ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОГРАММА
элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
10 - 11 классы
Махачкала – 2017
Печатается по решению учебно-методического совета
Дагестанского государственного педагогического университета
(Протокол №1 от 11 ноября 2017 г.. рег. Номер 91-12-17)
Шайхов М.А. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Программа для учащихся 10 - 11 классов. - Махачкала, 2017. - 8 с.
Научный редактор: доктор педагогических наук,
профессор Гаджиев Г.М.
Рецензент: Халидова Р.Ш., доктор филологических наук, зав. каф. теории и методики обучения русскому языку и литературе.
Автор программы: Шайхов М. А., к.п.н., учитель русского языка и литературы МКОУ «Гимназия Культуры мира» им. Нуцалова К.Г. с. Гуни Казбековского района РД.
Программа предназначена для учителей русского языка, работающих в выпускном классе социально-гуманитарного профиля. ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 - 11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данная программа позволит педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
© Шайхов М.А., 2017
© Дагестанский государственный
педагогический университет»
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
в 10 - 11 классах
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 –11 классов средней школы, имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ, также способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.
Программа учитывает специфику КИМов и даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Предназначена для учителей русского языка, работающих в выпускном классе. Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Данный курс позволит выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты не так давно появились в школе).
Ученики должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку.
Особое внимание в программе уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.
Основные цели и задачи изучаемого курса:
* обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
* подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
* формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С);
* решение тестов, обобщение и типизация знаний, представленных в тестах ЕГЭ прошлых лет;
*ознакомить учащихся с последней демоверсией и спецификацией ЕГЭ.;
*обучать учащихся правильному заполнению бланков ЕГЭ.
Учащиеся должны:
знать:
* сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
* содержание заданий ЕГЭ;
уметь:
* применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц
и явлений, при создании собственного текста;
* оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
* применять приёмы сжатия текста;
* понимать и интерпретировать текст;
* создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
* аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Основные организационные формы и методы обучения:
* работа под руководством учителя
* самостоятельная работа;
* работа в группах, парах;
* индивидуальная работа.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.
Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании». (Задание В3), «Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8)», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии», «Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением». (Задания А4, А5). и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Содержание курса
Подготовка к заданиям уровней А и В (34 ч)
10 класс
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)
11 класс
Подготовка к сочинению уровня С. (29 ч)
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ (5 ч)
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Структура курса « Подготовка к ЕГЭ ».
10 класс
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
На подготовку к заданиям уровней А и В отводится 34 часа, причём главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, языковым средствам, видам тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
11 класс
На подготовку к сочинению уровня С. программой выделяется 29 часов, где главное внимание сосредоточено на способы формулировки проблемы текста, анализ авторской позиции и способы аргументации собственного мнения, то есть, вопросы, которые вызывают затруднения у учащихся.
На комплексную подготовку к ЕГЭ программа отводит 5 часов, выделяя работу учащихся по индивидуальной коррекции ошибок и тренинг в формате ЕГЭ.
Основные направления работы на занятиях курса « Подготовка к ЕГЭ ».
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся –закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 - 11-х классов и рассчитана на 68 часов.
Примерное календарно-тематическое планирование
Раздел программы | Тема | |
68 ч | Дата |
1. Введение | 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 2 | |
2.Подготовка к заданиям уровней А и В. | 1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1) | 2 | |
2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30) | 2 | |
3. Средства лексической выразительности. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8) | 2 | |
4. Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8) | 3 | |
5. Фразеология. (Задания А30, В8) | 1 | |
6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1) | 2 | |
7. Морфология. Самост. и служебные части речи. (Задания А10, В2) | 1 | |
8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3). | 2 | |
9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3) | 1 | |
10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6) | 3 | |
11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5). | 1 | |
12. Синтаксич.выразит. средства. Стилистич. фигуры. (Задание В8) | 3 | |
13. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18) | 2 | |
14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25) | 2 | |
15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Зад. А27 –28) | 2 | |
16. Текст.Способы и средства связи предл-ий в тексте. (Зад. А6,7,30) | 2 | |
17. Текст. Стили и типы речи. (Задание А29) | 1 | |
3.ПРОЕКТ «Подготовка к сочинению уровня С.» | 1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы. | 3 | |
2. Защита подпроекта | 1 | |
3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 4 | |
4. Защита подпроекта | 1 | |
5. Выявление и формулировка авторской позиции. | 4 | |
6. Защита подпроекта | 1 | |
7. Способы аргументации собственного мнения. | 5 | |
8. Защита подпроекта | | |
9. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 3 | |
10. Защита подпроекта | 1 | |
11. Практикум по написанию сочинения. | 2 | |
12. Защита подпроекта | 1 | |
13. Защита проекта | 3 | |
4.Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 5 | |
Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экза-менационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подго-товки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интел-лект-Центр, 2010.
3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2011. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2010.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003;
5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.