СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательная химия для малышей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательная химия для малышей" разработана для обучающихся 1-4 классов. В данной программе представлены простые, но интересные практические работы для самых маленьких учеников, которые помогут им познать окружающий мир и заинтерисовать в дальнейшем изучении химии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательная химия для малышей"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок с рождения знакомится с различными веществами и химическими явлениями и он должен уметь обращаться с ними. Рабочая программа кружка «Увлекательная химия для малышей» разработана для учащихся 1-4 классов, то есть для детей такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Рабочая программа составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика. Химия. 5–6 классы».

Цель курса – развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.

Задачи:

  • образовательные:

· сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

· познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

· сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

· расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

· показать связь химии с другими науками:

  • развивающие:

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

  • воспитательные:

- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.

С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны:

● химический эксперимент и метод наблюдения;

● показы учебных фильмов по химии, презентации.

● беседы с информаторами

В качестве ведущей методики при реализации программы используется технология проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На занятиях введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

Основное содержание программы.

Введение (3 часа). Химия – наука о веществах. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”. Т-2. Домашняя аптечка (4ч). Препараты домашней аптечки. Растения-индикаторы. Растения-рудознатцы. Т-3. Опыты для малышей (7ч). Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Понятие о симпатических чернилах. Понятие об индикаторах. Состав акварельных красок. Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей». Пр.р.№3 "Разноцветный фейерверк». Пр.р.№4 "Химические водоросли". Пр.р.№5 «Невидимые чернила». Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах». Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок». Т-4. «Мыльная» химия (6ч). Мыло. Зубная паста. Понятие о мыльных пузырях. Пр.р.№8 «Мыльные опыты». Т-5. Чудеса на кухне (15ч). Поваренная соль, история, значение. Кристаллизация Кислоты на кухне. Пищевая сода. Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы». Пр.р.№10«Изготовление поделок из солёного теста»

Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста»

Пр.р.№12«Вулкан»

Пр.р.№13 «Сила мысли»




п/п

Тема

Содержание

Дата



Т-1. Введение (3ч)




1

Химия наука о веществах

Видеофильм и загадки о химии



2

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами




3

Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”





Т-2. Домашняя аптечка (4ч)




4-5

Препараты домашней аптечки.

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.


«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.


Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.


Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.


Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.


Старые лекарства, как с ними поступить.


6

Растения-индикаторы, растения-рудознатцы.

Что из себя представляют растения-индикаторы и растения-рудознатцы? С помощью этих растений возможно найти подземные сокровища



7

Итоговое занятие по теме «Домашняя аптечка»





Т-3. Опыты для малышей (7ч)




8

Сахарная змея. Змеи из лекарств.

Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей».



9

Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.

Пр.р.№3 "Разноцветный фейерверк".



10

Водоросли в колбе.

Пр.р.№4 "Химические водоросли"



11

Понятие о симпатических чернилах

Пр.р.№5 «Невидимые чернила»



12

Понятие об индикаторах.

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах».



13

Состав акварельных красок

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок»



14

Итоговое занятие по теме «Опыты для малышей»





Т-4. «Мыльная» химия (6ч)




15

Мыло

Видеофильм: История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.


Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».



16

Зубная паста

Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы.



17

Понятие о мыльных пузырях

История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.



18-19

Пр.р.№8 «Мыльные опыты»




20

Итоговое занятие по теме «Мыльная» химия»





Т-5. Чудеса на кухне (15ч)




21-22

Поваренная соль, история, значение.




Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд




23

Кристаллизация

Что представляет собой процесс кристаллизации. Какие бывают кристаллы.



24-25

Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы»





26-27

Пр.р.№10 «Изготовление поделок из солёного теста»





28

Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста»




29

Кислоты на кухне


Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом.




30

Пищевая сода


Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.



31-32

Пр.р.№12 «Вулкан»




33

Пр.р.№13 «Сила мысли»




34

Итоговое занятие


Что мы узнали о химии?





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами занятий в кружке «Простая химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



Познавательные УУД:

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.



Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.


Развитие интеллектуальных и творческих способностей


Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни .

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, эксперимент;



  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;


Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.







Список литературы

1. Физика, химия, 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2011. 2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

2. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 2005

3. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.: Дет. лит., 2012

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

5. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Издательство «Крисмас», 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв

Интернет-ресурсы

http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!