СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Химия и мы» для 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один  раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Химия и мы» для 8 класса»


Комитет по образованию

Администрация муниципального образования

«Всеволожский муниципальный район»

Ленинградской области

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 3 »

г. Всеволожска




Приложение

к Программе основного

общего образования







Программа

курса внеурочной деятельности

«Химия и мы»

для 8 класса


Направление: общеинтеллектуальное









Автор-составитель программы:


учитель: Белослудцева В.А.






г. Всеволожск

2020 г




1. Пояснительная записка


Современная химия развивается стремительными темпами. Роль химии в жизни очень велика. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д.

Химия – это тот предмет, который даёт возможность не только проводить химические опыты, но и формирует научное мышление у ребёнка. Часов, которые выделяются на этот предмет недостаточно, поэтому была создана программа «Химия и мы».

Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один  раз в неделю.

Основная идея программы заключается в том, чтобы учащиеся познакомились с понятием «Химическое знание», методами исследования в химической практике.


2. Цели и задачи

Цель программы:

         Привить интерес к предмету и осознание  необходимости наличия знаний по химии в повседневной жизни. Более глубоко изучить предмет.

Задачи:

Образовательные – формирование системы химических знаний; умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные – способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Развивающие – развивать интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


3. Планируемые результаты

Школьники должны знать:

- о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;

- о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;

- состав, строение, области применения в быту различных химических препаратов;

Школьники должны уметь:

-моделировать простейшие химические и экологические эксперименты;

- применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.


4. Содержание курса:


Программа включает 4 раздела, всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Изучение каждого раздела завершается практическим занятием.

На занятиях школьники получают теоретические знания по предлагаемой тематике и практические умения необходимые для проведения научных исследований.



  Система оценки достижений учащихся:

-создание поделок;

- написание рассказов, сказок;

-нарисовать плакат по химической тематике;

-подготовить проект, электронную презентацию.


Принципы:


Главным принципом в работе является доступность, наглядность, практическая направленность, развитие исследовательских способностей учащихся.

Ведущий принцип в работе – знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.


  Методы:

Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить огромное количество необходимого материала, раскрыть сущность проблемы.

Элементы игровой технологии – проявляют творческие способности учащихся, идёт лучшее восприятие научного материала, формируется опыт принятия целесообразных решений.

Проектный метод – используется как метод экспериментальной работы и представления результатов исследовательской работы. В программе используются краткосрочные проекты.

Проектные работы открывают возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами.

Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут в дальнейшей учёбе.

Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:

- строить план исследования;

- создавать рабочую модель явления;

- математически обрабатывать результаты исследования;

- представлять результаты работы в удобном для презентации виде;

- сотрудничать в группе.

Успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены по критериям, которые включают:

- текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;

- контроль в форме презентации, где оценивается качество выполненной учащимися работы:

1.Учащиеся разрабатывают свой проект.

2.Представляют выполненный проект классу.

В качестве критериев оценки готовности учащегося развиваться в выбранном направлении,  можно рассматривать:

- положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;

- развитость коммуникативных умений;

-сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;

- умение работать в малой группе;

- наличие культуры проведения презентаций;

- навыки самооценки, умение работать над ошибками.

Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.


Структура программы и особенности организации учебного процесса:

Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.

(Вводная лекция о веществах, их значении в нашей жизни и необходимости знания их применения.)

Раздел 1: «Здоровье, красота и химия»

Тема 1. Химия и организм человека.

(Первое занятие раздела посвящено изучению веществ, входящих в состав различных структур организма. Значительное место отводится изучению веществ, влияющих на развитие подросткового организма.)

Тема 2. Химия, медицина и косметология.

(На втором занятии  осуществляется знакомство с медицинскими и косметологическими препаратами, их значением и влиянием на организм.)

Тема 3. Еда и химия.

(Третье занятие знакомит учащихся с составом пищи и  необходимостью правильно питаться.)

Тема 4. Практическое занятие: «О здоровье и красоте»

 Раздел 2. «Химия и стихии»

Тема 1. Удивительное вещество-вода.

(Данное занятие углубляет знания учащихся о воде, её свойствах и превращениях. Знакомит с уникальными возможностями воды.)

Тема 2. Почвоведение.

(Второе занятие расширяет кругозор учащихся о почве, её функциях и процессах почвообразования.)

 Тема 3. Атмосфера.

(Занятие посвящено углубленному изучению состава атмосферы, её функций, факторов воздействия и способов защиты от загрязнения.)

Тема 4. Практическое занятие: «Вода и её свойства»

Раздел 3. «Химическая промышленность»

Тема 1. Силикатная промышленность.

(Первое занятие раздела посвящено более глубокому изучению соединений кремния, их применению в различных отраслях силикатной промышленности.)

Тема 2. Производство препаратов бытовой химии.

(Данное занятие знакомит учащихся с моющими и чистящими средствами, их составом, свойствами и значением.)  

Тема 3. Топливо.

(Третье занятие посвящено изучению видов топлива, его классификации, состава и комплексного использования.)

Тема 4. Практическое занятие: «Весёлая химчистка»

Раздел 4. «Химия и экология»

Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека.

(На данном занятии углубляем знания учащихся об отравляющих веществах, их влиянии на организм, окружающую среду.)

Тема 2. Вода и человек.

(Второе занятие продолжает знакомить учащихся с веществом «вода» с точки зрения её охраны от антропогенного воздействия.)

Тема 3. Охрана окружающей среды.

(Занятие о необходимости защиты не только водной, но и других сред обитания человека. Современные методы очистки. Понятие ПДК.)

Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания»


5. Тематическое планирование


Тема урока

Всего часов

Теор. часы

Прак.

часы

1

Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают

2

2


2

Раздел 1: «Здоровье, красота и химия»

8

6

2


Тема 1. Химия и организм человека

2

2



Тема 2.  Химия, медицина и косметология

2

2



Тема 3. Еда и химия

2

2



Тема 4. Практическое занятие: «О здоровье и красоте»

2


2

3

Раздел 2. «Химия и стихии»

8

6

2


Тема 1. Удивительное вещество-вода

2

2



Тема 2. Почвоведение

2

2



Тема 3. Атмосфера

2

2



Тема 4. Практическое занятие: «Вода и её свойства»

2


2

4

Раздел 3. «Химическая промышленность»

8

6

2


Тема 1. Силикатная промышленность

2

2



 Тема 2. Производство препаратов бытовой химии

2

2



Тема 3. Топливо

2

2



Тема 4. Практическое занятие: «Весёлая химчистка»

2


2

5

Раздел 4. «Химия и экология»

8

7

1


Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека

3

3



Тема 2. Вода и человек

2

2



Тема 3. Охрана окружающей среды

2

2



Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания»

1


1


ИТОГО

34

27

7


6. Список литературы

Литература для учителя:


  1. Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.

  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1980.

  3. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. — М.: Просвещение, 1984.

  4. Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. — М.: Просвещение, 1981


Литература для ученика:


        1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2002.

        2. Ольгин О. Давайте похимичим! — М.: Детская литература, 2002.

        3. Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!