СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Южный Журналист".

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Программа кружка «Юный журналист»

Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных журналистов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Актуальность курса «Юный журналист » связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс «Юный журналист » ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Программа курса «Юный журналист » рассчитана на детей 11-15 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы. Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как русский язык, литература, история, география. По целям обучения данная программа - социально-педагогическая.

Цели программы:

- дать представление о системе массовой коммуникации;

- познакомить с основами журналистского мастерства;

- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития;

- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.

В ходе достижения целей программы решаются задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с принципами журналистской деятельности;

- изучение основ журналистики;

- формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта

2. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности;

- формирование потребности в постоянном повышении информированности;

- воспитание любви и уважения к школе

3. Развивающая:

- развитие творческих способностей, индивидуального мышления.

Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучаемого курса, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих корреспондентов.

Таким образом, программа курса «Юный журналист » составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем. Всего часов. Теория. Практика.

1. Вводное занятие 1. 0,5. 0,5.

2. Основные жанры публицистического стиля 1. 1. 1.

3. Газетная журналистика 13. 6. 7

3.1 Заметка 3. 1. 2

3.2 Хроника 1 0,5 0,5

3.3 Интервью 2 1 1

3.4 Анкетирование 1 0,5 0,5

3.5 Очерк 1 0,5 0,5

3.6 Репортаж. 3 1,5 1,5

3.7 Газетные иллюстрации 1 0,5 0,5

3.8 Редактирование текста 1 0,5 0,5

4. Экскурсия в республиканскую типографию 1

5. Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ 2 1 1

6. Часы общения 1

7. Работа над номерами классной газеты 8

Выпуск №1 2 2

Выпуск №2 2 2

Выпуск №3 2 2

Выпуск №4 2 2

8 Участие в республиканских конкурсах 3 3

9. Сбор материалов 2 2

10 Конкурс «Лучший юнкор» 1

Содержание программы

Вводное занятие. ( 1 час)

Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба – главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Интересные факты из истории российской журналистики. Вступительная диагностика. «Что я знаю о журналистике?»

Основные жанры публицистического стиля ( 1 час)

Беседа «Моя любимая газета». Публицистический стиль речи. Общая характеристика : сферы применения, жанры, стилевые особенности, средства языка. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Практическая работа с газетным и литературным материалом.

Газетная журналистика ( 13 часов)

Заметка ( 3 часа) . Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметка, связанная с оценкой поступка. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка- вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа: написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.

Хроника ( 1 час) Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникёров. Информация и расширенная информация. Практическая работа: написание расширенной информации. Анализ работ.

Интервью. ( 2 часа). Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью. Анализ работ.

Анкетирование. ( 1 час) Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.

Очерк. ( 1час). Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк. Практическая работа: написание очерка. Анализ работ.

Репортаж ( 3часа) Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Практическая работа: написание репортажа. Анализ работ.

Газетные иллюстрации (1час) . Виды иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) . Практическая работа: подготовка эскиза газетной иллюстрации.

Редактирование текста ( 1час). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста. Практическая работа: редактирование текста.

Экскурсия в редакцию журнала «Одон» ( 1 час) Посещение редакции детского журнала. Знакомство с работой профессионального журналиста. Технология работы над номером газеты. Ответы на вопросы. Практическая работа: по итогам экскурсии подготовить публикацию (жанры должны быть различны на выбор учащегося).

Индивидуальная работа.( 2 часа) В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, совместный поиск тем для публикаций, консультации, коррекция и редактирование текстов. Работа со справочной литературой.

Часы общения ( 2 часа) Темы для часов общения : « Если бы я был корреспондентом…», «Роль газеты в моей жизни», « Какие материалы в газетах мне больше всего нравятся».

Работа над номерами школьной и классной газеты . (8 часов) Подготовка четырёх выпусков школьной газеты. Выбор названия газеты. Рубрики. Разработка тематики номеров. Практическая работа: подготовка материалов номера к печати : написание, редактирование, подбор иллюстраций.

Конкурс «Лучший юнкор» ( 1 час). Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты первого года обучения

В конце первого года обучения учащийся должен уметь:

• Находить в школьной жизни проблемы, способные стать материалом для публикации;

• Определять газетный жанр;

• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в письменных и устных высказываниях;

• Строить связные высказывания, используя различные жанры;

• Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

• Проводить литературное редактирование и правку текста;

• Принять участие в подготовке каждого номера классной газеты.

Тематическое планирование занятий второго года обучения

пп Наименование разделов и тем. Всего часов. Теория. Практика.

1. Вводное занятие 1 1 0

2. Основные жанры публицистического стиля (повторение) 1 1 0

3. Газетная журналистика 30 8 22

3.1 Путевые заметки 4 1 3

3.2 Зарисовка 4 1 3

3.3 Корреспонденция 4 1 3

3.4 Статья 4 1 3

3.5 Обзор печати 4 1 3

3.6 Рецензия 4 1 3

3.7 Технология вёрстки газеты 3 1 2

3.8 Редактирование текста 3 1 2

4. Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ 4 0 4

7. Работа над номерами классной газеты 8 0 8

Выпуск №1 2

Выпуск №2 2

Выпуск №3 2

Выпуск №4 2

8. Участие в республиканских конкурсах 10 10

9. Сбор материалов для газеты «Подросток», журналов «Белая юрта» и «Одон» 10 10

10. Итоговое занятие. Смотр достижений 2

Всего 64 10 54

Содержание программы

Вводное занятие. (1 час). Цели и задачи второго года обучения. Беседа на тему: «Если бы я был редактором…» Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

Основные жанры публицистического стиля (1 час). Повторение основных особенностей жанров газетной публицистики. Лабораторная работа с дидактическим материалом.

Путевые заметки (4 часа). Особенности данного публицистического жанра. Экскурсия по достопримечательностям села. Конкурс творческих работ. Анализ работ.

Зарисовка (4 часа). Особенности данного публицистического жанра. Практическая работа. Анализ творческих работ.

Корреспонденция(4 часа). Особенности публицистического жанра. Написание корреспонденции. Работа с поступившей корреспонденцией. Анализ работ.

Статья(4 часа). Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья. Написание статьи. Анализ работ.

Обзор печати(4 часа). Тематический обзор. Общий обзор. Информационный обзор. Подготовка тематического обзора по заданным темам. Анализ работ.

Рецензия(4 часа). Рецензия на литературную тему. Рецензия на искусствоведческую тему. Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ.

Технология вёрстки газеты(3 часа). Основные этапы вёрстки газеты. Использование различных видов газетных иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, репродукции. Практическая работа: подготовка эскиза страницы газеты.

Редактирование текста(3 часа). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста. Практическая работа: редактирование текста.

Индивидуальная работа.( 4 часа) В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, коррекция публикаций, консультации, редактирование текстов. Работа со справочной литературой. Работа в Интернете.

Работа над номерами классной газеты . (8 часов) Подготовка четырех выпусков классной газеты. Открытие новых рубрик. Разработка тематики номеров. Практическая работа: подготовка материалов номера к вёрстке: написание, редактирование, подбор графических изображений, составление эскиза номера. Компьютерная вёрстка, размещение графических объектов.

Смотр достижений.( 2 часа). Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты второго года обучения

В конце второго года обучения учащийся должен уметь:

• Находить в жизни общества проблемы, способные стать материалом для публикации;

• Давать характеристику текста публицистического жанра;

• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план, совершенствовать содержание и языковое оформление публикации;

• Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

• Проводить литературное редактирование и правку текста;

• Осуществлять подбор и вставку графических объектов в материал номера;

• Осуществлять компьютерный набор и вёрстку страниц.

Формы и методы, используемые на занятиях:

- групповые (лекции, беседы, практикумы, профессиональные игры);

-индивидуальные (консультации, редактирование материалов).

Условия реализации программы:

- наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);

- методическое обеспечение (литература по детской журналистике);

- сотрудничество с редакциями республиканских газет и журналов « Подросток», «Судьба», «Белая юрта», «Одон».

Приложение 1

МАОУ Сотниковская СОШ 13 июня 2013

«Виват!» - это газета лагеря дневного пребывания «Страна детства».

«Виват!» - с латинского «Да, живет!»

«Виват!» - это союз детей и воспитателей.

«Виват!» - это салют в честь нас.

«Виват!» - это отряд юнкоров.

В этом выпуске газеты вы познакомитесь с жизнью лагеря в течение двух недель.

Ура! Каникулы!
Каникулы – это самое яркое по эмоциональной окраске время. Летних каникул все ждут с особым трепетом. Учителя мечтают избавиться от напряжения, в котором пребывали весь год, и которое достигло пика ко времени экзаменов. Ну а дети просто ждут солнца, возможности не делать уроки, долгих прогулок и еще чего-то особенного, захватывающего, необычайного, что, конечно, может произойти только летом.
Только вот где они будут искать это захватывающее и необычное? И как знать, будет ли финал этого поиска желанным, радостным, а самое главное, безопасным и не противоправным?
Пришкольный лагерь с этой точки зрения – одна из самых подходящих форм организации летнего отдыха учащихся. Дети с удовольствием будут отдыхать в пришкольном лагере, если жизнь в лагере будет интересной и разнообразной.


Маленькая страна



Открытие лагеря «Страна детства» состоялось 30 мая 2012 года. Было сформировано 6 отрядов : «Новое поколение», «Волшебники», «Том и Джери»,»Виват», «Крутые парни», «Dance Land».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!