Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
Утверждаю Директор МБОУ ООШ №2 Ермачкова О.И. Приказ №______ от «__»_________2019__г. | Согласован На МС школы Протокол №_____ от «____»______2019 г. Руководитель МС ___Садкова А.Ш._______ (Ф.И.О.) | Рассмотрено На МММО учителей ЕНЦ Протокол №____ От «___»_____2019 г. Руководитель МО ___Кашкарова Т.И._____ (Ф.И.О.) |
Рабочая программа
индивидуального учебного маршрута
«Погружение в географию»
9 класс
базовый уровень
на 2019 - 2020 учебный год
Разработана: Кашкаровой Т.И.
учителем биологии
высшей квалификационной категории
г. Ковдор
2019 год
Пояснительная записка
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Предлагаемый факультативный курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.
Факультативный курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений обучающегося. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.
Задачи изучения данного факультативного курса:
формирование систематических и прочных знаний по предмету;
отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.
Количество часов: 34 (1 занятие в неделю)
Планируемые результаты изучения
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств.
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- создавать устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание курса.
Тема 1: Источники географической информации. Планетарные особенности Земли. План, географическая карта, глобус. Измерение расстояний на плане местности. Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами. |
Тема 2: Географические открытия и исследования Земли. Накопление знаний о природе Земли. Важнейшие географические открытия. Имена русских путешественников на карте. |
Тема 3: Определение географических координат по карте. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Определение местоположения объекта по координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат. |
Тема 4: Решение задач на определение часового пояса. Местное время, часовые пояса, декретное время, линия перемены дат. Определение поясного времени на поверхности земного шара. Решение задач по определению времени полета самолета. |
Тема 5: Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца. Решение задач по определению географических координат по поясному времени и углу падения солнечных лучей. |
Тема 6. Построение профиля рельефа местности по топографической карте. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности по заданной линии. Отработка навыков и умений. |
Тема 7. Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Геохронология. Экзогенные и эндогенные процессы. |
Тема 8. Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Воды суши: состав, свойства, происхождение. Воды Мирового океана и их свойства. Части Мирового океана. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Стихийные явления в гидросфере. |
Тема 9. Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Климатические пояса Земли. Анализ климатограмм и определение по ним климатических поясов Земли. Решение задач по синоптическим картам. Стихийные явления. |
Тема 10. Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Природные зоны мира. Высотная поясность. Биоценоз. Факторы почвообразования, закономерности распространения почв. Эндемики. Природные комплексы. Охраняемые территории. |
Тема 11. Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части света. Особенности природы материков. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. |
Тема 12. Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части света. Особенности природы материков. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. |
Тема 13. Особенности природы океанов. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части океанов. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение водных объектов по краткому описанию. |
Тема 14. География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию. |
Тема 15. Хозяйство России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. |
Тема 16. Население России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Народы. Языковая принадлежность. Религиозный состав населения России. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. |
Тема 17. Демографическая ситуация в России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Работа со статистическими данными. Решение задач по определению плотности населения, естественного прироста, величины миграционного прироста (убыли) населения. |
Тема 18. Природопользование и экология. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Классификация природных ресурсов. Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона. |
Тема 19. Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. Административно-территориальное устройство РФ. Краткая характеристика районов. Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию. |
Тема 20. Многообразие стран современного мира. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Типология стран. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию. |
Тема 21. Обобщение знаний по курсу. |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Источники географической информации. | 1 | | |
2 | Географические открытия и исследования Земли. | 1 | | |
3 | Определение географических координат по карте. | 1 | | |
4 | Нахождение объекта по указанным координатам. | 1 | | |
5 | Определение расстояний на карте между объектами. | 1 | | |
6 | Определение направлений на карте и плане местности. | 1 | | |
7 | Решение задач на определение часового пояса. | 1 | | |
8 | Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей. | 1 | | |
9 | Построение профиля рельефа местности по топографической карте. | 1 | | |
10 | Чтение профиля, определение нужного профиля на плане местности. | 1 | | |
11 | Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | 1 | | |
12 | Определение горных пород, зон землетрясений и вулканизма. | 1 | | |
13 | Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | 1 | | |
14 | Работа с картой. Определение рек и озер каждого материка. | 1 | | |
15 | Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | 1 | | |
16 | Решение задач на определение амплитуды температур, давления, влажности воздуха. | 1 | | |
17 | Чтение климатограмм, определение циклонов и антициклонов. | 1 | | |
18 | Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. | 1 | | |
19 | Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида. | 1 | | |
20 | Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка. | 1 | | |
21 | Особенности природы океанов. | 1 | | |
22 | География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы. | 1 | | |
23 | Хозяйство России. | 1 | | |
24 | Население России. | 1 | | |
25 | Демографическая ситуация в России. | 1 | | |
26 | Решение задач на определение естественного прироста и воспроизводства. | 1 | | |
27 | Решение задач на определение миграционного прироста. | 1 | | |
28 | Рациональное и нерациональное природопользование и экология. | 1 | | |
29 | Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. Определение районов с разной плотностью. | 1 | | |
30 | Определение стран по описанию. | 1 | | |
31 | Определение субъектов России. | 1 | | |
32 | Выбор участка, обоснование. Факторы размещения. | 1 | | |
33 | Многообразие стран современного мира. | 1 | | |
34 | Обобщение по курсу. | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
Используемый УМК.
Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии, Дрофа, 2004 г.
Атласы по географии 6 класс – 10 класс, Москва, Дрофа 2008 г.
Баринова Н.А., «Природа России», учебник для общеобразовательных учебных заведений. Изд-во «Дрофа», 2013 г.
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Мультимедийная обучающая программа: География 6 класс. География 7 класс.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. М.: Просвещение, 2013.
География: население и хозяйство России. - Учебник для общеобразовательных учебных заведений. А.И. Алексеев, В.В.Николина. Изд-во «Просвещение», Москва – 2006 г.
География: население и хозяйство России. - Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дронов, Ром. Изд-во «Просвещение», Москва – 2006 г.
Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.