«Я и мир вокруг меня»
Пояснительная записка
«Все яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании.
Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.»
Л. Н. Толстой
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
При этом выпускники школ – интернатов, имеющие медицинский диагноз «олигофрения», не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.
Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы уделяется много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются - выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
С этой целью мною разработана программа, которая предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 11 до 16 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Программа является документом для воспитательного процесса и составлена в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» на 2021 – 2023 учебный год.
Новизна программы состоит в том, что она:
состоит из 9 взаимопроникаемых в содержательной основе подпрограмм, работающих над одной целью - формирование социально адаптированной личности ребенка;
представляет собой систему, постоянно обогащаемую информацией, результатами и опытом работы;
представляет собой форму педагогического сотрудничества;
представляет систему, позволяющую отследить индивидуальное развитие ребенка.
Цель программы: формирование социально адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках;
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
- привитие культуры внешнего вида, поведения вне школы, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты;
- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями;
- подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот;
- создание условий для самореализации детей;
- преодоление недостатков психического и физического развития детей;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
- осуществление связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы позволит:
Создать в группе максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни.
Усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране.
Удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.
Для воспитанника:
получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
психологическая поддержка и защита;
умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;
осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;
умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
сохранение физического и психического здоровья.
Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы формирования социально-адаптированной личности оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся в конце учебного года.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Содержание основных компетенций учащихся.
Каждый человек имеет определенную совокупность компетентностей или способностей включаться в какую-либо деятельность. Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенном поведении, которое опирается на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладающий высокой степенью универсальности. Выпускники школы должны владеть ключевыми компетентностями:
Автономизационная компетентность – способность личности к самостроительству, творческому саморазвитию;
Нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
Коммуникативная компетентность – умение вступать в общение с целью быть понятым, владение навыками общения;
Информационная компетентность – владение информационными технологиями, умение работать с различными видами информации;
Социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, в команде, в коллективе;
Продуктивная компетентность – умение работать, способность к созданию продукта деятельности, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Направления реализации программы
В программе учитываются пять направлений развития личности, закрепленных ФГОС:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общекультурное;
общеинтеллектуальное.
Основными видами деятельности при организации воспитательного процесса по данным направлениям являются:
Игровая деятельность;
Интеллектуально- познавательная деятельность;
Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественно-эстетическая деятельность;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
Гражданско- патриотическое воспитание;
Трудовая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Туристско-краеведческая деятельность.
Игровая деятельность.
Цель: насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через игровые формы.
Задачи:
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.
Формировать эмоциональную память, навыки общительности.
Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать коммуникативные качества у детей в игре.
Развивать воображение как основу творческой деятельности.
Развивать у детей образную память, внимание, речь.
Формировать в процессе игр нестандартное мышление.
Развивать координацию и мелкую моторику.
Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
Организовывать коллективные и индивидуальные игры в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | Дидактические игры и упражнения | Коррекционное занятие | 1 |
2 | «Учимся работать дружно» | Беседа | 1 |
Октябрь |
3 | Игровые сенсорные упражнения | Коррекционное занятие | 1 |
4 | Подвижные игры | Игра | 1 |
Ноябрь |
5 | «Хорошо здоровым быть» | Игровой практикум | 1 |
6 | Спортивные игры | Игра | 1 |
Декабрь |
7 | Настольные игры | Игра | 1 |
8 | Подвижные игры | Игра | 1 |
Январь |
9 | «Путешествие в Лукоморье» | Игра-путешествие | 1 |
1 | Спортивные игры | Игра | 1 |
Февраль |
1 | Игровые сенсорные упражнения | Коррекционное занятие | 1 |
1 | Путешествие по городу Вежливости | Игра | 1 |
Март |
1 | «Что? Где? Когда?» | Викторина | 1 |
1 | Спортивные игры | Игра | 1 |
Апрель |
| Вечер вопросов и ответов | Коррекционное занятие | 1 |
| Подвижные игры | Игра | 1 |
Май |
| Город веселых мастеров | Коррекционное занятие | 1 |
| Конкурс загадок, частушек | Практическое занятие | 1 |
Общее количество часов | 18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны принимать активное участие во всех школьных праздниках и мероприятиях; уметь с пользой проводить своё свободное время, правильно вести себя в играх, свободном общении. У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.
Интеллектуально- познавательная деятельность.
Цель: формирование мотивации к активной познавательной деятельности
Задачи:
Изучать особенности учебной деятельности каждого воспитанника с последующей коррекцией на основании диагностики интеллектуальных знаний и умений.
Развивать и совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление) и формировать ключевые компетенции обучающихся.
Обогащать знания детей на основе развития познавательной деятельности.
Формировать у воспитанников потребность расширения кругозора, развития логического и творческого мышления, рационального взгляда на окружающий мир.
Формировать у детей знания о природе, человеке, обществе.
Создать условия для становления, развития и совершенствования познавательных интересов обучающихся средствами воспитательной работы.
Развивать у школьников познавательную активность, устойчивый интерес, внимание, различные виды памяти.
Формировать мыслительную деятельность.
Обогащать сознание обучающихся знаниями о Родине, природе, обществе, человеке, технике.
Повышать уровень воспитанности школьников.
Развивать свободную, жизнелюбивую, созидательную личность.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | Величие нашей страны (знакомство с городами). | Презентация. | 1 |
2 | Занимательные упражнения «Полминутки для шутки» | Коррекционное занятие | 1 |
Октябрь |
3 | Уроки этикета | Беседа +практическое занятие | 1 |
4 | Беседа по ПДД | Беседа | 1 |
Ноябрь |
5 | «В мире сказок» | Беседа | 1 |
6 | Занимательные упражнения «Полминутки для шутки» | Коррекционное занятие | 1 |
Декабрь |
7 | «Тайна твоего имени» | Беседа | 1 |
8 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Коррекционное занятие | 1 |
Январь |
9 | «Раз в крещенский вечерок» | Беседа | 1 |
1 | Развивающая игра «Доскажи словечко» | Коррекционное занятие | 1 |
Февраль |
1 | «На свете множество профессий» | Беседа | 1 |
1 | Решение головоломок «Кто быстрее» | Коррекционное занятие | 1 |
Март |
1 | «Почему мы так говорим» | Беседа | 1 |
1 | Викторина «Угадай - ка» | Коррекционное занятие | 1 |
Апрель |
1 | «Природный мир вокруг меня» | Беседа | 1 |
1 | Ученический калейдоскоп «Вопросы для догадливых» | Коррекционное занятие | 1 |
Май |
1 | «Семь чудес света» | Беседа | 1 |
1 | Развивающая игра «Вставь пропущенную букву» | Коррекционное занятие | 1 |
Общее количество часов | 18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны сопоставлять свои знания с окружающей действительностью. Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе. У детей должно быть сформировано правильное поведение в экстренных ситуациях. Знать свои права и обязанности, правила поведения в школе и общественных местах; уметь правильно себя вести в общении со сверстниками, обращаться с просьбой, выражать слова благодарности.
Досугово – развлекательная деятельность
Цель: насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через систему массовых мероприятий.
Задачи:
Формировать у детей контактность, толерантность и способность к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.
Привлечь детей к участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.
Вовлечь обучающихся в разностороннюю досугово-развлекательную деятельность, развивать личность школьника, его творческие способности.
Формировать навыки позитивного коммуникативного общения, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
Воспитывать духовно–нравственные качества личности.
Развивать навыки рефлексивных действий.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | «День знаний» | Торжественная линейка | 1 |
2 | «Как я провел лето» | Беседа | 1 |
Октябрь |
3 | «Вот и стали мы на год взрослее» | Беседа | 1 |
4 | «По дорогам осени» | Экскурсия. | 1 |
Ноябрь |
5 | Фольклорная неделя | Театрализованное представление | 1 |
6 | «День матери» | Концерт | 1 |
Декабрь |
7 | «По дорогам сказки» | Новогоднее театрализованное представление | 1 |
Январь |
8 | Путешествие по зимнему лесу | Экскурсия | 1 |
Февраль |
9 | «Фестиваль сказок» | Театрализованное представление | 1 |
1 | «Ты будущий солдат» | Концерт | 1 |
1 | Масленица | Театрализованное представление | 1 |
Март |
1 | «Милые мамы» | Концерт | 1 |
Апрель |
1 | «Пасха» | Театрализованное представление | 1 |
| Празднование памятных дат в жизни детей | | В течение года |
| Спортивные мероприятия | | В течение года |
Общее количество часов | 13 |
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.
Художественно-эстетическое творчество.
Цель: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной; развитие личности воспитанников, их
творческих способностей.
Задачи:
Формировать у воспитанников художественный вкус и потребность в эстетической и творческой деятельности.
Прививать детям любовь к искусству.
Обучать умению видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.
Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, искусстве, труде, общении.
Развивать инициативу и творчество.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | Осенние зарисовки | Конкурс | 1 |
2 | «В лес осенний мы пойдем» | Экскурсия в лес | 1 |
Октябрь |
3 | «Золотая осень» | Коррекционное занятие по ИЗО (рисование на тему «Золотая осень») | 1 |
4 | Мы живём у Байкала | Беседа | 1 |
Ноябрь |
5 | «В мире сказок» | Час детского чтения | 1 |
6 | «Мои любимые животные и птицы» | Коррекционное занятие по лепке | 1 |
Декабрь |
7 | «Давайте говорить правильно» | Беседа | 1 |
8 | Мастерская Деда Мороза | Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку | 1 |
Январь |
9 | «Зимушка - зима» | Прогулка - наблюдение | 1 |
1 | «Зимний вечер» | Час детского чтения | 1 |
Февраль |
1 | «23 февраля» | Коррекционное занятие по ИЗО | 1 |
1 | «Природа в музыке и поэзии» | Беседа | 1 |
Март |
1 | «Женщине посвящается…» | Конкурс рисунков | 1 |
1 | «Весне мы рады» | Конкурс рисунков | 1 |
Апрель |
1 | «Мы рисуем улицу» | Конкурс рисунков | 1 |
1 | «Моя малая Родина» | Конкурс рисунков | 1 |
Май |
1 | «Праздник Победы» | Конкурс рисунков | 1 |
1 | Русская природа в поэзии | Чтение стихов | 1 |
Общее количество часов | 18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должно быть сформировано положительное отношение к народным традициям, участию в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ. Воспитанники должны уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки).
Социальное творчество (социально-преобразующая деятельность)
Цель: формирование у воспитанников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).
Задачи :
Сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы.
Сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем.
Сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.
Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях.
Познакомить с современными социальными акциями города и развивать положительную мотивацию для участия в них.
Формировать потребность делать добрые дела.
Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей
( взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | «Наш чистый двор» | Акция | 1 |
2 | «Воспитанный человек – какой он?» | Беседа | 1 |
Октябрь |
3 | «Герои нашего времени» | Устный журнал | 1 |
4 | «Милосердие» | Акция | 1 |
Ноябрь |
5 | «О заботливом отношении к людям» | Беседа | 1 |
6 | «Посади гостей за стол» | Игра | 1 |
Декабрь |
7 | «Как научиться владеть собой» | Беседа | 1 |
8 | «Супер - дежурный» | Конкурс | 1 |
Январь |
9 | «Добрые дела детскими руками» | Акция | 1 |
1 | Операция «Уют» | Практическое занятие | 1 |
Февраль |
1 | «Кому нужна моя помощь?» | Беседа | 1 |
1 | «Сделай книгу красивой» | Акция | 1 |
Март |
1 | «Помоги зимующим птицам» | Экологический десант | 1 |
1 | «Добрые дела детскими руками» | Акция | 1 |
Апрель |
1 | «Наш чистый двор» | Экологический субботник | 1 |
1 | «Любим добрые поступки» | Беседа | 1 |
Май |
1 | «Учимся общаться» | Беседа | 1 |
1 | «Поможем птицам» | Акция | 1 |
Общее количество часов | 18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Уметь соблюдать дисциплинарные дистанции в общении с взрослыми, принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Уметь вливаться в общественную жизнь школы, принимать систему школьных и правовых требований; участвовать в жизни школы и своего класса, решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; подготовка обучающихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Задачи:
создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
изучить нормы общественной жизни, законы, её регулирующие, и деятельность общественных институтов; познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.
Формировать у детей гордость за отечественную историю, народных героев.
Формировать у воспитанников такие понятия, как долг, честь, гражданская нравственность.
Пробудить интерес к прошлому своего народа.
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Воспитывать у детей любовь к своей Родине, гражданское самосознание, патриотизм, уважение к Отчизне, её истории, традициям.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | «Я гражданин России» | Беседа-диалог | 1 |
2 | «Правила общежития» | Беседа | 1 |
Октябрь |
3 | «Венок дружбы» | Игра | 1 |
4 | Величие нашей страны (знакомство с городами). | Презентация | 1 |
Ноябрь |
5 | Мой край – Бурятия моя | Коррекционное занятие по ИЗО | 1 |
6 | «Моя группа – моя семья» | Беседа | 1 |
Декабрь |
7 | «Международный день инвалидов» | Беседа | 1 |
8 | «Закон и ты» | Беседа | 1 |
Январь |
9 | «Россия-многонациональное государство» | Круглый стол | 1 |
1 | «Что значит быть гражданином» | Беседа | 1 |
Февраль |
1 | «День защитника отечества» | Беседа | 1 |
1 | День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве | Беседа | 1 |
Март |
1 | «Путешествие по страницам Красной книги» | Беседа | 1 |
1 | «Я и мое Отечество» | Урок - путешествие | 1 |
Апрель |
1 | «Международный день детской книги» | Беседа | 1 |
1 | «Государственная символика» | Беседа | 1 |
Май |
1 | «Что значит быть ответственным» | Беседа | 1 |
1 | «Памяти павших будем достойны» | Беседа | 1 |
Общее количество часов | 18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны иметь ценностное отношение к своему народу, своему краю; знать основные права и обязанности гражданина РФ; уважать права другого человека, знать, кто защищает права ребёнка.
Трудовая деятельность.
Цель: Формирование у воспитанников трудовых умений и навыков, подготовка детей к самостоятельному труду.
Задачи:
Формировать у обучающихся навыки самообслуживания в самостоятельной жизни.
Воспитывать у детей положительные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость.
Сформировать представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Формировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
Формировать элементарные представления об основных профессиях;
Формировать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
Формировать навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
Формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;
Формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу. Доброжелательно оценивать работу сверстников. В корректной форме делать замечания и давать советы.
Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | «Уют своими руками» | Практическое занятие | 1 |
Октябрь |
2 | «Встречают по одежке – провожают по уму» | Практическое занятие | 1 |
Ноябрь |
3 | «Мелкий ремонт одежды» | Беседа +практическое занятие | 1 |
Декабрь |
4 | «Дружба с веником и тряпкой» | Беседа +практическое занятие | 1 |
Январь |
5 | «Труд кормит, а лень портит» | Беседа | 1 |
Февраль |
6 | «На свете множество профессий» | Беседа | 1 |
Март |
7 | «Школа – наш общий дом» | Беседа | 1 |
Апрель |
8 | «Неряхам – нет!» | Практическое занятие | 1 |
Май |
9 | «В гостях у Золушки» | Игра | 1 |
| Труд по самообслуживанию, дежурство по группе, генеральные уборки, благоустройство школьного двора. | | Ежедневно |
Общее количество часов | 9 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; знать роль трудовой деятельности в жизни человека, различные виды профессий, уважать и ценить труд людей. Воспитанники должны уметь выполнять элементарную уборку помещения, выполнять мелкий ремонт одежды, ухаживать за комнатными растениями.
Спортивно – оздоровительная деятельность.
Цель: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, помощь в осознанном выборе здорового стиля жизни.
Задачи:
Укреплять здоровье детей: закаливать детский организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические навыки и привычки культурного поведения.
Формировать у детей позицию значимости здоровья в дальнейшей жизни; прочные основы нравственного и здорового образа жизни.
Содействовать всестороннему развитию личности, приобщать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.
Формировать у обучающихся навыки сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время.
Формировать представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Воспитывать у детей смелость, дисциплинированность, дружелюбие. удовлетворять потребность детей в движении.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | Что такое ЗОЖ | Беседа- диалог | 1 |
Октябрь |
2 | «Веселая физминутка» | Конкурс | 1 |
Ноябрь |
3 | «Мороз и солнце – день чудесный» | Урок здоровья | 1 |
Декабрь |
4 | Игры народов мира | Игра | 1 |
Январь |
5 | «Самый ловкий» | Эстафета | 1 |
Февраль |
6 | «Зимние забавы» | Игра | 1 |
Март |
7 | «Кто долго жует, тот долго живет» | Беседа | 1 |
Апрель |
8 | «Как беречь зубы» | Беседа | 1 |
Май |
9 | Подвижные игры | Игра | 1 |
| Утренняя зарядка | | Ежедневно |
Общее количество часов | 9 | |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны владеть основами знаний о здоровом образе жизни, заботится о своём здоровье, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Должны знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня.
Туристско-краеведческая деятельность.
Цель: формирование у детей представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы через развитие познавательной активности в изучении родного края.
Задачи:
Познакомить воспитанников с достопримечательностями и интересными людьми г. Инсар.
Способствовать физическому развитию детей, их оздоровлению.
Тематический план
№ | Тема мероприятия | Форма | Количество часов на тему |
Сентябрь |
1 | «Памятники города» | Беседа-экскурсия | 1 |
Октябрь |
2 | «Обитатели водного мира» | Прогулка к реке | 1 |
Ноябрь |
3 | «Кто загрязняет нашу планету» | Беседа | 1 |
Декабрь |
4 | «Береги лес от пожара» | Беседа | 1 |
Январь |
5 | «Опасные животные» | Беседа | 1 |
Февраль |
6 | «По памятным местам Бурятии» | Путешествие по страницам книг | 1 |
Март |
7 | «Откуда берется вода в реке» | Беседа | 1 |
Апрель |
8 | «Что растет в лесу» | Экскурсия в лес | 1 |
Май |
9 | «Вечер туристской песни» | Музыкальный час | 1 |
Общее количество часов | 9 |
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должны быть сформированы нравственные навыки: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности за своё поведение в общественных местах. Уметь этично себя вести в природе, библиотеке, музее и т.д.
Общее количество часов в год: 130
Формы работы.
В процессе реализации программы «Я и мир вокруг меня» используются следующие формы работы: беседы; работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений); праздники;. игры, театрализованные представления; конкурсы; соревнования; практические занятия; коррекционные занятия; обсуждение ситуаций; деловые и ролевые игры; инструктивные занятия; информационные часы; прогулки; экскурсии; музыкальные часы;
Требования к знаниям и умениям воспитанников
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и др.
Коммуникативные компетенции:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо),
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона,, принтера, модема, копира.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Список источников
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие под ред. Б.П. Пузанова ВЛАДОС • 2011 год • 440 страниц Социальная педагогика: Учебник для бакалавров под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской Дашков и К • 2013 год • 279 страниц Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие / Ю.Ф. Гаркуша, Г.Н. Кувшинова. – М.: Изд-во В. Секачев, 2008. – 132 с.
Гордеюк Т. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / Т. Гордеюк, Л. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 192 с.
Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Владос, 2010. – 200 с.
Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
Возможности образовательной среды по формированию позитивного социального опыта воспитанников (обучающихся). Материалы I Межрегиональной заочной научно-практической конференции 9 декабря 2011 г. / Под ред. С.М. Студеникиной. – Омск: Омское РО ООО «ВПС», 2011. – 187 с.
Зеленский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. – М.:Планета, 2010
Быков А.К., Мельниченко И.И.Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
Недрышкин, И.В. Организационно-педагогическая модель формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности /И.В. Недрышкин //Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. Т. 3. Педагогика. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. – С. 97-108. (0,65 п.л.)
Недрышкин, И.В. Дидактическая система формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности /И.В. Недрышкин // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования. Научный журнал. – СПб., 2013. - №1(34) – С. 44-49. (0,6 п.л.)
Недрышкин, И.В. Педагогическое моделирование процесса формирования социального опыта детей в образовательной деятельности /И.В. Недрышкин //XVI Царскосельские чтения: Человек – гражданин – гражданское общество – правовое государство: материалы междунар. науч. конф. 24-25апреля 2012г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – Т. II. – С. 278-282. (0,35 п.л.)
Недрышкин, И.В. Изобразительная деятельность в структуре формирования социального опыта детей /И.В. Недрышкин //Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы междунар. науч. конф. 23-24 ноября 2012г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. – С.158-162. (0,35 п.л.)
Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
http://www.e-osnova.ru/journal/23 [Сайт журнала «Основа профессионального роста»];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].