СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по биологии "Миллион друзей".

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по биологии.»









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Миллион друзей»

Направленность: естественнонаучное

Уровень программы: стартовый

Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год (37 часов)

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной программы…………………………….………..………………………….………3

1.1. Пояснительная записка……………………………...…….……………3

1.2.Цель и задачи программы………………………………….……..…....12

1.3. Содержание программы…………………………………...………..…13

1.4. Планируемые результаты………………………………….………….26

2.Комплекс организационно-педагогических условий………………………..31

2.1. Календарный учебный график……………………………………….31

2.2.Условия реализации………………………………...…………..........56

2.3. Формы аттестации ……………………………………………………56

3. Список литературы………………………………………………………….60





























    1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса разработана на

основании следующих нормативных правовых документов:



  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)

  • Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2019 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

  • Федеральный проект «Современная школа», паспорт проекта утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №16 от 24.12.18 г.;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  • Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации от 03.04.2012 г.;

  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №1239;

  • Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждена Правительством Российской Федерации от 27.12.2018 г., №2950-р.;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189;

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию иорганизациирежима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от04.07.2014 г. №41;

  • Приказ Минпросвещения РФ №196 от 09.11.18 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Локальные акты образовательного учреждения

  1. Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»;

  2. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»;

  3. Положение о дополнительной общеразвивающей программе.

Направленность программы – естественнонаучная.

Педагогическая целесообразность В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса учащегося, как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной. Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная.

Уровни реализации программы - стартовый (начальный , ознакомительный)

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социальнокультурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании»,принятыйво многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах, свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Программа курса "Миллион друзей" для учащихся 5класса 11-12 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе методических рекомендаций по оформлению комплексной программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Срок реализации программы 1 год.

Общее количество часов, отведённых на реализацию программы:

Всего –37 часов:

Форма обучения очная.

Срок освоения программы определяется содержанием программы – 37 недель.

Режим занятий –1 час в неделю, продолжительность занятий – 45 минут.




Цель и задачи изучения данного курса.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1.     Обучающие: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности . Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.


   Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

   Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

















Учебно-тематический план



Название разделов ( тем учебных занятий)

Всего часов

Тео-рия

Практи-ка

Формы аттестации/ контроля



1.

Вводное занятие:

Введение в предмет. Предмет, цели и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. План поведения в чрезвычайной ситуации. Помощь при поражении электрическим током. Правила поведения на занятиях



2


2

-


опроссобеседова-ние,

опрос, тестирова-ние

2







Раздел 1: «Что такое природа»

1. Почувствуй себя натуралистом. «Живая и неживая природа» Что такое живая и неживая природа.

2-3. Почувствуй себя антропологом. Почему человека считают частью природы.

4-5. Почувствуй себя фенологом. Как связаны между собой живая и неживая природа.

5





3





2





опрос собеседова-ние,

опрос, тестирова-ние

3.

Раздел 2: «Мир вокруг нас»

1.Почувствуй себя ученым.

2.Почувствуй себя библиографом

2

1

1

Собеседова-ние,

опрос, тестирова-ние


4.

Раздел 3: «Невидимый мир»

1.Почувствуй себя цитологом.

2.Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое.

3.Почувствуй своих себя гистологом.

4.Почувствуй себя биохимиком .

5.Почувствуй себя физиологом.


5

1

4

Собеседова-ние,

опрос, тестирова-ние


5.

Раздел 4: «Сохраним планету»

1.Почувствуй себя эволюционистом.

2.Почувствуй себя систематиком.

3.Почувствуй себя систематиком.

3

1

2

Собеседова-ние, взаимо-проверка


6.

Раздел 5: «Удивительные царства»

1.Почувствуй себя вирусологом.

2.Почувствуй себя бактериологом.

3.Почувствуй себя протозоологом

3

1

2

Собеседова-ние, опрос


7.

Раздел 6: «Разведка прекрасного и удивительного»

1.Почувствуй себя альтологом.

2.Почувствуй себя микологом.


2

1

1

опрос,

собеседова-ние,

8.

Раздел 7: «Многообразие природы»

1.Почувствуй себя орнитологом.

2. Почувствуй себя экотуристом.

3-4. Проектная деятельность

«Я – НАТУРАЛИСТ!»

5-6. Парад натуралистов.

7.Почувствуй себя физиологом.

8. Почувствуй себя природных исследователем сообществ.

9. Почувствуй себя зоогеографом

10. Почувствуй себя этологом.


10

4

6

рефераты, исследова-тельские работы ,стандарти-зирован-ный контроль

9.

Раздел 8: «Зеленый дом»

1.Почувствуй себя фольклористом.

2.Почувствуй себя ботаником.

3.Пчувствуй себя следопытом.

4.Почувствуй себя цветоводом.

5. Итоговое занятие.


5

2

3

рефераты, исследова-тельские работы ,стандарти-зирован-ный контроль



ИТОГО: 37 часов



37

16

21


















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1. Вводное занятие:

На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, определяют цели и задачи, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

Раздел 1:«Что такое природа» (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия)

Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии. Особенности обособленного царства Грибы и науки микологии. А также дендрологии, систематики,морфологии. «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития. Экскурсия «Природа живая и неживая» Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития семени фасоли»

Раздел 2: «Мир вокруг нас»

(лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций) На занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания.

Раздел 3: «Невидимый мир»

(доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций) Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мирбактерй, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.Лабораторная работа № 2 Изучение строения микроскопа. Лабораторная работа № 3«Строение тканей животного организма», Лабораторная работа №4 «Химический состав растений», Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения воды листьями»

Раздел 4: «Сохраним планету»Формирование понятия «систематика», роль в многообразии организмов, знакомство с биографией ученых-систематиков, их вклад в развитие науки. Давать систематическое положение живым организмам, знать основные таксоны царств животных и растений.

Раздел 5: «Удивительные царства»

Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиеныОписывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания. Лабораторная работа № 6 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Раздел 6: «Разведка прекрасного и удивительного»

Изучение строение водорослей, показывать органоиды клеток; знакомство с многообразием водорослей; размножением и развитием. Лабораторная работа №7 «Строение водоросли спирогиры». Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов; находить черты сходства и различия в строении грибной клетки с клетками растений и животных, познакомится с основными типами питания, выделить представителей разных классов грибов. Лабораторная работа № 8 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом».

Раздел 7: «Многообразие природы»


Выявлять основные признаки класса птиц, выделять приспособления к полету, познакомиться с экологическими группами птиц, способами питания. Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль экосистеме.  Прогнозируют последствия изменений в среде обитании на живые организмы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.  Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у цветков Описывают особенности роста и развития животного. Характеризуют этапы индивидуального развития и поведения. Лабораторная работа №9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца».

Раздел 8: «Зеленый дом»

Познакомиться с легендами о растениях ,изучить лечебные свойства растений. Изучение органов цветкового растения, выявление признаков цветковых растений, знакомство с основными правилами изготовления гербариев. Изучение следов разных организмов, правила ,начальные знания о местности, изучение погодных условий. Лабораторная работа №10 «Создание клумбы и правила ухода за ней»

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



.











Календарно – тематическое планирование курса



№/п

Тема занятия

Форма проведения

Планируемые результаты

1.

Вводное занятие:

Введение. Тропа натуралиста или очевидное-невероятное

Цели и задачи, план работы кружка.

Список тем проекта выдать учащимся для выбора: «Я- поэт - натуралист», «Я - художник - натуралист», «Я- этолог-натуралист», «Я – эколог -натуралист», «Я библиограф - натуралист», «Я –цветовод- натуралист».

2.

Раздел 1: «Что такое природа»

1.Почувствуй себя натуралистом. «Живая и неживая природа»

Экскурсия «Природа живая и неживая»

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии.

3.

2-3. Почувствуй себя антропологом.

Творческая мастерская себя «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития

Лента времени как доказательство эволюции человека.

4.

4-5. Почувствуй себя фенологом.

Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития семени фасоли»

Макет этапов развития семени фасоли.

5.

Раздел 2: «Мир вокруг нас»

1.Почувствуй себя ученым.

Творческая мастерская. Работа в группах по основным методам: наблюдаем и исследуем.

Презентация представления опыта. Работа группы «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, исследование объекта возможно с использованием разных методов

6.

2.Почувствуй себя библиографом

Творческая мастерская

«Создание картотеки великих естествоиспытателей»

Выставка картотеки естествоиспытателей

7.

Раздел 3: «Невидимый мир»

1.Почувствуй себя цитологом.

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина»

Модель клетки. Устанавливать части клетки.

8

2.Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое.

Лабораторная работа № 2 Изучение строения микроскопа.

Таблица «Основные части микроскопа и их назначение» Отработать основные этапы работы. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

9.

3.Почувствуй своих себя гистологом.

Лабораторная работа № 3«Строение тканей животного организма»

Презентация«Строение тканей наблюдений под микроскопом»

10.

4.Почувствуй себя биохимиком .

Лабораторная работа № 4 «Химический состав растений»

Опыты

11.

5.Почувствуй себя физиологом.

Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения воды листьями»

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого

12.

Раздел 4: «Сохраним планету»

1.Почувствуй себя эволюционистом.

Творческая мастерская «Выяснить, откуда появляются новые живые существа (опыт Реди)»

Фотоотчет. Умение объяснять фразу«Живое из живого»

13.

2.Почувствуй себя экологом.

Игра «Земля – наш общий дом

Определять среды жизни организмов, называть представителей. Мини- проект «Сохраним планету»

14.

3.Почувствуй себя систематиком.

Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы, для наглядного представления о многообразии живых организмов»

Конструктор Царств живой природы. Работать с конструктором Царств живой природы. Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции.

15.

Раздел 5: «Удивительные царства»

1.Почувствуй себя вирусологом.

Творческая мастерская. «Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов.

Фотоколлекция. Выставка. Находить в интернет-ресурсах фотографии

16.

2.Почувствуй себя бактериологом.

Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного материала»

Защита работы. Устанавливать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных

17.

3.Почувствуй себя протозоологом

Лабораторная работа № 6 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Модель простейшего из глины, пенопласта, вата. Называть клетки –организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами

18.

Раздел 6: «Разведка прекрасного и удивительного»

1.Почувствуй себя альтологом.

Лабораторная работа № 7 «Строение строения многоклеточной водоросли спирогиры»

Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания реальной жизни.

19.

2.Почувствуй себя микологом.

Лабораторная работа № 8 Фотографии в презентации. себя «Выращивание плесени, и рассматривание ее под микроскопом»

Фотографии в презентации. «Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат.

20.

Раздел 7: «Многообразие природы»

1.Почувствуй себя орнитологом.

Творческая мастерская. «Подкармливание птиц зимой». Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма.

Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдений.

21.

2. Почувствуй себя экотуристом

Путешествие по страницам Красной книги


Создание плаката «По страницам Красной книги»

22.

3.Проектная деятельность

«Я – НАТУРАЛИСТ!»

Творческая мастерская

Выбор темы проекта: «Лес», «Озеро», «Река», «Луг», «Болото» и роли в проекте: «Я- поэт натуралист», «Я художник - натуралист», «Я – эколог – натуралист», «Я - экотурист», «Я музыкант - натуралист»

23.

4.Проектная деятельность

«Я – НАТУРАЛИСТ!»

Работа в группе по темам проекта.

Подготовка к выступлению и защите.

24.

5.Парад натуралистов

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

25.

6.Парад натуралистов

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

26.

7.Почувствуй себя физиологом.

Творческая мастерская «Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений (овес)»

Опыт и защита, таблица. Изучать и описывать влияние воды, света и температуры нарост растений (овес)» растений. Делать выводы.

27.

8.Почувствуй себя природных исследователем сообществ.

Творческая мастерская «Лента природныхсообществ»

Лента, мини-конференция

28.

9.Почувствуй себя зоогеографом .

Творческая мастерская «Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах»

Создать игру-путаницау и работать с картой мира. Уметь размещать организмы на карте мира, по природным зонам .

29.

10.Почувствуй себя этологом.

Лабораторная работа №9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца».

Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца

30.

Раздел 8: «Зеленый дом»

1.Почувствуй себя фольклористом.

Творческая мастерская Работата с легендой о любом растении или животном»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

31

2.Почувствуй себя ботаником.

Творческая мастерская «Изготовление простейшего гербария цветкового растения .

Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции.

32.

3.Почувствуйсебя следопытом.

Творческая мастерскаяСоздание биологической игротеки «Узнай по контуру животное»

Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь.

33.

4.Почувствуй себя цветоводом.

5. Итоговое занятие.

Лабораторная работа №10 «Создание клумбы и правила ухода за ней»

Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями.

34.

6. Итоговое занятие — защита проектов




ИТОГО: 37 часов

10 Л.Р. – 1 ЭКСК.


























Планируемые результаты:

Личностные результаты: · знания основных принципов и правил отношения к живой природе; · сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты: · овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; · умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; · умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: · выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); · необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; · классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; · объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; · различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; · сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; · выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; · овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: · знание основных правил поведения в природе; · анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; · соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.



























Материально-техническое обеспечение

1.Микроскоп

2.Покровные и предметныые стекла

3.Комплект оборудования и микропрепаратов для лабораторных работ.

4.Наглядные пособия (таблицы) для 6-9 кл

5.Коллекции и гербарии

6.Муляжи по биологии

7.Модели по биологии

8.Презентации, DVD по биологии





Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

- материалы анкетирования и тестирования,

- дипломы, грамоты,

- готовые творческие работы,

- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях

проекты, буклеты,



Список литературы для занятий:

1.А.Цингер «Занимательная ботаника», М.Белый город, 2017

2.А.И.Никишов «За страницами школьной зоологии», М., «Илекса», 2018

3. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 2015г.

4.Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 1 2012г.

5.Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование. 2016.

6. «Практические занятия по экологии».. Д. Зверев, М: «Просвещение».2014

7.О.А.Шклярова «Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 2010.

8.Дядюн Т.В. Практикум “Мир воздуха”. Ж. “Биология в школе”, № 1, 2001.

9.Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. “ Биология в школе”, № 7, 2013.

10.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Москва. Издательство АСТ, 2009.

Для учащихся:

1.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология – М.: “Мир”, 2008. – 334 с.

2.Абрахина И.Б. Редкие виды позвоночных / И.Б. Абрахина, В. Б. Осипова, Г.Н. Царёв, В.Н. Назаренко. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. –

3.Журкова Ё. Н., Ильина Е.Я. Комнатные растения – М.: Просвещение, 2008 – 230с.

4.Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон – М.: Мир,2014. – 263 с.

5.Ряжин С.В. Экологический букварь – СПб, 2016 – 258с.

6.Энциклопедия для детей (биология, экология, человек) – М.: Аванта +, год выпуска значения не имеет. Литература на электронных носителях: 1.“1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 2012-2016. 7.Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2017.

8.Энциклопедия комнатных растений. – “ИДДК ГРУПП”, 2016



ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml - Занимательные научные опыты для детей.

http://www.ds14-ukhta.ru/metodicheskaya-kopilka/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электронный .ресурс].

http://www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml- Занимательные научные опыты для детей.

www.ecosystema.ru – экологический центр «Экосистема»;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!