Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
_________ ФИО руководителя МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани
Протокол от __________ № _____ Приволжского района г. Казани ___________ А.Г. Урманчеева
___________ ФИО зам.дир
«____» ______ 2021г Приказ от ___________ № _______
Программа
курса внеурочной деятельности
«Историческое краеведение»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст:13-14 лет (6М, 7М)
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол от ___________ № ____
2021г.
1.Пояснительная записка
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6-7 класса.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
2.Общая характеристика курса
Программа «Историческое краеведение» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6-7 класса в рамках реализации ФГОС.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:
1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);
2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант еѐ реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);
3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);
4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» разработана на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования ;
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани
3. Цель, задачи
Цель: обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации через создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования; воспитание чувства патриотизма и любви к историческому прошлому Татарстана в целом и города Казани в частности.
Задачи:
• Повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
• активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;
• сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории родного края;
• развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления истории малой Родины.
4. Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах :индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Формы учета знаний, умений:
• Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
• Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса (Должны соответствовать планируемым результатам по основной программе)
Срок реализации курса – 1 год. Курс адресован для обучающихся 6-7 классов и рассчитан на 10 ч в год. Периодичность занятий – 1 час в месяц. Курс реализуется учителям истории и обществознания
5. Планируемые результаты освоения курса «Историческое краеведение»
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностными результатами внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» являются:
• формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» являются:
• умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметными результатами внеурочной деятельности по «Историческому краеведению» являются:
• усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
• расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
• приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
• освоение приемов установления причинно-следственных связей;
• умения объяснять разнообразие современного мира;
• умения рассматривать общественные процессы в развитии;
• использование знаний об историческом пути и традициях народов Кузбасса в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;
получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);
получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантное отношение к истории и культуре других народов;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
6. Содержание курса
Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебные умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
Методы и приемы обучения, воспитания и развития
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории родного края. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории родного края на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.
Тема I. Древнейшие археологические памятники Татарстана(1 часа)
Древнейшие археологические памятники на территории Татарстана, в частности Казани, древнейшие люди на берегах Волги и Камы
Тема II. История Волжской Булгарии (2 час)
Образование Волжской Булгарии, ее экономика и города , принятие ислама, наука и культура Волжской Булгарии. Взаимоотношения с другими народами и странами. Монгольские завоевания и образование Золотой Орды
Тема III. История Казанского края (7 часов)
Казанское ханство. Политическая история Казанского ханства . Татарские государства - наследники Золотой Орды.
Присоединение Казанского ханства к России. Создание системы управления покоренным краем. Социально-экономическая жизнь края во второй половине XVI - начале XVII века. Первые попытки христианизации. Край в Смутное время и после него.
Во времена реформ Петра I.. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Народы Среднего Поволжья в восстании Е. И. Пугачёва. Культурная жизнь края
Итоговое занятие по курсу «Историческое краеведение» (1 час).
Содержание программы «Историческое краеведение» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы Лицея. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа состоит из 10 часов, 1 раз в месяц по одному часу, рассчитана на учащихся 13-14 лет.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
7. Тематическое планирование
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Наименование раздела | Форма организации | Вид деятельности |
| Древнейшие археологические памятники Татарстана | Беседа | |
| История Волжской Булгарии | Беседы, исследования, лабораторные работы | Познавательная |
| История Казанского края | Эссе, презентация, реферат, проект | |
| Итоговое занятие по курсу «Историческое краеведение» | Беседа | |
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма организации деятельности |
1 | Древнейшие археологические памятники Татарстана | 1 | Круглый стол |
2 | Образование Волжской Булгарии, ее экономика и города , принятие ислама, наука и культура Волжской Булгарии | 1 | Практическое занятие |
3 | Взаимоотношения с другими народами и странами. Монгольские завоевания и образование Золотой Орды | 1 | Кинофорум |
4 | Казанское ханство - наследник Золотой Орды | 1 | Презентация |
5 | Присоединение Казанского ханства к России | 1 | Видеофильм |
6 | Социально-экономическая жизнь края во второй половине XVI - начале XVII века | 1 | Викторина |
7 | Край в Смутное время и после него. | 1 | Виртуальная экскурсия |
8 | Во времена реформ Петра I.. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху | 1 | Презентация |
9 | Народы Среднего Поволжья в восстании Е. И. Пугачёва. Культурная жизнь края | 1 | Практическое занятие |
10 | Итоговое занятие по курсу «Историческое краеведение» | 1 | Защита итоговых проектов |
Список литературы:
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
Учебное пособие «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА» Государственное бюджетное учреждение «Институт истории имени Шигабутдина Марджани, Академии наук Республики Татарстан», Казань 2020
Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
1.http://yandex.ru
https://tatarstan.ru/about/history.htm
http://tatarhistory.ru/ru