Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол №1 от 21. 08. 2017 г. Руководитель МО начальных классов Долгополова Е.В. _____________ | Согласовано Заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОБУ СОШ с. Анновка Иванова О.П. _____________
26. 08.2017 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ с. Анновка __________
Г.П. Долгополова Приказ от 28. 08.2017 г. №____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
« Русский фольклор»
Класс: 3
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2017/2018 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю.
Рабочую программу составила Колесникова О. Ю.,
учитель начальных классов высшей категории
-------------
подпись
2017 г.
Планирование составлено на основе:
Авторской программы Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» , 2011 г.
Целью программы является формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:
·Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;
·Дать знания о различных видах народного творчества;
·Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности;
·Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.
УУД
Песенное народное творчество
Особенности исполнения русской песни: дыхательные техники, в том числе «цепное» дыхание, многоголосие, пение в унисон и т.п.
Русские народные музыкальные инструменты
Жанровое разнообразие русской песни.
Трудовые припевки и песни
Песни календарно-земледельческого круга
Сезонные песни
Хороводные и плясовые песни
Колыбельные
Частушки, дразнилки
Формирование УУД:
Личностные: укрепляет чувство национальной идентичности, повышает самооценку, формирует семейные ценности, уважение к труду, способствует выбору профессии.
Познавательные: расширяет кругозор, повышает способность к восприятию и систематизации знаний.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшие занятия и изучение фольклора, учит выражать себя в песне, управлять дыханием, бороться со стрессами.
Коммуникативные: учит не бояться сцены и публичных выступлений; совершенствует навыки эффективного взаимодействия в коллективе
Содержание программы
Тема «Где песня льётся, там легче живётся» (9часов)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты. Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.
Тема «Беседа дорогу коротает, а песня - работу» (3часа)
Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни. Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.
Тема «Были бы песни - будут и пляски» (5часов)
Зимние приметы. Песни – игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки – прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.
Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (6часов)
Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки – прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Народные инструменты. Пословицы и поговорки.
Тема «Добро того учит, кто слушает» (4часа)
Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки. Народные инструменты.
Тема «Всё в свой прок» (7часов)
Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.
Формы и методы работы.
Теоретические:направленные на знакомство с жанрами музыкальногофольклора.
Практические:Вокально - хоровая работа, народная хореография - игра, танец.
Формы организации деятельности на занятии:
Коллективные - хоровое пение, народная хореография, игра.
Групповые - ансамблевое пение, народная хореография.
Методы в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные: беседы, рассказ, объяснения.
Наглядные: Просмотр видео выступлении, праздников; слушание фольклорныхзаписей, традиционной русской музыки; просмотр репродукций музыкальныхинструментов:
Практические: изучение вокальных и хореографических произведений, народных игр и обрядов.
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
Объяснительные: основные методы в первый год обучения.
Репродуктивные: второй, третий, четвертый год обучения.
Самостоятельное участие в проведение обрядов и праздников.
Прогнозируемый результат: По окончании курса ребенок должен
Знать:разнообразие жанров музыкального фольклора.
Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.
Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам народной хореографии, самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика).
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов |
план | факт |
| | | « Тема «Где песня льётся, там легче живётся» | |
1 | 2.09 | | Вводное занятие Поиграем да споём | 1 |
2 | 9.09 | | Где песня льётся, там легче живётся | 1 |
3 | 16.09 | | Народные музыкальные инструменты | 1 |
4 | 23.09 | | Песни осенних трудовых обрядов | 1 |
5 | 30.09 | | Песни – игры. Игровые хороводы «Утица» | 1 |
6 | 7.10 | | Песни осени: колыбельные | 1 |
7 | 14.10 | | Осенняя ярмарка | 1 |
8 | 21.10 | | Осенняя ярмарка | 1 |
9 | 28.10 | | Свадебные обряды С Покрова- то свадьбы играют | 1 |
| | | Беседа дорогу коротает, а песня - работу | |
10 | 11.11 | | Ноябрь – зиме запевка | 1 |
11 | 18.11 | | Умелые руки не знают скуки | 1 |
12 | 25.11 | | Пора и поиграть | 1 |
| | - | Тема «Были бы песни - будут и пляски» | |
13 | 2.12 | | Зимние приметы. | 1 |
14 | 9.12 | | Песни - игры. Народные инструменты. | 1 |
15 | 16.12 | | Песни - игры. Народные инструменты. | 1 |
16 | 23.12 | | Загадки. Шутки - прибаутки и небылицы. | 1 |
17 | 13.01 | | Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам. | 1 |
18 | 20.01 | | Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам. | 1 |
| | | Тема «Куда запевала, туда и подголоски» | |
19 | 27.01 | | Зимние приметы января. | 1 |
20 | 3.02 | | Зимние Святки. Колядки. | 1 |
21 | 10.02 | | Песни. Игры. | 1 |
22 | 17.02 | | Загадки. Шутки - прибаутки. | 1 |
23 | 24.02 | | Небылицы. Скороговорки. Народные инструменты. | 1 |
24 | 3.03 | | Пословицы и поговорки. | |
| | | Тема «Добро того учить, кто слушает» | |
25 | 10.03 | | Приметы предвесенья. | 1 |
26 | 17.03 | | Весенние заклинки. | 1 |
27 | 7.04 | | Пословицы и поговорки. Загадки Скороговорки. Народные инструменты. | 1 |
28 | 14.04 | | Игры. | 1 |
| | | Теми «Всё в свой прок» | |
29 | 21.04 | | Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. | 1 |
30 | 28.04 | | Заклички. Хороводные игры.. | 1 |
31 | 5.05 | | Заклички. Хороводные игры. | 1 |
32 | 12.05 | | Традиционные праздники летнего календаря и их песни | 1 |
33 | 19.05 | | Традиционные праздники летнего календаря и их песни | 1 |
34 | 24.05 | | Традиционные праздники летнего календаря и их песни | 1 |