ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемая программа факультативного курса «Мир вокруг меня» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В Занкова, главной задачей которой является представление обучающимися целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края и населения.
Познакомить с историей и современной жизнью своего населённого пункта.
Осваивать многовековое культурное наследие народа.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закреплять на практике.
Развивающие:
Стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае.
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать познавательные интересы, индивидуальные, интеллектуальные и творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать гражданские качества патриотического отношения к ЛНР и своему краю.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
Сформировать чувства красоты природы.
Создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения.
Укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей для учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии (всё это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно-прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: окружающий мир, литература, технология, ИЗО.
Программа «Мир вокруг меня» по содержательной, тематической направленности является экологической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени – четырёхгодичной.
В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-10 лет.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут .
Форма проведения:
Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
Экскурсия;
Практическое занятие, викторина, консультация;
Проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Методы и приёмы:
Программа рассчитана на 33 часа в год для 1 класса, на 34 часа в год для 2- 4 классов.
В результате изучения программы «Мир вокруг меня» воспитанники приобретают определённые знания и умения.
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Знания
экологические законы;
природоохранную деятельность человека;
в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающемуся необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», «Соотечественник», «Семья», необходимо настроить воспитанников на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.
Умения
Правильно употреблять экологические термины;
наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии);
ориентироваться в природоохранной деятельности человека;
применять правила безопасности труда;
воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода.
Представления
Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; национальные особенности жизни людей; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Для работы широко используются местные ресурсы: краеведческий музей школы, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
В 1 классе изучается своя семья, история происхождения имён, воспитывается интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, толерантность, понимание особенности общественных отношений в семье. Прививается любовь к родной школе. Дети учатся чувствовать себя частью большой школьной семьи, изучаются традиции родной школы, воспитывается дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества. Обучающиеся обогащаются знаниями, раскрывающими прошлое, историю района.
Прививается любовь к родной природе, воспитывается экологически грамотное отношение к природе.
Во 2-4 классах продолжается изучение природы родного края, республики, региона. Дети изучают растительный и животный мир малой родины. Обучающиеся знакомятся с социальным миром города, республики, региона, национальными костюмами, бытом, устным народным творчеством, фольклором.
Изучение распределено по блокам в 1 классе 33 часа, во 2-4 по 34 часа в год.
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | К-во часов |
1 | Моя семья | 7 |
2 | Моя школа | 9 |
3 | Мой район. Природа родного края | 17 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | К-во часов |
1 | Мой край, мой город | 17 |
2 | Мир природы моего города | 9 |
3 | Социальный мир города | 8 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | К-во часов |
1 | Луганская народная республика. История | 13 |
2 | Природа моей республики | 13 |
3 | Главное богатство республики | 8 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | К-во часов |
1 | Мой дом - Донбасс | 12 |
2 | Природа Донбасса | 12 |
3 | Народная мудрость Донбасса | 10 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
а) Специфическое сопровождение (оборудование):
-портреты писателей и поэтов, художников.
-Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,
-Библиотека книг для занятий,
б)Электронно-программное обеспечение:
-записи музыкальных произведений,
-видеофильмы,
-презентации к занятиям
в) Технические средства обучения:
- ноутбук, телевизор
-демонстрационный материал.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса «Мир вокруг меня» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У обучающихся продолжается:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Мир вокруг меня» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу (воспроизводить её на определённом этапе занятия при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия;
- фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Луганску область, Луганск — столицу ЛНР;
- различать государственные символы ЛНР — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов ЛНР;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
У обучающихся продолжится формирование ИКТ- компетентности:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их, распечатывать на принтере;
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- конструирование небольших сообщений: текстов, в том числе с добавлением иллюстраций (рисунков, фотографий);
- создание презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере;
- поиск информации для проектной деятельности, в том числе в контролируемом Интернете.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п | № Урока в теме | Название разделов, тем | Все-го часов | Количество часов | Дата |
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | По плану | По факту |
Моя семья (7 часов) |
1 | 1 | Что такое семья? Вводное занятие | 1 | Познако-мить учащихся с понятием «семья». | Игра. | | |
2 | 2 | Кто я? Где живу? | 1 | Показать роль ребёнка в причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае. | Тренинг. | | |
3 | 3 | Дорожите именем своим. Тайны наших имён. | 1 | Показать историю происхождения имён | Беседа | | |
4 | 4 | Мой папа. Моё отчество. Моя мама. | 1 | Показать значение мамы в рождении детей, значение отца и мамы в воспитании ребенка. | Выступле-ния детей | | |
5 | 5 | Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии» | 1 | Познако-мить с профессия-ми различных направле-ний | Презента-ция | | |
6 | 6 | Профессии моих родителей. | 1 | Изучить профессии родителей учащихся, их значением для человека и общества | Игра | | |
7 | 7 | Мой дедушка. Моя бабушка. Моя родословная. | 1 | Воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам. | Игра. | | |
Моя школа (9 часов) |
8 | 1 | Что такое школа? Вводное занятие. | 1 | Выявить, что учащиеся знают о школе. | Беседа. | | |
9 | 2 | Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. | 1 | Провести обзорную видео-экскурсию о школе | Просмотр фильма. | | |
10 | 3 | Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. | 1 | Экскурсия по школьному двору. | Экскурсия | | |
11 | 4 | Достижения моей школы. | 1 | Познако-мить с достижениями школы и её выпускни-ков. | Экскурсия | | |
12 | 5 | Традиции школы. Законы и заповеди | 1 | Изучить традиции родной школы. | Игра-тренинг. | | |
13 | 6 | Мой класс. Правила поведения в классе. | 1 | Изучить правила поведения в классе. | Рассказ, беседа | | |
14 | 7 | Я – ученик моей школы. | 1 | Воспиты-вать дружеское отношение к одно-классникам, коммуника-тивные качества | Игра. | | |
15 | 8 | Конкурс рисунков «Моя школа» | 1 | Подгото-вить выставку | Конкурс | | |
16 | 9 | Итоговое занятие по теме «Моя школа» | 1 | Подведение итогов по теме | Игра. | | |
Мой район. Природа родного края (17 часов) |
17 | 1 | Жовтневый район Луганска. Вводное занятие. | 1 | Обзорная экскурсия по районам города. | Экскурсия. | | |
18 | 2 | История создания района. | 1 | Знакомство с историей создания Жовтневого района | Видеопре-зентация | | |
19 | 3 | Растения родного края. | 1 | Познако-мить учащихся с основными растениями родного района. | Просмотр фильма. | | |
20 | 4 | Зелёный мир вокруг нас. | 1 | Расширить кругозор учащихся о растениях родного края. | Рассказ. | | |
21 | 5 | Мир насекомых. Виды, места обитания. | 1 | Познако-мить учащихся с основными видами насекомых, их местами обитания, образом жизни. | Рассказ. | | |
22 | 6 | Насекомые нашего края | 1 | Познако-мить учащихся с основными видами насекомых родного района, их местами обитания, образом жизни. | Экскурсия. | | |
23 | 7 | Обитатели вод. Общие признаки рыб. | 1 | Познако-мить учащихся с основными видами рыб родного района, их местами обитания, образом жизни, необходимостью их охраны. | Просмотр фильма. | | |
24 | 8 | Обитатели воздушного пространства. Птицы, их признаки | 1 | Познако-мить учащихся с основными видами птиц родного района, их местами обитания, образом жизни, необходимостью подкормки их в зимнее время. | Просмотр фильма | | |
25 | 9 | Птицы нашего края | 1 | Познако-мить с видами птиц нашего края. | Экскурсия | | |
26 | 10 | Наблюдения за птицами | 1 | Экскурсия | Экскурсия | | |
27 | 11 | Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек. | 1 | Практи-ческая работа | Практи-ческая работа | | |
28 | 12 | Игра «Птичий час» | 1 | | Игра | | |
29 | 13 | Животный мир. Общие понятия. | 1 | Познако-мить обучающихся с основными видами животных. | Рассказ | | |
30 | 14 | Звери, обитающие на территории нашего края | 1 | Познако-мить учащихся с основными видами зверей родного района, их местами обитания, образом жизни. | Рассказ. | | |
31 | 15 | Охраняемые виды животных нашего края | 1 | Познако-мить учащихся с основными видами с охраняемыми видами животных родного края, мерами по их охране. | Рассказ | | |
32 | 16 | В мире животных | 1 | Викторина | Викторина | | |
33 | 17 | Конкурс рисунков «Природа родного края» | 1 | Подведение итогов по курсу. | | | |
2 класс
№ п/п | № уро ка в теме | Название разделов, тем | Все го ча сов | Количество часов | Дата |
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности | Практическая часть занятия / форма организации деятельности | По плану | По факту |
Мой край, мой город (17 часов) |
1 | 1 | Мой дом – Луганск | 1 | Страна большая, наш край, город – посёлок его часть. | Конкурс рисунков Правила поведения | | |
2 | 2 | Начало пути… | 1 | История образования школы №43 | Создание газеты о школе | | |
3 | 3 | Рождение города. С чего всё началось? | 1 | Посещение библиотеки, подборка материала | Сообщение «Рождение города» | | |
4 | 4 | Место на карте | 1 | Расположе-ние и значение города | Работа с картой города, (местоположение города) | | |
5 | 5 | Дата образования города | 1 | Важные даты в истории развития города | Составле-ние календаря знаменательных событий | | |
6 | 6 | Имя в истории. Проект | 1 | История появления названий улиц | Составле-ние альманаха «Где моя улица, где мой дом» | | |
7 | 7 | Имя в истории. Проект | 1 | История появления названий улиц | Кроссворд | | |
8 | 8 | Интересные люди нашего города | 1 | Встреча с интересными людьми | Экскурсия Выставка работ | | |
9 | 9 | «Символика города» | 1 | Символы города | Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего города» | | |
10 | 10 | Социальный мир города | 1 | Жители города | Игра «Поиграем в экономику» | | |
11 | 11 | Люди различных национальнос-тей нашего города | 1 | Жители города | Рисуем «национальный костюм» | | |
12 | 12 | «Здравствуй, край луганский милый…» Литературный вечер | 1 | Поэты нашего города | Литератур-ный вечер | | |
13 | 13 | Что читают луганчане?! | 1 | Луганские библиотеки | Экскурсия в библиотеку | | |
14 | 14 | Мы – помним! | 1 | История появления памятника погибшим | Экскурсия | | |
15 | 15 | «Я и мой город» | 1 | Защита ученических проектов | Проект «Каким я вижу город» | | |
16 | 16 | «Я и мой город» | 1 | Защита ученических проектов | Проект «Каким я вижу город» | | |
17 | 17 | «Конкурс знатоков родного края» | 1 | История, важные даты и вехи города | Игра | | |
Мир природы моего края ( 9 часов ) |
18 | 1 | Растительный мир города | 1 | Особенности растительно-го мира города | Экскурсия по экологичес-кой тропе | | |
19 | 2 | Мир природы «хвойные и лиственные деревья» нашего города Мини-проект. | 1 | Животный и раститель-ный мир Разновидности деревьев | Сообщение о растениях и животных. Конкурс поделок из природного материала Кроссворд «Дары леса» Экскурсия Конкурс аппликаций из сухих листьев и цветов, поделки из овощей | | |
20 | 3 | Красота природы родного города | 1 | Какое значение имеет красота для жизни города | Презента-ция «Природа родного города», Экскурсия | | |
21 | 4 | Что дает нам лес? | 1 | Какую пользу приносит нам лес | Правила поведения в лесу. Игровая программа | | |
22 | 5 | «Край, в котором мы живем» | 1 | Географическое расположе-ние, климатичес-кие особенности Природные богатства | Викторина Экскурсия | | |
23 | 6 | «Лекарственные растения нашего края» | 1 | Лекарствен-ные растения, прорастаю-щие на территории нашего края | Оформле-ние пособия «Лекарственные растения нашего края» | | |
24 | 7 | «Лекарственные растения нашего края» | 1 | Лекарствен-ные растения, прорастаю-щие на территории нашего края | Оформле-ние пособия «Лекар-ственные растения нашего края» | | |
25 | 8 | Город в любое время года | 1 | Природа города во все времена года | Создание буклета | | |
26 | 9 | Город в любое время года | 1 | Природа города во все времена года | Создание буклета | | |
Социальный мир города (8 часов) |
27 | 1 | Народные праздники | 1 | Основные праздники и их традиции | Сообщения Экскурсия в ДК | | |
28 | 2 | «Все профессии важны, все профессии нужны». Проект. | 1 | Профессии города | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» | | |
29 | 3 | Искусство в городе | 1 | Развитие традиций искусства | Встреча с людьми искусства | | |
30 | 4 | Школьная жизнь | 1 | Традиции нашей школы | Экскурсия | | |
31 | 5 | Я – ученик моей школы. Проект | 1 | Достижения школы, значение её в жизни учащихся | Личное портфолио | | |
32 | 6 | Мой город | 1 | | Конкурс рисунков «Мой Луганск родной» | | |
33 | 7 | «Знай и люби свою малую Родину» | 1 | Итоговое занятие по всем разделам | Конкурс знатоков | | |
34 | 8 | Итоговое занятие
| 1 | Итоговое занятие по всем разделам | Конкурс знатоков | | |
3 класс
№ п/п | № уро ка в теме | Название разделов, тем | Всего ча сов | Количество часов | Дата |
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности | Практическая часть занятия / форма организации деятельности | По плану | По факту |
Луганская народная республика. История ( 13 часов) |
1 | 1 | ЛНР | 1 | История образования | | | |
2 | 2 | Точка на карте | 1 | Месторасположение на карте | Работа с картой | | |
3 | 3 | Вехи истории.
| 1 | Основные даты района | Газета «Дата – событие» | | |
4 | 4 | Символика | 1 | Основные символы | | | |
5 | 5 | Климат | 1 | Климатические условия | Создание календаря наблюдений за погодой | | |
6 | 6 | Национальное разнообразие | 1 | Многообра-зие националь-ностей, проживаю-щих на территории | Викторина | | |
7 | 7 | Коренные народы | 1 | Быт коренных народов на территории | Сообщения учащихся | | |
8 | 8 | Предприятия ЛНР | 1 | Основные предприятия | Конкурс рисунков | | |
9 | 9 | Предприятия ЛНР | 1 | Основные предприятия | Конкурс рисунков | | |
10 | 10 | «Эхо войны» | 1 | ЛНР. Годы войны | Письмо солдату | | |
11 | 11 | Святые места… Проект | 1 | История появления святых мест на территории | Практичес-кая работа по выбору | | |
12 | 12 | Святые места… Проект | 1 | История появления святых мест на территории | Практичес-кая работа по выбору | | |
13 | 13 | Итоговое занятие по теме | | | | | |
Природа моей республики ( 13 часов) |
14 | 1 | Экскурсия в природу | 1 | Растительный мир | Составление альманаха «Знаменитые растения» | | |
15 | 2 | Экскурсия в природу | 1 | Животный мир | Составление альманаха «Знаменитые животные» | | |
16 | 3 | Звери, обитающие на территории ЛНР | 1 | Животный мир | Кроссворд, викторина | | |
17 | 4 | Звери, обитающие на территории ЛНР | 1 | Животный мир | Кроссворд, викторина | | |
18 | 5 | Рыбное богатство | 1 | Охрана рыбных богатств | Создание газеты «Рыбное разнообразие республики» | | |
19 | 6 | Рыбное богатство | 1 | Охрана рыбных богатств | Создание газеты «Рыбное разнообразие республики» | | |
20 | 7 | Охраняемые виды живого | 1 | Растения, животные ЛНР, занесенные в Красную книгу | Составление отчета | | |
21 | 8 | Заповедные места | 1 | | Кроссворд | | |
22 | 9 | Полезные ископаемые – наше богатство | 1 | Значение открытия полезных ископаемых для развития республики | Викторина | | |
23 | 10 | Реки нашей республики | 1 | Какие реки есть в ЛНР, подбор материала к буклетам | Буклеты «Охраняй водные богатства!» | | |
24 | 11 | Водные богатства | 1 | Какие озёра есть в республике, подбор материала для буклетов | Буклеты «Охраняй водные богатства!» | | |
25 | 12 | Луганская республика весной | 1 | Природа ЛНР | Экскурсия по тропе природы | | |
26 | 13 | Итоговый урок по теме | 1 | Подведение итогов | Конкурс | | |
Главное богатство республики (8 часов) | |
27 | 1 | Все профессии республики | 1 | Профессии работников ЛНР | Сочинение «Кем работают мои родители?» | | |
28 | 2 | Что дает наш город республике? | 1 | Значение города | Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту» | | |
29 | 3 | Богатство талантов | 1 | Писатели, художники | Конкурс | | |
30 | 4 | Они создали историю… | 1 | Вклад различных людей в историю | Встреча со знаменитыми людьми района | | |
31 | 5 | Они создали историю… | 1 | Вклад различных людей в историю | Встреча со знаменитыми людьми района | | |
32 | 6 | Детские организации республики | 1 | Детские организации республики | Знакомство с деятельно-стью детских организаций | | |
33 | 7 | Итоговое занятие по теме | 1 | Подведение итогов | Подведение итогов | | |
34 | 8 | Итоговое занятие за год | 1 | Подведение итогов | Подведение итогов | | |
4 класс
№ п/п | № уро ка в теме | Название разделов, тем | Все го ча сов | Количество часов | Дата |
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности | Практическая часть занятия / форма организации деятельности | По пла ну | По фак ту |
Мой дом — Донбасс ( 12 часов) |
1 | 1 | Мой дом — моя республика | 1 | Расположе-ние описание | Нахождение на карте | | |
2 | 2 | Мой адрес - Донбасс | 1 | Значение для страны | Сочинение « Каким я вижу нашу республику в будущем» | | |
3 | 3 | Облик родной земли | 1 | Описание родного края в различных произведениях | Собрание самых красочных произведе ний о крае. | | |
4 | 4 | Облик родной земли | 1 | Описание родного края в различных произведениях | Собрание самых красочных произведе-ний о крае. | | |
5 | 5 | Мой дом на карте | 1 | История заселения Донбасса | Сообщения о первооткрывателях | | |
6 | 6 | Гербы Донбасса | 1 | История появления | Конкурс рисунков | | |
7 | 7 | Символ родной земли | 1 | Гимн и флаг | Аппликация | | |
8 | 8 | Символ родной земли | 1 | Растения-символы | Аппликация | | |
9 | 9 | Многонациональная родина | 1 | Как одеваются коренные народы
| Костюмы разных народов | | |
10 | 10 | Многонациональная родина | 1 | Как одеваются коренные народы
| Костюмы разных народов | | |
11 | 11 | Многонациональная родина | 1 | Как одеваются коренные народы
| Костюмы разных народов | | |
12 | 12 | Итоговое занятие по теме | | | | | |
Природа Донбасса ( 12 часов) |
13 | 1 | Реки Донбасса – многогранные и незабываемые | 1 | Реки Донбасса Протяженность основные притоки. | Конкурс рисунков | | |
14 | 2 | Река кормилица.
| 1 | Основное «население» рек | Составление буклета | | |
15 | 3 | Река кормилица.
| 1 | Основное «население» рек | Составление буклета | | |
16 | 4 | Приглашаем в путешествие по реке | 1 | Стихи и проза Мифы и легенды | Сочинение «Матушка – река» | | |
17 | 5 | Родная природа весной | 1 | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | Создание газеты | | |
18 | 6 | Многообразие растительного мира Донбасса. | 1 | Животный и раститель ный мир Донбасса | Создание презентации | | |
19 | 7 | Многообразие растительного мира Донбасса. | 1 | Животный и раститель ный мир Донбасса | Создание презентации | | |
20 | 8 | Многообразие животного мира Донбасса | 1 | Животный и растительный мир Донбасса | Создание газеты «Живой мир Донбасса» | | |
21 | 9 | Многообразие животного мира Донбасса | 1 | Животный и растительный мир Донбасса | Создание газеты «Живой мир Донбасса» | | |
22 | 10 | Многообразие животного мира Донбасса | 1 | Животный и растительный мир Донбасса | Создание газеты «Живой мир Донбасса» | | |
23 | 11 | Красная книга Донбасса Проект. | 1 | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Донбасса» | | |
24 | 12 | Итоговое занятие по теме | 1 | | | | |
Народная мудрость Донбасса ( 10 часов) |
25 | 1 | Народная мудрость Донбасса | 1 | Быт и традиции. Основные занятия. | Творческая работа по созданию орудия быта | | |
26 | 2 | Народная мудрость Донбасса | 1 | Быт и традиции. Основные занятия. | Творческая работа по созданию орудия быта | | |
27 | 3 | Пословицы, поговорки и загадки народов проживающих на территории Донбасса | 1 | Пословицы народов. Синонимичные с другими народами Загадки коренных народов | Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. Конкурс на самую лучшую загадку | | |
28 | 4 | Фольклорные праздники | 1 | | Сообщения | | |
29 | 5 | Фольклорные праздники | 1 | | Сообщения | | |
30 | 6 | Игры наших бабушек и дедушек. | 1 | Разнообразие игр | Составление игр для других классов. Конкурс на считалку для проведения игры | | |
31 | 7 | Игры наших бабушек и дедушек. | 1 | Разнообразие игр | Составление игр для других классов. Конкурс на считалку для проведения игры | | |
32 | 8 | Игры наших бабушек и дедушек. | 1 | Разнообразие игр | Составление игр для других классов. Конкурс на считалку для проведения игры | | |
33 | 9 | Игры наших бабушек и дедушек. | 1 | Разнообразие игр | Составление игр для других классов. Конкурс на считалку для проведения игры | | |
34 | 10 | Итоговое занятие | 1 | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов Руководитель МО ________________ Протокол №______ от ______________ |
СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР ______________Федотова В.Б. «_____»_______20_ г. |
29