СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Прикладная биология и экология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с целью вовлечения слабовидящих учащихся в доступные виды сельскохозяйственного труда, природоохранительные мероприятия, исследовательскую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Прикладная биология и экология»»

Программа кружка «Прикладная биология и экология»

(68 занятий; 8-12 классы)


Пояснительная записка

Формирование правильного отношения учеников со зрительной депривацией к природе является новой педагогической задачей в ее качественном осуществлении, в насыщенности коррекционного воздействия на процесс познания. Недостаток, односторонний характер или ограниченность зрительной информации, которую получают слепые и слабовидящие школьники при общении с природой, при наблюдении биологических объектов и явлений затрудняют процесс формирования полноценных биологических знаний. Представления слабовидящих учащихся об окружающем мире неполны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, что, в свою очередь, ведет к неадекватному мышлению, к ослаблению практического участия в природоохранительных мероприятиях, в доступных видах сельскохозяйственного труда, исследовательской деятельности.

У детей с нарушениями зрения ограничены практический опыт и непосредственное чувственное восприятие природы, функционально бедны наблюдательные процессы и сравнительные оценки. Вследствие этого их представления и мышление пополняются чужим опытом, их мыслительные процессы не столь насыщены и полны по сравнению с аналогичными процессами зрячих одноклассников.

Нарушение зрения у детей не должно являться причиной ослабления биологического образования учащихся, напротив, чем шире общение слепого и слабовидящего ребенка с природой, тем более достоверными и адекватными будут представления учащихся об окружающем их реальном мире, глубже понятия и арсенал мыслительной деятельности.

С этой целью для слабовидящих учащихся 8-12 классов создан кружок «Прикладная биология и экология». Благодаря занятиям в этом кружке школьники смогут расширить свои знания и навыки в области практической биологии, получат возможность наряду с нормальновидящими сверстниками участвовать в городских природоохранительных и научно-исследовательских мероприятиях; научиться общаться с природой и, развивая сохранные виды чувствительности, постигать ее красоту.




  1. Практическое значение биологии и основы исследовательской

деятельности  (26 занятий)


Практическое значение биологии. Опыты и наблюдения как методы исследования в биологии, экологический мониторинг. Оформление отчетов, рефератов, исследовательских работ, дневников, проектов.

Изготовление самодельных  пособий: правила сбора и хранения биологического материала, изготовление гербариев и коллекций, определение растений и животных.

Практические работы. Изготовление наглядных пособий для кабинета биологии. Закладка опытов с комнатными растениями. Определение растений с помощью определительных карточек. Составление карты экологического состояния территории школы.

Экскурсии. Объекты биологических исследований и сбор биологического материала.

Семинары-практикумы. Информационный реферат. Проблемный реферат. Экспериментальная работа. Исследовательская работа. Натуралистическая работа. Выступление с докладом.

 



  1. Растения, их значение и основы технологии выращивания

(42 занятия)

Комнатные, древесно-кустарниковые породы, цветочно-декоративные, сельскохозяйственные  культуры, их выращивание и значение (гигиеническое, познавательное, эстетическое, нравственное, экономическое). Значение озеленения для сохранения и улучшения среды жизни людей. Технология выращивания растений для оформления помещений, озеленения территории школы и города. Эколого-биологическая характеристика основных видов комнатных растений и способов ухода за ними. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Выращивание плодово-ягодных и овощных культур. Значение работы на пришкольном участке для сохранения и улучшения окружающей человека среды в своей местности.

Практические работы. Уход за комнатными растениями. Приготовление почвенных смесей и подкормка растений. Размножение комнатных растений. Украшение цветочных горшков. Создание цветочных композиций. Создание мини-альпинария. Изготовление этикеток для комнатных растений. Обрезка растений. Составление плана учебно-опытного участка школы.  Проектирование школьного цветника. Расфасовка и определение всхожести семян. Подготовка почвы, посев семян. Рыхление почвы в газонах. Высадка цветочной рассады. Благоустройство школьной территории.

Экскурсии. Озеленение школьных помещений. Экосистема пришкольного участка. Наблюдения за жизнью растений и животных в природе.

 

Календарно-тематическое планирование кружка

«Прикладная биология и экология»

 

№ занятия

Дата

Наименование разделов и тем

Примечания



Практическое значение биологии и основы исследовательской деятельности (26 ч)

1

 

Практическое значение биологических наук. Методы биологических исследований и виды исследовательских работ

 

2

 

Экскурсия в парк.  Объекты биологических исследований и сбор биологического материала

 

3

 

Методика изготовления гербария и коллекций

 

4

 

Практическая работа «Изготовление наглядных пособий для кабинета биологии»

 

5

 

Выбор темы и структура исследовательской работы

 

6

 

Структура научного текста. Введение: цели и задачи

 

7

 

Структура научного текста. Основная часть: описание, методы, экспериментальная часть

 

8

 

Выбор источников исследования и правила работы с ними

 

9

 

Практическая работа «Закладка опытов с комнатными растениями»

 

10

 

Наблюдение и качественное описание изучаемого объекта и явления

 

11

 

Количественные методики исследования

 

12

 

Наглядно-иллюстративные материалы: таблиц и схемы, графики и диаграммы

 

13

 

Структура научного текста. Заключение: результаты, выводы, рекомендации

 

14

 

Правила выступления с докладом

 

15

 

Методика определения растений. Практическая работа «Определение растений с помощью определительных карточек»

 

16

 

Изучение экологического состояния территории школы. Практическая работа «Составление карты экологического состояния территории школы»

 

17

 

Семинар-практикум по теме «Информационный реферат»

 

18

 

Семинар-практикум по теме «Проблемный реферат»

 

19

 

Семинар-практикум по теме «Экспериментальная работа»

 

20

 

Семинар-практикум по теме «Исследовательская работа»

 

21

 

Семинар-практикум по теме «Натуралистическая работа»

 

22

 

Правила оформления работы

 

23

 

Правила выступления с докладом

 

24

 

Семинар-практикум по теме «Выступление с докладом»

 

25

 

Защита исследовательских работ. Оценка  и анализ выступлений

 

26

 

Итоговое занятие по теме «Практическое значение биологии и основы исследовательской деятельности»

 

Растения, их значение и основы технологии  выращивания (42 занятия)

27

 

Вводное занятие. Универсальное значение растений, озеленение

 

28

 

Комнатные растения, их значение, характеристика экологических особенностей наиболее распространенных видов комнатных растений в связи с их происхождением

 

29

 

Уход за комнатными растениями: эколого-биологическое значение полива, рыхления почвы, уборки сухих и пораженных листьев, уничтожения вредителей, опрыскивания листьев

 

30

 

Оборудование и инвентарь для комнатного цветоводства, правила пользования, техника безопасности

 

31

 

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

 

32

 

Почва. Почвенные смеси. Питание горшечных растений, удобрения

 

33

 

Практическая работа «Приготовление почвенных смесей и подкормка растений»

 

34

 

Размножение комнатных растений

 

35

 

Практическая работа «Размножение комнатных растений»

 

36

 

Украшение контейнеров. Практическая работа «Украшение цветочных горшков»

 

37

 

Цветочные композиции: создание, размещение, цветовая гамма

 

38

 

Мини-сады, висячие корзины, настольные украшения, гирлянды из цветов

 

39

 

Практическая работа «Создание цветочных композиций»

 

40

 

Альпинарии: виды, устройство, подбор растений

 

41

 

Практическая работа «Создание мини-альпинария»

 

42

 

Выполнение эскизов альпинария для пришкольного участка

 

43

 

Огород на подоконнике: выбор и размещение растений, посев семян

 

44

 

Лекарственный огородик. Использование комнатных растений в лечебных целях

 

45

 

Комнатный водоем, его устройство и виды. Водяные растения. Растения в террариуме

 

46

 

Разнообразие комнатных растений

 

47

 

Практическая работа «Изготовление этикеток для комнатных растений»

 

48

 

Правила обрезки кустов, побегов деревьев и кустарников

 

49

 

Практическая работа «Обрезка растений»

 

50

 

Экскурсия по школе «Озеленение школьных помещений»

 

51

 

Подведение итогов по теме «Растения в жизни человека и основы технологии их выращивания»

 

52

 

Окружающая человека среда. Особенности городской среды. Значение озеленения городов и поселков

 

53

 

Экскурсия «Экосистема пришкольного участка»

 

54

 

Проектирование благоустройства школьной территории

 

55

 

Практическая работа «Составление плана учебно-опытного участка школы»

 

56

 

Цветочно-декоративные растения для оформления клумб 

 

57

 

Планировка и оформление цветника

 

58

 

Практическая работа «Проектирование и выполнение эскизов школьного цветника»

 

59

 

Практическая работа «Расфасовка и определение всхожести семян, подготавливаемых к посеву»

 

60

 

Практическая работа «Подготовка почвы, посев семян»

 

61

 

Экскурсия в парк «Наблюдение за жизнью растений и животных в природе»

 

62

 

Виды весенних работ на пришкольном участке

 

63

 

Практическая работа «Рыхление почвы в газонах»

 

64

 

Практическая работа «Высадка цветочной рассады»

 

65

 

Учет и этикетирование посадок

 

66

 

Факторы,  определяющие экологическое состояние школьной территории

 

67

 

Практическая работа «Благоустройство территории школы»

 

68

 

Итоговое занятие

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. В.В. Вакуленко и др. «Декоративное садоводство», М., «Просвещение», 1982г.

  2. Н.М. Верзилин «Сады и парки мира», Л., 1968г.

  3. Н.А. Пугал «Экология и эстетика пришкольного участка»,// «Школьные технологии», № 3, 1998г.

  4. И.Л. Заливский «Приусадебный цветник», М., 1959г.

  5. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины», М., «Просвещение», 1991г.

  6. Б.К. Тупоногов «Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников», М., 1999г.

  7. С.Б. Хмыров «Обучение слабовидящих школьников сельскохозяйственному труду», М., «Просвещение», 1975г.

  8. С. Доналдсон «Практическая энциклопедия цветоводства», М., «Росмэн», 2001г.

  9. М.Е. Павлова, И.В. Ягодовская «Школьный гербарий. Изготовление и хранение», библиотечка «Первого сентября», Биология, №1(7)/2006г.

  10. З.А. Мамонтова «Засушивание растений с сохранением их цвета и формы», М, 1959г.

  11. Е.В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», М, «Планета», 2010г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!