ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Миллион друзей»
Направленность: естественнонаучное
Уровень программы: стартовый
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год (37 часов)
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы…………………………….………..………………………….………3
1.1. Пояснительная записка……………………………...…….……………3
1.2.Цель и задачи программы………………………………….……..…....12
1.3. Содержание программы…………………………………...………..…13
1.4. Планируемые результаты………………………………….………….26
2.Комплекс организационно-педагогических условий………………………..31
2.1. Календарный учебный график……………………………………….31
2.2.Условия реализации………………………………...…………..........56
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………56
3. Список литературы………………………………………………………….60
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса разработана на
основании следующих нормативных правовых документов:
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2019 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Федеральный проект «Современная школа», паспорт проекта утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №16 от 24.12.18 г.;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295;
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации от 03.04.2012 г.;
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №1239;
Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждена Правительством Российской Федерации от 27.12.2018 г., №2950-р.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию иорганизациирежима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от04.07.2014 г. №41;
Приказ Минпросвещения РФ №196 от 09.11.18 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Локальные акты образовательного учреждения
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»;
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»;
Положение о дополнительной общеразвивающей программе.
Направленность программы – естественнонаучная.
Педагогическая целесообразность В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса учащегося, как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной. Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная.
Уровни реализации программы - стартовый (начальный , ознакомительный)
Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социальнокультурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании»,принятыйво многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах, свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Программа курса "Миллион друзей" для учащихся 5класса 11-12 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе методических рекомендаций по оформлению комплексной программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество часов, отведённых на реализацию программы:
Всего –37 часов:
Форма обучения очная.
Срок освоения программы определяется содержанием программы – 37 недель.
Режим занятий –1 час в неделю, продолжительность занятий – 45 минут.
Цель и задачи изучения данного курса.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Обучающие: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности . Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов ( тем учебных занятий) | Всего часов | Тео-рия | Практи-ка | Формы аттестации/ контроля | |
1. | Вводное занятие: Введение в предмет. Предмет, цели и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. План поведения в чрезвычайной ситуации. Помощь при поражении электрическим током. Правила поведения на занятиях | 2 | 2 | - | опроссобеседова-ние, опрос, тестирова-ние |
2 | Раздел 1: «Что такое природа» 1. Почувствуй себя натуралистом. «Живая и неживая природа» Что такое живая и неживая природа. 2-3. Почувствуй себя антропологом. Почему человека считают частью природы. 4-5. Почувствуй себя фенологом. Как связаны между собой живая и неживая природа. | 5 | 3 | 2 | опрос собеседова-ние, опрос, тестирова-ние |
3. | Раздел 2: «Мир вокруг нас» 1.Почувствуй себя ученым. 2.Почувствуй себя библиографом | 2 | 1 | 1 | Собеседова-ние, опрос, тестирова-ние | |
4. | Раздел 3: «Невидимый мир» 1.Почувствуй себя цитологом. 2.Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое. 3.Почувствуй своих себя гистологом. 4.Почувствуй себя биохимиком . 5.Почувствуй себя физиологом. | 5 | 1 | 4 | Собеседова-ние, опрос, тестирова-ние | |
5. | Раздел 4: «Сохраним планету» 1.Почувствуй себя эволюционистом. 2.Почувствуй себя систематиком. 3.Почувствуй себя систематиком. | 3 | 1 | 2 | Собеседова-ние, взаимо-проверка |
6. | Раздел 5: «Удивительные царства» 1.Почувствуй себя вирусологом. 2.Почувствуй себя бактериологом. 3.Почувствуй себя протозоологом | 3 | 1 | 2 | Собеседова-ние, опрос |
7. | Раздел 6: «Разведка прекрасного и удивительного» 1.Почувствуй себя альтологом. 2.Почувствуй себя микологом. | 2 | 1 | 1 | опрос, собеседова-ние, |
8. | Раздел 7: «Многообразие природы» 1.Почувствуй себя орнитологом. 2. Почувствуй себя экотуристом. 3-4. Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» 5-6. Парад натуралистов. 7.Почувствуй себя физиологом. 8. Почувствуй себя природных исследователем сообществ. 9. Почувствуй себя зоогеографом 10. Почувствуй себя этологом. | 10 | 4 | 6 | рефераты, исследова-тельские работы ,стандарти-зирован-ный контроль |
9. | Раздел 8: «Зеленый дом» 1.Почувствуй себя фольклористом. 2.Почувствуй себя ботаником. 3.Пчувствуй себя следопытом. 4.Почувствуй себя цветоводом. 5. Итоговое занятие. | 5 | 2 | 3 | рефераты, исследова-тельские работы ,стандарти-зирован-ный контроль |
| ИТОГО: 37 часов | 37 | 16 | 21 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие:
На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, определяют цели и задачи, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.
Раздел 1:«Что такое природа» (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия)
Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии. Особенности обособленного царства Грибы и науки микологии. А также дендрологии, систематики,морфологии. «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития. Экскурсия «Природа живая и неживая» Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития семени фасоли»
Раздел 2: «Мир вокруг нас»
(лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций) На занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания.
Раздел 3: «Невидимый мир»
(доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций) Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мирбактерй, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.Лабораторная работа № 2 Изучение строения микроскопа. Лабораторная работа № 3«Строение тканей животного организма», Лабораторная работа №4 «Химический состав растений», Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения воды листьями»
Раздел 4: «Сохраним планету»Формирование понятия «систематика», роль в многообразии организмов, знакомство с биографией ученых-систематиков, их вклад в развитие науки. Давать систематическое положение живым организмам, знать основные таксоны царств животных и растений.
Раздел 5: «Удивительные царства»
Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиеныОписывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания. Лабораторная работа № 6 «Рассматривание простейших под микроскопом»
Раздел 6: «Разведка прекрасного и удивительного»
Изучение строение водорослей, показывать органоиды клеток; знакомство с многообразием водорослей; размножением и развитием. Лабораторная работа №7 «Строение водоросли спирогиры». Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов; находить черты сходства и различия в строении грибной клетки с клетками растений и животных, познакомится с основными типами питания, выделить представителей разных классов грибов. Лабораторная работа № 8 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом».
Раздел 7: «Многообразие природы»
Выявлять основные признаки класса птиц, выделять приспособления к полету, познакомиться с экологическими группами птиц, способами питания. Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль экосистеме. Прогнозируют последствия изменений в среде обитании на живые организмы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у цветков Описывают особенности роста и развития животного. Характеризуют этапы индивидуального развития и поведения. Лабораторная работа №9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца».
Раздел 8: «Зеленый дом»
Познакомиться с легендами о растениях ,изучить лечебные свойства растений. Изучение органов цветкового растения, выявление признаков цветковых растений, знакомство с основными правилами изготовления гербариев. Изучение следов разных организмов, правила ,начальные знания о местности, изучение погодных условий. Лабораторная работа №10 «Создание клумбы и правила ухода за ней»
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
.
Календарно – тематическое планирование курса
№/п | Тема занятия | Форма проведения | Планируемые результаты |
1. | Вводное занятие: Введение. Тропа натуралиста или очевидное-невероятное | Цели и задачи, план работы кружка. | Список тем проекта выдать учащимся для выбора: «Я- поэт - натуралист», «Я - художник - натуралист», «Я- этолог-натуралист», «Я – эколог -натуралист», «Я библиограф - натуралист», «Я –цветовод- натуралист». |
2. | Раздел 1: «Что такое природа» 1.Почувствуй себя натуралистом. «Живая и неживая природа» | Экскурсия «Природа живая и неживая» | Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии. |
3. | 2-3. Почувствуй себя антропологом. | Творческая мастерская себя «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития | Лента времени как доказательство эволюции человека. |
4. | 4-5. Почувствуй себя фенологом. | Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития семени фасоли» | Макет этапов развития семени фасоли. |
5. | Раздел 2: «Мир вокруг нас» 1.Почувствуй себя ученым. | Творческая мастерская. Работа в группах по основным методам: наблюдаем и исследуем. | Презентация представления опыта. Работа группы «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, исследование объекта возможно с использованием разных методов |
6. | 2.Почувствуй себя библиографом | Творческая мастерская «Создание картотеки великих естествоиспытателей» | Выставка картотеки естествоиспытателей |
7. | Раздел 3: «Невидимый мир» 1.Почувствуй себя цитологом. | Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина» | Модель клетки. Устанавливать части клетки. |
8 | 2.Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое. | Лабораторная работа № 2 Изучение строения микроскопа. | Таблица «Основные части микроскопа и их назначение» Отработать основные этапы работы. Уметь рассматривать готовый микропрепарат. |
9. | 3.Почувствуй своих себя гистологом. | Лабораторная работа № 3«Строение тканей животного организма» | Презентация«Строение тканей наблюдений под микроскопом» |
10. | 4.Почувствуй себя биохимиком . | Лабораторная работа № 4 «Химический состав растений» | Опыты |
11. | 5.Почувствуй себя физиологом. | Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения воды листьями» | Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого |
12. | Раздел 4: «Сохраним планету» 1.Почувствуй себя эволюционистом. | Творческая мастерская «Выяснить, откуда появляются новые живые существа (опыт Реди)» | Фотоотчет. Умение объяснять фразу«Живое из живого» |
13. | 2.Почувствуй себя экологом. | Игра «Земля – наш общий дом | Определять среды жизни организмов, называть представителей. Мини- проект «Сохраним планету» |
14. | 3.Почувствуй себя систематиком. | Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы, для наглядного представления о многообразии живых организмов» | Конструктор Царств живой природы. Работать с конструктором Царств живой природы. Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции. |
15. | Раздел 5: «Удивительные царства» 1.Почувствуй себя вирусологом. | Творческая мастерская. «Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов. | Фотоколлекция. Выставка. Находить в интернет-ресурсах фотографии |
16. | 2.Почувствуй себя бактериологом. | Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного материала» | Защита работы. Устанавливать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных |
17. | 3.Почувствуй себя протозоологом | Лабораторная работа № 6 «Рассматривание простейших под микроскопом» | Модель простейшего из глины, пенопласта, вата. Называть клетки –организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами |
18. | Раздел 6: «Разведка прекрасного и удивительного» 1.Почувствуй себя альтологом. | Лабораторная работа № 7 «Строение строения многоклеточной водоросли спирогиры» | Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания реальной жизни. |
19. | 2.Почувствуй себя микологом. | Лабораторная работа № 8 Фотографии в презентации. себя «Выращивание плесени, и рассматривание ее под микроскопом» | Фотографии в презентации. «Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат. |
20. | Раздел 7: «Многообразие природы» 1.Почувствуй себя орнитологом. | Творческая мастерская. «Подкармливание птиц зимой». Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма. | Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдений. |
21. | 2. Почувствуй себя экотуристом | Путешествие по страницам Красной книги | Создание плаката «По страницам Красной книги» |
22. | 3.Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» | Творческая мастерская | Выбор темы проекта: «Лес», «Озеро», «Река», «Луг», «Болото» и роли в проекте: «Я- поэт натуралист», «Я художник - натуралист», «Я – эколог – натуралист», «Я - экотурист», «Я музыкант - натуралист» |
23. | 4.Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» | Работа в группе по темам проекта. | Подготовка к выступлению и защите. |
24. | 5.Парад натуралистов | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект |
25. | 6.Парад натуралистов | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект |
26. | 7.Почувствуй себя физиологом. | Творческая мастерская «Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений (овес)» | Опыт и защита, таблица. Изучать и описывать влияние воды, света и температуры нарост растений (овес)» растений. Делать выводы. |
27. | 8.Почувствуй себя природных исследователем сообществ. | Творческая мастерская «Лента природныхсообществ» | Лента, мини-конференция |
28. | 9.Почувствуй себя зоогеографом . | Творческая мастерская «Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах» | Создать игру-путаницау и работать с картой мира. Уметь размещать организмы на карте мира, по природным зонам . |
29. | 10.Почувствуй себя этологом. | Лабораторная работа №9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца». | Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца |
30. | Раздел 8: «Зеленый дом» 1.Почувствуй себя фольклористом. | Творческая мастерская Работата с легендой о любом растении или животном» | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам. |
31 | 2.Почувствуй себя ботаником. | Творческая мастерская «Изготовление простейшего гербария цветкового растения . | Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции. |
32. | 3.Почувствуйсебя следопытом. | Творческая мастерскаяСоздание биологической игротеки «Узнай по контуру животное» | Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь. |
33. | 4.Почувствуй себя цветоводом. 5. Итоговое занятие. | Лабораторная работа №10 «Создание клумбы и правила ухода за ней» | Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями. |
34. | 6. Итоговое занятие — защита проектов | | |
| ИТОГО: 37 часов | 10 Л.Р. – 1 ЭКСК. | |
Планируемые результаты:
Личностные результаты: · знания основных принципов и правил отношения к живой природе; · сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты: · овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; · умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; · умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: · выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); · необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; · классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; · объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; · различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; · сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; · выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; · овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: · знание основных правил поведения в природе; · анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; · соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
Материально-техническое обеспечение
1.Микроскоп
2.Покровные и предметныые стекла
3.Комплект оборудования и микропрепаратов для лабораторных работ.
4.Наглядные пособия (таблицы) для 6-9 кл
5.Коллекции и гербарии
6.Муляжи по биологии
7.Модели по биологии
8.Презентации, DVD по биологии
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- материалы анкетирования и тестирования,
- дипломы, грамоты,
- готовые творческие работы,
- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях
проекты, буклеты,
Список литературы для занятий:
1.А.Цингер «Занимательная ботаника», М.Белый город, 2017
2.А.И.Никишов «За страницами школьной зоологии», М., «Илекса», 2018
3. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 2015г.
4.Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 1 2012г.
5.Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование. 2016.
6. «Практические занятия по экологии».. Д. Зверев, М: «Просвещение».2014
7.О.А.Шклярова «Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 2010.
8.Дядюн Т.В. Практикум “Мир воздуха”. Ж. “Биология в школе”, № 1, 2001.
9.Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. “ Биология в школе”, № 7, 2013.
10.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Москва. Издательство АСТ, 2009.
Для учащихся:
1.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология – М.: “Мир”, 2008. – 334 с.
2.Абрахина И.Б. Редкие виды позвоночных / И.Б. Абрахина, В. Б. Осипова, Г.Н. Царёв, В.Н. Назаренко. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. –
3.Журкова Ё. Н., Ильина Е.Я. Комнатные растения – М.: Просвещение, 2008 – 230с.
4.Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон – М.: Мир,2014. – 263 с.
5.Ряжин С.В. Экологический букварь – СПб, 2016 – 258с.
6.Энциклопедия для детей (биология, экология, человек) – М.: Аванта +, год выпуска значения не имеет. Литература на электронных носителях: 1.“1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 2012-2016. 7.Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2017.
8.Энциклопедия комнатных растений. – “ИДДК ГРУПП”, 2016
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml - Занимательные научные опыты для детей.
http://www.ds14-ukhta.ru/metodicheskaya-kopilka/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электронный .ресурс].
http://www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml- Занимательные научные опыты для детей.
www.ecosystema.ru – экологический центр «Экосистема»;