СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Умелые руки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Умелые руки» для школьников

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Умелые руки»»

Программа кружка «Умелые руки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями? 

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. 

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. 

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 1 часа в неделю. 
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия). 

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. 

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. 

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 

Цели кружковой работы. 

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. 

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. 

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является: 

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи


  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;


  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;


 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,


  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.


Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. 

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. 

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. 

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов. 

Программа кружка «Умелые руки»

1 год (33 часа)

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа 

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.


  • Требования к поведению учащихся во время занятия.


  • Соблюдение порядка на рабочем месте.


  • Соблюдение правил по технике безопасности.


  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.


Работа с бумагой и картоном


  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».


  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».


  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.


  • Изготовление карнавальных масок.


  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).


Работа с тканью 

Знакомство с наперстком.


  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».


  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).


  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.


  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).


  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.


Работа с бросовым материалом


  • Конструирование дома для сказочных героев.


  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.


  • Игрушки из пластмассовых бутылок.


Работа с пластилином


  • Рассказ о глине и пластилине.


  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).


  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.


  • Лепка по замыслу детей.


Подведение итогов 

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:


  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;


  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;


  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.


К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:


  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;


  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;


  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);


  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».


2 год (34часа)

Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими

изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха. 

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Вводная беседа


  • Саами. Мех. Использование меха в быту у саамов.


Работа с тканью, мехом


  • Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.


  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).


  • Шитье мягкой игрушки.


  • Изготовление сувениров из меха.


  • Лоскутная аппликация (коллективная)


Работа с бумагой и картоном


  • Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».


  • Мозаика «Воспоминание о лете»


  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.


  • Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.


  • Вырезание снежинок.


Работа с природным материалом


  • Рассказ о флористике. Природа Краснодарского края.


  • Изготовление композиций из засушенных листьев.


  • Изготовление животных из шишек.


  • Составление композиции (коллективная работа).


  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).


Работа с пластилином


  • Знакомство с профессией скульптора.


  • Лепка людей, животных по образцу.


  • Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).


Художественное творчество


  • Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.


  • Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.


Подведение итогов 

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:


  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;


  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;


  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;


  • способы обработки различных материалов;


  • применение акварели, цветных карандашей, гуаши.


К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:


  • правильно пользоваться ручными инструментами;


  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;


  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;


  • бережно относиться к инструментам и материалам;


  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;


  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;


  • выполнять работу, используя художественные материалы;


  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!