Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 17»
Утверждаю
Директор КГКУ Детский дом 17
__________ О.В. Федотова
«____»___________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Хочу быть успешным!»
Ступень обучения: начальное общее образование
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Кригер Мария Александровна
п. Новый Ургал, 2021г.
Пояснительная записка
Не отнимайте детство у ребёнка!
Не покидайте, матери, детей!
Безумный мир, обиженные дети,
Куда летишь, куда несёшься ты?
Вся красота, всё золото на свете
Не стоят и слезинки сироты.
Не оставляйте же сирот и посмотрите
Как радует их ваша доброта,
Чужое детство на руки возьмите,
Не думая, что это сирота.
Стас Бакаев
Сирота – это слово обозначает не только социальное положение ребенка, воспитывающегося в детском доме, но и внутреннюю психологическую установку. Сиротская идентичность ребенка, перенесшего психологическую травму, формирует его систему ценностей и приоритетов, влияет на развитие способностей, критерии выбора поведения в той или иной ситуации и в итоге обрекает на окружение людей со сходной идентичностью.
Установка «я сирота» укореняется с течением времени настолько прочно, что даже при попадании в семью ребенок продолжает ей следовать. Требуются по крайней мере 3-5 лет, а в случае отказных детей – до 7 лет, чтобы эта установка перестала работать.
Психологические травмы ребенка, воспитывающегося в интернате, многообразны. Обобщая подобные исследования, можно указать на следующие проблемы, адаптации, социализации, личностной активности, которые надлежит решить специалисту.
Дети из учреждений интернатного типа обладают ограниченным набором источников информации об обществе. У них отсутствует опыт контактов с людьми, исполняющими разнообразные социальные роли, что приводит к трудностям при освоении воспитанником интерната позитивных и конструктивных социальных ролей: семьянина, друга, соседа, лидера, ведомого, гражданина, жителя города и т.д. Не имея положительной модели выстраивания отношений в семье, в коллективе, воспитанник учреждений интернатного типа выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться, например, роль «агрессора», «отрицательного лидера».
Поэтому детей-сирот характеризует, с одной стороны, высокий уровень социальной адаптации в экстремальных условиях выживания, а с другой, очень низкий уровень социальной адаптации в условиях «нормы».
Следует отметить, что и контакты со сверстниками у детей в условиях интерната выражены слабее, чем в обычном детском саду: воспитанники учреждений интернатного типа проявляют большую агрессию по отношению к сверстникам.
Подавление личностной активности – общая проблема детей-сирот. Значительная часть детей поступает в учреждения интернатного типа из домов ребенка.
В первые годы жизни из-за недостатка материнской любви и ласки, тесного контакта со взрослыми дети-сироты отличаются не свойственной детству пассивностью, «замиранием».
Такой поведение воспитанников детских домов, отражает систему психологических защит, компенсирующих психологическую травму потери семьи как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Особенность механизма психологических защит у детей-сирот обусловлена большим объемом хронически воспроизводимой травмирующей информации. Вследствие чего возникают процессы торможения развития ребенка, например, задержка психического развития, дети утрачивают произвольность внимания и поведения.
И во время развивающих занятий, чтения и обсуждения книги воспитанники учреждений интернатного типа не проявляют
познавательной активности, познавательные беседы превращаются в пассивное восприятие информации, которое утомляет детей через пять минут
У детей-сирот ярко проявляется так называемый «эмоциональный голод». При совместной деятельности, игре, беседе со взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительской заботы, развивает у него чувство тревоги и неуверенности в себе, подавляет заинтересованное отношение к миру – так из-за проблем в эмоциональном развитии ребенка тормозится интеллектуальный рост.
Ребенок из учреждения интернатного типа в большей степени нуждается в поддержке, понимании человека, способном научить адекватно ориентироваться в жизни. Как правило, такими людьми становятся педагоги-психологи и социальные педагоги. Под влиянием общения со значимым взрослым у ребенка складываются критерии оценки себя и окружающих людей.
Формирование установки «я – успешный человек» в стенах интернатного учреждения осуществляется через создание творческой, спортивной и других ситуаций успеха ребенка. Дети должны перестать жить с идентичностью детдомовцев, преодолеть логику негативной установки: я детдомовец – поэтому неуспешный, у меня нет родителей – поэтому нет будущего. Программа «Хочу быть успешным!» формирует у детей убежденность в том, что они полноценные, активные, талантливые люди. Так работает логика позитивной установки:
− я успешный человек (меняем идентичность);
− у меня много талантов, большие возможности;
− я ставлю жизненные цели (задаем убеждения и ценности);
− я многое могу (открываем способности);
− я нацелен на результат (корректируем поведение);
Именно личность взрослого, стиль отношения к ребенку определяет мировоззрение, степень развития личности ребенка и помогает вырасти полноценным членом общества. Психолог сопровождает ребенка на каждом этапе жизни в учреждении интернатного типа, помогая ему адаптироваться к новому коллективу, укладу жизни, выработать чувство безопасности, мотивировать личностное саморазвитие, учиться самостоятельно организовывать свободное время. Осуществление практических задач, направленных на адаптацию в условиях интернатной жизни, должно происходить на фоне работы над новой идентификацией ребенка, которая бы помогла ему однажды покинуть пределы интернатного учреждения.
В основу программы «Хочу быть успешным!» положена программа по предмету «Психологическая азбука», которая создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Основные задачи:
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к детскому дому и школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научить детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь осознать свои задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа создана на основе авторской программы «Психологическая азбука» для 1-го класса. На занятиях дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Методы психологического сопровождения ребенка
в условиях детского дома
Технология подготовки и сопровождения детей к семейному устройству разрабатывается системно и включает в себя работу с эмоциональной, познавательной и поведенческой сферами личности.
1. Недирективная игровая терапия
Данная терапия направлена на то, чтобы дети «проиграли» свои чувства и проблемы, точно так же как взрослый «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии, ведь игра – это естественный способ самовыражения у детей. Игровая терапия позволяет достичь следующих целей:
• психодиагностика развития ребенка;
• налаживание контакта между ребенком и взрослым;
• нейтрализация механизмов психологической защиты;
• научение словесному выражению чувств;
• расширение круга интересов ребенка.
Результатом игровой терапии должны стать умения ставить себя на место другого человека, устанавливать границы общения, раскрываться в общении, проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни, управлять своим поведением, выполнять различные роли, связанные с социальным и семейным взаимодействием.
2. Песочная терапия
Песочная терапия – необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, создавая холмы, влажные ландшафты.
Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выражения своих переживаний, исследования мира, выстраивания отношений. Проигрывая свои эмоции, каждый ребенок занимается самолечением. Преимущество песочной терапии в том, что возможность самовыражения в ней не ограничена словами. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует специальных умений.
Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет со следующим спектром проблем:
нарушение поведения;
сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
психосоматические заболевания;
повышенная тревожность, страхи;
сложности, связанные с изменениями в семейной и социальной ситуациях;
неврозы.
3. Мозартика
Мозартика – новая игровая технология, представляющая собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа и обладающая значительным развивающим и реабилитационным потенциалом.
Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение психолога за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на основе созданного игрового сюжета.
Мозартика позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе, состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях играющего ребенка. Методика развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, а кроме того, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, прививает формы общения и сотрудничества, навыки самоконтроля и эстетический вкус.
Мозартика похожа на мозаику и пазлы, но в ней нет заданности: активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. В отличие от рисования, аппликаций и коллажа мозартика доступна любому ребенку, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству.
4. Сенсорная комната
Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные таким
образом, чтобы ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследовал окружающий мир.
Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений)
оказывает как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие на психику ребенка. Поэтому сенсорные комнаты не только способствуют релаксации, но и позволяют активизировать различные функции центральной нервной системы:
• стимулируют все сенсорные процессы;
• создают положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
• побуждают к исследовательской деятельности;
• корректируют нарушенные высшие корковые функции;
• развивают общую и мелкую моторику и корректируют двигательные нарушения.
Занятия в сенсорных комнатах помогают поднять простые
ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы – психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия и коррекции:
• релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка;
• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, развитие у них зрительно-моторной координации;
фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание познавательной активности;
• тонизирование психической активности ребенка за счет
стимулирования положительных эмоциональных реакций;
• развитие воображения и творческих способностей ребенка;
• коррекция психоэмоционального состояния ребенка;
• расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов.
Изменить установку «сирота» в условиях типового детского дома крайне затруднительно. Но, работая со всем коллективом детей, а также с педагогическим составом, соблюдая определенную последовательность смены укоренившихся установок, постоянно отслеживая результаты и корректируя работу в данном направлении, можно достичь немалых успехов.
Место предмета в учебном плане
Программа предполагает изучение одной темы в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Содержание программы
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
| Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Планируемые образовательные результаты |
Я теперь школьник | Знакомство | познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | 1.Эмоционально-положительное отношение к школе; 2.Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; 3. Принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания |
Знакомство продолжается | создать условия для самораскрытия и мотивирование на самопознание |
Я теперь школьник | познакомить с правилами школьной жизни и занятий |
Что значит быть школьником? | помочь в осознании социальной позиции школьника |
Знакомство с Пси-Магом | создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности |
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | 1. Способность к самопознанию и самооценке; 2. Зачатки личностной рефлексии |
Сказка о волшебных зеркалах-1 | укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию |
Сказка о волшебных зеркалах-2 |
Что я знаю о себе? | актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии |
Что я знаю о себе и о других? | помочь посмотреть на себя глазами других людей |
| Я — это кто? | помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии | |
Психика и познание мира | Мои ощущения | показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | 1.Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; 2. Стремление к самоизменению |
Мое восприятие мира | содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
Мое внимание | содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность |
Как быть внимательным? | развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания |
Развиваем свое внимание | помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание |
Я умею быть внимательным | мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность |
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента | 1. Осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; 2.Позитивное самоотношение; 3.Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Типы темперамента | способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы |
Разные люди — разные типы темперамента | закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности |
Разные люди — разные характеры | обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения |
Какой у меня характер? | мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе |
Какой характер у других |
Мой характер: оценим недостатки | содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей |
Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций | 1. Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия; 2. Использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; 3. Зачатки эмпатии как понимания чувств других людей |
Какие бывают эмоции? | показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций |
Конкурс чувствоведов |
Что я знаю о своих эмоциях? | способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок |
Королевство внутреннего мира | стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
Тематическое планирование
| Содержание | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник | |
1 | Знакомство | 10 | | |
2 | Знакомство продолжается | 10 | | |
3 | Я теперь школьник | 10 | | |
4 | Что значит быть школьником? | 10 | | |
5 | Знакомство с Пси-Магом | 10 | | |
6 | Итоговое занятие | 10 | | |
РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии | |
7 | Королевство внутреннего мира | 10 | | |
8-9 | Сказка о волшебных зеркалах | 20 | | |
10 | Что я знаю о себе? | 10 | | |
11 | Что я знаю о себе и о других? | 10 | | |
12 | Я – это кто? | 10 | | |
Раздел III. Психика и познания мира | |
13 | Мои ощущения | 10 | | |
14 | Мое восприятие мира | 10 | | |
15 | Моё внимание | 10 | | |
16 | Как быть внимательным? | 10 | | |
17 | Развиваем своё внимание | 10 | | |
18 | Я умею быть внимательным! | 10 | | |
19 | Итоговое занятие | 10 | | |
Раздел IV. Темперамент и характер | |
20 | Что такое темперамент? | 10 | | |
21 | Типы темперамента | 10 | | |
22 | Разные люди – разные типы темперамента | 10 | | |
23 | Разные люди – разные характеры | 10 | | |
24 | Какой у меня характер? | 10 | | |
25 | Какой характер у других? | 10 | | |
26 | Мой характер: оценим недостатки | 10 | | |
Раздел V. Я и мои эмоции | |
27 | Что такое эмоции? | 10 | | |
28 | Какие бывают эмоции? | 10 | | |
29 | Конкурс чувствоведов | 10 | | |
30 | Что я знаю о своих эмоциях | 10 | | |
31-32 | Королевство Внутреннего мира | 20 | | |
33 | Итоговое занятие | 10 | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белецкая С. Ваш ребёнок и его успех. М., ЭКСМО, 2012г.
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012.
Диброва А. Солёное тесто. .- Ростов н/Д, Феникс, 2012г.
Лютова-Робертс Е., Г. Монина. Игры для гиперактивных детей. Издательство «Речь», 2011г.
Сертакова Н.М. Если ваш ребенок дерётся. Методическое пособие для родителей, педагогов ДОУ, специальных педагогов. -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д, Феникс, 2013г.
Устройство детей в замещающую семью: методические рекомендации. – Вып. 2. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2013. – 116 с.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
Шапиро Е.И. Если у ребёнка страхи… -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.
24