Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 13 г. Майского»
| | |
ПРИНЯТА кафедрой начального образования Протокол № 1 от “25” августа 2021 г. Руководитель кафедры _________ Л.В. Карданова | СОГЛАСОВАНА заместителем директора по УВР “25” августа 2021 г. _________ Е.И. Сунцова | УТВЕРЖДЕНА приказом МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского № 327-ОД от 25.08.2021 г. Директор ________ О.П. Гречкина | | | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
для 3 «В» класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Е.Н. Карпенко,
учитель начальных классов
КБР, г. Майский
2021 г.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Цель курса
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся МКОУ «Прогимназия №13 г. Майского» и всецело посвящена учебным предметам, изучаемым в 3 классе (возраст учащихся 8-9 лет).
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций, использовании Интернет-ресурсов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Принципом обучения является коллективное творчество.
Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-15 человек.
Продолжительность занятия: 40 минут
Набор в объединение: свободный.
Срок реализации: 1 год.
Объём занятий:
учебных (в неделю): 2 часа (по 40 минут)
учебных (в год): 68 часов
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
помещение для занятий;
достаточное количество посадочных мест;
инвентарь для проведении игры;
аптечка;
лабораторный инвентарь для поведения экспериментов;
компьютер, проектор, интерактивная доска, электронные обучающие
диски;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование УУД
Проектная деятельность является обязательной, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности». Все выше перечисленное - это и есть, так называемые, универсальные учебные действия (УДД).
Именно начальная школа - важнейший и наиболее удачный период
для формирования этих УУД.
В работе по формированию УУД отдаю предпочтение именно проектно
– исследовательской деятельности. Так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.
А как известно, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.
Личностные УУД
В процессе проектно-исследовательской деятельности у детей формируется:
адекватная самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные УУД
В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектная деятельность играет важную роль: дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
Проектная деятельность даёт возможность: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные УУД
Дети учатся: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса 3 класс
Вводный урок. Что такое исследование.
Цель. Стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Раздел 1. Способы мыслительной деятельности.
Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности.
Учимся видеть проблему. Схема исследования. Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Испорченный телефон», «Составь рассказ от имени другого персонажа». Выдвижение гипотезы. «Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства. Умение чётко задавать вопросы. «Да и нет», «Угадай, кто я?», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса». Умение давать определения понятиям. «Отгадай по описанию», «Трудные понятия», разгадывание и составление загадок, кроссвордов. Умение классифицировать, выбирать тему. «Лишний предмет», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки». Умение вести наблюдения, делать выводы. Творческое воображение. «Рассматривание», «Найди отличия». Экспериментальная работа. Коллективная игра-исследование. Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами. Суждения, умозаключения. Самостоятельный вывод учащихся. «Самоанализ и рефлексия», «Как люди смотрят на мир».
Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Цель. Что можно исследовать. Основные методы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Какими могут быть темы исследования. Выбор темы по желанию. Распределение тем на группы. Цель и задачи исследования. Ставим самостоятельно. Отличие цели от задач. Постановка целей и задач. Гипотеза исследовательской работы. Умение её выделять. Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования. Организация исследования. Работа в парах, группах. План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала. Подготовка к защите исследовательской деятельности. Секреты успешного выступления. План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Защита результатов исследования. Защита результатов исследования. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Раздел 3. Самостоятельные исследования. Цель. Проведение собственных экспериментов с реальными предметами.
Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта.
Цель. Подготовка проектов.
Установление закономерностей. Парадоксы Подготовка проектов с помощью взрослых и учителя. Знакомство со структурой оформления исследовательского проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности. Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования. Защита индивидуальных проектов. Анализ результатов практической деятельности.
Раздел 5. Практическая работа с компьютером.
Использование Интернет-ресурсов, составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. Усвоение алгоритма создания презентации исследования.
Методические рекомендации
по условиям реализации программы
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: теоретические и практические. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Содержание программы рассчитано на 1 год.
Форма подведения итогов
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы «Юный исследователь» происходит в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Календарно – тематическое планирование
2 ч. в неделю, всего 68 ч.
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Введение. Как научиться приобретать знания. | 1 ч. | | |
2 | Введение. Как научиться приобретать знания. | 1 ч. | | |
Раздел 1. Способы мыслительной деятельности |
3 | Учимся видеть проблему. Роль исследования в нашей жизни. Схема исследования. | 1 ч. | | |
4 | Учимся видеть проблему. Роль исследования в нашей жизни. Схема исследования. | 1 ч. | | |
5 | Методы исследования. Выдвижение гипотезы. Как провести эксперимент. | 1 ч. | | |
6 | Методы исследования. Выдвижение гипотезы. Как провести эксперимент. | 1 ч. | | |
7 | Умение четко задавать вопросы. Работа с текстом. | 1 ч. | | |
8 | Умение четко задавать вопросы. Работа с текстом. | 1 ч. | | |
9 | Умение давать определения понятиям. Выбирать нужное определение, находить взаимосвязь. | 1 ч. | | |
10 | Умение давать определения понятиям. Выбирать нужное определение, находить взаимосвязь. | 1 ч. | | |
11 | Умение классифицировать темы исследований. Выбирать темы. | 1 ч. | | |
12 | Умение классифицировать темы исследований. Выбирать темы. | 1 ч. | | |
13 | Умение вести наблюдения, делать выводы. Творческое воображение. | 1 ч. | | |
14 | Умение вести наблюдения, делать выводы. Творческое воображение. | 1 ч. | | |
15 | Экспериментальная работа. Коллективная игра-исследование. | 1 ч. | | |
16 | Экспериментальная работа. Коллективная игра-исследование. | 1 ч. | | |
17 | Суждения, умозаключения. Самостоятельный вывод учащихся. | 1 ч. | | |
18 | Суждения, умозаключения. Самостоятельный вывод учащихся. | 1 ч. | | |
19 | Индивидуальное исследовательское задание по группам. | 1 ч. | | |
20 | Индивидуальное исследовательское задание по группам. | 1 ч. | | |
21 | Индивидуальное исследовательское задание по группам. | 1 ч. | | |
22 | Индивидуальное исследовательское задание по группам. | 1 ч. | | |
Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности |
23 | Основные методы исследования. | 1 ч. | | |
24 | Основные методы исследования. | 1 ч. | | |
25 | Как выбрать тему исследования. | 1 ч. | | |
26 | Как выбрать тему исследования. | 1 ч. | | |
27 | Какими могут быть темы исследования. Что можно исследовать. | 1 ч. | | |
28 | Какими могут быть темы исследования. Что можно исследовать. | 1 ч. | | |
29 | Какими могут быть темы исследования. Выбор темы. | 1 ч. | | |
30 | Какими могут быть темы исследования. Выбор темы. | 1 ч. | | |
31 | Цель и задачи исследования ставим самостоятельно. | 1 ч. | | |
32 | Цель и задачи исследования ставим самостоятельно. | 1 ч. | | |
33 | Гипотеза исследовательской работы. Умение ее выделять. | 1 ч. | | |
34 | Гипотеза исследовательской работы. Умение ее выделять. | 1 ч. | | |
35 | Организация исследования. Работа в парах, группах. | 1 ч. | | |
36 | Организация исследования. Работа в парах, группах. | 1 ч. | | |
37 | Подготовка к защите проекта. Секреты успешного выступления. | 1 ч. | | |
38 | Подготовка к защите проекта. Секреты успешного выступления. | 1 ч. | | |
39 | Защита результатов исследования. | 1 ч. | | |
40 | Защита результатов исследования. | 1 ч. | | |
Раздел 3. Самостоятельные исследования. |
41 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
42 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
43 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
44 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
45 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
46 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
47 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
48 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
49 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
50 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
51 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
52 | Проведение собственных экспериментов. | 1 ч. | | |
Раздел 4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта |
53 | Подготовка проектов. Установление закономерностей. | 1 ч. | | |
54 | Подготовка проектов. Установление закономерностей. | 1 ч. | | |
55 | Подготовка проектов. Парадоксы | 1 ч. | | |
56 | Подготовка проектов. Парадоксы | 1 ч. | | |
57 | Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
58 | Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
59 | Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
60 | Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
61 | Защита индивидуальных проектов. | 1 ч. | | |
62 | Защита индивидуальных проектов. | 1 ч. | | |
63 | Анализ результатов практической деятельности. | 1 ч. | | |
64 | Анализ результатов практической деятельности. | 1 ч. | | |
Раздел 5. Практическая работа с компьютером |
65 | Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
66 | Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
67 | Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
68 | Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. | 1 ч. | | |
| ИТОГО | 68ч. | | |
10