Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Рекомендовано НМС протокол № ____ от _______________ | Утверждаю Директор ЦРТДиЮ Керн И.Ю.___________ Дата _____________________ МП |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа "Мир фантазий"
объединения ИЗО - студия "Колибри" художественной направленности
Стартовый уровень
Возраст детей 6 - 8 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Куропаткина С.В, педагог дополнительного образования
п. Чегдомын, 2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир фантазий» составлена на основе дополнительной программы «Мир красок» Скрипникова Т.Ю.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Примерные требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №06-1844);
– Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждѐнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от04 июля 2014 г. № 41.
Актуальность программы заключается в удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в ознакомлении с различными видами изобразительного искусства. Основной идеей данной программы является соучастие в поддержании интереса у ребенка к изобразительной деятельности и способствование в реализации его творческого потенциала через обучение в объединении.
Отличительная особенность состоит в том, что программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства: овладение композиционными умениями, развитие чувства цвета, изучение законов перспективы, развитие умения рисования различных форм, развитие технических навыков и т.д.; приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 6 -8 лет.
Количество обучающихся в группе составляет 12 - 15 человек.
Объем программы и режим работы:
Период | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество недель | Количество часов в год |
1 год обучения | 2 ч | 2 | 4 ч | 36 | 144 ч |
Итого по программе | 144 ч |
Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности
Форма обучения - очная, групповая.
Основной формой организации образовательного процесса являются практические занятия, также используются теоретические, комбинированные занятия. Кроме этого занятия организуются в форме нетрадиционных занятий: конкурсное занятие, занятие-импровизация, занятие -экскурсия.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по замыслу – это занятие для развития умения задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца
Для подведения итогов деятельности проводятся выставки, творческие отчеты.
Цель: формирование основ художественной культуры.
Задачи:
формировать познавательный интерес к изобразительной деятельности;
расширить информированность в области изобразительного искусства;
познакомить с элементарными понятиями в области изобразительного искусства;
учить правилам общения в совместной деятельности.
Учебный план.
№ | Название курса, раздела | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | "Теплая осень" | 32 | 4,5 | 27,5 |
3 | Аппликация | 18 | 1,5 | 16,5 |
| "Волшебница - зима" | 24 | 2 | 22 |
| "Цветущая весна" | 12 | 2 | 10 |
| "Путешествие в сказку!" | 32 | 3 | 29 |
| Художественная роспись | 22 | 2 | 20 |
| Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Всего | 144 | 16 | 128 |
Календарный учебный график (КУГ)
№ | Месяц | Раздел, тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. | 2 | Наблюдение. Выполнение творческой работы |
2 | Сентябрь | Начало цветоведения -теплые и холодные цвета. | 2 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
3 | Знакомство с пейзажем. Работа акварелью без прорисовки карандашом. Рисунок «Золотая осень» | 4 |
4 | Октябрь | Рисуем разные виды цветов.. | 4 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. |
5 | Рисование с помощью штампов «Осенний букет». | 4 |
6 | Тонирование листа. Локальные и смешанные цвета. | 4 |
7 | Локальные и смешанные цвета | 2 |
8 | Работа гуашью. «Монотипия» | 2 |
9 | Ноябрь | Работа гуашью. «Монотипия» | 2 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. |
10 | Работа красками. Печать скомканной бумаги | 4 |
11 | Знакомство с искусством натюрморта. Рисунок с натуры. | 4 |
12 | Бумажная аппликация. | 6 |
13 | Декабрь | Коллаж из глянцевых журналов | 6 |
14 | Изображаем одни из самых выразительных Шрифтов. | 6 |
15 | Рисование по замыслу «Новогодняя елка» | 4 | |
16 | Январь | Искусство пейзажа Рисование зимнего пейзажа. (живопись). | 6 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
17 | Натюрморт «Шар». Графика. | 6 |
18 | Февраль | Портрет «Защитник Отечества». | 6 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
19 | Рисуем Лицо и фигуру человека | 6 |
20 | Рисуем портрет мамы | 4 |
21 | Март | Рисование по замыслу «В ожидании весны» (живопись). | 6 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
22 | Знакомство с симметрией. Волшебные линии (графика) | 4 |
23 | Мозаика. Графика. «Сказочное окно» | 6 |
24 | Апрель | Рисование по замыслу «Волшебная бабочка» (живопись) | 4 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
25 | Рисование по замыслу «Мой друг». | 6 |
26 | Рисуем разных птиц. | 6 |
27 | Май | Рисование по замыслу «День Победы». | 4 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
28 | Май | Я люблю свою лошадку. Дымковская игрушка | 4 |
29 | Расписываем поднос. Городецкая роспись. | 4 |
30 | Роспись яиц. Писанки и крашенки. | 4 |
31 | Июнь | Моя художественная фантазия | 4 | Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ |
32 | Летний пейзаж | 6 |
33 | Итоговое занятие | 2 |
Содержание программы
Вводное занятие. 2ч.
Теоретические сведения: Введение в программу. Знакомство с целями и задачами 1-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами при работе с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Их основные характеристики.
Правила изображения дерева, его расположения на листе. Умение выделить главное и второстепенное цветом, размером. Выявление связующих элементов. Демонстрация репродукций художников и анализ их работ.
Практическая работа: Изобразить осеннее дерево.
Раздел 2. "Теплая осень" -32 ч. Виды изобразительных жанров, техник. Теплые и холодные цвета. Цветовой спектр.
Понятие пейзажа в живописи: линия горизонта, линейная и воздушная перспективы, этюд, передний и задний планы. Виртуальная экскурсия в художественный музей
Работа акварелью без прорисовки карандашом. Рисунок «Золотая осень»
Знакомство с техникой рисования «штампами», рассматривание рисунков, выполненных этим способом.
Знакомство с техникой рисования «Тонирование». Локальные и смешанные цвета.
Ознакомление с жанром – натюрморт. Рассматривание картин русских натюрмористов. Краткое описание некоторых из них. Рассматривание иллюстраций с изображением натюрморта. Знакомство с живописью акварелью: особенностями этого вида живопись, техникой работы с акварелью.
Практическая работа:
1.Выполнение упражнения «Тональная (тоновая) растяжка»
2. Рисунок «Золотая осень»
3.Рисунок «Цветочная поляна».
4.Нарисовать рисунок «Одуванчики» с локальными и родственными цветами.
5.Работа гуашью. «Монотипия».
6. Печать скомканной бумаги
7.Изображение художественных приемов «Заливка», «Жидкая гуашь», «Стирание границ», «Тонкие линии кистью», «Сухая кисть».
8.Рисунок «Осенний букет»
9. Рисование с натуры.
Раздел 3. Аппликация -18 ч.
Познакомимся с правилами безопасности при работе с ножницами и клеем. Правила работы с бумагой. Основы композиции. Коллаж. Демонстрация работ в технике коллажа.
Практическая работа:
1,Аппликация «Радостный натюрморт»
2.Коллаж «Яркие цветы колокольчики» из вырезок журнала
3.Написать готическим шрифтом несколько слов
Раздел 4. "Волшебница – зима"- 24 ч.
Знакомство с жанром живописи «сказочно-былинный». Рассмотрение репродукций и иллюстраций с изображением Снегурочки и Деда Мороза.
Знакомство с картинами зимних пейзажей русских художников. Понятие о холодных и теплых цветах.
Рассматривание натуры - шара. Правильные приёмы штриховки, передача объёмной формы предмета.
Беседа об образе защитника Отечества, его характере. Пропорции лица человека.
Практическая работа:
1.Выполнение рисунка «Дедушка мороз и Снегурочка».
2.выполнение зимнего пейзажа
3.Упражнения по штриховке.
4.Выполнение работы с натуры «Шар создание образа мужественного защитника.
Раздел 5. "Цветущая весна" -12 ч.
Знакомство с репродукциями автопортретов известных художников. Пропорции лица человека.
Беседа, о том как художники и поэты воспевали приход весны, рассматривание репродукций картин русских художников-пейзажистов с изображением ранней весны. Обсуждение цветового решения в изображениях весны.
Практическая работа:
1. Рисунок фигуры человека
2. Рисунок портрета мамы
3. Выполнение задуманной композиции «В ожидании весны»
Раздел 3. "Путешествие в сказку" - 32 ч.
Понятие симметрии. Законы симметрии в рисунке. Симметрия в природе. Рассматривание иллюстраций и репродукций.
Знакомство с мозаикой. Рассматривание иллюстраций. Чередование цветов, теплых и холодные цвета.
Беседа о произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций к произведению с изображением золотой рыбки.
Беседа о «друзьях» человека. Рассматривание иллюстраций. Поэтапное рисование фигуры собаки. Техники штрихов при работе с цветом.
Практическая работа:
1.Выполнение рисунка.
2.Изображение задуманного. Рисунок «Сказочный витраж»
3.Рисунок «Золотая рыбка»
4.Рисунок «Мой друг»
Раздел 6. Художественная роспись - 22 ч.
Беседа о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание элементов дымковской росписи
Беседа о городецкой росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание элементов городецкой росписи
Беседа о народном празднике «Пасха». Знакомство с разными способами росписи пасхальных яиц.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников, образ защитника Отечества. Знакомство с техникой «Набрызг»
Практическая работа:
1.Украшение силуэта лошадки дымковскими узорами.
2.Роспись трафарета заварочного чайника в стиле городецкой росписи
3.Роспись яиц
4.Рисунок «Салют».
5.Рисунок на свободную тему.
6.Рисунок летнего пейзажа
Раздел 7. Оформление итоговой выставки. Итоговое занятие. 2 ч.
Теория: Подведение итогов.
Награждение детей грамотами. Оформление выставки детских работ.
Планируемые результаты
К концу обучения дети будут знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
свойства красок и графических материалов;
правила построения композиции;
основные жанры изобразительного искусства;
правила построения предметов простой формы.
К концу обучения дети будут уметь:
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
передавать настроение в работе;
работать самостоятельно и в группе.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
В кабинете: столы и стулья необходимого размера и количества. Оборудование и материалы: канцелярские и художественные принадлежности (бумага для акварели формат А4 и А3, картон, карандаши цветные, простой мягкий карандаш ластик, ножницы, клей, линейка, маркеры, краски гуашь и акварель, палитра, кисти для акварели мягкие пони, белка размеры № 1, 4, 8, 16, кисти для гуаши синтетика № 1, 4, 8, 16, баночки для воды, ватные палочки и губка для посуды.
- Обучающие видеофильмы на тему композиции, цветоведения и техник рисования;
- Компьютерные презентации на тему композиции и цветоведения;
- Глянцевые журналы для коллажа.
Формы контроля
Входящая, промежуточная и итоговая. В течении года используется такие методы как наблюдение, беседа, викторины и творческие задания.
Формы предоставления результатов
Предусматривается участие в выставках учреждения, районных и краевых. Конкурсы, выставки, фестивали разного уровня, где демонстрируется уровень подготовки детей по программе.
Оценочный материал.
В качестве оценочного материала используется викторины диагностики
(приложение №1).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1991.
Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996
Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности М. 1995. –70с.
Метелева Е.Г. Детское творчество в изостудии. «Дополнительное образование».2000. №10.
Морозова И. А. Я люблю рисовать. 2013. –112с.
Неменский Б.М. Познание искусством. – М.: Изд-во УРАО, 2000. -192с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.: Учебник для студентов худож.-граф. Фак.пед ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. –
Н.Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2003.
11. Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Балларт Лилжа В. Акварельные эксперименты. - Бомбора. 2019
Голубева А. А. Основы цветоведения и колористики. 2018
Либралато Валерио Рисуем цветы акварелью. - Эксмо. 2017
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - Владос. 2008
Медведев В. Ю. Цветоведение и колористика.- Страта. 2020
Станьер П. Пособие по техникам рисования. - Харвест. 2007
Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. - Москва, 2018.
Шмакова О. Самоучитель по рисованию гуашью. - Москва, 2018.
Энн М. Цветы в акварели. - Контэнт, 2018
13 б – 12 б – высокий
11 б – 9 б – выше среднего
8 б – 6 б – средний 5 и - низкий