МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа с. Анновка»
Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол №1 от 24. 08. 2018 г. Руководитель МО начальных классов Долгополова Е.В. _____________ | Согласовано Заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОБУ СОШ с. Анновка Иванова О.П. _____________ 27. 08.2018 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ с. Анновка __________ Г.П. Долгополова Приказ от 29. 08.2018 г. № 148 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка внеурочной деятельности
Духовно-нравственного направления
« Мой родной край»
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации : 2018/2019 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 17 ч.; 1 ч/неделю.
Рабочую программу составила Колесникова О. Ю.,
учитель начальных классов высшей категории
_____________
Подпись
2018г.
Планирование составлено на основе:
Рабочая программа кружка «Родной край» составлена на основе авторской программы учителя начальных классов Федотовой И.В. 2016г.
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
содействовать толерантному отношению к окружающим;
развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
формировать исследовательскую культуру у младших школьников.
Содержание:
Введение (1 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья (2 часа)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (2 часа)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины (2 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Моя малая Родина – село Анновка (Ивановский район).
Природа нашего края (3 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды . Растительный мир родного края. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир и птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Амурской области. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек района. Полезные ископаемые.Что дает наш край стране? Виртуальная экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного села.
Мой край родной – мой город, в котором я живу (3 часов)
Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного села. Исторические места. Экскурсия по селуна тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного села. Сельчане в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие село Анновку. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры . Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Наш край в годы Великой Отечественной войны.. Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Культура, промыслы и быт родного края (1 часов)
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников .
Музей- хранилище истории. (1 часов)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Ивановского района.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая конференция. Что изучает краеведение? Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё село». Что узнали о родном крае ? Проект «Анновка– мой край родной»
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родной край» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родной край» является формирование следующих умений:
Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Формы организации деятельности на занятии:
-Коллективные
-Групповые
-Парная
Виды учебной деятельности:
-работать с дополнительной литературой;
-выбирать наиболее подходящий стиль общения для создания работ;
-добиваться правдоподобия в создание рассказов о родном крае;
-пользоваться различными средствами выразительности;
-оформлять свои творческие работы;
-формулировать собственное мнение.
Календарно-тематический план
№п/п | Темы занятий | Кол-во часов | План | Факт |
1 | Краеведение- наука о родном крае. | 1 | 16.01 | |
2 | Моя родословная. Традиция семьи. | 1 | 23.01 | |
3 | Экскурсия в музей школы | 1 | 30.01 | |
5 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | 06.02 | |
6 | Традиции школы. | 1 | 13.02 | |
7 | Моя малая Родина – село Анновка( Ивановский район) | 1 | 20.02 | |
8 | Символика родного села и района. Географическое расположение села и района, в котором мы живём. | 1 | 27.02 | |
8-10 | Красная книга Амурской области (Ивановский район, с.Анновка) Растительный мир родного края. Животный мир родного края. Особо охраняемые территории | 3 | 06.03 13.03 20.03 | |
11 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 03.04 | |
12 | Экскурсия по селу «История села в названиях улиц». | 1 | 10.04 | |
13 | Знаменитые люди в истории села. | 1 | 17.04 | |
14 | Культура и быт родного края | 1 | 24.04 | |
15 | Роль музея в жизни человека. | 1 | 08.05 | |
16-17 | Проект «Анновка – мой край родной» | 2 | 15.05 22.05 | |
Содержание:
Введение (1 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья (2 часа)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (2 часа)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины (2 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Моя малая Родина – село Анновка (Ивановский район).
Природа нашего края (3 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды . Растительный мир родного края. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир и птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Амурской области. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек района. Полезные ископаемые.Что дает наш край стране? Виртуальная экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного села.
Мой край родной – мой город, в котором я живу (3 часов)
Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного села. Исторические места. Экскурсия по селуна тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного села. Сельчане в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие село Анновку. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры . Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Наш край в годы Великой Отечественной войны.. Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Культура, промыслы и быт родного края (1 часов)
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников .
Музей- хранилище истории. (1 часов)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Ивановского района.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая конференция. Что изучает краеведение? Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё село». Что узнали о родном крае ? Проект «Анновка– мой край родной»
.