СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционной работы, в том числе для детей с овз.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

В программу входят занятия по физической культуре, составлен  План организации оздоровительной работы.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы, в том числе для детей с овз.»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ


 

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физической  и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

 Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или психическом развитии;

- осуществении индивидуально ориентированной психолого – медико - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей  (в соответствии с рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

 

Коррекционно - развивающая работа в школьном логопедическом кабинете при МАОУ - СОШ села Батурино осуществляется в направлении максимальной реабилитации здоровья учащихся, так как своевременная поддержка и помощь логопеда являются важнейшими условиями повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

При организации работы логопедического кабинета используются основные нормативные документы:

а) Письмо Министерства образования РФ «Об организации логопедического кабинета общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г.

б) Инструктивно-методическое письмо о работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе.

Основные задачи:

      коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;

      своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

      преодоление отрицательных последствий нарушений устной речи в процессе общения;

      всестороннее развитие личности логопата;

      мониторинговое отслеживание усвоения программы и ее корректировка при необходимости;

      разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.


Работа логопедического пункта ведётся  по 4 направлениям:

  Работа с учащимися;

  Работа с родителями;

  Методическая работа и работа с педагогами;

  Работа по оснащению логопедического кабинета.

 

План работы учителя - логопеда (см. Приложение № 1)

План работы педагога – психолога (см. Приложение № 2)


 

  План организации оздоровительной работы

 

п/п

Мероприятия

Ответственный

Срок

выполнения

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня:

- совещания    на темы: «Реализация программы «Школа – территория здоровья», «Двигательная активность детей», «Как воспитать в детях негативное отношение к вредным привычкам»;

- назначение ответственных   за проведение оздоровительных мероприятий в школе,  проведение для них инструктажей;

- проведение бесед в классах о режиме дня для школьника, о порядке проведения ФМ и подвижных игр на переменах;

- организация утренней зарядки для учащихся школы

 

 

администрация 

 

 

 

 классные руководители

 

учителя-предметники

 

 

 в течение года

 

 сентябрь

 

 сентябрь

 

ежедневно

2

Занятия физическими упражнениями и игры во ВУД «Подвижные игры»:

- ФМ во время уроков, прогулки и экскурсии;

- физкультурные упражнения и игры в часы отдыха, занятия в спортивных секциях и кружках.

 

 учителя-предметники

учителя физ-ры

воспитатель

 

 ежедневно

 

2-3 раза в неделю

3

 Организация спортивной работы:   

- назначить физоргов в классах для подготовки команд;

- составить расписание занятий секций и кружков;

-  подготовка команд по видам спорта, включенным в спортивные соревнования;

 

кл. руководители

учителя физ-ры

 

учителя физ-ры

 

сентябрь

 

 в течение года

 постоянно

4

Агитация и пропаганда:

- оформить уголок физической культуры, стенд   нормативных показателей,    расписание работы спортивных секций, график занятости спортивного зала;     

- выпуск  информационных листов о проведении спортивных  мероприятий.

 

учитель физ-ры

 зам.директора по ВР

 ст.вожатый

 

 сентябрь

 

 в течение года 

5

Подготовка физкультурно-спортивного актива:

- проведение заседания   судей накануне соревнований     

учитель физ-ры

 в течение года

6

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

- лекции для родителей на темы: «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Личная гигиена школьника», «Воспитание правильной осанки у детей»;

- консультация для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье; закаливания и укрепления их здоровья;

- участие родителей в спортивных праздниках, Днях здоровья;

-  консультации для классных руководителей по планированию спортивно-оздоровительной деятельностью в классе 

 

Администрация

кл.руководители

медицинская сестра

 

учитель физ-ры

кл. руководители

учитель физ-ры

 

 

 в течение года

 

 

 

 

 сентябрь-ноябрь

7

Внеурочная работа в школе:

 См. план спортивно-массовых мероприятий

Зам.директора по ВР

учитель физ-ры

в течение года

 

8

Организационные и лечебно-профилактические работы:

- проверка санитарного состояния школы перед началом учебного года;

- подготовка мед. аптечки;

- получение медицинской карты (ф.26) для учащихся 1 классов и вновь поступивших;

- проведение витаминизации учащихся и педагогов;

- организация и проведение медицинских осмотров;

- анализ результатов медосмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей;

- регулярное проведение профилактики детского травматизма.

 

 

администрация

 


столовая

администрация

кл. руководители

 

 

август

ноябрь-октябрь

  

октябрь

ноябрь

 в течение года

9.

Организация и проведение профилактического лечения в школе:

-     детей с заболеванием носоглотки;

- детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;

-     детей с нарушением функции зрения:

1) согласно рекомендации врача рассадить    

     детей в классах;

2) соблюдение светового режима

3) контроль за ношением очков;

  - регулярное проведение амбулаторного приема:

1) беседа с родителями;

2) осмотр ребенка, назначение   

    дополнительных методов обследования;

3) назначение лечения, дача рекомендаций;

 -   контроль за уроками физкультуры:

а) проверка санитарного состояния спортзала;

б) соблюдение температурного режима,

     освещение, проветривание;

в) наличие спортивной одежды у детей на

     уроках физкультуры;

г) контроль за правильной осанкой, пульсом,

     дыханием учащихся;

д) тренировка нервно-мышечной, сердечно­

     сосудистой и дыхательной системы;

е) развитие физических качеств, поднятие

    эмоционального тонуса.

 

 Врач ОВП

 

 

 

кл. руководитель



учитель физ-ры

 

 

 течение года

 

 

 

1 раз в четверть, в течение года

2 раза в неделю

10

Санитарно-эпидемические работы:

- составление плана прививок;

- обследование детей на гельминты и дегельминтизация нуждающихся;

- проведение осмотра на педикулез;

- контроль за санитарно - гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся, соблюдение режима в 1-х классах, ГДО;

- контроль за технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов; бракераж готовой продукции;

- осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания; регистрация осмотра в журнале;

- регистрация инфекционных заболеваний в школе; осмотр детей, нуждающихся в контакте с инфекционными больными.

 

Врач ОВП

 

 

 

 

 1 раз в год

 

4 раза в год

 

 

 ежедневно

 

 ежедневно

 

 в течение года

11

Санитарно-просветительная работа:

  а) беседы, лекции для учащихся  на тему: «Профилактика     заболеваний», «Профилактика травматизма» и т.д.;

 б) выступление на педсоветах по вопросам: «Охрана здоровья», «Питание учащихся», «Профилактика травматизма в школе»;

в) оформление уголка здоровья, выпуск санитарных бюллетений;

б) ознакомление с актами проверок СЭС; проведение бесед с техническим  персоналом.

 

Врач ОВП

 

в течение года

 

 

 

 

 

  1 раз в месяц





























Программа коррекционной работы

МАОУ - СОШ села Батурино


Пояснительная записка


Программа коррекционной работы основана на авторской программе Рыдзе О.А., Кузнецовой М.И., Кочуровой Е. Э., Евдокимовой А.О. в соответствие с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (обновленного ФГОС НОО), концепции УМК начальной школы, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения.


Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом начального

общего образования является обеспечение «условий для индивидуального

развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени

нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей «с

ограниченными возможностями здоровья», учет образовательных

потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

В определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В

этой ситуации главная забота учителя – не задержать развитие школьника, а

способствовать формированию инициативного и творческого подхода к

учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению,

самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по

УМК начальной школы включены в учебники, рабочие тетради,

тетради для дифференцированной работы, дидактические материалы,

сборники контрольных и проверочных работ.

Программа коррекционной работы направлена на реализацию

следующих общих целей:

1. Диагностика трудностей обучения, межличностного

взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических

особенностей младших школьников (мышление, пространственная

ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном

образовательном учреждении;

2. Оказание помощи в освоении основной образовательной

программы начального общего образования детям с трудностями обучения,

стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка

индивидуальной траектории развития).

3. Коррекция недостатков в физическом развитии.


Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Достоверности (профессиональный анализ медицинских показателей учащихся образовательного учреждения школьным врачом, результаты психологической диагностики (психолог), диагностического обследования речевого развития (логопед), педагогическая диагностика (учитель), оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания (социальный педагог);

Гуманистической направленности: опора на потенциальные

возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций

успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

Педагогической целесообразности: создание программы

«Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий

педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог,

социальный педагог и др.).

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения

позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как

протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей,

особенности усвоения им знаний-умений и способов действий.

Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.


Основные направления коррекционной деятельности школы

1. Работа объединенной школьной комиссии по анализу

рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в сентябре Состав школьной комиссии: зам.директора по УВР, учитель, врач, психолог, логопед, социальный педагог.


2. Проведение психолого-педагогической диагностики успешности обучения

младших школьников и анализ ее результатов в сентябре, декабре, мае.

При проведении диагностики используются современные методы и средства (методика оценки формирования навыка письма Безруких М.М., методические рекомендации обследования уровня развития речи и артикуляции Костроминой С.Н., Садовниковой, материалы психологической диагностики предоставлены психологом, педагогической диагностики обучения младших школьников (проверочные тестовые работы, материалы методических пособий для учителей, работающих по УМК).

Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по

обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения – сентябрь,

декабрь, май.


Общая характеристика трудностей обучения

по основным предметам школьного курса


Трудности в обучении чтению, письму

- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или

восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму

движения руки);

1 класс _____________________________________

2 класс______________________________________

3 класс______________________________________

4 класс______________________________________

- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;

- перестановки букв и слогов;

- неправильная постановка ударения в слове;

- нарушения понимания прочитанного;

- аграмматизмы при письме и чтении;

- нарушение границ слов.


Трудности при усвоении родного языка

- недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов,

низкий словарный запас;

1 класс______________________________________

2 класс______________________________________

3 класс______________________________________

4 класс______________________________________

- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при

формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

– смысловые, грамматические, орфографические ошибки при

письменном оформлении высказывания;

- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;

- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и

согласных звуков;

– трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося

к определению частей слова;

- не различение родственных слов и слов с омонимичными корнями,

трудности при подборе родственных слов;

- затруднения при определении грамматических признаков различных

частей речи, не различение частей речи;

- не различение синтаксических и грамматических вопросов к именам

существительным;

– не различение двух характеристик предложения: тип предложения по

цели высказывания и по интонации;

- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в

предложении, при определении главного и зависимого слова;

- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от

места и типа орфограммы;

- несформированность навыка применять знание орфограмм при

письме под диктовку, при записи собственного текста;


Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.

- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях

текста;

1 класс______________________________________

2 класс______________________________________

3 класс______________________________________

4 класс______________________________________

- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное

утверждение;

- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения,

обосновать ее, опираясь на текст;

- проблемы координации имеющихся житейских представлений с

информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда

предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте

информацией;

- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от

типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-

популярного текста.

- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией,

представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.


Трудности в изучении математики

– неспособность записать число (величину) и дать его (ее)

характеристику

1 класс______________________________________

2 класс______________________________________

3 класс______________________________________

4 класс______________________________________

– проблемы пространственной ориентировки, неразличение,

неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

– смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и

разность и т.п.);

– неспособность установить зависимость между величинами (часть-

целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном

движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2

действия;

– неумение пользоваться математической терминологией;

– неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения

арифметического действия;

– неумение использовать свойства арифметических действий при

выполнении вычислений;

– неспособность установить порядок действий в числовом выражении и

найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

– проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше,

выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …»,

«на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).


Общая характеристика общеучебных трудностей обучения.

– неумение включиться в учебную работу; неспособность

самостоятельно начать выполнение задания;

– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и

помощи;

– непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание

(состоящее из нескольких простых);

– недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов

(правил);

– неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при

решении стандартных учебных и практических задач;

– неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе

его выполнения (неполное выполнение задания);

– смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение

последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

– подмена задания (логически и алгоритмически более простым);

– неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения

задания;

– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

– неумение применить знания в нестандартной ситуации;

– неумение решить учебную задачу с использованием «другого»

приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.


Общая характеристика трудностей межличностных

отношений

Характер взаимодействия ученика и учителя:

– непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого),

психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста

«Портрет учителя»);

– боязнь критики, негативной оценки;

– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников:

– эгоцентричность, неумение общаться,

– повышенная тревожность (по результатам выполнения теста

«Цветные шарики»);

– неумение с троить совместную деятельность (по результатам

выполнения теста «Рукавички»);

– заниженная (завышенная) самооценка (по результатам выполнения

теста «Лестница», «Семья»).

– другие трудности…

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями

здоровья и физического развития

Данный раздел программы базируется на выводах и рекомендациях

психолого-медико-педагогической комиссии.

(Дается характеристика типичных трудностей, обнаруженных у детей данного образовательного учреждения. Указываются фамилии и имена учеников.

Используются тесты, разработанные для учащихся младшего школьного возраста.)



3. Разработка программ индивидуальных траекторий развития,

включающих:

 Программы индивидуальной траектории преодоления

предметных трудностей в обучении (Приложение 1.1-1.2.);

 Программы индивидуальной траектории преодоления

общеучебных трудностей в обучении (Приложение 1.3.);

 Программы индивидуальной помощи детям с трудностями

межличностного взаимодействия (Приложение 2);

 Программы педагогической поддержки хорошо успевающих

детей (Приложение 3);

 Разработка программ помощи детям с ограниченными

возможностями здоровья и физического развития (См. соответствующую

программу); анализ успешности их реализации – в течение года;

Для учащихся, имеющих ряд трудностей предметного и общеучебного характера, разработана

Индивидуальная траектория преодоления трудностей, содержащая

несколько программ.

При разработке коррекционных программ учитываются условия

успешного проведения коррекционно-развивающей работы.

4. Проведение мероприятий с целью расширения педагогических

знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом

педагогическом внимании – в течение года.


Мероприятия по работе с семьей

Родительские собрания.

1) «Возрастные особенности младшего школьника, испытывающего

трудности обучения и общения»;

2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в

условиях его недостаточного физического и психического развития»;

3) «Режим дня ребенка с ограниченными возможностями

здоровья»;

Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи,

воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Круглогодичный «Родительский семинар».

Ежеквартальные встречи родителей с представителями педагогического

коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным

педагогом, школьным психологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.), представителями правопорядка по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы:

«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя

работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на

улице» и др.

Индивидуальные консультации психолога, логопеда, педиатра,

социального педагога, учителя, завуча (дается расписание дней

и времени консультаций).

Классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся

(научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к

празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым,

вежливым) …» и пр.)


5. Работа по повышению квалификации педагогического коллектива с

учетом особенностей контингента обучающихся – в течение года.

  • Проведение школьных педагогических советов.

Темы педагогических советов:

1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая)

готовности к обучению, успешности обучения младших школьников;

2) Психологические особенности обучения и воспитания детей с

особыми возможностями обучения и развития;

3) Анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми

образовательными возможностями;

  • Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с

разным уровнем успеваемости.

  • Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам

обучения детей с особыми образовательными возможностями (в

учреждениях послевузовской подготовки)

  • Обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.


В образовательном учреждении обучение ведется по системе УМК «Школа России».

Предполагается использование средств обучения, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время. Методический аппарат системы учебников представлен заданиями, которые требуют выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки, осознание причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивной деятельности.

В учебниках представлены задания для самопроверки, разделы «Что узнали. Чему научились», «Трудное задание», «Работа в парах» и другие которые согласуются с целями урока. В учебниках и рабочих тетрадях приводится материал представленный двумя уровнями: базовым и уровнем повышенной сложности.

Коррекционно-развивающие тетради и факультативные курсы по

направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Коррекционно-развивающая работа на уроке и во внеурочное время

организуется с помощью специальных тетрадей для дополнительных упражнений:

– тетради для индивидуальной работы в 1 классе «Я учусь читать и

писать», «Я учусь считать»;

– тетради для дифференцированной и коррекционной работы по математике и русскому языку для 2-4 классов;

– тетради для развития познавательных способностей (память, мышление);

- тетради с заданиями развивающими устную и письменную речь.


Условия успешной реализации коррекционно-развивающей работы.


1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная

вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для

этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны

ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в

возможности достижения результата каждым учеником.

2. Путь к достижению положительного результата может быть

только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно

чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае,

если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует

уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может

дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще

одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего

необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь

потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.

Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.

При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения

должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности

(особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего

школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как

оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно

подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко

добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным

суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень

хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект –либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания.

В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается

приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных

занятий в качество обучения».

Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.

6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого

ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный

момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого

условия важно точно знать последовательность этапов формирования

каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен

знать:

а) что ребенок уже может сделать самостоятельно;

б) что он может сделать с помощью учителя;

в) в чем эта помощь должна выражаться.

7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в

развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных

занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и

способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть

разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными

методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и

самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих

видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного

мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для

проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на

печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать

— штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать

и т. п.

9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться

систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается

достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до

конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.





Приложение 1.1.


Программа индивидуальной траектории преодоления трудности по русскому языку ученицы(ка)______________________________, 2 класс


1. Общая характеристика трудности

(пример: Неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от

места и типа орфограммы.)


Причины трудности: непонимание учащимся факта, что способ проверки орфограммы зависит от того, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе или окончании) находится орфограмма; расширение действия орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и способа ее проверки, ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в корне слова на другие части слова; неумение разбирать слово по составу.


2. План мероприятий.


2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое

проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки

орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника

______________________, рабочей или коррекционной тетради _________

_________________ на отработку действия по осознанному разбору слова по

составу. Из рабочей и коррекционной тетрадей предлагаются задания ______

______________________ на дифференциацию различных орфограмм, на выбор способа проверки слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.


2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:

(работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим

данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных

на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы

участие в группе учащихся с аналогичной проблемой _________________

______________________________________________________________.


2.3. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями

сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа

помощи при выполнении домашних заданий. _________________








Приложение 1.2.


Программа индивидуальной траектории преодоления трудности

по математике ученицы (ка)______________________________ , 3 класс


1. Общая характеристика трудности ученика 3 класса.

(Проблемы в понимании математических отношений («больше/меньше

на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько

(во сколько раз) больше/меньше»).

Причины трудности: неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной

ситуации математическое отношение; неспособность представить отношение

с помощью модели; подмена математических отношений (вместо

«уменьшить в…» использует «уменьшить на…»); неразличение разностного

сравнения «на сколько…» и кратного сравнения «во сколько раз…»);

неумение формулировать математическое утверждение, содержащее

отношение («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»;

«больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

2. План мероприятий.

2.1. Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих

отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во

сколько раз) больше/меньше». Составление предметной модели заданного

отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек и др.), составление

схемы. Установление соответствия между отношением и его

представлением на математической модели. Сравнение отношений,

представленных в текстах, сравнение моделей. Формулирование

математического отношения по модели.

2.2. Составление (под руководством учителя и самостоятельно)

сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение

больше/меньше, выше/ниже, больше/меньше на…, больше/меньше в...

2.3. Совместное с учителем составление и использование алгоритма

решения простой текстовой задачи, содержащей отношение

(«больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз)

больше/меньше»): чтение задачи, выделение математического отношения и

представление его на модели, выбор арифметического действия,

иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации

косвенной формулировки условия задачи).

2.4. Составление алгоритма решения составной задачи

_____________________, содержащей отношение («больше/меньше на…»,

«больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).

2.5. Включение ученика _________________________ в парную

работу с одноклассником, не испытывающим трудностей в установлении и

реализации изученных математических отношений, участие в оценке

результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе

парной, групповой, фронтальной работы).


2.6. Коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока

математики (на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на

этапе повторения).

2.7. Занятия со специалистами ____________________________________

2.8. Индивидуальная работа в ГПД. Комментирование хода

выполнения домашнего задания по математике с акцентом на задания,

содержащие отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на

сколько (во сколько раз) больше/меньше».



Приложение 1.3.


Программа индивидуальной траектории преодоления

общеучебных трудностей ученицы(ка)____________________, _____ класс


1. Общая характеристика трудности

(Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование

правила, алгоритма.)

Причины трудности: несформированность действий контроля и

самоконтроля

2. План мероприятий.

2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное

время (на перемене, в ГПД, во время внеурочных занятий). Игры с

правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и

самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и

устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с

несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика

(выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное

(учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения.

Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов

выполнения задания. Фиксирование ответа.

2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе

детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении

поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию

хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата,

формулирование выводов по результатам работы.

2.5. Коррекционно-развивающие занятия по __________________ (указать

предмет) ______ в неделю (в случае, если одной из причин является проблемы

в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических

действий, алгоритма синтаксического разбора предложения). Занятия со

специалистами ________________________(логопед, психолог и др.).

2.6. Индивидуальная работа в ГПД: игры с правилами, выполнение

роли ведущего в игре.

2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня,

планирование выполнения домашних дел и поручений.



Приложение 2


Программа индивидуальной помощи ученику____________________ ,

_____ класс с трудностями межличностного взаимодействия


1. Общая характеристика трудности

(Неумение включаться в совместную деятельность, строить

совместную деятельность)

Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.


2. План мероприятий.

Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество,

где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в

классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет

положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует

повышению эффективности любой деятельности.

Работа в паре с ___________________________________________, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем

выполнять работу».

Организация совместной деятельности в ходе _________________________

(работа над групповым проектом, подготовка стенгазеты, пособий) для

создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к

мнению участников учебного диалога.

Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение

проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное

исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление

совместного плана решения учебной задачи.

Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение

сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному

диалогу («Карусель», «Пересадки», «Суета», «Иду в гости» и др.).





Приложение 3.


Программа педагогической поддержки хорошо успевающего ученицы(ка)_________________________________________ , _____ класс


1. Характеристика индивидуальных особенностей

Высокий темп учебной работы, гибкое мышление, хорошая

кратковременная и долговременная память, интерес к окружающему миру и

математике ________________________________________________


2. План мероприятий.


2.1. Обеспечение условий для успешного обучения на уровне

трудности, соответствующем индивидуальным особенностям:

__________________ (задания адекватного уровня сложности, работа в «зоне

ближайшего развития», включение в работу с дополнительными

источниками знания (информации).


2.2. Индивидуальная работа по учебнику (рубрики «Этот удивительный мир», «Трудное задание», «Путешествие в прошлое», «Сообрази», «Расширяем свои знания», «Из истории языка»).


2.3. Включение в учебное сотрудничество, предоставление ведущей роли в парной и групповой работе, ________________________ (оказание помощи

одноклассникам, формулирование общего мнения, поиск дополнительных

доказательств (к доказательствам одноклассников)).


2.4. Участие во внеурочной работе по направлению ____________

(общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,

социальное, общекультурное) по ____________________ (указать курс).


2.5. Индивидуальная работа в ГПД _________________________________

(коллективные игры, парная работа, разработка группового проекта,

математической газеты, учебного пособия, индивидуальная работа с

помощью (без помощи) воспитателя).


2.6. Индивидуальные консультации для родителей____________________ .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!