СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Культура речевого общения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предусматривает не только продолжение работы по развитию языкового чутья, речевого поведения в определенной ситуации, свободного владения жанрами устной речи, но и формирование готовности к сотрудничеству, мобильности в современных условиях, а также  удовлетворение познавательных интересов учащихся в гуманитарной области.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Культура речевого общения"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

д. Среднее Кечево Малопургинского района Удмуртской Республики

«Согласована» «Утверждена»

Заместитель директора школы по УВР Директор школы / А.А.Мурашов/ _______ / Т.В.Капитонова_/ Приказ № ___57__ __29_»__01____2024__ г. от «__29_»___01__2024__ г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности «Культура речевого общения»






Возраст детей:14-15 лет

Срок реализации: январь – май 2024 года





Автор –составитель: Юлия Вениаминовна Пономарёва,

учитель русского языка и литературы











Принята на заседании

педагогического совета школы

протокол № __1__от «_29_»___01__2024_ г


Кечево -2024





Пояснительная записка

Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы, вижу в введении творческого объединения «Культура речевого общения», который поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Ведь умение говорить и не просто говорить, а общаться грамотно и красиво необходимо для каждого человека. От культуры общения зависит культура всего общества. Да и воспитание культуры проводится не всегда последовательно, не до конца проработана система необходимых материалов, учебных пособий. Кроме того, речевая культура участников многих теле- и радиопередач оставляет желать лучшего. А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, со стилистическими ошибками, невыразительна и порой и груба. Создавшее положение требует оздоровления, поэтому программа данного курса может быть полезной в рамках школьного воспитания.

Программа предусматривает не только продолжение работы по развитию языкового чутья, чувства уместности и целесообразности речевого поведения в определенной ситуации, свободного владения жанрами устной речи, но и формирование готовности к сотрудничеству, способности к социальной адаптации и мобильности в современных условиях, удовлетворение познавательных интересов учащихся в гуманитарной области.

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Практическая направленность курса способствует созданию мотивационной основы для пробы учащимися собственных сил и осознанного выбора дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Программа кружка «Культура речевого общения» реализуется в рамках деятельности МОУ СОШ д.Среднее Кечево Малопургинского района. Данная программа составлена на основе собственного педагогического опыта, изученной литературы, в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

-СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;

- письма Министерства образования и науки РФ 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;

- Устава МОУ СОШ д.Среднее Кечево;

- Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МОУ СОШ д.Среднее Кечево.

Актуальность программы

В системе школьного образования данная программа занимает особое место: коммуникативно направленная речевая деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только объектом, но и средством обучения. Программа предполагает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения. Также формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Умение же говорить, слушать, писать и читать ( умения речевой деятельности) влияют на качество усвоения всех других школьных предметов.

Предлагаемая программа творческого объединения направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта по организации дополнительной внеурочной деятельности школьников и соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Эта программа обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность заключается в использовании современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность), формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, занятия), методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов), средствах обучения.

На занятиях объединения учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические знания, заниматься продуктивной творческой деятельностью; исследовательской деятельностью (участие в школьных, муниципальных, республиканских творческих конкурсах, предполагается также участие в дистанционных сетевых конкурсах). В структуру программы входят два образовательных блока (теория и практика). Также предусматривается и индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволяет развивать те творческие возможности, которыми обладает ребенок.

Новизна программы заключается в том, что программа способствует формированию навыков культурного общения, развитию личности оратора, расширению словарного запаса, обучению технике речи, формированию навыков общения с аудиторией, практическому применению умений и навыков красноречия. Приобретаемые и развиваемые умения и навыки при их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, принимать уместно вербальные и невербальные средства общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приобщиться к коммуникативно успешному общению.

Поэтому основное предназначение кружка – научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, все­гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, вырази­тельнее. Может быть, поэтому зна­нием «секретов» стилистики наши учащиеся не могут по­хвалиться, на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на экзаменах становятся главной причиной низких оценок.

Стратегическая цель данного курса - научить школьников эффективному речевому поведению в различных сферах и ситуациях общения.

Цели:

Образовательные:

1.Формирование и развитие коммуникативной способности и готовности к успешному, позитивному общению

2.Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в определенных жизненных ситуациях

3.Овладение различными жанрами успешной дипломатической речи.

Развивающие:

1.Развитие логического и креативного мышления

2.Развитие воображения

3.Развитие коммуникативных умений и навыков, общей культуры учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку как средству эффективного общения, как к духовной ценности

2.Повышение интереса к гуманитарному образованию

3.Воспитание нравственности, культуры речевого поведения

4.Совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью и поведением

5.Содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, в том числе для межнационального общения.

Задачи:

1) познакомить учащихся с основными условиями эффективного речевого поведения; формами речевого этикета, особенностями их использования в соответствии с речевой ситуацией; ролью и особенностями невербальных средств в организации успешного общения; лингвистическими способами выражения вежливости, особенностями русского речевого этикета;

2) выработать умение использовать нормы речевого и этикетного поведения в различных сферах и ситуациях успешного общения;

3)развивать навыки использования приобретенных знаний в коммуникативной практике;

4) выработать умения и навыки ведения деловых бесед, спора, дискуссии;

5)развивать навыки работы в группе;

6)формировать умения и навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;

7)совершенствовать нормативное и целесообразное использование языковых средств в различных ситуациях и сферах общения;

8)совершенствовать навыки самооценки с точки зрения речевого поведения.

Интегрированность, преемственность, взаимодействие с другими типами образовательных программ

Данная программа взаимодействует с общеобразовательными предметами: русский язык, литература, ИКТ. Тесно взаимодействует с риторикой как с наукой, с этикой. Также учтены в программе региональные речевые особенности. В качестве дидактического материала используются стихи поэтов Удмуртии, сопоставляются основные этикетные формулы в общении в удмуртском, русском языках. Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Отличительные особенности данного курса от уже существующих

В предлагаемом курсе расширены темы, связанные с культурой общения, этикой, пополнением словарного запаса учеников. Приемы и методы, используемые при реализации программы, способствуют раскрепощению личности ученика, готовят его к новому стилю жизни и работы. Ученик сориентирован не на пассивное запоминание информации, а стремится наработать свой личный опыт общения в разных ситуациях.

Изучение данного курса (в отличие от других) поможет школьникам:

1.научиться общаться и вести беседы;

2.слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;

3.участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;

свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами.

Адресат программы

Программа рассчитана для обучающихся 14-15 лет. В группе 24 человека.

Срок реализации программы

Срок реализации программы - полгода. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий - 45 минут. Программа рассчитана на 68 часов.

Форма и режим занятий

Режим занятий: по программе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часа. Занятия проходят в МОУ СОШ д.Среднее Кечёво, в кабинете русского языка и литературы..

Форма организации занятия: групповая (очная), учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся. Для реализации программы используются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуально-групповые занятия, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, семинары-практикумы, практические работы, зачеты, тестирование.

На занятиях объединения используются наглядные пособия, ИКТ, подписные издания, художественная литература, словари, что способствует лучшему усвоению знаний, предложенных программой. Программа состоит из десяти разделов.

Принципы обучения, на которых строится курс:

-принцип деятельностного подхода,

-принцип наглядности,

-принцип доступности,

-принцип преемственности,

-принцип вариативности,

-принцип творчества.

Ожидаемые результаты творческого объединения

Введение данного курса должно способствовать:

-качественному повышению уровня речевой культуры обучающихся;

-формированию коммуникативной компетенции (организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);

-расширению культурного уровня обучающихся, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.

Обучающиеся будут уметь:

1.Правильно подбирать лексические понятия.

2.Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль.

3.Создавать собственные высказывания.

4.Сохранять стиль речи до конца высказывания.

5.Грамматически правильно выстраивать свою речь.

6.Усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Обучающиеся приобретут навыки:

-работы над благозвучием собственной речи;

-составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

В результате освоения программного материала обучающиеся достигнут следующих образовательных результатов:

Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

- понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

-достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение культурного речевого общения).

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления деятельности в объединении;

выявлять и интерпретировать собственную позицию , определять своё отношение , и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

умение вступать в диалог;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- владеть видами речевой деятельности;

- использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

-владеть нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Особенности оценивания достижений обучающихся

На каждого обучающегося заводится технологическая карта, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются по пятибалльной системе достижения обучающихся.

Оцениваются следующие достижения:

- наблюдение за активностью на занятиях;

-выполнение творческих, исследовательских работ;

-зачетная работа (тесты);

-создание и защита собственных проектов;

-анкетирование;

-документально-подтвержденные достижения (грамоты, дипломы)

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля


Начальный или входной контроль


В начале учебного года

Определение уровня развития детей

Беседа, анкетирование


Текущий контроль


В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала, степени формирования практических умений

Педагогическое наблюдение, выполнение ситуативных задач, участие в монологе, диалоге, тестирование, коммуникативные упражнения


Промежуточный контроль


В конце полугодия

Определение результатов обучения

Участие в конкурсах, на конференциях, выполнение тестовых заданий


В конце учебного года


В конце учебного года

Определение уровня изменения развития детей, коммуникативных умений и навыков, их творческих способностей

Самопрезентация, презентация творческих работ, публичное выступление учащихся, участие в диалоге, тестирование


Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - зачетная работа в форме конференции, где обучающиеся продемонстрируют публичное выступление, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи), и тестирование.



Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практикаика

1

Введение

2

1

1

анкетирование

2

Речевой этикет

14

10

4

Решение ситуативных задач

3

Языковая норма

6

4

2

тестирование

4

Коммуникативные качества речи

7

4

3

Анализ фрагментов из художественной литературы

5

Виды речи

6

4

2

Составление собственного монологического высказывания-приветствия.

6

Выразительные средства языка

7

4

3

Тестирование

7

Орфоэпические нормы

6

3

3

Практическая работа

8

Техника речи

6

3

3

Выразительное чтение текста

9

Композиция речи

8

4

4

Монологическое высказывание, оформление проекта

10

Зачетная работа по результатам изучения курса

6


6

Выступления учащихся, итоговое тестирование


Итого

68

37

31



Содержание программы

Введение (2ч.)

Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Стилистические ресурсы русского языка. Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной. Анкетирование.

Теория: цели, задачи курса

Практика: анкетирование

Речевой этикет (14)

Этикет и речь.

Правила ведения речи. Правила для говорящего и слушающего. Связь речевого этикета с социальным статусом человека. Признак соответствия речевой ситуации как один из основных признаков использования этикетных высказываний.

Теория: речевой этикет, этикетные высказывания, речевая ситуация.

Практика: чтение стихотворения Ф.Васильева «Слово», анализ рассказов Чехова «Смерть чиновника», «Сапоги».

Язык и культура общения в современных условиях.

Теория: этикетные формы общения (официального и неофициального). Приветствие и прощание. Обращение. Условия выбора «ты» и «Вы». Национальное своеобразие обращений.

Практика: чтение примеров из книг: «Юности честное зерцало», «Домострой», составление диалогов по данной речевой ситуации. сопоставление этикетных формул удмуртского и русского языков.

Вежливость и речевой этикет.

Лингвистические способы выражения вежливости, формы выражения благодарности, согласия, возражения, извинения, совета и просьбы. Национальное своеобразие речевого этикета. Общение в школе. Школьный сленг.

Теория: этикет, сленг, общение.

Практика: анализ диалога Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (Н.Гоголь)

Речевая культура общения участников реалии-шоу.

Практика: прослушивание аудиозаписи, работа с фрагментами передач, сравнительный анализ.

Комплимент

Комплимент как жанр речевого этикета. Его функции и тактики. Типы ответных речевых тактик: принятие комплимента, переадресовка комплимента, возврат комплимента. Похвала. Поощрение.

Теория: комплимент, функции комплимента.

Практика: тренинг «Секреты общения»

Невербальные средства общения

Особенности невербальных форм речевого общения: внешность, жесты, мимика, взгляд, позы, интонация и т.п. Роль невербальных средств в организации успешного общения. Ритуальное этикетное значение жестов, поз, телодвижений в русском языке и языках других народов.

Теория: вербальные , невербальные средства общения

Практика: анализ рассказа Чехова «Разговор человека с собакой», решение ситуативных задач.

Значение речевой культуры в поведении человека

Теория: речевой этикет в семье, речевой этикет в эпистолярном жанре, правила пользования телефоном

Практика: участие в ролевых играх

Языковая норма. (6ч.)

Наличие норм – важнейший признак литературного языка.

Проблемы экологии языка на современном этапе. Культура языка и экология.

Целесообразность, уместность использования в русском языке заимствованных слов, жаргонизмов, просторечий, канцеляризмов и штампов.

Теория: понятие «литературный язык», экология речи, нормативные словари: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь. вариативность норм.

Практика: работа со словарями

Виды норм. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

Теория: языковая норма, признаки, вариативность норм.

Практика: выполнение заданий, проверяющих лексические и грамматические нормы русского литературного языка

Коммуникативные качества речи. (7ч.)

Коммуникативные качества речи Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.

Теория: логическое ударение, ключевые слова в тексте, речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы.

Практика: выразительное чтение стихотворений

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности.

Теория: работа с терминами: тавтология, плеоназм, эллипсис.

Практика: практическая работа в группах. Анализ диалога из худ. литер.( Чехов «Толстый и тонкий» ).

Виды речи. (6ч.)

Приветственная и информационная речь.

Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Речевые штампы.

Теория: речевые штампы, речь.

Практика: практическая работа. Составление собственного монологического высказывания, редактирование.

Выразительные средства языка (7ч.)

Фигуры речи. Выразительные средства языка

Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.

Теория: основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Практика: объяснение смысла фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, поговорок.

Анализ текста. Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта.

Практика: анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

Орфоэпические нормы. (6ч.)

Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке

Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке. Нормативное произношение и ударение. Орфоэпия. Фонетика. Графика.

Теория: орфоэпия, ударение , жесты мимика.

Практика: чтение стихотворения О.Поскребышева «Слову – слава», задания на постановку ударения в словах (индивидуальные задания).

Техника речи (6)

Техника речи

Дыхание в звучащей речи. Голос и дикция. Темп речи. Ритм. Логическое ударение. Пауза. Работа над произношением. Выразительное чтение, интонация.

Теория: речь, темп, логическое ударение, пауза, дикция; стилевая, ситуативно-контекстуальная уместность речи.

Практика: чтение стихотворения, прозаического текста

Композиция речи (8)

Композиция речи. Вступление. Главная часть.

Теория: композиция речи. Вступление. Главная часть.

Практика: прослушивание в записи мастеров слова, составление рассказа на заданную тему

Конец речи. Способы связи. Цепная и параллельная связь.

Теория: цепная и параллельная связь

Практика: рассказ на заданную тему, анализ выступлений.

Практическое занятие. Упражнения на закрепление темы. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Теория: лектор и аудитория, страх, волнение, монолог, диалог.

Практика: выступления учащихся о культуре общения. Анализ выступлений.

Проект. Оформление результатов исследовательской деятельности. Выступления учащихся. Умение отвечать на вопросы, вести полемику.

Теория: проект, исследовательская работа, творческая работа. Лектор и аудитория.

Практика: выступления учащихся. Анализ выступлений.

Зачетная работа по результатам изучения курса (6ч.)

Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Разработка проекта, оформление результатов исследовательской деятельности. Защита проекта. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).

Теория: психология общения
Практика:
выступления учащихся. Анализ выступлений.

Контрольный (итоговый) тест по курсу «Культура речевого общения». Заполнение анкеты (рефлексия).

Практика: итоговое тестирование


Условия реализации программы

1. Общие требования к обстановке:

  • оформление класса должно соответствовать содержанию программы, постоянно пополняться учебным материалом и наглядными пособиями;

  • чистота, освещенность, проветриваемость помещения;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и общего развития личности;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность деятельности педагога и учащегося;

2. Требования к педагогу: руководитель объединения –учитель русского языка и литературы

  • высокий уровень квалификации и педмастерства педагога, обладающего большим творческим и воспитательным потенциалом;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • владение современными педагогическими технологиями, обеспечивающими познавательную активность учащихся;

  • умение правильного подбора методов обучения соответственно целям и содержанию занятия и эффективности их применения;

  • умение оптимального сочетания форм обучения: индивидуальной, парной, групповой и коллективной;

  • свободное владение и эффективное использование на занятиях принципов наглядности, доступности, технических средств;

  • умение организации домашней работы.

3. Методические материалы:

  • методические разработки и планы-конспекты занятий, методические рекомендации к практическими занятиям;

  • развивающие и диагностические процедуры: тесты, анкеты, кроссворды, викторины;

  • дидактические материалы;

  • зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции, буклеты, книги, фильмы;

  • литературный ряд: лирические и прозаические произведения, словари ;

  • мультимедийные средства обучения.

4.Техническое обеспечение:

  • помещение для занятий, где находятся ученические столы 2-х местные с комплектом стульев, стенды, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования, доска с подсветкой, компьютер.

  • аудио и видео воспроизводящая аппаратура, фотоаппарат, СD, DVD.

  • компьютерная техника с подключением к сети Интернет, принтер, сканер, фотоаппарат.

Методическое обеспечение программы

Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий. Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, лекцию, тренинг, самостоятельную работу с литературой, участие в конкурсах. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение творческих заданий. Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться выполнению определенных заданий и проявить свои творческие способности. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемные, частично-поисковые, исследовательские. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная).

Типы занятий

Сообщение новых знаний, комбинированные, обобщающего повторения, самостоятельные работы, коррекции и контроля знаний, умений, навыков, проектное и проблемное обучение.

Виды занятий

Деловая игра, учебное занятие, практическая работа, участие в конкурсе, на конференциях

Активные формы познавательной деятельности

Конкурс знаний и умений, просмотр телепередач

Учебно-методические материалы

1.Методические рекомендации, разработки, конспекты занятий

2 Тесты

3.Дидактические материалы к практическим занятиям

4. Презентации

5. Специальная литература, словари

6.Интернет-ресурсы.

7.Исследовательские и творческие работы учащихся

Список литературы для учащихся

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1983

  2. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? - М., 1986

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988

  4. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983

  5. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Сборник задач и упражнений 10-11 кл. - М., 1982

  6. Дроздова Ю.С. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001

  7. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. - М., 1981

  8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991

  9. Правила этикета./ Редактор - составитель С. Климовцева. - М., 1996

  10. Розенталь Д. Э., Теленкова Н. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение, 1976

  11. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996

  12. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М ., 1989

  13. Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1968

  14. Энциклопедический словарь юного филолога. - М.,1984

  15. Яковлев К. Как мы портим русский язык. - М., 1976

  16. Материалы сайтов:

  17. http://www.ege.edu.ru

  18. http://www.fipi.ru

Список литературы для учителя

  1. Ваганов Д. Я. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М., 1999

  2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988

  3. Горбачев К. С. Изменения норм русского литературного языка. - Л., 1971

  4. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. Сборник задач и упражнений 10-11 кл. - М., 1982

  5. Казанцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 2003

  6. Коктев Н.Н. Риторика. - М., 1994

  7. Колесов В.В. Культура речи- культура поведения. - Л., 1988

  8. Львова С. И. Язык в речевом общении. - М., 1991

  9. Люстрова З. Н., Скворцова Л. И. Мир разной речи. - М., 1972

  10. Люстрова З. Н., Скворцова Л. И., Дерякин В. Я. Друзьям русского языка.- М., 1982

  11. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1977

  12. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика литературного языка. - М., 1987

  13. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? - М., 1988

  14. Скворцов Л. И.Экология слова, или поговорим о культуре речи. - М., 1996

  15. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. - М., 1995г.

Приложение№1

Тест, проверяющий лексические и грамматические нормы

русского литературного языка (для промежуточной аттестации)

1.Укажите   ошибку  в  образовании  формы  слова.

1) Консервов;                                        3) семеро  смелых;

2) в  двух  тысяч  первом  году;          4) лечащий  врач.

  2.Укажите  ошибку  в  образовании  формы  слова.

1)Более  красивый;                               3) менее  семьдесят  пяти  рублей;

2) день  именин;                                    4) поезжайте  завтра.

3.Укажите  ошибку  в  образовании  формы  слова.

1) С  пятьюстами  рублями;                 3) вымыв  руки;

2) пять  апельсинов;                              4) опытные  аптекаря.

4.Укажите  ошибку  в  образовании  формы  слова.

 1)Более  моложе;                                   3)без  золотых  погон;

 2) лягте;                                                  4)в  двухстах  шагах.

5. Укажите  ошибку  в  образовании  формы  слова.

 1) К  две  тысячи  пятому  году;           3) пачка  макарон;

 2) жгет  костер;                                       4) фильм  интереснее, чем  книга.

6.Укажите  ошибку  в  образовании  формы  слова.

  1) Больше  пятьдесят  рублей;             3) пять  блюдец;

  2) их  дети;                                             4) лягте  на  диван.

7. Укажите  ошибку  в  образовании  формы  слова.

  1) Прочитая  рассказ;                            3) в  две  тысячи  пятом  году;

  3) менее  значительный;                       4) поезжай  домой.

8.  В  каких  предложениях  допущены  ошибки  в  употреблении  деепричастных  оборотов?

1)    Возвращаясь  домой,  меня  застиг  дождь.

2)    Подходя  к  лесу,  я  замёрз.

3)    Старик  перевозчик  дремал,  наклоняясь  над  вёслами.

4)    Поступив  в  продажу,  книга  будет  по  достоинству  оценена  книголюбами.

5)    Получив  тяжёлую  рану,  солдат  был  спасён  своими  товарищами.

6)   Он  ушёл,  выполнив  домашнее  задание  и  когда  кончил  свои  личные  дела.

 7)   Подъезжая  к  реке,  мы  остановили  лошадей,  быстро  соскочили  на  землю  и  бросились в  воду.

8)   Каштанка,  не  вынося  музыки,  беспокойно  задвигалась  на  стуле  и  завыла.

 9)  Прочитав  вторично  работу,  мне  думается,  что  основные  мысли  выражены  в  ней    правильно.

   

9. В  каких  предложениях  допущены  ошибки  в  употреблении  причастных  оборотов?

1)  Роман  содержит  критику  сословных  предрассудков,  господствующих  на  родине  писателя  в  прошлом  веке.

2)  Ученики,  напишущие  слабо  домашнее  сочинение,  должны  будут  его  переписать.

3)Илья  входил  на  двор  с  важным  видом  человека,  поработавшего  хорошо

4)Прочитанная  лекция  для  учеников  о  мирном  использовании  атомной  энергии  вызвала  большой  интерес.

5)Мы  проезжали  по  равнине,  выжженной  солнцем  и  покрытой  пылью.

6)Через  несколько  дней  после  ссоры  Дубровский  поймал  крестьян  Троекурова  в  своихлесах,  кравших  дрова.

7)   Ученик  держал  в  руке  орфографический  словарь,  служивший  ему  как  справочник  и  которым  он  пользовался  в  случае  затруднений.

8)   Задание,  выполняемое  нами,  не  вызывает  особых  затруднений.

9)   Задание,  выполняющееся  нами,  не  вызывает  особых  затруднений.

10)  Автору  пришлось  присутствовать  при  сцене  у  помещика  Пеночкина,  надолго  оставшейся  у  него  в  памяти.

10.   В  каких  предложениях  допущены  речевые  ошибки?

 1.  Во  время  войны  женщины  и  дети  трудились  не покладая  сил.

2.  Иван  Петрович  никогда  не  жаловался  о  том,  что  остался  один,  без  родных.

3.  Ни  одна  душа  мне  не  сказала,  где  он.

4.  Я  думаю,  что,  окончив  институт,  моя  мечта  сбудется.

5.  Герой  Чехова  жаждет  о  лучшей  жизни.

6.  И  чем  Игорь  Северянин  становился  старше,  чем  ближе  к  концу  подходила  жизнь,  тем          проще  становились  его  стихи.

7.  Рост  народных  восстаний  заставило  правительство  принять  меры.

8.  Благодаря  этого  влияния,  Пьер  Безухов  считает  себя  учеником  Баздеева.

9.  В  письме  говорилось,  что  в  город  едет  ревизор,  которым   управляет  Сквозник-Дмухановский

10.  Учёные  США  прогнозируют,  что  в  конце  21 в.  на  нашей  планете  установится  аномально  теплая  погода.

 11.  В  каком  предложении  вместо  слова  БОЛОТИСТЫЙ  нужно  употребить  БОЛОТНЫЙ?

  1.В  БОЛОТИСТЫХ  районах  Подмосковья  весной  затопило  много  деревень.

  2. Из-за  БОЛОТИСТОГО  газа  здесь  обитает  мало  животных  и  птиц.

  3. На  этой  карте  нет  сведений  о  БОЛОТИСТЫХ  низинах.

 4. Местность  там  не  отличается  разнообразием:  она  везде  БОЛОТИСТАЯ,  нет  обширных  лугов  и  полей.

12.  В   каких  словах  верно  выделена  буква,  обозначающая  ударный  гласный  звук?

    1. каталОг, 2. свеклА, 3. случАй,  4. столЯр,  5. звОнят,  6. дОбыча,  7. нефтепрОвод,

    8. портфЕль,  9. нАчал,  10. досУг.

13.  Укажите  пример  с  ошибкой  в  образовании  формы  слова.

    1. обычаи  армян                                   2. двое  ножниц

    3. оставайтеся  на  концерт                  4. килограмм   апельсинов

    5. ихние  голоса                                    6. окрепнув  после  болезни

    7.чаще  улыбайтесь                              8. ящик  мандарин

    9. более  холоднее                               10. более  опасный  спуск.


Приложение №2

Контрольная работа по культуре общения (для зачета)

(ФИО) ____________________________________________________________

Что такое эффективное речевое воздействие? Способы эффективного речевого воздействия.

_______________________________________________________________________________

Что такое коммуникативная неудача? Ее особенность. Приведите примеры коммуникативных неудач.________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Принципы и правила бесконфликтного общения. Приемы общения как конкретные способы реализации правил общения.______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опишите 3 принцип бесконфликтного общения, его приемы и действие в общении с другими людьми.________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Общение в кризисных ситуациях. Понятие агрессии. Виды агрессии. Причины агрессии.

_______________________________________________________________________________

Опишите ситуации в которых необходимо разрушать агрессивность собеседника.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Деловое письмо. Виды деловых писем, их особенности. ________________________________

__________________________________________________________________

Написать автобиографию и докладную записку.


Приложение №3

Карта участия творческого объединения «Культура речевого общения» в выставках и конкурсах школы,района, Республиканских, Всероссийских.

Наименование мероприятия


Дата проведения

Кол-во

участников, Ф.И. обучающегося

Итоги
























































































Приложение №4

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Критерии

Показатели

Индикаторы (в баллах)

1. Структура исследовательской работы.

Наличие структурных частей: титульного листа; содержания; введения с обоснованием проблемы и постановкой задач, основной части; заключения; списка литературы и других источников.

3

Основные требования выполнены не в полной мере.

2

Отсутствует стройность и последовательность.

1

2. Актуальность работы.

Тема направлена на освещение малоизученных вопросов, дополняет и расширяет известные разработки.

3

Тема повторяет известные работы, отдельные аспекты представляют интерес для рассмотрения.

2

Тема актуальна только для самого автора.

1

3. Соответствие названия работы содержанию выступления.

Полное соответствие с обоснованным сужением или расширением темы.

3

В целом соответствует, но есть ряд отклонений.

2

Доклад сделан в рамках заявленной темы, но есть существенное необоснованное сужение/расширение темы.

1

4. Глубина рассмотрения лингвистического/ литературного материала

Собственная постановка проблемы или задачи, глубокая проработка имеющихся источников, достоверность полученных фактов, доказательность результатов, использование аналитических методов и т.д.

4

Собственная разработка отдельных вопросов, выполнение анализа по заданию руководителя, глубокая проработка имеющихся источников.

3

Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы, достаточное представление о предыдущих достижениях.

2

Общее или слабое ориентирование в заданной области.

1

5. Соблюдение требований к оформлению.

Соблюдены все общие требования к оформлению текста (титульный лист, поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений.

3

Общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений.

2

Имеются существенные отклонения от требований к оформлению.

1

6. Качество выступления.

Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики, имеет навыки публичного выступления.

3

Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная; допускаются паузы, обращение к тексту доклада.

2

Доклад зачитывается по подготовленному тексту.

1

7. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Приводит доказательства, факты, не прозвучавшие во время выступления, приводит анализ альтернативных точек зрения, кратко, но доказательно отвечает на вопросы, задает встречные вопросы для уточнения.

3

Теряется при ответе на вопросы, отвечает по наводящим вопросам, с трудом делает самостоятельные выводы, подыскивает аргументы.

2

С трудом отвечает на наводящие вопросы.

1

8.  Наглядность представления исследования.

Выступление сопровождается качественной (информативной, но неперегруженной) презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы и т.д.

3

Маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов.

2

Презентация неэффективная.

1

9. Особое мнение эксперта.

Активное участие в работе конференции (задает вопросы выступающим, является оппонентом).


Большой личный вклад при организации и проведении исследования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!