СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка " Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа кружка "Умелые руки"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Умелые руки"»

Комитет образования

Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя школа

Камышинского муниципального района Волгоградской области



Принята на заседании Утверждаю:

методического (педагогического) совета Директор МКОУ Таловской СШ

от «___» _____________ 20____г. ___________/Максимова О.В./

Протокол № __________________ Приказ от «___»____________2020 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Умелые ручки»




Возраст обучающихся: 7 – 9 лет

Срок реализации: 1 год











Автор-составитель:

Лондарь Наталья Валентиновна,

педагог дополнительного образования













с. Таловка, 2023 г.


Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования для школьников “Умелые ручки” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы дополнительного образования для школьников “Умелые ручки” являются:

- Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства Просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41.

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Направленность программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность, она способствует воспитанию у детей художественного вкуса, развитию творческой инициативы, самостоятельности, приобретению навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и более сложных изделий декоративно-прикладного творчества.

Актуальность программы.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети приобщаются к удивительной развивающей и полезной деятельности. Они активно получают знания, умения и навыки, которые станут их достоянием на всю жизнь. Ребята приобретают опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем их новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Данная программа удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Создавать различные поделки нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Данная программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа «Умелые ручки» - модифицированная (или адаптированная) программа, т.е. измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.



Цель и задачи программы:

Содержание программы «Умелые ручки» объединяет несколько видов деятельности со взаимопроникновением дисциплин (оригами, аппликация, работа с природными материалами, рисование пластилином, лепка из пластилина, бумагопластика, квиллинг из гофрированного картона, констркирование из бумаги ). Разнообразие видов деятельности и материалов, использованных для работы, позволяет педагогу удерживать интерес детей на протяжении всего учебного года, а ребенку набраться опыта и знаний в различных областях художественного труда.

Новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из трех модулей: «Поделки из природного материала», «Пластилиновые фантазии», «Волшебная бумага». Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.

Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Программа ориентирована на обучение детей 7-9 лет.

Объем программы- 34 часа.

Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 часу при наполняемости от10-30 обучающихся в группе.

Форма обучения очная.

Педагогическая обоснованность построения программы

Учебный материал для занятий подобран с точки зрения развивающей и воспитательной функции процесса обучения. Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании.

Теоретическое изложение программного материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий.

При обучении основной упор делается на практическую работу. Теоретический материал усваивается детьми через объяснения педагогом, мультимедийную презентацию, через игру. На занятиях широко используются изображения схем, демонстрация рисунков и картин.

Цель программы - всестороннее развитие творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

-обучить умению планировать свою работу;

-формировать умения следовать устным инструкциям;

-обучить на основе имеющихся знаний создавать композиции.

Развивающие:

-развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
-развивать мелкую моторику рук и глазомер;
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.


Форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

и другие.

Предполагаемая результативность программы.

Личностными результатами изучения программы «Умелые ручки» является формирование следующих УУД:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения программы «Умелые ручки» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками, схемами;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

  • слушать и понимать речь других.



Планируемыми результатами изучения программы «Умелые ручки» является формирование следующих знаний и умений.

В результате обучения по данной программе воспитанники

должны знать:

- инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами;

- свойства и качества различных материалов;

- техники изготовления поделок: конструирование, аппликация, пластилинография, бумагопластика, оригами, квиллинг.

должны уметь:

  • планировать свою работу;

  • договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

  • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

  • создавать индивидуальные работы;

  • использовать различные техники и способы создания поделок;

  • аккуратно и экономно использовать материалы.

По требованиям ФГОС начального общего образования у воспитанников должны быть сформированы следующие результаты:

1.Предметные результаты:

По окончании обучения (младший школьный уровень) воспитанники должны знать:

  • гармоничное сочетание цветов;

  • основные приемы лепки;

  • условные знаки оригами;

  • различные приемы аппликации;


и уметь:

  • составлять простейшие аппликационные композиции;

  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге, используя технику аппликации;

  • уметь читать схемы с условными знаками оригами и выполнять различные приемы складывания;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оригами.

2. Личностные результаты:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3.Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

С позиций компетентностного подхода у воспитанников должны быть сформированы следующие компетенции:

- информационно-познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях);

- социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия);

- коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога)

Критерии и способы определения результативности.

Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.

Вводный (входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа, выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и, при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий или промежуточный контроль — проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической либо самостоятельной работы, выставки.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.

В течение учебного года лучшие работы воспитанников участвуют в районных, областных, всероссийских (заочных) конкурсах и выставках.



























Методические материалы

Раздел 1. «Поделки из природного материала»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся художественных знаний, умений и навыков декоративно-прикладного творчества.

Задачи: - познакомить с разнообразием природного материала;

  • учить создавать аппликации и объемные поделки из природного материала;

  • научить простейшим правилам организации рабочего места;

  • обучить правилам безопасной работы с простейшими ручными инструментами и материалами;

  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии;

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Учебно-тематический план раздела «Поделки из природного материала»

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля



Всего

Теория

Практика


1.

Разнообразие природного материала. Инструктаж по технике безопасности.

1

1



Вхо

ящая диагностика — наблюдение, анкетирование

2.

Аппликация из листьев

2

1

1

Наблюдение, беседа

3.

Объемные поделки из природного материала.

3



3

Наблюдение, беседа

4.

Итоговое занятие

1



1

Выставка



Итого:

7

2

5





Содержание раздела «Поделки из природного материала»

 Теория : разнообразие природного материала, понятия — панно, композиция, аппликация; техника сбора и хранения природного материала, материалы и инструменты, необходимые для создания поделок.

Практика: сбор материала для поделок, изготовление аппликация из листьев «Животные», «Рыбы», создание объемных поделок из орехов, конструирование из природного материала цветов и деревьев, создание композиции «Цветочная поляна» .













Раздел 2 . «Пластилиновые фантазии»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся художественных знаний, умений и навыков в работе с пластилином.

Задачи : - научить основным приемам лепки и рисования пластилином.

- учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа;
- учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. 

- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции. 
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. 

Учебно-тематический план раздела «Пластилиновые фантазии»

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Рисование пластилином

3

1

2

наблюдение, беседа

2.

Лепка из пластилина

3

1

2

Наблюдение, бесед

3.

Итоговое занятие

1


1

Выставка, презентация работ


Итого:

7

2

5



Содержание раздела «Пластилиновые фантазии»

Теория: виды работ из пластилина, инструменты и материалы для работы, основные приемы лепки, рисования пластилином, дать понятие «композиции».

Практика: рисование жгутиками по замыслу детей, пластилиновая картина «Бабочка на цветке», лепка из пластилина «Рыбы», «Разноцветный петушок», создание композиции «Подводный мир».





















Раздел 3. «Волшебная бумага»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся художественных знаний, умений и навыков декоративно-прикладного творчества.

Задачи: - познакомить с различными техниками работы с бумагой;

-научить выполнять изделия в технике аппликации, бумагопластики, оригами, квиллинг;

- развивать творческие способности, познавательную активность обучающихся, фантазию, эстетический вкус, внимание;

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

- развивать моторику рук, глазомер.

Учебно-тематический план раздела «Волшебная бумага»

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Аппликация.

5

1

4

Наблюдение, беседа

2.

Бумагопластика

2


2

Наблюдение, беседа

3.

Оригами.

3

1

2

Наблюдение, беседа

4.

Квиллинг из гофрированного картона

4

1

3

Наблюдение, беседа

5.

Конструирование из бумаги

5

1

4

Наблюдение, беседа

6.

Итоговое занятие

1


1

Открытое занятие


Итого:

20

4

16


Содержание раздела «Волшебная бумага» Теория : понятие «композиция», виды аппликации: аппликация из геометрических фигур, мозаичная аппликация, контурная аппликация способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание), вырезание по контуру, способы соединения деталей , техника складывания листа гармошкой, азбука оригами, базовые формы оригами, что такое квиллинг.

Практика: создание поделок в технике аппликации из цветных комочков по замыслу детей, контурная мозаика, изготовление открытки в технике объемная аппликация, игрушки — гармошки по замыслу детей, создание диких животных, деревьев в технике оригами, создание композиции «Лес и его жители», магнитики из полосок гофрированного картона в технике квиллинг, простые цветы из полосок гофрированного картона, конструирование из бумаги: «мягкая» игрушка из бумаги, игрушки из скрученных полосок бумаги, создание композиции в смешанной технике по замыслу детей.



Календарно-тематический план «Умелые ручки»

(на 2023-2024 уч. год)

п/п

Дата проведе-ния

Время проведения

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведе-ния

Форма контроля

Раздел «Поделки из природного материала» -7 часов


1



Беседа

1 ч

Инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности. Разнообразие материалов для изготовления поделок.

МКОУ Таловская СШ

Входная диагнос-тика – наблюде-ние, анкетирование

2



Учебное занятие

1 ч

Создание аппликации из листьев по замыслу детей «Животные».

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа



3



Учебное занятие

1 ч

Аппликация из листьев «Рыбы» по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа


4



Учебное занятие

1 ч

Создание объемных поделок из орехов по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа


5



Учебное занятие

1 ч

Создание объемных поделок из шишек по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа


6



Учебное занятие

1 ч

Конструирование деревьев из природного материала.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа


7



Учебное занятие

1 ч

Коллективная работа. Создание композиции «Цветочная поляна»

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа, выставка


Раздел « Пластилиновые фантазии» -7 часов


8



Учебное занятие

1 ч

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Рисование жгутиками по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

9



Учебное занятие

1 ч

Создание пластилиновой картины «Бабочка на цветке»

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

10



Учебное занятие

1 ч

Создание пластилиновой картины «Бабочка на цветке»

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

11



Учебное занятие

1 ч

Лепка из пластилина «Рыбы»

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

12



Учебное занятие

1 ч

Лепка из пластилина «Разноцветный петушок»

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

13



Учебное занятие

1 ч

Лепка

из пластилина «Разноцветный петушок»

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

14



Мастерская

1 ч

Коллективная работа - создание композиции «Подводный мир»

МКОУ Таловская СШ

Выставкапрезента-ция работ


Раздел «Волшебная бумага» - 21 час


15



Учебное занятие

Аппликация. Виды аппликаций из бумаги. Мозаичная аппликация.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

16



Учебное занятие

Аппликация из цветных комочков по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

17



Учебное занятие

Аппликация из цветных комочков по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

18



Учебное занятие

Контурная мозаика из бумаги по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Самостоятельная работа

19



Учебное занятие

Объемная аппликация. Изготовление открытки по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

20



Учебное занятие

Бумагопластика. Изготовление игрушек-гармошек на трубочке по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

21



Мастер-ская

Изготовление игрушек-гармошек по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

22



Учебное занятие

История оригами. Базовые формы оригами.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

23



Учебное занятие

Изготовление

диких животных в технике оригами.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

24



Учебное занятие

Создание композиции «Лес и его жители» в технике оригами.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

25



Учебное занятие

Понятие «Квилинг». Основные приемы работы с полосками гофрированного картона.

МКОУ Таловская СШ

Теория

26



Мастер-ская

1 ч

Магнитики из полосок гофрированного картона по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

27



Мастер-ская

Магнитики из полосок гофрированного картона по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Беседа,

практическая работа

28



Мастер-ская

Простые цветы из полосок гофрированного картона.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

29



Учебное занятие


Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги.

МКОУ Таловская СШ

Самостоятельная работа

30



Учебное занятие

1 ч

«Мягкая» игрушка из бумаги по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

31-32



Учебное занятие


Игрушки из скрученных полосок бумаги.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

33



Учебное занятие

Создание композиции в смешанной технике по замыслу детей.

МКОУ Таловская СШ

Практическая работа

34



Выставка

Итоговое занятие.

МКОУ Таловская СШ

Выставка

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

(материально-техническое, информационно-методическое, организационное).

Для более успешного решения задач обучения используются следующие методы и приёмы:

  • Общение педагога и обучающихся между собой (диалог между ними, направленный на совместное обсуждение работы).

  • Частично- поисковый метод (развитие познавательной активности и самостоятельности).

  • Объяснительно - иллюстративный метод (объяснение теоретического материала с наглядным пособием – готовым изделием).

  • Анализ работ.

На занятиях обучающиеся получают сведения по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности, необходимые для правильного поведения во время работы.





КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение: Лондарь Наталья Валентиновна

– учитель начальных классов. Профессиональное мастерство педагога, знания, стремление к творческому поиску позволили ей добиться результатов в своей работе.

Формы отслеживания фиксации образовательных результатов:

- готовая работа;

- журнал посещаемости;

-диплом,

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- выставка,

- готовое изделие;

-диагностическая карта;

- защита творческих работ,

- конкурс,

- открытое занятие

Формы организации творческой деятельности

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества– это индивидуальный подход к каждому ребенку.

- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися.

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

- Проведение самостоятельных работ, творческих заданий на воображение и восприятие занятий – сказок, занятий – путешествий.

Здоровьесберегающие мероприятия

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей на современном этапе содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано и на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

В целях обеспечения охраны здоровья детей в процессе реализации программы необходимо учитывать следующие аспекты:

· периодический инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами, по технике противопожарной безопасности;

· выработка правильной посадки детей на занятии;

· достаточная освещенность рабочего места;

· соблюдение принципа доступности и посильности;

· определение степени сложности задания с учетом индивидуальных психофизических характеристик обучающихся;

· применение физминуток, упражнений для расслабления глаз;

Дидактическое обеспечение.

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и воспитанниками, технологические карты, инструкционные схемы, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Материально-техническое обеспечение.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

наличие стационарного кабинета, оснащенного, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием;

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

бумага (картон – для прочных конструкций и основ, цветная бумага – для складывания игрушек в технике оригами, гофрированная бумага – для деталей усложненных моделей, копировальная бумага – для перевода рисунков на основу);

ножницы (должны быть с закругленными концами и хорошо наточенными, т.к. на занятиях предстоит резать не только бумагу);

клей (ПВА для склеивания деталей изделий);

кисточки (для нанесения клея);

салфетки и клеенки для каждого воспитанника (изготавливаемые поделки располагают на клеенках, салфетками вытирают руки и промокают места склеивания деталей);

карандаши, фломастеры и подставки для них;

гуашь и акварельные краски;

рис, пшено, горох (эти материалы должны храниться в плотно закрывающихся ёмкостях); желуди, орехи, шишки, веточки, корни, репейник, семена;

дидактический материал: коллекция альбомов, открыток, журналов, ксерокопий, фотографий, наглядных образцов изделий; фото каталог творческих работ воспитанников;

учебно-методическая литература.

Условия безопасности жизнедеятельности:

Соблюдение правил охраны труда детей и правил противопожарной безопасности, с которыми педагог обязан ознакомить детей в соответствии с инструкциями, которые даны в приложении к программе.



ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или заколоть.

Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить нужные для выполнения задания материалы и инструменты, убедиться в их исправности.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы следует выполнять следующие требования безопасности:

Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; развернуть ножницы кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

Следить, чтобы ножницы не падали на пол, при падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.

Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув их лезвия.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При любом ранении, даже незначительном, ушибе, ссадине, электротравме и т.д., немедленно обратитесь за помощью к руководителю.

При пожаре выполнять все требования руководителя.

ТРЕБОВАНИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.

Провести влажную уборку помещения и его проветривание.

Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.













Оценочные материалы:

Тест – анкета

для обследования предрасположенности ребёнка к художественному творчеству

Цель: Выявление интереса и предрасположенности к декоративно-прикладному творчеству.

Инструкция: На вводном занятии педагог предлагает детям ответить на несколько вопросов анкеты.( используя технологию Хаана и Кафа.)

Ответы оцениваются «+» или « - » и заносятся в таблицу

Вопросы:

К каким видам деятельности ты обращаешься, если хочешь выразить своё настроение?

а) лепке; б) рисунку; в) вязанию; г) вышивке; д) шитью; е) плетению; ж) другие виды: спорт, музыка, и т.д.

2. Что ты любишь изображать в своих рисунках?

а) людей; б) природу; в) животных; д) предметный мир (быт).

3. Назови ФИО известных тебе художников, скульпторов, архитекторов и если знаешь, назови их произведения.

№ п/п

ФИО

ребёнка

Прибегает к видам изобразительного искусства, чтобы выразить своё настроение

(ответы на 1 вопрос)

В своих работах отображает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуации и не зацикливается на изображении чего-то удавшегося.

Знаком с произведениями искусства и их авторами.

Проявляет интерес к ним.



+

+

+



+

+

--



+

--

--

Высокий уровень : +++ Проявляет интерес к произведениям искусства и имеет художественные способности.

Средний уровень: ++- Имеет художественные способности, но необходимо повысить интерес к теории искусства.

+-+ Проявляет художественные способности и интерес к искусству, воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Низкий уровень: +-- Проявляет худ. способности, но необходимо воспитывать эстетическое отношение к действительности и повысить к интерес теории искусства

По данным входной диагностики педагог может предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые коррективы в процесс обучения





Вводное тестирование

Тест на определение творческого потенциала учащихся:

Инструкция: нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в единую картину.

Обработка результатов:

3 б. – кляксы дорисованы и объединены в единую картину;

2 б. – нарисованы более 2 клякс;

1 б. – дорисована одна клякса.

Тест: «Что мы знаем»:

Цель: Получить информацию для определения результативности процесса обучения воспитанников.

Обработка результатов:

За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.

9б. – высокий уровень;

6б. – средний уровень;

3б. – низкий уровень.

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы:

  • Назовите цвета спектра (цвета радуги).

  • Как называется жанр изобразительного искусства, где изображается лицо человека?

  • Назовите холодные цвета.

  • Как называется рисунок, выполненный из различных кусочков бумаги, ткани?

  • Что такое оригами?

  • Перечислите жанры изобразительного искусства.

  • Как называется картина, на которой изображена природа?

  • Как называется простейшее изображение предмета?

  • Какой материал изготавливают из древесной массы?

Тест «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В.Байбородова

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Инструкция: Учащимся предлагается определить, что в какой степени привлекает их в сомнительной деятельности.

Для ответа используется шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Вопросы:

  • Интересное дело.

  • Общение.

  • Помощь товарищам.

  • Возможность

  • Творчество.

  • Приобретение новых знаний.

  • Возможность руководить другими.

  • Участие в делах коллектива.

  • Заслужить уважение товарищей.

  • Сделать доброе дело.

  • Выделиться среди других.

  • Выбрать у себя определенные черты характера.



Цель: Выявление уровня познавательного интереса к творческой деятельности, развитие любознательности ЗУНов и развития творческой активности.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог проводит диагностирование воспитанников, при этом используя такие методы как наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог ориентируется на критерии показателей.

Критерии показателей уровня обученности воспитанников

Уровни

Показатели

Познавательный интерес, развитие любознательности

Качество специаль-ных ЗУН

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

Совершенствования (1)

Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.

Допрофес-сиональная подготовка.

Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.

Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, способностью рождения новых идей.

Освоения (2)

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы:

Познавательный.

Общения.

Добиться высоких результатов.

Овладение специаль-ными знаниями, умениями и навыками.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведения искусства.

Значитель-ные результаты на уровне района и города.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Начальный (3)

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Владение основами специаль-ных знаний.

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда.

Активное участие в делах отдела, учреждения.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решить способен, но при помощи педагога.

Подготовительный (4)

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковремен-ный.

Знакомство с образовательной областью.

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства.

Пассивное участи в делах объединения.

Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений и заданий.

Результаты педагогической диагностики творческого объединения

ФИО

Показатели

Познавательный интерес, развитие любознательности

Качество специаль-ных ЗУН

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности


от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

Обработка результатов:

Совершенствования и освоения – высокий уровень – от 20 до 25 б.

Начальный – средний уровень – от 15 до 19 б.

Подготовительный – низкий уровень – от 5 до 14 б.

Диагностическая карта

«Оценка уровня воспитанности обучающихся»

Цель: Выявление уровня воспитанности обучающихся.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики воспитанности, основным методом является – метод наблюдения. Свои пометки педагог заносит в диагностическую карту.

№п/п

Фамилия, имя

воспитанника

Качества личности

Общий балл

Трудолюбие, терпение

Добросовестность, умение доводить начатое дело до конца

Аккуратность

Ответственность, сознательность, дисциплинированность

Коммуникабельность, активность

Честность

Доброжелательность











При подведении итогов используется шкала:

Баллы

Критерии оценки

К-во

баллов

Уровни

К-во

воспитанников

4 балла

Качество проявляется

22-28

Высокий

уровень


3 балла

Качество больше проявляется, чем не проявляется

15-21

Средний

уровень


2 балла

Качество не проявляется

14

Низкий уровень


Выводы:



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (рекомендации)

Формирование здоровья - это становление поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, диагностику.

Игры и упражнения способствуют созданию здорового образа жизни, так необходимого сегодня - в век стрессов, физических и психических нагрузок. Только активный отдых может без особого труда противостоять утомлению.

Это игры и упражнения, с которых можно начинать день интенсивного обучения. Это игры, которые можно «вкрапливать» в процесс интенсивной образовательной деятельности. Эти игры и упражнения направлены на укрепление физического здоровья ребенка и морального его состояния.

Такие игры и упражнения хороши между занятиями интенсивного обучения, когда обучающимся так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.

Упражнения для глаз

«Пчела». Сели удобно. Вообразим перед собой летящую пчелу. Вам нужно сфокусировать свой взор на движущейся пчеле и выполнять таким образом круговые движения глазами, постоянно фиксируя на ней свой взор. Теперь пчела перебралась вам на поясницу. Не упускайте ее из вида.

Регулярное выполнение этих упражнений поможет вам сохранить и улучшить зрение.

«Звезда». Встали прямо. Голова, шея, спина - на одной линии.

Давайте вообразим, что стены прозрачные, и вы можете видеть перед собой звездное небо. Выберите на небе, у горизонта, самую красивую звезду, зафиксируйте на ней свой взор. После того как вы хорошенько рассмотрите ее в течение нескольких секунд, перенесите свой взор в точку, расположенную на вашей переносице.

Вообразите, что звезда, которую вы только что рассматривали, мгновенно переместилась в область переносицы, и вы можете рассмотреть свою звезду уже в этой области переносицы, переместите звезду обратно на линию горизонта и рассматривайте ее теперь на бесконечно удаленном расстоянии. Так переносите попеременно фиксацию вашего взгляда с линии горизонта, с бесконечности, в точку переносицы и обратно.

Теперь усложним упражнение. Будем фиксировать не только два крайних положения звезды, но и промежуточное ее положение. Для этого представим себе, что звезда будет останавливаться и отдыхать на прозрачной стене.

Итак, фокусировка взгляда будет сейчас идти в такой последовательности: горизонт, затем прозрачная стена, затем область переносицы, затем снова прозрачная стена и снова линия горизонта.

«Восьмерка». Встали прямо. Голова, шея, спина - на одной линии. Зафиксируем взгляд на противоположной стене. Представим себе, что на ней нарисована большая горизонтальная восьмерка. Сейчас мы будем вести свой взор по этой воображаемой восьмерке, стараясь проделывать это мягко. Несколько раз в одном направлении, затем в другую сторону.

Теперь давайте увеличим размер воображаемой восьмерки, захватывая все поле зрения. Пожалуйста, в одну сторону зрения. Спасибо. В другую сторону.

«Углы». Встать прямо или сесть на стул, чтобы спина не касалась спинки. Сядьте так, чтобы вы могли видеть противоположную сторону комнаты. Зафиксируйте взгляд на верхнем левом углу комнаты. Вообразите, что в нем сидит большая, красивая стрекоза. Рассмотрите ее хорошенько. Теперь переведите взгляд в правый верхний угол. Там тоже сидит стрекоза.

Какая она красивая! Рассмотрели стрекозу! Теперь переведите взгляд в правый нижний угол. Там тоже спряталось какое-то насекомое. Какое же, интересно? Рассмотрите его получше! Рассмотрели? Тогда переведите взгляд в последний левый нижний угол. Рассмотрите, какое насекомое забралось туда. Сейчас вы будете переводить взгляд в такой последовательности, рассматривая в каждом из углов сидящее там насекомое.

Пожалуйста, а теперь то же самое в обратном направлении.

Упражнения для рук

«Ворона». Встали прямо. Сейчас мы вообразим себя воронами и будем махать руками вверх-вниз. Прямые в локтях руки, как крылья, поднимаются через стороны - вертикально вверх и с силой опускаются вниз. Старайтесь выполнять эти упражнения энергично, а вдруг вы и вправду сейчас взлетите.

Ваши руки хорошо поработали и разогрелись.

«Скачки». Встали, ноги на ширине плеч. Наклоняемся вниз и упираемся руками в пол. При этом руки и ноги должны быть прямые.

Для разминки идем шагом как бы на четырех конечностях.

Скачки тоже проходят на месте.

Ведущий смотрит за скакунами, оценивает их резвость, выносливость и грациозность, радует всех участников, что в этом забеге они могли основательно помассировать и протрясти внутренние органы и укрепить костно-мышечную систему конечностей.

«Аист». Встали прямо, ноги вместе. Сейчас мы попробуем проделать полный наклон вперед. Для этого надо поднять вытянутые руки вверх, и из этого положения, сгибаясь в пояснице, наклониться вниз, не меняя положения рук. Наклон должен быть полным, грудь При этом прижата к бедрам, а руки достают до пола.

Вы сейчас как аист, который наклонил голову в поисках лягушки.

Желательно при этом упереться в пол ладонями. В этом положении нужно задержаться некоторое время. Сначала давайте попробуем просто дотянуться до пола ладонями, не сгибая ног. Теперь попробуем выполнить все упражнения целиком.

Это упражнение делает гибким ваш позвоночник, делает вас стройным. Кроме того, задержка в наклонном положении тонизирует внутренние органы, а также укрепляет мышцы ног.

Упражнения для позвоночника

«Водокачка». Встали прямо, сейчас мы будем делать наклоны корпусом вправо-влево. Руки при этом можно поставить на пояс, можно держать за спиной, а можно поочередно поднимать и опускать, сообразуясь с характером движения. Наклоны выполняйте энергично, представляйте себе, что с каждым наклоном вы накачиваете воду в водокачке. Наклоны корпуса влево и вправо.

Надеемся, что вы как следует размялись, разогрели позвоночник в области поясницы.

«Танец змеи». Все сели на стулья так, чтобы спина была прямая. Будем вращать головой в горизонтальной плоскости, но так, чтобы воображаемая ось головы все время оставалась направленной снизу вверх вертикально. Темп движения может меняться, амплитуду движения старайтесь делать максимальной. И так вращать головой в горизонтальной плоскости, голова при этом все время остается в вертикальном положении. Теперь в другую сторону.

Ваши шейные позвонки стали гибкими. Вы освежили себя и готовы к умственной работе.

«Ножницы». Сядьте на краешек стула. Руками можно придерживаться за спинку стула.

Вытягиваем ноги прямо перед собой. По сигналу вытяните ноги в горизонтальной плоскости. Вы будете совершать ногами движения, напоминающие движения ножниц. Ноги не сгибать. В течение 1 минуты вы будете совершать движения прямыми ногами параллельно полу.

Это упражнение способствует укреплению мышц брюшного пресса, массирует и стимулирует внутренние органы полости живота.

«Шлепки». Встали прямо. Поочередно каждой ногой попытаемся шлепнуть себя сзади пятками по ягодицам. При этом ноги нужно отбрасывать как можно сильнее назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен.

Тонизирует весь организм, развивает мышцы рук, ног, делает гибкой поясницу, позвоночник.

Модель выпускника творческого объединения «Умелые руки»

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Личностные качества (черты характера):

сознательная дисциплинированность;

умение дружить;

порядочность;

честность, правдивость.

Отношение к окружающим:

уважение, гуманность;

забота о других; милосердие;

интерес к людям, общительность;

доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

толерантность, уступчивость.

Интеллектуальное развитие:

информационный кругозор;

потребность применять знания на практике.

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

добросовестность;

старательность;

осознанность.

Человек - творец самого себя:

"любящий себя" - значит уважающий себя и других;

стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

умение жить вместе с другими;

культура речи.

Здоровый образ жизни:

отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

любовь и интерес к спорту

отсутствие вредных привычек

знание способов поддержания здоровья.

Эстетическая культура:

умение видеть прекрасное в природе и жизни.

Отношение к природе:

готовность охранять и защищать природу;

бережное отношение к окружающей среде.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань «Центр инновационных технологий». – 2004.

  2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластелина. – Ярославль. «Академия развития». – 2008.

  3. Евстратова Л. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. - М.: Культура и традиции, 2007.

  4. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: «Просвещение». – 2006.

  5. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград.: - 2009.

  6. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работ в школе. – Волгоград.: - 2008.

  7. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: «Академия развития». – 2007.

  8. Черныш Н.И. Поделки из природных материалов.-М., 2009.

  9. Афанасьев С., Груздева Л. Веселые каникулы для больших и маленьких. – М.: АСТ – Пресс-книга. – 2004.

  10. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:Культура и традиции – 2002. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов - 2004.

  11. Домашняя коллекция рукоделий. Альбом узоров. – СПб. – 1993 - № 5.

  12. Еременко Т.И. Рукоделие. – М.: Легпромбыт. – 1992.

  13. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – СПб.:ТОО «Лейла». – 1995.

  14. Муханова И.Ю. Аппликация. – М.: ОЛМА – Пресс Образование. – 2004.

  15. Суханова Н.П. Картины из цветов. –М.: ОЛМА - Пресс. Образование, 2004.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!