СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Хочу быть успешным"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности  «Хочу быть успешным!» позволяет решать следующие задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к детскому дому и школьным условиям;
  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • Учить методам и приемам познания себя; 
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики и т.д.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Хочу быть успешным"»


Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 17»


Утверждаю

Директор КГКУ Детский дом 17

__________ О.В. Федотова

«____»___________2021г.      






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

 «Хочу быть успешным!»











Ступень обучения: начальное общее образование

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Кригер Мария Александровна












п. Новый Ургал, 2021г.

Пояснительная записка

Не отнимайте детство у ребёнка!

Не покидайте, матери, детей!

Безумный мир, обиженные дети,

Куда летишь, куда несёшься ты?

Вся красота, всё золото на свете

Не стоят и слезинки сироты.

Не оставляйте же сирот и посмотрите

Как радует их ваша доброта,

Чужое детство на руки возьмите,

Не думая, что это сирота.

Стас Бакаев

Сирота – это слово обозначает не только социальное положение ребенка, воспитывающегося в детском доме, но и внутреннюю психологическую установку. Сиротская идентичность ребенка, перенесшего психологическую травму, формирует его систему ценностей и приоритетов, влияет на развитие способностей, критерии выбора поведения в той или иной ситуации и в итоге обрекает на окружение людей со сходной идентичностью.

Установка «я сирота» укореняется с течением времени настолько прочно, что даже при попадании в семью ребенок продолжает ей следовать. Требуются по крайней мере 3-5 лет, а в случае отказных детей – до 7 лет, чтобы эта установка перестала работать.

Психологические травмы ребенка, воспитывающегося в интернате, многообразны. Обобщая подобные исследования, можно указать на следующие проблемы, адаптации, социализации, личностной активности, которые надлежит решить специалисту.

Дети из учреждений интернатного типа обладают ограниченным набором источников информации об обществе. У них отсутствует опыт контактов с людьми, исполняющими разнообразные социальные роли, что приводит к трудностям при освоении воспитанником интерната позитивных и конструктивных социальных ролей: семьянина, друга, соседа, лидера, ведомого, гражданина, жителя города и т.д. Не имея положительной модели выстраивания отношений в семье, в коллективе, воспитанник учреждений интернатного типа выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться, например, роль «агрессора», «отрицательного лидера».

Поэтому детей-сирот характеризует, с одной стороны, высокий уровень социальной адаптации в экстремальных условиях выживания, а с другой, очень низкий уровень социальной адаптации в условиях «нормы».

Следует отметить, что и контакты со сверстниками у детей в условиях интерната выражены слабее, чем в обычном детском саду: воспитанники учреждений интернатного типа проявляют большую агрессию по отношению к сверстникам.

Подавление личностной активности – общая проблема детей-сирот. Значительная часть детей поступает в учреждения интернатного типа из домов ребенка.

В первые годы жизни из-за недостатка материнской любви и ласки, тесного контакта со взрослыми дети-сироты отличаются не свойственной детству пассивностью, «замиранием».

Такой поведение воспитанников детских домов, отражает систему психологических защит, компенсирующих психологическую травму потери семьи как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Особенность механизма психологических защит у детей-сирот обусловлена большим объемом хронически воспроизводимой травмирующей информации. Вследствие чего возникают процессы торможения развития ребенка, например, задержка психического развития, дети утрачивают произвольность внимания и поведения.

И во время развивающих занятий, чтения и обсуждения книги воспитанники учреждений интернатного типа не проявляют

познавательной активности, познавательные беседы превращаются в пассивное восприятие информации, которое утомляет детей через пять минут

У детей-сирот ярко проявляется так называемый «эмоциональный голод». При совместной деятельности, игре, беседе со взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительской заботы, развивает у него чувство тревоги и неуверенности в себе, подавляет заинтересованное отношение к миру – так из-за проблем в эмоциональном развитии ребенка тормозится интеллектуальный рост.

Ребенок из учреждения интернатного типа в большей степени нуждается в поддержке, понимании человека, способном научить адекватно ориентироваться в жизни. Как правило, такими людьми становятся педагоги-психологи и социальные педагоги. Под влиянием общения со значимым взрослым у ребенка складываются критерии оценки себя и окружающих людей.

Формирование установки «я – успешный человек» в стенах интернатного учреждения осуществляется через создание творческой, спортивной и других ситуаций успеха ребенка. Дети должны перестать жить с идентичностью детдомовцев, преодолеть логику негативной установки: я детдомовец – поэтому неуспешный, у меня нет родителей – поэтому нет будущего. Программа «Хочу быть успешным!» формирует у детей убежденность в том, что они полноценные, активные, талантливые люди. Так работает логика позитивной установки:

− я успешный человек (меняем идентичность);

− у меня много талантов, большие возможности;

− я ставлю жизненные цели (задаем убеждения и ценности);

− я многое могу (открываем способности);

− я нацелен на результат (корректируем поведение);  

Именно личность взрослого, стиль отношения к ребенку определяет мировоззрение, степень развития личности ребенка и помогает вырасти полноценным членом общества. Психолог сопровождает ребенка на каждом этапе жизни в учреждении интернатного типа, помогая ему адаптироваться к новому коллективу, укладу жизни, выработать чувство безопасности, мотивировать личностное саморазвитие, учиться самостоятельно организовывать свободное время. Осуществление практических задач, направленных на адаптацию в условиях интернатной жизни, должно происходить на фоне работы над новой идентификацией ребенка, которая бы помогла ему однажды покинуть пределы интернатного учреждения.

В основу программы «Хочу быть успешным!» положена программа по предмету «Психологическая азбука», которая создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к детскому дому и школьным условиям;

  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

  • Учить методам и приемам познания себя;

  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

  • Научить детей осознавать и называть собственные переживания;

  • Помочь осознать свои задатки и способности;

  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Общая характеристика предмета

Настоящая программа создана на основе авторской программы «Психологическая азбука» для 1-го класса. На занятиях дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;

  • Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;

  • Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.



Методы психологического сопровождения ребенка

в условиях детского дома

Технология подготовки и сопровождения детей к семейному устройству разрабатывается системно и включает в себя работу с эмоциональной, познавательной и поведенческой сферами личности.

1. Недирективная игровая терапия

Данная терапия направлена на то, чтобы дети «проиграли» свои чувства и проблемы, точно так же как взрослый «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии, ведь игра – это естественный способ самовыражения у детей. Игровая терапия позволяет достичь следующих целей:

• психодиагностика развития ребенка;

• налаживание контакта между ребенком и взрослым;

• нейтрализация механизмов психологической защиты;

• научение словесному выражению чувств;

• расширение круга интересов ребенка.

Результатом игровой терапии должны стать умения ставить себя на место другого человека, устанавливать границы общения, раскрываться в общении, проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни, управлять своим поведением, выполнять различные роли, связанные с социальным и семейным взаимодействием.

2. Песочная терапия

Песочная терапия – необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, создавая холмы, влажные ландшафты.

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выражения своих переживаний, исследования мира, выстраивания отношений. Проигрывая свои эмоции, каждый ребенок занимается самолечением. Преимущество песочной терапии в том, что возможность самовыражения в ней не ограничена словами. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует специальных умений.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет со следующим спектром проблем:

  • нарушение поведения;

  • сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • психосоматические заболевания;

  • повышенная тревожность, страхи;

  • сложности, связанные с изменениями в семейной и социальной ситуациях;

  • неврозы.





3. Мозартика

Мозартика – новая игровая технология, представляющая собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа и обладающая значительным развивающим и реабилитационным потенциалом.

Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение психолога за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на основе созданного игрового сюжета.

Мозартика позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе, состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях играющего ребенка. Методика развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, а кроме того, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, прививает формы общения и сотрудничества, навыки самоконтроля и эстетический вкус.

Мозартика похожа на мозаику и пазлы, но в ней нет заданности: активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. В отличие от рисования, аппликаций и коллажа мозартика доступна любому ребенку, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству.

4. Сенсорная комната

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные таким

образом, чтобы ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследовал окружающий мир.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений)

оказывает как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие на психику ребенка. Поэтому сенсорные комнаты не только способствуют релаксации, но и позволяют активизировать различные функции центральной нервной системы:

• стимулируют все сенсорные процессы;

• создают положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

• побуждают к исследовательской деятельности;

• корректируют нарушенные высшие корковые функции;

• развивают общую и мелкую моторику и корректируют двигательные нарушения.

Занятия в сенсорных комнатах помогают поднять простые

ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы – психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия и коррекции:

• релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка;

• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, развитие у них зрительно-моторной координации;

фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание познавательной активности;

• тонизирование психической активности ребенка за счет

стимулирования положительных эмоциональных реакций;

• развитие воображения и творческих способностей ребенка;

• коррекция психоэмоционального состояния ребенка;

• расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов.

Изменить установку «сирота» в условиях типового детского дома крайне затруднительно. Но, работая со всем коллективом детей, а также с педагогическим составом, соблюдая определенную последовательность смены укоренившихся установок, постоянно отслеживая результаты и корректируя работу в данном направлении, можно достичь немалых успехов.



Место предмета в учебном плане

Программа предполагает изучение одной темы в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:

Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

  2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.

  3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

•        внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

•        способность к оценке своей учебной деятельности;

•        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

  4. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;

Виды регулятивных УУД:

1.        Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2.        Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  1. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

  2. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  3. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

  4. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

  5. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

  4. Подведение под понятие, выведение следствий.

  5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

  1. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

  2. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  3. Формулирование проблемы.

  4. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Содержание программы

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:

1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.

2 раздел. Введение в мир психологии.

Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.

3 раздел. Психика и познание мира.

Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.

4 раздел. Темперамент и характер.

Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.

5 раздел. Я и мои эмоции.

Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.





Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Планируемые образовательные результаты

Я теперь

 школьник

Знакомство

познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу

1.Эмоционально-положительное отношение к школе;

2.Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

3. Принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания

Знакомство продолжается

создать условия для самораскрытия и мотивирование на самопознание

Я теперь школьник

познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть

школьником?

помочь в осознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси-Магом

создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего мира

поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности

1. Способность к самопознанию и самооценке;

2. Зачатки личностной рефлексии

Сказка о волшебных зеркалах-1

укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Сказка о волшебных зеркалах-2

Что я знаю о себе?

актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии

Что я знаю о себе и о других?

помочь посмотреть на себя глазами других людей


Я — это кто?

помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии


Психика и познание мира

Мои ощущения

показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

1.Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/

неуспешности учебной деятельности;

2. Стремление к самоизменению

Мое восприятие мира

содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира

Мое внимание

содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность

Как быть внимательным?

развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания

Развиваем свое внимание

помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание

Я умею быть внимательным

мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность

Темперамент и характер

Что такое темперамент?

содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента

1. Осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

2.Позитивное самоотношение;

3.Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Типы темперамента

способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Разные люди — разные типы темперамента

закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности

Разные люди — разные

характеры

обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Какой у меня характер?

мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе

Какой характер у других

Мой характер: оценим недостатки

содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

Я и мои эмоции

Что такое эмоции?

мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций

1. Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия;

2. Использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

3. Зачатки эмпатии как понимания чувств других людей

Какие бывают эмоции?

показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Конкурс чувствоведов

Что я знаю о своих эмоциях?

способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Королевство внутреннего мира

стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию



Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник


1

Знакомство

10



2

Знакомство продолжается

10



3

Я теперь школьник

10



4

Что значит быть школьником?

10



5

Знакомство с Пси-Магом

10



6

Итоговое занятие

10



РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии


7

Королевство внутреннего мира

10



8-9

Сказка о волшебных зеркалах

20



10

Что я знаю о себе?

10



11

Что я знаю о себе и о других?

10



12

Я – это кто?

10



Раздел III. Психика и познания мира


13

Мои ощущения

10



14

Мое восприятие мира

10



15

Моё внимание

10



16

Как быть внимательным?

10



17

Развиваем своё внимание

10



18

Я умею быть внимательным!

10



19

Итоговое занятие

10



Раздел IV. Темперамент и характер


20

Что такое темперамент?

10



21

Типы темперамента

10



22

Разные люди – разные типы темперамента

10



23

Разные люди – разные характеры

10



24

Какой у меня характер?

10



25

Какой характер у других?

10



26

Мой характер: оценим недостатки

10



Раздел V. Я и мои эмоции


27

Что такое эмоции?

10



28

Какие бывают эмоции?

10



29

Конкурс чувствоведов

10



30

Что я знаю о своих эмоциях

10



31-32

Королевство Внутреннего мира

20



33

Итоговое занятие

10




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белецкая С. Ваш ребёнок и его успех. М., ЭКСМО, 2012г.

  2. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.

  3. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.

  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.

  5. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012.

  6. Диброва А. Солёное тесто. .- Ростов н/Д, Феникс, 2012г.

  7. Лютова-Робертс Е., Г. Монина. Игры для гиперактивных детей. Издательство «Речь», 2011г.

  8. Сертакова Н.М. Если ваш ребенок дерётся. Методическое пособие для родителей, педагогов ДОУ, специальных педагогов. -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  9. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д, Феникс, 2013г.

  10. Устройство детей в замещающую семью: методические рекомендации. – Вып. 2. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2013. – 116 с.

  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.

  12. Шапиро Е.И. Если у ребёнка страхи… -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

  13. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.





24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!