СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Я живу в Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса разработана на основе программы развития универсальных учебных действий начального общего образования. Программа является актуальной, так как решает вопросы воспитания юных патриотов своей Родины. Интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, расширяют краеведческий кругозор, развивают способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Я живу в Сибири"»














Рабочая программа курса «Я живу в Сибири»



Потапова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ №35





















Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Я живу в Сибири!» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования. Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться.

Цель деятельности по курсу «Я живу в Сибири!» - овладение учеником основами практико-ориентированных зна­ний о природе родного края, освоение норм и способов сотруд­ничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых и этических ориентиров по охране окружающей среды.

Деятельность при изучении курса «Я живу в Сибири!» в начальной школе имеет отличительную особенность - она имеет краеведческую направленность. Краеведческая направленность (изучение природы и культу­ры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рас­считана на все четыре года обучения.

Деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивиду­альный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подго­товка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодны­ми явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Курс деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствую­щих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить по­иск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность: в течение учебного года аудиторные и внеаудиторные заня­тия 1 раз в неделю (первый год обучения – 34 ч).

Программа курса «Я живу в Сибири!» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа факультативной деятельности «Я живу в Сибири!» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • научить видеть и понимать красоту живой природы;

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.



Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, края; происхождение названий насе­ленных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти­тельного мира края; природные ресур­сы края; охраняемые территории; па­мятники природы.

Экология: важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненная необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Хозяйство: промышленные пред­приятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транс­порта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и се­ле;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис­кусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- тематический опрос;

- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);

- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.

  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты);

  • участие в различных конкурсах;

  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;

  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;

  • проведение занятий совместно с родителями.







Планируемые результаты



Воспитательные результаты краеведческой деятельности «Я живу в Сибири!» распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.


Предметные результаты:

Ученик научится:

  • называть страну, регион, район родного города (села), где живет учащийся;

  • символику страны, края, города, школы;

  • традиции народов Сибири;

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.


Ученик получит возможность научиться:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.




Метапредметные результаты:

В результате прохождения программы «Я живу в Сибири!»

Ученик научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • ответственного отношения к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Содержание программы

(34 часа)


Тема 1: Введение (2ч)

  • Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

  • Природа – наш общий дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.



Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)

  • Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн)

  • Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.

  • Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края.

  • Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Знакомство с символикой Иркутска.

  • Природные ресурсы края, их исполь­зование и значение для промышлен­ности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

  • Исторические корни нашего края. Легенды и предания.



Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

  • Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

  • Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

  • Моя родословная - нарисовать родословное древо.



Тема 4: Моя улица. (1 ч)

  • Урок-экскурсия по улицам г. Иркутска Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».

Тема 5: Наша школа (1 ч)

  • Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.


Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)

  • Что дает наш край стране?

  • О тайнах живой природы Сибири. Климатическая область расположения района. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

  • О мире хищников.

  • Речная сеть области, реки. Озера, их происхождение.

  • Растительный мир родного края. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

  • Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего края.

  • Лес – зеленое море. Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

  • Вода – чудо природы.

  • Байкал – жемчужина Земли.

  • Эндемики – кто они?

  • Агитзанятие «Чисто там, где не сорят!» Экологические проблемы региона и своего края.

  • Животный мир родного края. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека.

  • Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало);

  • Экскурсия «Синичка – воробью сестричка»

  • Я - житель Земли. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

  • Гигиена моей жизни.

  • Географические названия населенных пунктов нашей местности. Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

  • Народные промыслы края.

  • Дом моей мечты. Мой город Иркутск.

  • Радость познания мира. Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)





















































Календарно – тематическое планирование

п/п


Раздел и тема

Кол-во ча-сов

Дата по плану

Тема 1: Введение

2


1

Краеведение - наука о родном крае.

1


2

Природа – наш общий дом

1


Тема 2: Мой край на карте Родины

6


3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1


4

Символ России – берёза.

1


5

Сибирский край – частица России. Символика края.

1


6

Город (село), в котором живем.

1


7

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1


8

Знакомство с символикой Иркутска.

1


Тема 3: Я и моя семья

3


9

Профессии моих родителей.

1


10

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1


11

Моя родословная.

1


Тема 4: Моя улица

1


12

Экскурсия по улицам города Иркутск

1


Тема 5: Наша школа

1


13

Знакомство с историей, традициями своей школы.

1


Тема 6: Природа нашего края

21


14

Что дает наш край стране?

1


15

О тайнах живой природы Сибири

1


16

О мире хищников

1


17

Реки и озера.

1


18

Растительный мир родного края

1


19

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

1


20

Лекарственные растения нашего края.

1


21

Лес – зелёное море. Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

1


22

Вода – чудо природы.

1


23

Байкал – жемчужина Земли.

1


24

Эндемики – кто они?

1


25

Агитзанятие «Чисто там, где не сорят!2

1


26

Животный мир родного края.

1


27

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1


28

Экскурсия «Синичка – воробью сестричка»

1


29

Я - житель Земли

1


20

Гигиена моей жизни.

1


31

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1


32

Народные промыслы края.

1


33

Дом моей мечты. Мой город Иркутск.

1


34

Радость познания мира. Что мы узнали за год?

1



ИТОГО:

34




Перечень учебно-методических средств:


  1. М. Сергеев. Иркутск - три века. – Восточно – Сибирское книжное издательство, 1986.

  2. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования/Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая;– Самара.: Издательский дом «Федоров», 2017.

  3. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!