Рабочая программа курса «Я живу в Сибири»
Потапова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ №35
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я живу в Сибири!» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования. Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться.
Цель деятельности по курсу «Я живу в Сибири!» - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых и этических ориентиров по охране окружающей среды.
Деятельность при изучении курса «Я живу в Сибири!» в начальной школе имеет отличительную особенность - она имеет краеведческую направленность. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения.
Деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Курс деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторные и внеаудиторные занятия 1 раз в неделю (первый год обучения – 34 ч).
Программа курса «Я живу в Сибири!» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа факультативной деятельности «Я живу в Сибири!» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
Ожидаемый результат:
рост познавательной активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Оценка результативности:
подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты);
участие в различных конкурсах;
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
индивидуальные встречи с родителями в течение года;
посещение родителями различных выставок, мероприятий;
проведение занятий совместно с родителями.
Планируемые результаты
Воспитательные результаты краеведческой деятельности «Я живу в Сибири!» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Предметные результаты:
Ученик научится:
называть страну, регион, район родного города (села), где живет учащийся;
символику страны, края, города, школы;
традиции народов Сибири;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
Ученик получит возможность научиться:
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Метапредметные результаты:
В результате прохождения программы «Я живу в Сибири!»
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность для формирования:
любви к людям и природе;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Содержание программы
(34 часа)
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Природа – наш общий дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн)
Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.
Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края.
Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Знакомство с символикой Иркутска.
Природные ресурсы края, их использование и значение для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам г. Иркутска Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)
Что дает наш край стране?
О тайнах живой природы Сибири. Климатическая область расположения района. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
О мире хищников.
Речная сеть области, реки. Озера, их происхождение.
Растительный мир родного края. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего края.
Лес – зеленое море. Правила поведения в лесу, в парковой зоне.
Вода – чудо природы.
Байкал – жемчужина Земли.
Эндемики – кто они?
Агитзанятие «Чисто там, где не сорят!» Экологические проблемы региона и своего края.
Животный мир родного края. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека.
Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало);
Экскурсия «Синичка – воробью сестричка»
Я - житель Земли. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Гигиена моей жизни.
Географические названия населенных пунктов нашей местности. Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы края.
Дом моей мечты. Мой город Иркутск.
Радость познания мира. Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во ча-сов | Дата по плану |
Тема 1: Введение | 2 | |
1 | Краеведение - наука о родном крае. | 1 | |
2 | Природа – наш общий дом | 1 | |
Тема 2: Мой край на карте Родины | 6 | |
3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | |
4 | Символ России – берёза. | 1 | |
5 | Сибирский край – частица России. Символика края. | 1 | |
6 | Город (село), в котором живем. | 1 | |
7 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | |
8 | Знакомство с символикой Иркутска. | 1 | |
Тема 3: Я и моя семья | 3 | |
9 | Профессии моих родителей. | 1 | |
10 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | |
11 | Моя родословная. | 1 | |
Тема 4: Моя улица | 1 | |
12 | Экскурсия по улицам города Иркутск | 1 | |
Тема 5: Наша школа | 1 | |
13 | Знакомство с историей, традициями своей школы. | 1 | |
Тема 6: Природа нашего края | 21 | |
14 | Что дает наш край стране? | 1 | |
15 | О тайнах живой природы Сибири | 1 | |
16 | О мире хищников | 1 | |
17 | Реки и озера. | 1 | |
18 | Растительный мир родного края | 1 | |
19 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 1 | |
20 | Лекарственные растения нашего края. | 1 | |
21 | Лес – зелёное море. Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | 1 | |
22 | Вода – чудо природы. | 1 | |
23 | Байкал – жемчужина Земли. | 1 | |
24 | Эндемики – кто они? | 1 | |
25 | Агитзанятие «Чисто там, где не сорят!2 | 1 | |
26 | Животный мир родного края. | 1 | |
27 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | |
28 | Экскурсия «Синичка – воробью сестричка» | 1 | |
29 | Я - житель Земли | 1 | |
20 | Гигиена моей жизни. | 1 | |
31 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 1 | |
32 | Народные промыслы края. | 1 | |
33 | Дом моей мечты. Мой город Иркутск. | 1 | |
34 | Радость познания мира. Что мы узнали за год? | 1 | |
| ИТОГО: | 34 | |
Перечень учебно-методических средств:
М. Сергеев. Иркутск - три века. – Восточно – Сибирское книжное издательство, 1986.
Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования/Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая;– Самара.: Издательский дом «Федоров», 2017.
Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.