Комитет по образованию
Администрация муниципального образования
«Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3 »
г. Всеволожска
Приложение
к Программе основного
общего образования
Программа
курса внеурочной деятельности
«Химия и мы»
для 8 класса
Направление: общеинтеллектуальное
Автор-составитель программы:
учитель: Белослудцева В.А.
г. Всеволожск
2020 г
1. Пояснительная записка
Современная химия развивается стремительными темпами. Роль химии в жизни очень велика. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д.
Химия – это тот предмет, который даёт возможность не только проводить химические опыты, но и формирует научное мышление у ребёнка. Часов, которые выделяются на этот предмет недостаточно, поэтому была создана программа «Химия и мы».
Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.
Основная идея программы заключается в том, чтобы учащиеся познакомились с понятием «Химическое знание», методами исследования в химической практике.
2. Цели и задачи
Цель программы:
Привить интерес к предмету и осознание необходимости наличия знаний по химии в повседневной жизни. Более глубоко изучить предмет.
Задачи:
Образовательные – формирование системы химических знаний; умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные – способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Развивающие – развивать интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
3. Планируемые результаты
Школьники должны знать:
- о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;
- о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;
- состав, строение, области применения в быту различных химических препаратов;
Школьники должны уметь:
-моделировать простейшие химические и экологические эксперименты;
- применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
4. Содержание курса:
Программа включает 4 раздела, всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Изучение каждого раздела завершается практическим занятием.
На занятиях школьники получают теоретические знания по предлагаемой тематике и практические умения необходимые для проведения научных исследований.
Система оценки достижений учащихся:
-создание поделок;
- написание рассказов, сказок;
-нарисовать плакат по химической тематике;
-подготовить проект, электронную презентацию.
Принципы:
Главным принципом в работе является доступность, наглядность, практическая направленность, развитие исследовательских способностей учащихся.
Ведущий принцип в работе – знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.
Методы:
Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить огромное количество необходимого материала, раскрыть сущность проблемы.
Элементы игровой технологии – проявляют творческие способности учащихся, идёт лучшее восприятие научного материала, формируется опыт принятия целесообразных решений.
Проектный метод – используется как метод экспериментальной работы и представления результатов исследовательской работы. В программе используются краткосрочные проекты.
Проектные работы открывают возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами.
Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут в дальнейшей учёбе.
Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- создавать рабочую модель явления;
- математически обрабатывать результаты исследования;
- представлять результаты работы в удобном для презентации виде;
- сотрудничать в группе.
Успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены по критериям, которые включают:
- текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;
- контроль в форме презентации, где оценивается качество выполненной учащимися работы:
1.Учащиеся разрабатывают свой проект.
2.Представляют выполненный проект классу.
В качестве критериев оценки готовности учащегося развиваться в выбранном направлении, можно рассматривать:
- положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;
- развитость коммуникативных умений;
-сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
- умение работать в малой группе;
- наличие культуры проведения презентаций;
- навыки самооценки, умение работать над ошибками.
Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Структура программы и особенности организации учебного процесса:
Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.
(Вводная лекция о веществах, их значении в нашей жизни и необходимости знания их применения.)
Раздел 1: «Здоровье, красота и химия»
Тема 1. Химия и организм человека.
(Первое занятие раздела посвящено изучению веществ, входящих в состав различных структур организма. Значительное место отводится изучению веществ, влияющих на развитие подросткового организма.)
Тема 2. Химия, медицина и косметология.
(На втором занятии осуществляется знакомство с медицинскими и косметологическими препаратами, их значением и влиянием на организм.)
Тема 3. Еда и химия.
(Третье занятие знакомит учащихся с составом пищи и необходимостью правильно питаться.)
Тема 4. Практическое занятие: «О здоровье и красоте»
Раздел 2. «Химия и стихии»
Тема 1. Удивительное вещество-вода.
(Данное занятие углубляет знания учащихся о воде, её свойствах и превращениях. Знакомит с уникальными возможностями воды.)
Тема 2. Почвоведение.
(Второе занятие расширяет кругозор учащихся о почве, её функциях и процессах почвообразования.)
Тема 3. Атмосфера.
(Занятие посвящено углубленному изучению состава атмосферы, её функций, факторов воздействия и способов защиты от загрязнения.)
Тема 4. Практическое занятие: «Вода и её свойства»
Раздел 3. «Химическая промышленность»
Тема 1. Силикатная промышленность.
(Первое занятие раздела посвящено более глубокому изучению соединений кремния, их применению в различных отраслях силикатной промышленности.)
Тема 2. Производство препаратов бытовой химии.
(Данное занятие знакомит учащихся с моющими и чистящими средствами, их составом, свойствами и значением.)
Тема 3. Топливо.
(Третье занятие посвящено изучению видов топлива, его классификации, состава и комплексного использования.)
Тема 4. Практическое занятие: «Весёлая химчистка»
Раздел 4. «Химия и экология»
Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека.
(На данном занятии углубляем знания учащихся об отравляющих веществах, их влиянии на организм, окружающую среду.)
Тема 2. Вода и человек.
(Второе занятие продолжает знакомить учащихся с веществом «вода» с точки зрения её охраны от антропогенного воздействия.)
Тема 3. Охрана окружающей среды.
(Занятие о необходимости защиты не только водной, но и других сред обитания человека. Современные методы очистки. Понятие ПДК.)
Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания»
5. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | Теор. часы | Прак. часы |
1 | Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают | 2 | 2 | |
2 | Раздел 1: «Здоровье, красота и химия» | 8 | 6 | 2 |
| Тема 1. Химия и организм человека | 2 | 2 | |
| Тема 2. Химия, медицина и косметология | 2 | 2 | |
| Тема 3. Еда и химия | 2 | 2 | |
| Тема 4. Практическое занятие: «О здоровье и красоте» | 2 | | 2 |
3 | Раздел 2. «Химия и стихии» | 8 | 6 | 2 |
| Тема 1. Удивительное вещество-вода | 2 | 2 | |
| Тема 2. Почвоведение | 2 | 2 | |
| Тема 3. Атмосфера | 2 | 2 | |
| Тема 4. Практическое занятие: «Вода и её свойства» | 2 | | 2 |
4 | Раздел 3. «Химическая промышленность» | 8 | 6 | 2 |
| Тема 1. Силикатная промышленность | 2 | 2 | |
| Тема 2. Производство препаратов бытовой химии | 2 | 2 | |
| Тема 3. Топливо | 2 | 2 | |
| Тема 4. Практическое занятие: «Весёлая химчистка» | 2 | | 2 |
5 | Раздел 4. «Химия и экология» | 8 | 7 | 1 |
| Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека | 3 | 3 | |
| Тема 2. Вода и человек | 2 | 2 | |
| Тема 3. Охрана окружающей среды | 2 | 2 | |
| Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания» | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 27 | 7 |
6. Список литературы
Литература для учителя:
Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1980.
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. — М.: Просвещение, 1984.
Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. — М.: Просвещение, 1981
Литература для ученика:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2002.
Ольгин О. Давайте похимичим! — М.: Детская литература, 2002.
Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.