СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Юный исследователь»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Юный исследователь»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Юный исследователь» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой. Программа имеет базовый уровень обучения и предназначена для работы с детьми от 9 до 15 лет.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с обновлением нормативно-правовой базы и тенденций развития дополнительного образования согласно Приказу Министерства просвещения

РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.

Программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» разработана для учащихся 9-15 лет.

Направленность программы.

Одним из направлений программы «Юный исследователь» является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.

Актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, а также в возможности учащихся значительно расширить и осознать полученные на уроках знания, способствующие развитию креативности мышления. В процессе кружковой работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.



Практическая значимость выражается в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии и применении полученных знаний в повседневной жизни школьников.




Цель формирование и развитие исследовательского поведения и навыков учащихся, расширение и интегрирование знаний, вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие

  • Расширять кругозор биологических понятий у учащихся;

  • Развить познавательный интерес у школьников к исследовательской деятельности.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ;

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

  • Формировать общественно активную личность;

  • Активизировать навыки здорового образа жизни.

Развивающие

  • Развитие навыков общение и коммуникации;

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды;

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

  • Развитие самостоятельности, креативности мышления.


Новизна заключается в дифференцированном подходе и индивидуализации обучения: учащиеся по желанию и в соответствии с индивидуальными способностями могут осваивать несколько направлений исследований. Программа предусматривает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.



Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что музыкальный репертуар отбирается строго в соответствии с целью обучения, учащиеся изучают лучшие образцы классического, эстрадно-джазового направления, а также современной рок-культуры. Методы развития детского творчества: творческие задания, метод активизации творческих проявлений, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод импровизации, метод оценки и самооценки творческого продукта, используемые на занятиях способствуют развитию детского творчества. Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения, коллективных форм работы способствует подъему общей музыкальной культуры, развивают творческий потенциал каждого учащегося, а также формирует чувство коллективизма, ответственности, нравственные и музыкально – эстетические взгляды, мировоззрение учащихся.


Планируемые результаты.

Личностные

Развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования,

Развивать ответственность за результаты собственной деятельности.

Воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

  • Воспитывать уважительное отношение к иному мнению.

  • Формировать компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные:

  • Учить анализировать собственную творческую деятельность.

  • Учить проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения исследовательскими навыками.

  • Учить применять полученные знания для решения творческих задач.

  • Учить анализировать собственную деятельность, вносить необходимые коррективы.

  • Учить владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в практической деятельности.

  • Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Предметные:

Формировать умение вести исследовательскую деятельность.

Добывать новые знания.

Объяснять приобретенные знания и описывать их.

Формировать разработку предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

Формировать навыки презентации результатов своего труда.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы «Юный исследователь» от вышеперечисленных программ заключается в том, что приоритетным направлением системы обучения и воспитания по данной программе является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проведение занятия рассматривается как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков по предметам гуманитарного цикла.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволит сформировать устойчивый интерес к определенной области знаний.

Данный элективный курс имеет большие возможности для повышения самообразовательной деятельности школьников. Программа «Юный исследователь» существенно повлияет на научную организацию труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию, четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в дальнейшем самоопределении старшеклассника.

Данная программа показывает значимость развития исследовательских умений школьников, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Дальнейшее изучение вопроса может проводиться в следующих направлениях:

  1. Выявление детей с творческим потенциалом путем психологопедагогических исследований.

  2. Развитие творческих способностей детей.

3.Исследование влияния развития творческих способностей на нравственные качества личности.

  1. Дальнейшее совершенствование программы «Одаренные дети».

  2. Дальнейшее внедрение методик исследовательской деятельности в учебные занятия по предметам


Формы обучения.

Формы обучения – очная.

Педагог может пересматривать, изменять, дополнять содержание программы, разрабатывать игровые ситуации, творческие задания и т.д.

Использование на занятиях различных форм и методов работы позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.

Программой предусмотрено проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений и навыков в учебной деятельности.

Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Объем и срок освоения программы.

Объем Программы базового уровня –36 часов (групповых и индивидуальных занятий), срок освоения - 1 года.

Режим занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Группы учащихся занимаются 1 академический час в неделю (одно групповое занятие 45 минут.





Формы аттестации.

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: конкурс, зачет, творческая работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, опрос.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал входного, текущего и итогового контроля, материал тестирования, грамота или диплом, практическая работа, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ, выставка, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.

Ресурсное обеспечение реализации программы:



  1. Кадровое обеспечение

Василенкова Ольга Владимировна– учитель биологии.

  1. Материально-техническая база



п/п

Оборудование

Количество

1.

Микроскоп

14 шт.

2.

Компьютер


3.

Гербарии


4.

Таблицы по биологии

По 1 экземпляру на раздел

5.

Влажные препараты

30 объектов



Учебно-тематический план

№ п/п


Темы занятий

Количество часов

Дата

1


Организационное занятие.

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

1


2

Основные виды исследовательских работ.

1


3

Доклад. Стендовый доклад.

1


4

Литературный обзор. Рецензия.

1


5

Научная статья. Научный отчёт.

1


6

Реферат. Проект.

1


7

Теоретические методы исследований.

1


8

Практические методы исследований.

1


9

Поиск информации:

виды информации.

1


10

Постановка проблемы.

Выбор темы исследования.

1


11

Цели и задачи исследования.

1


12

Опытно-экспериментальная работа. Выбор темы и методики исследования.

1


13

Организация и методика исследования.

1


14

Прогнозирование результатов исследований.

1


15-16

Оформление исследовательской работы.

2


17

Анализ полученных результатов.

1


18

Выводы и рекомендации по тематике исследований.

1


19-21

Подготовка к защите.

Подготовка плана, текста доклада для выступления.

3


22

Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий.

1


23-28

Изготовление слайдов.

Слайдовая презентация.






6


29-30

Составление рецензии на исследовательские работы.

2


31

Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний.

1


32

Выступление с докладом по проделанной работе.

1


33-34

Защита исследовательских работ.

2


35-36

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

2


Содержание программы

п/п


Темы занятий

Форма проведения

1


Организационное занятие.



Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

Знакомство с планом работы кружка.

Лекция.

2

Основные виды исследовательских работ.

Лекция. Демонстрация исследовательских работ.

3

Доклад. Стендовый доклад.

Лекция, беседа.

4

Литературный обзор. Рецензия.

Обзор литературы. Анализ готовых рецензий.

5

Научная статья. Научный отчёт.

Лекция. Обзор литературы.

6

Реферат. Проект.

Лекция. Обзор литературы.

7

Теоретические методы исследований.

Лекция. Анализ методов исследований.

8

Практические методы исследований.

Экскурсия в природу. Рассказ.

9

Поиск информации:

виды информации.

Лекция, Поиск информации в интернете, из литературных источников.

10

Постановка проблемы.

Выбор темы исследования.

Практическое занятие.

11

Цели и задачи исследования.

Практическое занятие.

12

Опытно-экспериментальная работа. Выбор темы и методики исследования.

Практическое занятие.

13

Организация и методика исследования.

Практическое занятие.

14

Прогнозирование результатов исследований.

Практическое занятие.

15-16

Оформление исследовательской работы.

Представление образцов исследовательских работ

17

Анализ полученных результатов.


Практическое занятие.

18

Выводы и рекомендации по тематике исследований.


Коллективное обсуждение.

19-21

Подготовка к защите.

Подготовка плана, текста доклада для выступления.

Практическое занятие.

22

Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий.

Практическое занятие.

23-28

Изготовление слайдов.

Слайдовая презентация.


Практические занятия.

29-30

Составление рецензии на исследовательские работы.

Практические занятия.

31

Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний.


Консультация.

32

Выступление с докладом по проделанной работе.


Представление результатов работы.

33-34

Защита исследовательских работ.

Самопрезентация.

35-36

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

Лекция.

Обсуждение.



Ресурсное обеспечение реализации программы:



  1. Кадровое обеспечение

Василенкова Ольга Владимировна– учитель биологии.

  1. Материально-техническая база



п/п

Оборудование

Количество

1.

Микроскоп

14 шт.

2.

Компьютер

7 шт.

3.

Гербарии

7 наборов

4.

Таблицы по биологии

По 1 экземпляру на раздел

5.

Влажные препараты

30 объектов















Список литературы



Литература, используемая для разработки программы и организации

образовательного процесса

1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. Просвещение – 2004г.

2. Богомолова А.А. Организации исследовательской деятельности учащихся. Биология в школе. 2006г.

3. Кроткова А.Е.О развитии мышления на основе исследовательского подхода. Биология в школе. 2005г.

4. Матяш К.А.Проектная деятельность младших школьников – Вентана-Граф, 2002г.

5. Пидкасистый П.Н.Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – Педагогика, 1980г.





Литература, рекомендуемая для родителей и детей

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

3. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

4. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

5. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!