СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края



Рекомендовано НМС

протокол № ____


от _______________


Утверждаю

Директор ЦРТДиЮ

Керн И.Ю.___________


Дата _____________________ МП




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа "Мир фантазий"

объединения ИЗО - студия "Колибри" художественной направленности

Стартовый уровень

Возраст детей 6 - 8 лет

Срок реализации 1 год





Автор-составитель: Куропаткина С.В, педагог дополнительного образования







п. Чегдомын, 2022 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир фантазий» составлена на основе дополнительной программы «Мир красок» Скрипникова Т.Ю.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными

документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09

ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам»;

- Примерные требования к содержанию и оформлению

образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №06-1844);

– Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждѐнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от04 июля 2014 г. № 41.

Актуальность программы заключается в удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в ознакомлении с различными видами изобразительного искусства. Основной идеей данной программы является соучастие в поддержании интереса у ребенка к изобразительной деятельности и способствование в реализации его творческого потенциала через обучение в объединении.

Отличительная особенность  состоит в том, что программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства: овладение композиционными умениями, развитие чувства цвета, изучение законов перспективы, развитие умения рисования различных форм, развитие технических навыков и т.д.; приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 6 -8 лет.

Количество обучающихся в группе составляет 12 - 15 человек.


Объем программы и режим работы:

Период

Продолжительность

занятия

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

1 год обучения

2 ч

2

4 ч

36

144 ч

Итого по программе

144 ч


Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности

Форма обучения - очная, групповая.

Основной формой организации образовательного процесса являются практические занятия, также используются теоретические, комбинированные занятия. Кроме этого занятия организуются в форме нетрадиционных занятий: конкурсное занятие, занятие-импровизация, занятие -экскурсия.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Рисование по замыслу – это занятие для развития умения задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца

Для подведения итогов деятельности проводятся выставки, творческие отчеты.

Цель: формирование основ художественной культуры.

Задачи:

  1. формировать познавательный интерес к изобразительной деятельности;

  2. расширить информированность в области изобразительного искусства;

  3. познакомить с элементарными понятиями в области изобразительного искусства;

  4. учить правилам общения в совместной деятельности.


Учебный план.

Название курса, раздела


Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. 2

0,5

1,5

2

"Теплая осень"

32

4,5

27,5

3

Аппликация

18

1,5

16,5


"Волшебница - зима"

24

2

22


"Цветущая весна"

12

2

10


"Путешествие в сказку!"

32

3

29


Художественная роспись

22

2

20


Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Всего

144

16

128


Календарный учебный график (КУГ)


Месяц

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

Сентябрь

Вводное занятие.

2

Наблюдение. Выполнение творческой работы


2

Сентябрь

Начало цветоведения -теплые и холодные цвета.

2

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ. Выставки работ

3

Знакомство с пейзажем. Работа акварелью без прорисовки карандашом. Рисунок «Золотая осень»

4

4

Октябрь


Рисуем разные виды

цветов..

4

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение.


5

Рисование с помощью штампов «Осенний букет».

4

6

Тонирование листа. Локальные и смешанные цвета.

4

7

Локальные и смешанные цвета

2

8

Работа гуашью. «Монотипия»

2

9

Ноябрь


Работа гуашью. «Монотипия»

2

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.


10

Работа красками. Печать скомканной бумаги

4

11

Знакомство с искусством натюрморта. Рисунок с натуры.

4

12

Бумажная аппликация.

6

13

Декабрь


Коллаж из глянцевых

журналов

6

14

Изображаем одни из самых выразительных Шрифтов.

6

15

Рисование по замыслу «Новогодняя елка»

4


16

Январь


Искусство пейзажа Рисование зимнего пейзажа. (живопись).

6

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.

Выставки работ

17

Натюрморт «Шар». Графика.

6

18

Февраль


Портрет «Защитник Отечества».

6

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.

Выставки работ

19

Рисуем Лицо и

фигуру человека

6

20

Рисуем портрет мамы

4

21

Март


Рисование по замыслу «В ожидании весны» (живопись).


6

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.

Выставки работ


22

Знакомство с симметрией. Волшебные линии (графика)

4

23

Мозаика. Графика. «Сказочное окно»

6

24

Апрель


Рисование по замыслу «Волшебная бабочка» (живопись)

4

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.

Выставки работ


25

Рисование по замыслу «Мой друг».

6

26

Рисуем разных птиц.

6

27

Май

Рисование по замыслу «День Победы».


4

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.

Выставки работ


28

Май


Я люблю свою лошадку. Дымковская игрушка

4

29

Расписываем поднос. Городецкая роспись.

4

30

Роспись яиц. Писанки и крашенки.

4

31

Июнь


Моя художественная фантазия

4

Беседы, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение работ.

Выставки работ

32

Летний пейзаж

6

33

Итоговое занятие

2

Содержание программы

Вводное занятие. 2ч.

Теоретические сведения: Введение в программу. Знакомство с целями и задачами 1-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами при работе с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Их основные характеристики.

Правила изображения дерева, его расположения на листе. Умение выделить главное и второстепенное цветом, размером. Выявление связующих элементов. Демонстрация репродукций художников и анализ их работ.

Практическая работа: Изобразить осеннее дерево.

Раздел 2. "Теплая осень" -32 ч. Виды изобразительных жанров, техник. Теплые и холодные цвета. Цветовой спектр.

Понятие пейзажа в живописи: линия горизонта, линейная и воздушная перспективы, этюд, передний и задний планы. Виртуальная экскурсия в художественный музей

Работа акварелью без прорисовки карандашом. Рисунок «Золотая осень»

Знакомство с техникой рисования «штампами», рассматривание рисунков, выполненных этим способом.

Знакомство с техникой рисования «Тонирование». Локальные и смешанные цвета.

Ознакомление с жанром – натюрморт. Рассматривание картин русских натюрмористов. Краткое описание некоторых из них. Рассматривание иллюстраций с изображением натюрморта. Знакомство с живописью акварелью: особенностями этого вида живопись, техникой работы с акварелью.

Практическая работа:

1.Выполнение упражнения «Тональная (тоновая) растяжка»

2. Рисунок «Золотая осень»

3.Рисунок «Цветочная поляна».

4.Нарисовать рисунок «Одуванчики» с локальными и родственными цветами.

5.Работа гуашью. «Монотипия».

6. Печать скомканной бумаги

7.Изображение художественных приемов «Заливка», «Жидкая гуашь», «Стирание границ», «Тонкие линии кистью», «Сухая кисть».

8.Рисунок «Осенний букет»

9. Рисование с натуры.

Раздел 3. Аппликация -18 ч.

Познакомимся с правилами безопасности при работе с ножницами и клеем. Правила работы с бумагой. Основы композиции. Коллаж. Демонстрация работ в технике коллажа.

Практическая работа:

1,Аппликация «Радостный натюрморт»

2.Коллаж «Яркие цветы колокольчики» из вырезок журнала

3.Написать готическим шрифтом несколько слов

Раздел 4. "Волшебница – зима"- 24 ч.

Знакомство с жанром живописи «сказочно-былинный». Рассмотрение репродукций и иллюстраций с изображением Снегурочки и Деда Мороза.

Знакомство с картинами зимних пейзажей русских художников. Понятие о холодных и теплых цветах.

Рассматривание натуры - шара. Правильные приёмы штриховки, передача объёмной формы предмета.

Беседа об образе защитника Отечества, его характере. Пропорции лица человека.

Практическая работа:

1.Выполнение рисунка «Дедушка мороз и Снегурочка».

2.выполнение зимнего пейзажа

3.Упражнения по штриховке.

4.Выполнение работы с натуры «Шар создание образа мужественного защитника.

Раздел 5. "Цветущая весна" -12 ч.

Знакомство с репродукциями автопортретов известных художников. Пропорции лица человека.

Беседа, о том как художники и поэты воспевали приход весны, рассматривание репродукций картин русских художников-пейзажистов с изображением ранней весны. Обсуждение цветового решения в изображениях весны.

Практическая работа:

1. Рисунок фигуры человека

2. Рисунок портрета мамы

3. Выполнение задуманной композиции «В ожидании весны»

Раздел 3. "Путешествие в сказку" - 32 ч.

Понятие симметрии. Законы симметрии в рисунке. Симметрия в природе. Рассматривание иллюстраций и репродукций.

Знакомство с мозаикой. Рассматривание иллюстраций. Чередование цветов, теплых и холодные цвета.

Беседа о произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций к произведению с изображением золотой рыбки.

Беседа о «друзьях» человека. Рассматривание иллюстраций. Поэтапное рисование фигуры собаки. Техники штрихов при работе с цветом.

Практическая работа:

1.Выполнение рисунка.

2.Изображение задуманного. Рисунок «Сказочный витраж»

3.Рисунок «Золотая рыбка»

4.Рисунок «Мой друг»

Раздел 6. Художественная роспись - 22 ч.

Беседа о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание элементов дымковской росписи

Беседа о городецкой росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание элементов городецкой росписи

Беседа о народном празднике «Пасха». Знакомство с разными способами росписи пасхальных яиц.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников, образ защитника Отечества. Знакомство с техникой «Набрызг»

Практическая работа:

1.Украшение силуэта лошадки дымковскими узорами.

2.Роспись трафарета заварочного чайника в стиле городецкой росписи

3.Роспись яиц

4.Рисунок «Салют».

5.Рисунок на свободную тему.

6.Рисунок летнего пейзажа

Раздел 7. Оформление итоговой выставки. Итоговое занятие. 2 ч.

Теория: Подведение итогов.

Награждение детей грамотами. Оформление выставки детских работ.


Планируемые результаты

К концу обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

  • свойства красок и графических материалов;

  • правила построения композиции;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • правила построения предметов простой формы.

К концу обучения дети будут уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • передавать настроение в работе;

  • работать самостоятельно и в группе.



Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

В кабинете: столы и стулья необходимого размера и количества. Оборудование и материалы: канцелярские и художественные принадлежности (бумага для акварели формат А4 и А3, картон, карандаши цветные, простой мягкий карандаш ластик, ножницы, клей, линейка, маркеры, краски гуашь и акварель, палитра, кисти для акварели мягкие пони, белка размеры № 1, 4, 8, 16, кисти для гуаши синтетика № 1, 4, 8, 16, баночки для воды, ватные палочки и губка для посуды.

- Обучающие видеофильмы на тему композиции, цветоведения и техник рисования;

- Компьютерные презентации на тему композиции и цветоведения;

- Глянцевые журналы для коллажа.



Формы контроля

Входящая, промежуточная и итоговая. В течении года используется такие методы как наблюдение, беседа, викторины и творческие задания.

Формы предоставления результатов

Предусматривается участие в выставках учреждения, районных и краевых. Конкурсы, выставки, фестивали разного уровня, где демонстрируется уровень подготовки детей по программе.

Оценочный материал.

В качестве оценочного материала используется викторины диагностики

(приложение №1).













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:

Просвещение, 1991.

  1. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996

  2. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности М. 1995. –70с.

  3. Метелева Е.Г. Детское творчество в изостудии. «Дополнительное образование».2000. №10.

  4. Морозова И. А. Я люблю рисовать. 2013. –112с.

  5. Неменский Б.М. Познание искусством. – М.: Изд-во УРАО, 2000. -192с.

  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.: Учебник для студентов худож.-граф. Фак.пед ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998.

  7. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.

  8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.

  9. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. –

Н.Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2003.

11. Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002



ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Балларт Лилжа В. Акварельные эксперименты. - Бомбора. 2019

  2. Голубева А. А. Основы цветоведения и колористики. 2018

  3. Либралато Валерио Рисуем цветы акварелью. - Эксмо. 2017

  4. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - Владос. 2008

  5. Медведев В. Ю. Цветоведение и колористика.- Страта. 2020

  6. Станьер П. Пособие по техникам рисования. - Харвест. 2007

  7. Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. - Москва, 2018.

  8. Шмакова О. Самоучитель по рисованию гуашью. - Москва, 2018.

  9. Энн М. Цветы в акварели. - Контэнт, 2018































































































































13 б – 12 б – высокий

11 б – 9 б – выше среднего

8 б – 6 б – средний 5 и - низкий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!