанского ханства к России

1

Видеофильм

6

Социально-экономическая жизнь края во второй половине XVI - начале XVII века

1

Викторина

7

Край в Смутное время и после него.

1

Виртуальная экскурсия

8

Во времена реформ Петра I.. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху

1

Презентация

9

Народы Среднего Поволжья в восстании Е. И. Пугачёва. Культурная жизнь края

1

Практическое занятие

10

Итоговое занятие по курсу «Историческое краеведение»

1

Защита итоговых проектов



Список литературы:

  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

  4. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.

  5. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

  6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

  7. И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.

  8. Учебное пособие «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА» Государственное бюджетное учреждение «Институт истории имени Шигабутдина Марджани, Академии наук Республики Татарстан», Казань 2020

  9. Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.

  10. 1.http://yandex.ru

  11. https://tatarstan.ru/about/history.htm

  12. http://tatarhistory.ru/ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!