СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса по математике 2 класс для детей с ЗПР

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа отражает содержание обучения по предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса по математике 2 класс для детей с ЗПР»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4 п. Ключи»




Утверждено

школьным ППк

Протокол от №








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«Математические ступеньки»


для обучающихся 2 класса с ЗПР (вариант 7.2)








Составитель:

Павлова Н.А.

учитель-дефектолог






2022/ 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на исправление различных типичных недостатков, на повышение уровня общего развития обучающихся с ЗПР; восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках ребенка по предмету «Математика», которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с ЗПР и имеет обучающую, образовательную и социальную направленность. Программа отражает содержание обучения по предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Реализуется на протяжении второго класса и позволяет стимулировать интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевая разнообразные трудности обучения и коммуникации (повышать адекватность оценки собственных возможностей, ликвидации пробелов знаний (ЛПЗ) обучающихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка).


Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598.


  • АООП НОО обучающихся ЗПР (вариант 7.2) МБОУ «СШ №4 п. Ключи», утвержденной приказом школы № 155/1-0 от 21.08.2017 г


  • Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы I – IV. Подготовительный класс. С. Г. Шевченко М.: Школьная Пресса, 2018 г.

Цель изучения курса является восполнение пробелов базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения для детей с ЗПР во 2 классе ( в 7.1 и в.7.2).За этот период перед учителем- дефектологом стоят следующие задачи :

 научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания;

 сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) – научить устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);

– научить группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– научить классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– научить читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

– научить распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– научить выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– научить использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач, находить длину отрезка, периметр прямоугольника и квадрата;

– научить устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– научить решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

– воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее

значение учебного предмета

Учебный курс «Математические ступеньки» является одним из основных в системе корректировки учебного материала. Умение производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций, сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У обучающихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток, отражающих ход решения задачи и т.п. В ходе занятий обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Обучающиеся, 4 обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.

Организация коррекционно – развивающих занятий.

Коррекционная работа представляет собой систему коррекционного воздействия на устную и письменную речь ребенка с ЗПР в динамике образовательного процесса. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. На основе диагностики и полученных результатов, а так же исходя из особенностей ребенка выделяется приоритетное направление или направления, которые служат основой для построения коррекционной работы.


Сроки

Содержание коррекционной работы

1сентября – 30 мая

Групповые и индивидуальные занятия по расписанию.


Во время коррекционно-развивающих занятий учитель-дефектолог

  • формирует желаемые навыки и умения;

  • ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;

  • уточняет для себя содержание коррекционных занятий;

  • корректирует запланированное содержание занятий в соответствии с возможностями обучающихся.

Место коррекционных занятий по курсу «Математические ступеньки »

Содержание индивидуальных коррекционно–развивающих занятий по курсу «Математические ступеньки» для 2 класса (вариант 7.2 ) соответствует разделам авторской рабочей программы «Математика» Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. учебно-методического комплекта предметной линии УМК «Школа России». 1 – 4 классы. Москва.: Просвещение, 2021)

Рабочая программа для детей с ЗПР  рассчитывается , корректируется в рабочем порядке. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия носят без отметочный характер. Качество усвоения материала занятий осуществляется на основе педагогической диагностики в начале, середине и конце учебного года .

Планируемые результаты

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры. Желательны следующие результаты коррекционной работы:

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­-познавательные и внешние мотивы;

– учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнёра;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Числа и величины

Выпускник научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа

– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Арифметические действия

Выпускник научится:

– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры

Выпускник научится:

– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Выпускник научится:

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Работа с информацией

Выпускник научится:

– читать несложные готовые таблицы;

– заполнять несложные готовые таблицы;

– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Содержание учебного предмета

В соответствии с выделенными в АООП направлениями изучение учебного курса «Математические ступеньки» во 2 классе включает следующие разделы:

Числа и величины

Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до ста. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Алгоритмы письменного сложения, вычитания.

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины

Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Математические ступеньки» (34 часа)

темы

часы

1

Первичная диагностика

1

2

Числа и величины


5

3

Арифметические действия


8

4

Работа с текстовыми задачами


11

5

Пространственные отношения. Геометрические фигуры


2

6

Геометрические величины

3

7

Работа с информацией

3

6

Итоговая диагностика

1


Итого

34











Календарно – тематическое планирование групповых занятий

«Математические ступеньки» 2 класс


п/п

тема

план

факт

примечание

1

Первичная диагностика

02.09



2

Нумерация чисел в пределах 20. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение.

09 .09



3

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

16 .09



4

Единица длины . Соотношения между единицами измерения однородных величин

23.09



5

Единицы длины (мм, см, дм, м). Сравнение.

30.09



6

Сравнение величин. Преобразование.

07.10



7

Решение простых задач на нахождение суммы и остатка при помощи рисунка.

14 .10



8

Анализ задачи на разностное действие

21.10



9

Применение переместительного и сочетательного свойства сложения

28 .10



10

Решение составных задач

11 .11



11

Преобразование простых задач в составные

18.11



12

Знакомство с обратными задачами

25.11



13

Решение обратных задач

02.12



14

Систематизация умений и навыков в преобразовании обратных задач

09.12



15

Сложение чисел в пределах 100

16.12



16

Вычитание чисел в пределах 100

23.12



17

Алгоритм сложения

13.01



18

Алгоритм вычитания

20.01



19

Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Запись сложения и вычитания в столбик.

27.01



20

Проверка сложения и вычитания.

03.02



21

Сложение и вычитание чисел. Запись сложения и вычитания в столбик.

10.02



22

Систематизация и отработка вычислительных навыков

17.02



23

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

03.03



24

Решение геометрических задач на нахождение периметра

10.03



25

Распознавание и изображение геометрических фигур.

17..03



26

Умножение как сложение одинаковых слагаемых.

24 .03



27

Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия умножения.

07.04



28

Переместительное свойство умножения.

14.04



29

Знакомство с делением на уровне предметных действий.

21.04


30

Связь между компонентами и результатом умножения

28.04



31

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

05.05



32

Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации

12.05



33

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной

19.05



34

Итоговая диагностика

26.05
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!