СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Инфознайка" для учащихся 1 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Инфознайка" для учащихся 1 класса»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом


Протокол №__

от «____»_______2021г.


«Утверждаю»

Директор


Введено в действие

Приказом № ____

от «____» ______ 2021г.









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

курса «Инфознайка»

для учащихся 1 __ класса


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



сроки реализации: 1 год















2021-2022 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Инфознайка» для 1-го класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Положения о рабочей программе дополнительного образования Программа составлена для 1-го класса для обучения по одному часу в неделю – 33 часа в год (с 2 сентября по 25 мая) для обучающихся начальной школы. Она разработана в целях развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой.

Рабочая программа к курсу «Инфознайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы: А.Л. Семенов,

Т.А. Рудченко. Информатика. 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2011.


Задачи изучения курса – научить ребят:

  • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

  • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

  • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

  • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

  • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

  • анализировать языковые объекты;

  • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Основными принципами отбора материала являются:

  • учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

  • интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

  • дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;

  • учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.


В содержании курса условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).

  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).

  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

Практика работы на компьютере.

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).


Планируемые результаты изучения курса «Инфознайка».

Планируемый результат обучения – формирование умений, отвечающих как обязательным требованиям к подготовке выпускников начальной школы, так и содержанию математической информатики. Многие осваиваемые умения при этом являются общеинтеллектуальными и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе – учебный) контекст деятельности учащегося.

Результаты изучения:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • положительно относиться к учению;

  • проявлять интерес к содержанию предмета информатика;

  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • с помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность;

  • под контролем педагога выполнять предлагаемые задания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • с помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на занятии;

  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

  • ориентироваться в материале на страницах рабочей тетради;

  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться слушать и слышать педагога и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.


Предметные результаты (по разделам)


1. ИКТ-компетентность.

Учащиеся должны знать:

  • знать и понимать правила работы на обычном и на проектном занятии;

  • знать и понимать правила работы на занятии с использованием ИКТ;

  • иметь представление об условии задачи как системе ограничений;

  • иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно работать с тетрадью, а также с материалами к проектам;

  • соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;

  • войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце занятия;

  • при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);

  • при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).


2. Базисные объекты и их свойства.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о свойствах базисных объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;

  • строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)

  • правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);

  • выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).

  • в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.


3. Цепочка.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;

  • знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;

  • иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;

  • иметь представление об индуктивном построении цепочки;

  • иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  • строить и достраивать цепочку по системе условий;

  • выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

  • выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.;

  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

  • оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

  • строить цепочки по индуктивному описанию;

  • строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;

  • шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

  • в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.


4. Мешок.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;

  • знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;

  • иметь представление о мешке бусин цепочки;

  • иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать полный перебор объектов (мешка);

  • оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

  • строить и достраивать мешок по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).

  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;

  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

  • сортировать объекты по одному и двум признакам;

  • строить мешок бусин цепочки;

  • в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. класс (1 ч. в неделю; 33 часа)


I. Правила игры (3 ч.)

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

II. Базисные объекты и их свойства (12 ч.)

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне.

III. Цепочка (8 ч.)

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п.  Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

IV. Мешок (7 ч.)

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).

ИКТ-компетентность. Решение практических задач (3 ч).

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (бейджа) (проект «Мое имя», специальная среда).

Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка», специальная среда).

Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастическое животное», специальная среда).

Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект «Новогодняя открытка», Перволого или графический редактор).



























Календарно-тематическое планирование

Класс: 1

Педагог: ______________

Количество часов: 33

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Инструктаж по технике безопасности. Раскрась, как хочешь. Правило раскрашивания.

1

6.09.21


Цвет.


1

13.09.21


Области.

1

20.09.21


Соединяем линией.


1

27.09.21


Проект « МОЕ ИМЯ»

1

4.10.21


Одинаковые (такая же).

1

11.10.21


Разные.

1

18.10.21


Обводим.


1

25.10.21


Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.


1

8.11.21


Проект «Разделяй и властвуй»

1

15.11.21


Вырезаем и наклеиваем в окно.


1

22.11.21


Сравнение фигурок наложением.


1

29.11.21


Рисуем в окне.


1

6.12.21


Все, каждый. Пометь галочкой.


1

13.12.21


Проект «Фантастический зверь».


1

20.12.21


Русские буквы и цифры. Одинаковые и разные буквы и цифры.


1

27.12.21


Цепочка. Бусины в цепочке.


1

10.01.22


Цепочка: следующий и предыдущий.


1

17.01.22


Проект «Вырезаем бусины» (вырезаем бусины, нанизываем цепочку бусин и числовой ряд).


1

24.01.22


Раньше, позже.


1

31.01.22


Числовой ряд. Числовая линейка


1

7.02.22


Проект «Презентация моего класса».


21.02.22


Мешок. Пустой мешок. Есть – нет.

1

28.02.22


Одинаковые и разные мешки.

1

7.03.22


Таблица для мешка (одномерная).


1

14.03.22


Решение задач. Проект «Презентация моего класса».


1

21.03.22


Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.


1

4.04.22


Урок решения проектных задач. Проект «Презентация моего класса».

1

11.04.22


Урок решения проектных задач Проект «Презентация моего класса».

1

18.04.22


Урок решения проектных задач

1

25.04.22


Урок решения проектных задач. Проект «Презентация моего класса».

1

2.05.22


Урок решения проектных задач Проект «Презентация моего класса».

1

16.05.22


Урок решения проектных задач Проект «Презентация моего класса».

1

23.05.22




ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Средства обучения: кабинет для занятий оснащен компьютерами, принтерами, сканерами, интерактивной доской, мультимедийными проекторами, устройствами вывода звуковой информации (колонки), демонстрационными и раздаточными дидактическими материалами.

Имеются технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.

Таблицы и плакаты к основным разделам, содержащиеся в программе по информатике.



Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Для учителя:

  1. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Сборник рабочих программ. Информатика. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.

  2. Информатика. Книга для учителя для 1 класса начальной школы. / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко, Архипова Е.С. – М.: Просвещение, 2012 г.

  3. Рудченко Т.А., Архипова Е.С. Информатика. 1 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012 г.



Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:

  1. CD. Информатика для детей. 1-4 классы. – ООО «1С: Образовательная коллекция», 2007 г.

  2. CD. Мир информатики. 1-2 год обучения. Программа-тренажер. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2011 г.

  3. CD. Интеллектуальный тренажер. Тренируем ум. – ООО «Открытый урок», 2015 г.

http://nachalka.seminfo.ru – ФГОС НОО. Учебно-методический портал.

http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.

http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.uroki.net – Образовательный портал.

http://www.klyaksa.net – «Клякс@.net»- материалы по информатике.

http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.

http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.

http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».

http://testedu.ru – Образовательные тесты.


Наглядные пособия.

1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы. таблицы).

4. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.

5. Технические средства обучения.

2. Компьютеры.

3. Интерактивная доска.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!