ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юный исследователь» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой. Программа имеет базовый уровень обучения и предназначена для работы с детьми от 9 до 15 лет.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с обновлением нормативно-правовой базы и тенденций развития дополнительного образования согласно Приказу Министерства просвещения
РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.
Программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» разработана для учащихся 9-15 лет.
Направленность программы.
Одним из направлений программы «Юный исследователь» является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.
Актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, а также в возможности учащихся значительно расширить и осознать полученные на уроках знания, способствующие развитию креативности мышления. В процессе кружковой работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Практическая значимость выражается в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии и применении полученных знаний в повседневной жизни школьников.
Цель формирование и развитие исследовательского поведения и навыков учащихся, расширение и интегрирование знаний, вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие
Расширять кругозор биологических понятий у учащихся;
Развить познавательный интерес у школьников к исследовательской деятельности.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ;
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
Формировать общественно активную личность;
Активизировать навыки здорового образа жизни.
Развивающие
Развитие навыков общение и коммуникации;
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
Развитие самостоятельности, креативности мышления.
Новизна заключается в дифференцированном подходе и индивидуализации обучения: учащиеся по желанию и в соответствии с индивидуальными способностями могут осваивать несколько направлений исследований. Программа предусматривает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что музыкальный репертуар отбирается строго в соответствии с целью обучения, учащиеся изучают лучшие образцы классического, эстрадно-джазового направления, а также современной рок-культуры. Методы развития детского творчества: творческие задания, метод активизации творческих проявлений, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод импровизации, метод оценки и самооценки творческого продукта, используемые на занятиях способствуют развитию детского творчества. Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения, коллективных форм работы способствует подъему общей музыкальной культуры, развивают творческий потенциал каждого учащегося, а также формирует чувство коллективизма, ответственности, нравственные и музыкально – эстетические взгляды, мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты.
Личностные
Развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования,
Развивать ответственность за результаты собственной деятельности.
Воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Воспитывать уважительное отношение к иному мнению.
Формировать компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные:
Учить анализировать собственную творческую деятельность.
Учить проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения исследовательскими навыками.
Учить применять полученные знания для решения творческих задач.
Учить анализировать собственную деятельность, вносить необходимые коррективы.
Учить владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в практической деятельности.
Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
Предметные:
Формировать умение вести исследовательскую деятельность.
Добывать новые знания.
Объяснять приобретенные знания и описывать их.
Формировать разработку предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.
Формировать навыки презентации результатов своего труда.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы «Юный исследователь» от вышеперечисленных программ заключается в том, что приоритетным направлением системы обучения и воспитания по данной программе является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проведение занятия рассматривается как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков по предметам гуманитарного цикла.
Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволит сформировать устойчивый интерес к определенной области знаний.
Данный элективный курс имеет большие возможности для повышения самообразовательной деятельности школьников. Программа «Юный исследователь» существенно повлияет на научную организацию труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию, четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в дальнейшем самоопределении старшеклассника.
Данная программа показывает значимость развития исследовательских умений школьников, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Дальнейшее изучение вопроса может проводиться в следующих направлениях:
Выявление детей с творческим потенциалом путем психологопедагогических исследований.
Развитие творческих способностей детей.
3.Исследование влияния развития творческих способностей на нравственные качества личности.
Дальнейшее совершенствование программы «Одаренные дети».
Дальнейшее внедрение методик исследовательской деятельности в учебные занятия по предметам
Формы обучения.
Формы обучения – очная.
Педагог может пересматривать, изменять, дополнять содержание программы, разрабатывать игровые ситуации, творческие задания и т.д.
Использование на занятиях различных форм и методов работы позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.
Программой предусмотрено проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений и навыков в учебной деятельности.
Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Объем и срок освоения программы.
Объем Программы базового уровня –36 часов (групповых и индивидуальных занятий), срок освоения - 1 года.
Режим занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Группы учащихся занимаются 1 академический час в неделю (одно групповое занятие 45 минут.
Формы аттестации.
Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: конкурс, зачет, творческая работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, опрос.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал входного, текущего и итогового контроля, материал тестирования, грамота или диплом, практическая работа, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ, выставка, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Кадровое обеспечение
Василенкова Ольга Владимировна– учитель биологии.
Материально-техническая база
№ п/п | Оборудование | Количество |
1. | Микроскоп | 14 шт. |
2. | Компьютер | |
3. | Гербарии | |
4. | Таблицы по биологии | По 1 экземпляру на раздел |
5. | Влажные препараты | 30 объектов |
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата |
1 | Организационное занятие. Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. | 1 | |
2 | Основные виды исследовательских работ. | 1 | |
3 | Доклад. Стендовый доклад. | 1 | |
4 | Литературный обзор. Рецензия. | 1 | |
5 | Научная статья. Научный отчёт. | 1 | |
6 | Реферат. Проект. | 1 | |
7 | Теоретические методы исследований. | 1 | |
8 | Практические методы исследований. | 1 | |
9 | Поиск информации: виды информации. | 1 | |
10 | Постановка проблемы. Выбор темы исследования. | 1 | |
11 | Цели и задачи исследования. | 1 | |
12 | Опытно-экспериментальная работа. Выбор темы и методики исследования. | 1 | |
13 | Организация и методика исследования. | 1 | |
14 | Прогнозирование результатов исследований. | 1 | |
15-16 | Оформление исследовательской работы. | 2 | |
17 | Анализ полученных результатов. | 1 | |
18 | Выводы и рекомендации по тематике исследований. | 1 | |
19-21 | Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления. | 3 | |
22 | Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий. | 1 | |
23-28 | Изготовление слайдов. Слайдовая презентация. | 6 | |
29-30 | Составление рецензии на исследовательские работы. | 2 | |
31 | Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний. | 1 | |
32 | Выступление с докладом по проделанной работе. | 1 | |
33-34 | Защита исследовательских работ. | 2 | |
35-36 | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | 2 | |
Содержание программы
№ п/п | Темы занятий | Форма проведения |
1 | Организационное занятие. Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. | Знакомство с планом работы кружка. Лекция. |
2 | Основные виды исследовательских работ. | Лекция. Демонстрация исследовательских работ. |
3 | Доклад. Стендовый доклад. | Лекция, беседа. |
4 | Литературный обзор. Рецензия. | Обзор литературы. Анализ готовых рецензий. |
5 | Научная статья. Научный отчёт. | Лекция. Обзор литературы. |
6 | Реферат. Проект. | Лекция. Обзор литературы. |
7 | Теоретические методы исследований. | Лекция. Анализ методов исследований. |
8 | Практические методы исследований. | Экскурсия в природу. Рассказ. |
9 | Поиск информации: виды информации. | Лекция, Поиск информации в интернете, из литературных источников. |
10 | Постановка проблемы. Выбор темы исследования. | Практическое занятие. |
11 | Цели и задачи исследования. | Практическое занятие. |
12 | Опытно-экспериментальная работа. Выбор темы и методики исследования. | Практическое занятие. |
13 | Организация и методика исследования. | Практическое занятие. |
14 | Прогнозирование результатов исследований. | Практическое занятие. |
15-16 | Оформление исследовательской работы. | Представление образцов исследовательских работ |
17 | Анализ полученных результатов. | Практическое занятие. |
18 | Выводы и рекомендации по тематике исследований. | Коллективное обсуждение. |
19-21 | Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления. | Практическое занятие. |
22 | Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий. | Практическое занятие. |
23-28 | Изготовление слайдов. Слайдовая презентация. | Практические занятия. |
29-30 | Составление рецензии на исследовательские работы. | Практические занятия. |
31 | Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний. | Консультация. |
32 | Выступление с докладом по проделанной работе. | Представление результатов работы. |
33-34 | Защита исследовательских работ. | Самопрезентация. |
35-36 | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | Лекция. Обсуждение. |
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Кадровое обеспечение
Василенкова Ольга Владимировна– учитель биологии.
Материально-техническая база
№ п/п | Оборудование | Количество |
1. | Микроскоп | 14 шт. |
2. | Компьютер | 7 шт. |
3. | Гербарии | 7 наборов |
4. | Таблицы по биологии | По 1 экземпляру на раздел |
5. | Влажные препараты | 30 объектов |
Список литературы
Литература, используемая для разработки программы и организации
образовательного процесса
1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. Просвещение – 2004г.
2. Богомолова А.А. Организации исследовательской деятельности учащихся. Биология в школе. 2006г.
3. Кроткова А.Е.О развитии мышления на основе исследовательского подхода. Биология в школе. 2005г.
4. Матяш К.А.Проектная деятельность младших школьников – Вентана-Граф, 2002г.
5. Пидкасистый П.Н.Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – Педагогика, 1980г.
Литература, рекомендуемая для родителей и детей
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
3. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
4. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
5. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.