СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Естественно-научная грамотность"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для общеобразовательных учреждений 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Естественно-научная грамотность"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

(естественнонаучная грамотность)

основное общее образование

5 – 9 класс

Учитель: Захарова Людмила Сергеевна

Класс:6

Количество часов по программе: 35

Количество часов в неделю: 1


2021 – 2022 г















Рабочая программа курса «Функциональная грамотность»

(естественнонаучная грамотность) в 5-9 классах составлена в соответствии:

  • с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577,

  • с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ пос. Прибой,

  • с программой курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы) (авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев) – Самара: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования" 2019

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности

образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

  • способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает использование понятий, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и

предсказать явления.

  • способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной

жизни;

  • способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных на научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).

Характеристика образовательного процесса.

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных в

рамках внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская,

естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 0,5 часа в неделю в каждом класс - комплекте.

Количество часов на один год обучения в одном класс - комплекте – 16 часов. В каждом классе рабочая программа начинается с реализации модуля

по формированию читательской грамотности. 1 четверть – модуль «читательская грамотность».

  1. четверть – модуль «математическая грамотность»,

  2. четверть – модуль «финансовая грамотность»,

  3. четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.

Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения

поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое

целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Метапредметные и предметные результаты:

5 класс (уровень узнавания и понимания)

- находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.

6 класс (уровень понимания и применения)

- объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.

7 класс (уровень анализа и синтеза)

- распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.

8 класс (уровень оценки (рефлексии))

- в рамках предметного содержания интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в

различном контексте в рамках предметного содержания.

9 класс (уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания) - интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах

в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

Личностные:

объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса с 5 по 9 классы

Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и средства

5 класс

Находит и

Определить вид

Тексты (учебный,

Уровень узнавания

извлекает

текста, его

художественный,

и понимания

информацию из

источник.

научно-популярный,

Учим

различных

Обосновать своё

публицистический;

воспринимать и

текстов

мнение.

повествовательный,

объяснять

Выделить

описательный,

информацию

основную мысль в

объяснительный;

текст,

медийный).

резюмировать его

По содержанию

идею.

тексты должны быть

Предложить или

математические,

объяснить

естественно-научные,

заголовок,

финансовые. Объём:

название текста.

не более одной

Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста.

страницы.


6 класс

Применяет

Сформулировать

Задачи (проблемные,

Уровень

информацию,

проблему,

ситуационные,

понимания и

извлечённую из

описанную в

практико-

применения

текста, для

тексте. Определить

ориентированные,

Учим думать и

решения разного

контекст.

открытого типа,

рассуждать

рода проблем

Выделить

контекстные).

информацию,

Проблемно-

которая имеет

познавательные

принципиальное

задания.

значение для

Графическая

решения

наглядность: граф-

проблемы.

схемы, кластеры,

Отразить

таблицы, диаграммы,

описанные в тексте

интеллект-карты.

факты и отношения

Изобразительная

между ними в

наглядность:

граф-схеме

иллюстрации,

(кластере, таблице)

рисунки.

Из предложенных

Памятки с

вариантов выбрать

алгоритмами

возможные пути и

решения задач,

способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф- схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.

проблем, заданий

7 класс

Анализирует и

Выделить

Тексты, задачи,

Уровень анализа и

интегрирует

составные части в

ситуации

синтеза

информацию для

представленной

Задачи (проблемные,

Учим

принятия

информации

ситуационные,

анализировать и

решения

(тексте, задаче,

практико-

интерпретировать

проблеме),

ориентированные,

проблемы

установить между

открытого типа,

ними взаимосвязи.

контекстные).

Сформулировать

Проблемно-

проблему на

познавательные

основе анализа

задания.

представленной

Графическая


ситуации.

наглядность: граф-

Определить

схемы, кластеры,

контекст

таблицы, диаграммы,

проблемной

интеллект-карты.

ситуации.

Изобразительная

Определить

наглядность:

область знаний,

иллюстрации,

необходимую для

рисунки.

решения данной

Памятки с

проблемы.

алгоритмами

Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу, презентацию. Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметного знания.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы.

решения

8 класс

Принимает

Оценить качество

Тексты, задачи,

Уровень оценки в

решение на

представленной

ситуации

рамках

основе оценки и

информации для

Карты: модельные,

предметного

интерпретации

решения личных,

технологические,

содержания

информации

местных,

ментальные,

Учим оценивать и

национальных,

дорожные

принимать

глобальных

решения

проблемы.

Предложить пути и


способы решения обозначенных проблем.

Спрогнозировать (предположить) возможные последствия предложенных действий. Оценить предложенные пути и способы решения проблем, выбрать и обосновать наиболее эффективные. Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы.

9 класс

Оценивает

Сформулировать

Типичные задачи

Уровень оценки в

информацию и

проблему

(задания)

рамках

принимает

(проблемы) на

метапредметного и

метапредметного

решение в

основе анализа

практического

содержания

условиях

ситуации.

характера.

Учим действовать

неопределённости

Выделить

Нетипичные задачи

и

граничные условия

(задания)

многозадачности

неопределённости

метапредметного и

многозадачности

практического

указанной

характера.

проблемы.

Комплексные

Отобрать (назвать)

контекстные задачи

необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы. Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы. Обосновать свой выбор. Доказать результативность и целесообразность выбранных способов деятельности.

(PISA)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

5 класс.

Звуковые явления (2 часа)

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества (5 часов)

Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение.

Земля и земная кора. Минералы (4 часа)

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Живая природа (5 часов)

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.

Свойства живых организмов. Проведение рубежной аттестации.

6 класс.

Строение вещества (8 часа)

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

Тепловые явления (8 часа)

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и

отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

Земля, Солнечная система и Вселенная (4 часа)

Представления о Вселенной. Модель Солнечной системы. Изучение и исследование Луны. Исследования ближайших планет – Марса, Венеры. Живая природа (12 часов)

Царства живой природы Проведение рубежной аттестации.

7 класс.

Структура и свойства вещества (2 часа) Структура и свойства веществ.

Механическое движение. Гидроусилитель (2,5 часа) Механическое движение. Гидроусилитель. Земля, мировой океан (2,5 часа) Земля, мировой океан.

Марианская впадина (2 часа) Марианская впадина.

Земные процессы (2 часа) Земные процессы.

Человек и его здоровье (5 часов)

Человек и его здоровье. Проведение рубежной аттестации.

8 класс.

Химические реакции (2 часа) Химические реакции.

Электрические явления (2 часа) Электрические явления.

Тепловые явления (3 часа)

Тепловые явления.

Электромагнитные явления (2 часа) Электромагнитные явления.

Производство электроэнергии (2 часа) Производство электроэнергии.

Внутренняя среда организма. Кровь (5 часов) Внутренняя среда организма. Проведение рубежной аттестации. 9 класс.

Структура и свойства веществ (2 часа) Структура и свойства веществ.

Химические изменения состояния вещества (2 часа) Химические изменения состояния вещества.

Физические состояния и изменения веществ (2 часа) Физические состояния и изменения веществ.

Экологические системы (2 часа) Экологические системы.

Наследственность биологических объектов (2 часа) Наследственность биологических объектов.

Здоровье человека (2 часа) Здоровье человека.

Земные процессы и циклы (4 часа)

Земные процессы и циклы. Проведение рубежной аттестации.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);

  • выполнение практических заданий;

  • поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;

  • решение ситуационных и практико-ориентированных задач; - проведение экспериментов и опытов.

В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тематическое планирование – 5 класс (16 часов)

п/п темы, раздела

Раздел, тема

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Звуковые явления

2

1

1

2.

Строение вещества

5

1,5

3,5

3.

Земля и земная кора. Минералы

4

0,5

3,5

4.

Живая природа

3

2

1

Проведение рубежной аттестации

2

2

0

Всего

16

7

9

Тематическое планирование – 6 класс (32 часов)

п/п темы, раздела

Раздел, тема

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Строение вещества.

8

1

7

2.

Тепловые явления.

8

2

6

3.

Земля, Солнечная система и Вселенная.

4

2

2

4.

Живая природа.

8

4

4

Проведение рубежной аттестации

4

4

0

Всего

32

13

19

Тематическое планирование – 7 класс (16 часов)

п/п темы, раздела

Раздел, тема

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Структура и свойства веществ.

2

1

1

2.

Механическое движение. Гидроусилитель.

2,5

1

1,5

3.

Земля, мировой океан.

2,5

0,5

2

4.

Марианская впадина.

2

1

1

5.

Земные процессы.

2

1

1

6.

Человек и его здоровье.

3

1

2

Проведение рубежной аттестации

2

2

0

Всего

16

6,5

9,5

Тематическое планирование – 8 класс (16 часов)

п/п темы, раздела

Раздел, тема

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Химические реакции.

2

1

1

2.

Электрические явления.

2

0,5

1,5

3.

Тепловые явления.

3

1

2

4.

Электромагнитные явления.

2

0,5

1,5

5.

Производство электроэнергии.

2

1

1

6.

Внутренняя среда организма. Кровь.

3

1

2

Проведение рубежной аттестации

2

2

0

Всего

16

7

9

Тематическое планирование – 9 класс (16 часов)

п/п темы, раздела

Раздел, тема

Количество часов

общее

теория

практика

1.

Структура и свойства веществ.

2

1

1

2.

Химические изменения состояния веществ.

2

1

1

3.

Физические состояния и изменения веществ.

2

1

1

4.

Экологические системы.

2

1

1

5.

Наследственность биологических объектов.

2

1

1

6.

Здоровье человека.

2

1

1

7.

Земные процессы и циклы.

2

1

1

Проведение рубежной аттестации

2

2

0

Всего

16

9

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!